Тайна рождения Иисуса Непорочное зачатие

Игорь Лощинин
         
        « Матерь Его сказала  Ему: Чадо! что ты сделал с нами:вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали тебя.
        Он сказал им: зачем было вам искать Меня?или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу  Моему?
        Но они не поняли сказанных Им слов »( Евангелие от Луки 2:48-50)
        ……………………….

            Вот что сообщают Матфей и Лука о «непорочном зачатии» Иисуса Христа.

    «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог »(Мф 1:18-23)

    «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» ( Лк 1:26-35)

   Сам Иисус ни разу не упомянул о Своем чудесном рождении; Апостолы в проповедях та кже  не упоминали это чудо среди всех других чудес , хотя оно и доказывало бы особое отличие Иисуса от обычно рожденных людей.  Марк ни словом не заикнулся ни о таком необычайном  рождении Христа; то же можно сказать об Иоанне. Почему?

        Само  понятие "непорочное" зачатие возникло в раннем христианстве под влиянием стоической философии, согласно которой нематериальная душа является основой праведного начала в человеке. А потому интимные отношения даже в браке являются исключительно похотью плоти, и, соответственно, воздержание от таковых является наивысшей добродетелью. Таким образом, при зачатии Иисуса никакого порока не произошло.

       У Луки  рождение Марией, так и оставшейся Девой, описано как «нашествие» на нее Духа Св. и «осенение» ее силой Всевышнего( Лк 1:35).
        В отличие от Луки, Матфей о самом рождении фактически не говорит. Евангелие от Матфея фокусируется на двух  моментах, непосредственно связанных с использованием  двух Ветхозаветных пророчеств: первое записано в книге пророка Исайи (7:13 ) , а второе в книге пророка  Михея (5:2 ).
Если сказать точнее,  исполнение  пророчества Исайи 7:13 описывают оба евангелиста. У Луки к Марии обращается Ангел Гавриил  фактически  со словами Исайи :«вот зачнешь во чреве и родишь Сына» (Лк16-31).
        В Евангелии Матфея Ангел, явившись во сне Иосифу,  объясняет обстоятельства, предшествовавшие беременности Марии, которая  является не следствием  ее неверности, а потому, что   «все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит..."
(Мф 1:22-23).
        Ситуация с браком Иосифа и Марии была весьма деликатной. Юная Мария, обрученная с Иосифом, покорно согласившись на рождение  не от мужа ,совершила просто героический поступок. Она не могла не знать,что у обрученной девушки, забеременевшей до брака, положение было очень опасным. Согласно Закону ( Второзак.22:23-24), связь обрученной  с мужчиной, не являвшимся ее женихом,коралась смертью. Если совершалось насилие, то жертву не винили,  побить камнями  полагалось  виновника. Но  как можно было применить этот закон, например, если виновник-  римский солдат? А подобное случалось в то время довольно часто, и именно это мог предположить Иосиф. В любом  случае , он не хотел предавать дело огласке. Однако, его желание отправить беременную Марию домой несколькими веками позже отразилось в Талмуде  в виде легенды о незаконнорожденном сыне  Марии и римского центуриона по имени Пантера. Отголосок этой легенды можно проследить, читая об оскорбительном ответе фарисеев Иисусу: «Мы же не от любодеяния рождены» ( Ин 8:41). Параллельно это же сообщение (уже с прямым указанием имени Иисуса) приводится языческим философом Цельсом, отрывки из которого цитируются полемизирующим с ним отцом Церкви III-го века Оригеном в дошедшем до нас трактате "Против Цельса".
        Чтобы исключить подозрения Иосифа, ему должен был явиться Ангел и пояснить, что его невеста  беременна от самого Св.Духа во исполнение пророчества  Исайи.
        НО даже после объяснений Ангела, Иосиф, взявший в жены  беременную не его ребенком Марию, не стал публично провозглашать благую весть об исполнении пророчества, чтобы не привлекать  внимание публичным сообщением о беременности  жены от «Св.Духа». У Иосифа не было повода публично гордиться своей непричастностью к рождению сына и он, наверно , так бы и унес тайну в могилу. На людях же он  вел себя как законный супруг Марии и отец Иисуса, которого все воспринимали как сына Иософа: «Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать  называется Мария и братья его Иаков и Иосия, и Симон и Иуда? И сестры его не все ли между нами? »( Мф 13:55-56 )
        О таинственном зачатии знала еще только Елизавета, родственница Марии, благодаря особому откровению Св.Духа. Но откуда же об  этом стало известно Матфею и Луке? Сомнительно, что ему об этом сообщил кто-то из троих, посвященных в тайну. Значит, — Ангел?...

        Матфей и Лука проявляют  удивительное отсутствие логики в одном из существеннейших вопросов христологии. Они основывают царскую родословную Иисуса как Мессии на отцовстве Иосифа, совершенно забывая, что, по их же собственной концепции непорочного зачатия Марии, Иисус не был плотью от плоти Иосифа и, следовательно, не был потомком Давида. Эту непоследовательность в столь важном вопросе можно объяснить лишь тем, что евангелисты запутались в собственном повествовании, желая во что бы то ни стало показать, что Иисус оправдывает ветхозаветное пророчество о  «чудесном рождении Девой» .
По традиции,  Месия должен был  быть прямым потомком царя Давида. Потомство отчитывалось по мужской линии, а значит, ни о каком «непорочном зачатии»  Мессии ,о  его рождении  не от потомка царя Давида не могло быть и речи.

           Что же предсказал Марии Ангел?  Из Евангелия от Луки (1:30-35)  следует, что   она «зачнет во чреве»; что  «родит сына, которого назовут Иисус ; и что этот сын будет прославлен настолько, что его будут называть Сыном Бога, хотя, в действительности, его отцом  в значении «предок по прямой линии», является  Давид.
    К моменту написания этих строк все три «предсказания» уже сбылись, поэтому еваангелист ( и Гавриил) по существу предсказали прошлое.
    ; 
       ТАК КТО ЖЕ БЫЛ ОТЦОМ ИИСУСА?
    Есть четыре разные т. зрения на этот вопрос.  Два Евангелия из четырех указывают на то, что отцом Иисуса  был муж его матери- плотник Иосиф..
    У Матфея (1:1-17)  приводится родословная Христа от праотца Авраама через длинную  (42 поколения) цепь предков, венчаемую отцом Христа  ( приемным ? ) -Иосифом.
    Однако, если Иосиф не отец Христа по плоти, то зачем  надо было размещать столь подробное родословие Иисуса, Сына Давида?

    Первые исследователи Иисуса отвергали гипотезу «непорочного зачатия» и были убеждены, что Иисус-Сын Иосифа и Марии.  Следовало уточнить сомнительные места и  расставить нужные акценты в истории  о «непорочном зачатии». Эта цель  стояла перед автором Протоевангелия Иакова.
Согласно апокрифу, Мария в 3  года была отдана родителями на воспитание в Храм. 12-летнюю Марию, по решению священников, отдают в опеку пожилому вдовцу- плотнику Иосифу отцу двух сыновей ( один из них, Иаков , являлся предполагаемым автором ), чтобы он «охранял девство» Марии .  Таким образом автор Протоевангелие  пытается объяснить, почему Иосиф, муж Марии, не мог быть отцом ее ребенка.

    Вернувшись домой через полгода после отсутствия в связи с плотницкими делами, Иосиф обнаруживает  беременную на шестом месяце Марию и, потрясенный,  довольно бурно реагирует н это «открытие»   :
    «Кто обманул меня? Кто причинил зло дому моему и опорочил деву?..зачем ты осквернила свою душу?...»
    Мария в ответ «заплакала и сказала:  чиста я и не знаю мужа… не знаю, откуда..» Про визит Гавриила  она ничего не сказала. Боялась  мужа, что не поверит, или...может, и не было Гавриила? а может, и был, но не Гавриил?..   Тут-то и явился во сне Иосифу, решившему отправить домой беременную не от него жену,  Ангел и успокоил его, сообщив то же, что описано в Евангелиях ....
    .. Но на пути в Вифлеем  Иосиф произносит чудовищную фразу: «Куда мне отвести тебя и скрыть ПОЗОР твой? ...» Т.е. ни  оправдания Марии, ни явление  Ангела не избавили Иосифа от подозрений. Одна фраза в Протоевангелии перечеркивает всю  концепцию .  «ПОЗОР» , а не гордость и счастье  принесло т.называемое «непорочное зачатие» ...

      Может, стОит оставить эту странную противоречивую историю о «непорочном зачатии» и принять простой и понятный факт:  плотник Иосиф был истинным отцом Иисуса , которого евангелист называет «первенцем» Марии?! «Братья и сестры» Иисуса скорее всего, были от двух браков  Иосифа , а может, и   все они - дети Марии и Иосифа, а Иисус ,мог  старший из них...

     В Евангелиях Мария играет очень незначительную роль.   Можно предположить, что  она никогда не сознавала, что породила неземное существо, сына Божьего. Напротив,  Мария также посчитала Иисуса безумцем и вместе с другими членами семьи пыталась Его изолировать от общества( см.http://proza.ru/2024/01/31/1902 )...

    Показателен эпизод, описанный в Ев.Луки (2:42-48).
    Когда Иисусу было двенадцать лет, Он отстал от родни при выходе из Иерусалима, «и не заметили того Иосиф и Матерь Его», а потом вернулись, ища его, и наконец, только через три дня обнаружили сидящим в Храме. И тут Мария произнесла в сердцах знаменательнейшие слова: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали тебя» . Нет никаких сомнений, что Мария прямо и без колебаний назвала здесь отцом Иосифа,  и невозможно усомниться, чтобы она сама не знала, кто Его отец. Она сказала это просто, естественно, как нечто само собой разумеющееся. А вот когда Иисус возразил: «Или вы не знали, что мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» - то «они не поняли сказанных им слов» (Лк. 2:49-50).
Они не поняли! Значит, ни Иосиф, ни, что особенно важно, Мария в действительности не знали и даже не подозревали, что у Иисуса может быть какой-то другой отец, кроме Иосифа. Но мальчик-то уже думал по- другому, и нам следует запомнить это обстоятельство, когда впервые к Христу пришла мысль о том, что Он - сын Бога Живого..

    Версия о непорочном зачатии стала общим догматом не в 1-м веке, ибо Иисуса называли тогда сыном Иосифа и обе генеалогии, предназначенные приводить Мессию к роду Давида, относятся к Иосифу; апостол Павел прямо называет Иисуса потомком Давида "по плоти" (Рим.1:3). Кроме того, даже в конце 1-го века люди, верующие в Христа, считались рожденными от Бога (Ин.1:12-13), а рассказы о непорочном зачатии были вставлены в уже сложившийся текст никак не ранее рубежа 1 и 2-го веков.


                Пророчество Исайи и рождение Девой

    Пророчество, описанное в 7 главе книги пророка Исайи, относится к совершенно конкретному лицу  и конкретным историческим. событиям:
«И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. ( Ис 7:1)
    Историческая ситуация описываемых событий была  такова.Во времена правления иудейского царя Ахаза (ок 736-ок.716 гг.до н.э.) на Ближнем Востоке восходит новая империя — Ассирия. Чтобы противостоять ее экспансии, Финикия, Сирия, Израиль (Северное царство) решили создать свою коалицию. Но Ахаз не желал в нее входить. Войска объединенной армии осадили Иерусалим с целью свергнуть Ахаза. Ахаз испугался и стал просить помощи у ассирийского царя.
Бог желая, чтобы Ахаз, потомок Давида, имел возможность воочию убедиться в реальности Всевышнего, через Исайю 7:11 обратился к Ахазу. Пророк говорил Ахазу, чтобы тот не боялся выступивших против него соединённых армий и не обращался за помощью к Ассирии. Он вскоре сам сможет победить их собственными силами, и вот знак, который подаст Ахазу Всевышний:
   «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.» (Ис 7:14-16)
   Т.е. знамение заключалось в том, что вот эта молодая женщина ("алма" с определенным артиклем ) забеременеет и родит сына, которого нарекут Еммануил ( досл. перевод этого евр. имени: "С нами Бог"), и прежде, чем этот ребёнок вырастет, армии союзников будут разбиты .
Смысл  Пророчества ясен:ясен — пророк говорит о событиях, которые должны произойти вскоре, при жизни царя Ахаза.
   Относительно того, какая именно женщина должна будет родить , мнения комментаторов разделились, однако, большинство согласны, что речь идет о супруге одного из участников беседы — вероятно, жене самого пророка .

   Божеств. знак ("знамение" ), на котор. указывают пророки в подтверждение своих слов, не всегда явл. чудом, нарушающим законы природы; зачастую обычное событие , предмет или человек могут стать символами, напоминающим людям о пророчестве и его исполнении. В данном случае рождение ребёнка конкретной женщиной, известной говорящим, в ближайшее будущее - должно стать знаком падения союзников в более отдалённом будущем. Именно последнее является смыслом пророчества, к-рое и было исполнено.

Спор об Ис 7:14 в связи с Евангелием  от Матфея , точнее, о связи знамения в Ветхозаветном пророчестве с зачатием Иисуса , не прекращается и в настоящее время.
Христианские апологеты утверждают: “какое же знамение, о котором тут говорит пророк Исаия, было бы в рождении сына от молодой женщины, если это является повседневным обыкновением?”
Однако, как считают другие комментаторы,
" Божественный знак , на который указывают пророки в подтверждение своих слов, отнюдь не всегда является чудом, нарушающим законы природы (как, например, в книге Исход 3:12); зачастую обычное событие, предмет или человек могут стать символами, напоминающими людям о Божественном Провидении, о пророчестве и о его исполнении. В данном случае рождение мальчика (близкое будущее) должно стать знаком будущего падения союзников (далекое будущее)"
Споры велись и продолжаются в отношении этой неизвестной,  кто она : «альма» ( пер. молодая женщина) или «бетула» (пер. девственница).Ответ дали самые древние тексты Книги Исаии, известные на сегодняшний день,обнаруженные в Первой кумранской пещере (Вади-Кумран).Анализ текстов одного из свитков даёт чёткий ответ:
В Ис.7:14 значится именно "альма", a ne "бетула" , т.е. “молодуха”, а не “девственница”.

    Многие исследователи считают, что вопрос "альма" или "бетула", вообще не существенен. Главное, не кто родил, а кого.  Но это уже след. вопрос. А пока можно окончательно закрыть первый : речь у Исайи идёт о молодой женщине ("молодухе")
и ни о каком сверхестественом "непорочном" зачатии - не сообщается.