Для верующего человека две существенно различные фигуры - исторического Иисуса и Иисуса керигмы -сливаются в один образ. С одной стороны, это реальная личность, человек, который две тысячи лет тому назад бродил по пескам Палестины. А с другой стороны, это Богочеловек христианского вероучения, Божественная личность…
Несмотря на пласты искажений и фантазий, евангельский Иисус очень хорошо очерчивается как реальная фигура. Это Палестинский еврей первого века, и он не узнал бы себя как в современных христианских проповедях, так и в книгах, посвященных ему.
Иисуса нельзя сделать " актуальным" для нашего времени, как полагают большинство проповедников. Пытаясь превратить его в нашего современника, мерить "своей линейкой" , мы искажаем его образ и весть.Он был человеком своего времени. Он верил в дьявола, в действие "злых сил"..Он, очевидно, считал плохим любое правительство, за исключением грядущего Царства , где Бог будет править через Мессию. Он верил, что наступит "перелом", но не в результате национальной борьбы, т.е.через усилия человека.Он верил, что Бог пошлет Судью, который установит на земле Царство, и считал, что ждать недолго, а под этим Судьей,скорее всего, представлял себя...
Иисус-человек своего времени и вырвать его оттуда невозможно! Любая реконструкция Иисуса исказит его образ, если в ее основе будет Иисус, понятый в соответствии с нашими сегодняшними прагматическими мерками. Но в главном мы можем быть уверены : Иисус Христос — не миф, он действительно существовал!
В этом убеждают нас самые ранние сообщения о Нем Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Светония , Тацит и др. авторов конца первого – начала второго века, т.е.
практически Его современников . Эти сообщения очень важны и потому, что их авторов нельзя заподозрить в выдумке , зная негативное отношение иудеев и римлян к Христу из Галилеи. Суммируя , они предоставляют нам следующие факты:
Иисус Христос жил в первом веке, был признан мудрецом, был учителем и творил удивительные и необычные дела. Люди верили, что Он учил истине, за Ним последовало много иудеев и греков, Понтий Пилат осудил Его на распятие, некоторые ученики были верны Ему , через них христианство распространилось и приобрело множество последователей. Это как минимум 8 фактов, большинство из которых упоминаются и подтверждаются в Новом Завете.
Несколько упоминаний об Иисусе содержится в Талмуде:«Иисус Назарянин занимался колдовством, обманывал и вводил Израиль в заблуждение». Там же написано: «Иисус Назарянин был повешен, за сорок дней до этого глашатай возвестил: «Иисус Назарянин объявлен приговоренным к побитию камнями, так как занимался колдовством, подстрекал и соблазнял Израиль к идолопоклонству. Ели кто может сказать что-то в Его защиту, пусть придет и заявит об этом». Но поскольку они не нашли ничего в его защиту, то повесили его в (канун субботы) канун Пасхи».Для сохранения максимальной объективности в стремлении узнать об Иисусе из небиблейских источников необходимо отметить, что некоторые ученые не рассматривают Талмуд как авторитетный источник для изучения жизни Иисуса из-за слишком позднего времени его написания и поэтому не считают его независимым источником, тогда как другие, уверены, что из Талмуда так же можно получить определеную информацию о Христе.
Тацит представляет уникальное свидетельство о Христе, которое некоторые все же до сих пор оспаривают. Однако, большинство ученых убедил тот факт, что Тацит был членом совета жрецов, в чьи обязанности входило надзирать за иностранными религиозными культами в Риме;можно предположить, что он располагал сведениями о происхождении христиан благодаря своему труду в этой организации. Тацит сообщает:
«Христос, основатель христиан, был приговорен к смерти Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи в правление Тиберия. Но пагубное суеверие, подавленное на некоторое время, вспыхнуло вновь, не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме».
Тацит не только подтверждает существование Христа,но и то, что Он был основателем христианства, что Пилат, приговорил Иисуса к смерти, что христианская религия возникла в Иудее и позднее распространилась до Рима. Таким образом, от одного только Тацита можно получить как минимум шесть фактов, подтверждающих достоверность новозаветных посланий.
Гипотетический источник Q (40-70 гг. н.э.)
Авторы евангелий от Луки и от Матфея, как показывают текстологические исследования , обращались, наряду с евангелием Марка, к гипотетическому (уже не существующему) источнику, известному как Q, откуда заимствованы многие содержащиеся в них высказывания.
Хотя ученые почти единодушно признают существование Q , о нем все еще мало известно.
Тем не менее, Q приближает нас к начальным событиям жизни Иисуса и датируется ранее написания евангелия от Марка ( приблизительно 70 г. н. э.). Некоторые исследователи датируют этот документ 40-ми и даже 30.ми годами…
«Псевдохристианские» источники
Христиане не особенно интересовались какими-либо сторонами жизни Иисуса до начала Его служения. В Евангелиях не упоминается о том, что происходило с Ним до крещения,очень мало сведений о родителях и семье Иисуса, не сообщается или приводятся противоречивые данные о дате и месте рождения...
Послания Павла также не связаны с какими-либо событиями из Его биографии, за исключением распятия и воскресения.
По мере того, как после смерти Иисуса возрастал интерес к событиям Его жизни, стала ощущаться потребность заполнять пробелы в биографии и особенно — разобраться в фактах Его рождения. Однако аутентичные предания были безвозваратно утеряны, и тогда стали появляться «псевдохристианские» произвдения, компенсирующие фантазией нехватку исторических сведений.
К таким произведниям относятся гностические евангелия , написанные в период с 100 по 400 г н.э, авторы которых пытались представить события жизни Иисуса так, чтобы Он вписывался в их теологическую систему. При этом они искажали и подтасовывали факты из жизни исторического Иисуса , описывая, точнее, сочиняя, события, о которых отсутствовала информация.
Из источников такого толка следует упомянуть Послание ( или Апокриф) Иакова. написанное в начале второго века; Евангелия от Филиппа,Фомы, Петра и др.,также относящееся ко второму веку .
Евангелие от Иуды, которое стало известно широкой публике в 2006 г, породило сенсацию: Иуда Искариот представлен в этом Евангелии не как предатель, а как фигура незаурядная и трагическая . Он — самые преданный ученик , предающий Учителя по Его собственной воле. Евангелие написано во второй половине второго века, скорее всего, как противовес магистральной линии христианства.
Особой популярностью пользовалось и пользуется в настоящее время Протоевангелие Иакова. Выражение «протоевангелие» в данном случае подразумевает, что в этом тексте речь идет о событиях, предшествовавших повествованиям о Рождестве Спасителя в канонических Евангелиях.Хотя наименование «Иакова Протоевангелие» закрепилось в научной лит-ре, вероятно, оригинальным было название «Рождество Марии» или «Откровение Иакова». На это произведение ссылается Ориген в связи с вопросом о «братьях Господних» и многие др, в т.числе, современные авторы.
Другое произведение — «Сказание Фомы о детстве Христа». Оно просто ошарашивает потоком совершенно невероятных, а иногда и очень жестоких чудес, которые Иисус якобы совершил в возрасте от 5 до 12 лет. Ребенок,описанный в этом произведении, на редкость неприятен; весь труд можно даже понять как антихристианскую сатиру...
В результате ознакомления с различными источниками информации об Иисусе Христе неизбежно возникают вопросы, которые в совокупности можно обозначить как «ТАЙНЫ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА».
Тайнами окутана история Его рождения и семьи; загадочно учение о Царстве и Его роли в нем. Тайна — это все , что происходило в Его жизни в течение 20-летнего периода с 12 лет до крещения . И конечно, загадочны обстоятельства, приведшие Его к казни, события , связанные с Его смертью, включая загадку Туринской плащаницы...
Может быть, пытаясь прикоснуться к этим тайнам, мы сможем больше узнать о реальном Иисусе из Назарета.
Начнем с тайны рождения Иисуса - "непорочного зачатия" .