Небиблейские свидетельства об Иисусе Христе

Игорь Лощинин
         Для верующего человека две существенно различные фигуры - исторического Иисуса и Иисуса  керигмы -сливаются в один образ. С одной стороны, это реальная  личность, человек, который  две тысячи лет тому назад бродил по пескам Палестины. А с другой стороны,  это Богочеловек христианского вероучения, Божественная личность…
           Несмотря на пласты искажений и фантазий, евангельский Иисус очень хорошо очерчивается как реальная фигура. Это Палестинский еврей первого века, и он не узнал бы себя как в современных христианских проповедях, так и в книгах, посвященных ему.
           Иисуса нельзя сделать " актуальным" для нашего времени, как полагают большинство проповедников. Пытаясь превратить его в нашего современника, мерить "своей линейкой" , мы искажаем его образ и весть.Он был человеком своего времени. Он верил в дьявола, в действие "злых сил"..Он, очевидно, считал плохим любое правительство, за исключением грядущего Царства , где Бог будет править через Мессию. Он верил, что наступит "перелом", но не в результате национальной борьбы, т.е.через усилия человека.Он верил, что Бог пошлет Судью, который установит на земле Царство, и считал, что ждать недолго, а под этим Судьей,скорее всего, представлял себя...
          Иисус-человек своего времени и вырвать его оттуда невозможно! Любая реконструкция Иисуса исказит его образ, если в ее основе будет Иисус, понятый в соответствии с нашими сегодняшними прагматическими мерками. Но в главном мы можем быть уверены :  Иисус Христос — не миф, он действительно существовал!

    В этом убеждают нас   самые ранние сообщения о Нем   Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Светония , Тацит и др. авторов конца первого – начала второго века, т.е.
практически Его современников  . Эти сообщения очень важны и потому, что  их авторов нельзя заподозрить в  выдумке , зная   негативное отношение иудеев и римлян к Христу из Галилеи. Суммируя , они  предоставляют нам  следующие факты:

    Иисус Христос жил в первом веке,  был признан мудрецом,  был учителем и творил удивительные и необычные дела. Люди верили, что Он учил истине,  за Ним последовало много иудеев и греков,  Понтий Пилат осудил Его на распятие,  некоторые ученики  были верны Ему , через них христианство распространилось и приобрело множество последователей. Это как минимум 8 фактов, большинство из которых упоминаются и подтверждаются в Новом Завете.

    Несколько упоминаний об Иисусе содержится в Талмуде:«Иисус Назарянин занимался колдовством, обманывал и вводил Израиль в заблуждение». Там же написано: «Иисус Назарянин был повешен, за сорок дней до этого глашатай возвестил: «Иисус Назарянин объявлен приговоренным к побитию камнями, так как занимался колдовством, подстрекал и соблазнял Израиль к идолопоклонству. Ели кто может сказать что-то в Его защиту, пусть придет и заявит об этом». Но поскольку они не нашли ничего в его защиту, то повесили его в (канун субботы) канун Пасхи».Для сохранения максимальной объективности в стремлении узнать об Иисусе из небиблейских источников необходимо отметить, что некоторые ученые не рассматривают Талмуд как авторитетный источник для изучения жизни Иисуса из-за слишком позднего времени его написания и  поэтому не считают его независимым источником, тогда как другие, уверены, что из Талмуда так же можно получить  определеную информацию о Христе.

    Тацит представляет уникальное свидетельство о Христе, которое некоторые все же до сих пор  оспаривают. Однако,  большинство  ученых убедил тот факт, что Тацит был членом совета жрецов, в чьи обязанности входило надзирать за иностранными религиозными культами в Риме;можно предположить, что он располагал сведениями о происхождении христиан благодаря своему труду в этой организации.  Тацит сообщает:
«Христос, основатель  христиан, был приговорен к смерти Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи в правление Тиберия. Но пагубное суеверие, подавленное на некоторое время, вспыхнуло вновь, не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме».
   Тацит не только подтверждает существование Христа,но и то, что Он был основателем христианства, что  Пилат, приговорил Иисуса к смерти, что христианская религия возникла в Иудее и позднее распространилась до Рима. Таким образом, от одного только Тацита можно получить как минимум шесть фактов, подтверждающих достоверность новозаветных посланий.

        Гипотетический источник Q (40-70 гг. н.э.)
      Авторы евангелий от Луки и от Матфея, как показывают текстологические исследования , обращались, наряду с евангелием Марка, к гипотетическому (уже не существующему) источнику, известному как Q, откуда заимствованы многие содержащиеся в них высказывания.
Хотя ученые почти единодушно признают  существование Q ,  о нем все еще мало  известно.
Тем не менее, Q приближает нас к начальным событиям жизни Иисуса и датируется ранее написания евангелия от Марка ( приблизительно 70 г. н. э.). Некоторые исследователи датируют этот документ 40-ми и даже 30.ми годами…


        «Псевдохристианские» источники

        Христиане не особенно интересовались какими-либо сторонами жизни Иисуса до начала Его служения.  В Евангелиях  не упоминается  о том, что происходило с Ним до крещения,очень мало сведений о  родителях и семье Иисуса, не сообщается или приводятся противоречивые данные о дате и месте  рождения...
Послания Павла  также не связаны с какими-либо событиями из Его биографии, за исключением распятия и воскресения.

    По мере того, как  после смерти Иисуса возрастал интерес  к событиям Его жизни, стала ощущаться потребность  заполнять пробелы в  биографии и особенно — разобраться в фактах Его  рождения. Однако  аутентичные предания  были  безвозваратно утеряны,  и  тогда  стали появляться  «псевдохристианские» произвдения, компенсирующие  фантазией нехватку исторических сведений.

    К таким произведниям относятся  гностические евангелия , написанные в период с 100 по 400 г н.э, авторы которых пытались   представить события жизни  Иисуса так, чтобы Он вписывался в их теологическую систему. При этом они искажали и подтасовывали факты из жизни исторического Иисуса , описывая, точнее, сочиняя, события,  о которых  отсутствовала информация.
    Из источников такого толка  следует   упомянуть  Послание ( или Апокриф) Иакова. написанное  в начале второго века; Евангелия от Филиппа,Фомы,  Петра и др.,также относящееся ко второму веку .

    Евангелие от Иуды, которое стало известно  широкой публике в 2006 г, породило сенсацию: Иуда Искариот  представлен  в этом Евангелии  не как предатель, а как  фигура незаурядная и трагическая . Он — самые преданный ученик , предающий Учителя  по Его собственной воле. Евангелие написано во второй половине второго века, скорее всего, как  противовес  магистральной линии христианства.

    Особой популярностью  пользовалось и пользуется  в настоящее время Протоевангелие Иакова. Выражение «протоевангелие»  в данном случае подразумевает, что в этом тексте речь идет о событиях, предшествовавших повествованиям о Рождестве Спасителя в канонических Евангелиях.Хотя наименование «Иакова Протоевангелие» закрепилось в научной лит-ре, вероятно, оригинальным было название «Рождество Марии» или «Откровение Иакова». На это произведение ссылается Ориген  в связи с вопросом о «братьях Господних»  и многие др, в т.числе, современные авторы.
    Другое произведение — «Сказание Фомы о детстве Христа». Оно  просто ошарашивает потоком  совершенно невероятных, а иногда и очень жестоких чудес, которые Иисус якобы совершил в возрасте от 5 до 12 лет. Ребенок,описанный в этом произведении, на редкость неприятен; весь труд можно  даже понять как антихристианскую сатиру...

    В результате   ознакомления  с  различными источниками информации об Иисусе Христе неизбежно возникают вопросы, которые в совокупности можно обозначить как «ТАЙНЫ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА».
    Тайнами окутана история  Его рождения и семьи; загадочно  учение  о Царстве и Его роли в нем. Тайна — это  все , что  происходило в Его жизни в течение 20-летнего периода с 12 лет до крещения . И конечно, загадочны обстоятельства, приведшие Его к казни,  события , связанные с  Его смертью, включая  загадку Туринской плащаницы...
     Может быть, пытаясь прикоснуться к этим тайнам, мы сможем больше узнать о реальном Иисусе из Назарета.
Начнем с тайны  рождения Иисуса - "непорочного зачатия" .