25. 1

Ирина Дубовик
Из прошлого очерка: «символическое описание способно найти отклик в человеке в меру его живости». Библейские экзегеты утверждают «что каждый библейский стих имеет 70 (!) уровней интерпретации».* Но «70» - это не число интерпретаций, а символ, говорящий о 7 уровнях** «завета» с Господом («радуге»), где 0 (символ осмысленной души), здесь как потенциал понимания всего человеческого множества, отражаемого на этих уровнях своеобразно. Т.е. это миллиарды толкований откровений, собранных в Библию, если такое число людей знакомо с Библией. При этом похожие толкования дадут люди, понимание которых соответствуют тому или иному одному уровню. Меры «живости» (осознанности) демонстрируют сегодня исследователи внутреннего мира человека (эзотерики всяких мастей) с уровней 5,6,7 Среди них нет согласия: каждый из них осваивает открытие своей меры, делая на этом основании выводы о всей полноте, иногда с оговорками, что это его личные гипотезы (осознавая свою ограниченность).

На слайде очерка «Планомерность» есть сведения, которые здесь намерена повторить.
Традиционны «четыре (меры понимания), обозначаемые древнееврейскими словами:
- <пшат> – “простой смысл”, буквальное толкование (исторический контекст);
- <ремез> – “скрытый намёк”, иносказательное объяснение;
- <друш> – “изыскание”, толкование символов, скрытых за завесой простого повествования;
- <сод> – “тайна”: имеется ввиду таинство Божественной, высшей жизни, “просвечивающей” сквозь данный cтих и доступное восприятию лишь особо одарённых, духовных людей.
Эти четыре слова образуют аббревиатуру <Пардес> (более прагматично термин описан в Википедии), что означает “райский сад” мудрости. …Смысл Библии неисчерпаем».*

Смысл Библии – книги! – один конкретный: донести символами (терминами) мудрость пророков и апостолов, которые свой образ жизни выстраивали с той мерой «живости» (осознанности), которая позволяла проявлять значимые меры истины (меры смыслов = мыслей Господа) для той или иной эпохи существования человечества. Другое дело, что до рождения письменности термины были отчасти однозначными словам = мерами господ = мерами Слов Господа, которые с развитием письменности (условности) были низведены в термины (многозначные символы). Теперь путь обратный – в единство.

<Сод> – ”тайна”, «доступная восприятию лишь особо одарённых, духовных людей», открывается КАЖДОМУ человеку на уровне 8, когда идёт активное разобусловливание души, и дух получает возможность складывать меры истины в целое видение. Деление людей на духовных и недуховных = абсурд. Дух = мысль (мера интеллекта) и не важно какая мысль и чья она: все мысли родом из интеллекта Господа. И все люди мыслящие. В т.ч. олицетворяющие душу: каждое её состояние или мера состояния (чувство) несёт в себе мысль, аналогично олицетворяющий дух не возможен без формы своей, наделён чувствами, сопровождающими дух по жизни. Да, тут линейному мышлению не пруха: как же олицетворяет только дух, а и душа при нём и, наоборот: мыслящее состояние?! Всё просто. Дело в ЦНС, которая принимает (отражает) только одну сущность, как и любой измерительный прибор «не может измерять как волновые, так и корпускулярные свойства одновременно»*** (принцип неопределённости квантовой механики). Основа же человека, растительная – ВНС (АНС), где взаимодействуют силы и духа, и души. Отражая отношения духа и души, мозг (ЦНС) молчит = рассудок подчиняется разуму.

Иные три уровня, включённые в <Пардес> становятся мерами <Сод>, но понимая тех, кто воспроизводит своё понимание с этих уровней, представитель уровня <Сод> никак не может вывести их на уровень собственного понимания: это результат пути, который недоступен тем, кто на этот путь ещё не встал, но по-своему к нему приближается.
____________________________________________________
*Щедровицкий Д.В. «Введение в Ветхий завет. Пятикнижие Моисеево». 2008
**В нумерологию Полноты входит 10 цифр = знаков = символов: 0 – знак осмысленной души, жизненного потенциала и 9 уровней духовного преобразования: I (1), II (2), III (3), IV (4), V (5), VI (6), VII (7), VIII (8), IX (9). Из 10 символов соткано всё множество чисел, символизирующих игру смыслов, которыми можно описать этапы, события, обстоятельства и каждый миг жизни человека и всего человечества. Об этих символах говорилось в разных очерках, их конкретное толкование дано в очерке «Матричность». Девять уровней, а символ завета Господа с человеком – 7 («радуга»), поскольку 8 и 9 – это уровни «прощания» с человеческой жизнью духа и души (завершение умного делания) = возвращение духа и души к безусловным отношениям (восстановлению функции разума), статусу господа. Так и 70 уровней интерпретации (не 60 и не 80 или 90) = символ человеческой полноты, за которым человек уже не интерпретирует, не визуализирует, а погружается в ту жизнь (сосуществование духа и души), которую до 7 уровня считал сверхъестественной (в «Царствие Божие», «небесное» = безусловное бытие, непривязанное к Земле). Однако естество = Я Есть = основа жизни каждого.
***Питер Эткинз. Десять великих идей науки. Как устроен наш мир. 2008


СПРАВКА. Кому интересно, приведу цитаты о принципе неопределённости из книги П. Эткинза. (в новеллах они тоже приводились, как актуальные). Как уже ранее писала, ВСЕ знания, имеющие статус основания для явления Полного завета уже получены. ПЗ в своей основе: структура и принцип их соединения, иногда уточнения. Естественно, что разрозненные знания весомо отличаются от истины (всегда следует учитывать, что целое не есть сумма его частей), которая восхищает.

Сегодня физики признают дуальность вещества и излучения: то, что они обладают характеристиками, как волн, так и частиц. «Мы больше не должны думать о волнах и частицах как о различных сущностях, но будем говорить о свойствах частиц (как мы согласились называть эти сущности, имеющие характер хамелеона)».

«Многие люди – и среди них отцы-основатели квантовой механики – считают, что принцип неопределенности ограничивает наше понимание мира, ибо, поскольку мы не можем знать положение и импульс частицы одновременно, нам доступно лишь неполное знание ее состояния. Этот пессимистический взгляд, по моему мнению, является следствием нашей культурной обусловленности. Классическая физика и наш непроизвольный повседневный опыт воспитали в нас веру в то, что вещи мира полностью описываются в терминах положений и импульсов. То есть, чтобы описать путь летящего мяча – или просто предугадать, когда по нему следует ударить, - нам необходимо оценить его положение и импульс в каждый момент. Что нам демонстрирует квантовая механика и, в частности, принцип неопределенности, так это то, что это ожидание, ожидание описания в терминах обоих атрибутов, является чрезмерным. Мир просто не соответствует ему. Квантовая механика говорит нам, что мы должны выбирать. Мы должны выбирать между обсуждением мира в терминах положений частиц и обсуждением мира в терминах импульсов частиц. Другими словами, нам следует говорить только о положении мяча или только об его импульсе. Именно в этом смысле принцип неопределенности является главным упрощением нашего описания мира, поскольку он показывает, что наши классические ожидания ложны; мир просто не похож на картинку, рисуемую классической физикой и непроизвольным повседневным опытом».

«Из принципа неопределенности следует, что для описания мира существует два языка: язык положений и язык импульсов. Если мы попытаемся использовать оба языка одновременно (как делает классическая физика, и до сих пор делают те, кто находится под влиянием ее принципов), мы можем ожидать, что создадим ужасную путаницу, как если бы мы попытались смешать английский и японский языки в одном предложении».

«Нильс Бор в 1927г. возвел принцип неопределенности в ранг философской позиции, введя принцип дополнительности, название для которого он, по-видимому, почерпнул в книге Уильяма Джеймса “Принципы психологии”. Этот принцип не вполне ясен, но в целом он утверждает, что существуют альтернативные пути восприятия мира, что мы должны выбирать одно или другое описание и не имеем права эти описания смешивать. Принцип Бора является центральной составляющей копенгагенской интерпретации квантовой механики, которая и выросла на его основе. Копенгагенская интерпретация представляет собой сеть позиций и, что наиболее важно, с «позитивистским» взглядом на природу, в котором единственными элементами реальности являются результаты измерений. Измерение является нашим единственным окном в природу, и всё, что получено не через это окно, является просто метафизической спекуляцией и не заслуживает рассмотрения в качестве реальности. Ни один инструмент не может измерять как волновые, так и корпускулярные свойства одновременно, поэтому эти свойства дополнительны».

Т.е. «мы больше не должны думать о волнах и частицах как о различных сущностях… Если мы думаем в терминах частиц, нам приходится думать в терминах их положений. Если мы думаем в терминах волн, нам приходится думать в терминах их длин и, следовательно, из соотношения де Бройля, в терминах импульсов. Принцип неопределенности выражает эту сущностную дополнительность, предупреждая нас, что определение корпускулярных свойств (положения) препятствует определению волновых свойств (импульсов). Простое детерминистическое описание мира может быть получено, только если мы отказываемся от одной или другой из этих модальностей мышления».

КОММЕНТАРИЙ К МАТЕРИАЛУ СПРАВКИ. «Волна» - критерий осмысленной души (импульс от духа); «частица» - критерий меры фиксированного смысла = духа (его положение от души). Утверждение, что «существуют альтернативные пути восприятия мира, что мы должны выбирать одно или другое описание: не имеем права эти описания смешивать» проверено временем и нашло своё отражение в теории соционики (интеграции знаний психологии, социологии, информатики) как восприятия «сенсорного» (основа людей, олицетворяющих дух) и «интуитивного» (основа людей, олицетворяющим душу). И смешивать их: пытаться взрастить у духов интуицию (ясновидение), а у душ сенсорику (экстрасенсорику) не получится (мозг – инструмент, не приспособлен для этого). Но они дополняют друг друга, особенно когда люди толерантны и прислушиваются друг к другу. Аналогично модальность (от лат. modus – способ, образ) мышления людей-духов и людей-душ принципиально разная, при этом результаты мышления могут совпадать.