Не долгая дорога в дюнах. 10 лет

Гера Фотич
  Мне уже несколько лет хотелось написать историю возникновения нашего «Союза Лужских писателей». Но всё откладывал, а потом случались какие-то неприятности, и надо было их решать. И вот теперь, когда мне показалось, что жизнь Союза стала протекать равномерно по плану без каких-либо препятствий, я решил взяться за перо.
   Начну с того времени, когда меня начали издавать. Я вступил в Союз писателей Санкт-Петербурга и, получив несколько литературных премий, стал задумываться о продвижении творчества. Для этого создал свой сайт, затем странички в Одноклассниках, Вконтакте,  Твитере и других соцсетях, которые смог найти. Но активное общение пошло на теперь запрещённом сайте. Показалось, что именно здесь собрались все творческие люди: поэты, прозаики и художники. Дело завертелось. Стал выставлять отрывки из своих произведений, общаться с читателями на презентациях в книжном магазине «Буквоед» и городских библиотеках. Нашлась даже парочка режиссёров и продюсеров предложивших помочь в работе над сценариями.
   Но главное, что я подружился с хорошими писателями, в числе которых были бывший директор крупной полиграфической фабрики Питера Леонид Блох и отставной капитан первого ранга подводник Борис Гурчев. Через некоторое время общения мы узнали, что все живём в Лужском районе Ленинградской области. Стали встречаться в Центральной городской библиотеке. В этом прибежище творчества издревле концентрировался литературный люд.
   Было лето. 2014 год Владимир Путин назвал годом Культуры. По телевизору рассказывали о Президентских грантах, о помощи фондов на развитие культуры малых городов. И мы решили тогда объединиться под покровительство государства, всецело отдаться его заботе в надежде на помощь творческим жителям Лужского района, ну и себе любимым какую копеечку заработать. Прибавку к заслуженной пенсии так сказать. А для этого надо было приобрести статус официального лица.
   Диссидентов среди нас не было, и мы готовились отдать все силы на процветание будущего «Союза Лужских писателей».
   Для начала я нашёл через интернет юридическую фирму на Невском проспекте, которая обещала помочь в регистрации нашего намерения. Заручившись поддержкой директора библиотечной системы уважаемой Юлии Феофиловой, вместе с Блохом и Гурчевым поехали подавать документы. Через месяц уже получили обратно зарегистрированное Региональное общественное объединение с юридическим адресом в Центральной библиотеке.
     Радости нашей не было предела, но к подбору членов Союза решили подходить строго профессионально. Поэтому из многочисленных поэтических кружков и объединений приняли в Союз пятерых, выдали им удостоверения, остальных стали обучать, разбирая их произведения. Мечтали выпустить свой журнал, организовать творческие семинары и фестивали, поездки по библиотекам Лужского района  и Ленинградской области. Полёт нашей фантазии не ведал границ.
   Дальше действовали по плану. Я пошёл по инстанциям искать меценатов. Просить мне было легко — ведь это не для меня!
   Сначала познакомился с администрацией. Приняли меня хорошо. Глава района Олег Малащенко обещал всяческую помощь. Закрепил за нами начальника отдела по молодёжной политике — пожилую худенькую невысокую даму шуструю и улыбчивую пенсионерку.
Та сразу стала меня укорять:
    — Что же вы пришли в сентябре? Бюджет уже распределили! Вот на следующий год — пожалуйста! Напишите официальную заявку — обязательно поможем!
Тут же на первом этаже здания я обнаружил кабинеты представительств политических партий. Меня распирало вдохновение — я чувствовал себя чудесным вестником, обладающим великой мистической тайной.
   Начал я, как полагается, с ведущей партии «Единая Россия». За дверью кабинета сидела полная женщина лет за шестьдесят в очках. Она что-то сосредоточенно писала. Я успел только поздороваться и обаятельно улыбнуться.
    — Денег нет! — отрезала она, подняв лицо от стола и равнодушно глядя в мою сторону.
   Такой конкретики в разговоре я даже во время службы в милиции не наблюдал. Осмотрел себя со всех сторон — что не так в одежде? Плохо выгляжу? Не брит? Но всё было прилично — костюм с галстуком в тон рубашки подбирала жена. С такой прозорливостью я никогда не сталкивался. Рассказывать ей о том, что в её родном городе впервые создан Союз писателей, мне показалось унизительным. Поскольку обращение моё всё-таки касалось материальной помощи.
   Женщина продолжала в упор смотреть на меня поверх очков, сжав тонкие губы и нервно подрагивая щеками. Мне ничего не оставалось, как извиниться и закрыть дверь.
Я почувствовал разочарование за того кого просил — «Союз Лужских писателей». Он показался мне убогим и косноязычным, примитивным и надоедливым. Я даже не успел его представить этой чиновнице возглавляющей правящую партию, за которую вот уже много лет голосует большинство. А значит вердикт, казалось, Союзу вынесла вся страна.
   Оптимизма во мне поубавилось. Но оставалось ещё две надежды.
   Следующая партия была ЛДПР. На мой скромный стук никто не отреагировал, и мне пришлось открыть дверь, поздороваться. В кабинете находились две женщины внешне как две капли похожие на предыдущую коллегу. Они что-то напряжённо обсуждали. Одна сидела за столом, а вторая склонилась к ней, поставив одно колено на сидушку свободного стула и выставив в мою сторону широкие ягодицы обтянутые шерстяным платьем в мелкий цветочек. Я подумал, что это похоже на дурную примету.
   На моё приветствие обе обернулись и заинтересованно меня оглядели. Я представился председателем «Союза Лужских писателей» и, видя, что они продолжают слушать, начал рассказывать о творческих планах, выпуске журнала, литературных встречах и совместной работе по культурно-политическому орошению трудящихся Лужского района.
   Реакция женщин была совершенно противоположной от общения в предыдущем кабинете. Они обе встали, тут же за руки усадили меня к столу, сами сели напротив и стали внимательно расспрашивать обо всём, что касалось нашего творческого потенциала.
     — Вот вы-то нам как раз и нужны! — обрадовалась та, что сидела за столом. Она была в строгом чёрном костюме и белом бадлоне, обтягивающим морщинистую шею. — Пишите ходатайство! Завтра к нам приезжает куратор из Питера, и вы ему расскажете о ваших проблемах и передадите бумагу. Только не опаздывайте — завтра в десять!
   Здесь я почувствовал, как мой подопечный «Союз писателей» расправил крылья. Он уже звучал по местному телевидению, освещался в прессе, кружил над посёлками и деревнями, намечая очередность посещения сельских библиотек, чтобы увлечь усталые человеческий души красотой слова, мелодичным звучанием рифм. Видел очереди в читальни за источником знаний, глотком свежего творчества.
   На следующий день в назначенное время я прибыл к зданию администрации. Здесь стояли две красивые блестящие иномарки с питерскими номерами. Вокруг суетились молодые люди в модных чёрных костюмах с зауженными немного коротковатыми брюками, позволяющими белоснежным носкам выглядывать из лаковых полуботинок.
   Меня усадили на заднее сиденье шикарного БМВ и машины тронулись в путь.
Рядом со мной оказался худощавый парень лет двадцати пяти, которого представили главным. Всю дорогу я рассказывал ему о перспективах нашего взаимодействия, о пропаганде ЛДПР в нашем будущем альманахе, агитации населения всеми возможными творческими способами. Молодой человек был немногословен. Забрал подготовленные мной предложения в папку и молча кивал, периодически повторяя:
     — Очень хорошо… интересная идея… я на вашей стороне…
   Через некоторое время мы приехали в незнакомое мне село, где уже толпился народ. За молодыми людьми я вышел из машины, ничего не понимая.
   Сначала выступил Глава поселкового Совета, из речи которого я узнал, что присутствую на открытии памятника героям, которых собирались увековечить на небольшом гранитном постаменте. Затем подошёл к микрофону куратор от ЛДПР, поприветствовал собравшихся от имени своей партии, а после предоставил слово мне — Председателю «Союза Лужских писателей», о существовании которого жители даже не догадывались.
   Я не был готов к такому обороту, но писательский опыт и сноровка, оставшаяся со службы, выручили, и я постарался наполнить сердца тружеников благодарностью к партии, не забывающей их героев-земляков. 
   После меня выступали ветераны и строители, а затем народ начал расходиться.
Для оставшихся гостей был накрыт небольшой деревянный столик. Тут же под кустом нас покормили и даже налили по двести грамм фронтовых.
   Питерские иномарки двинулись дальше, и через полчаса команда молодых людей вместе со мной уже присутствовали на следующем открытии мемориальной экспозиции.
Здесь всё повторилось: речи чиновников, ветеранов и гостей.
   Я, как положено, выступал за представителем ЛДПР. После выпитого, речь моя стала более гладкой и эмоциональной, так что некоторые из сельских бабушек даже прослезились.
   На третьем мемориале всё было то же самое, так что я теперь уже не могу вспомнить ни деревень, ни имён героев, кому мы от имени ЛДПР клялись в вечной любви и памяти.
Надо сказать, что ехавший рядом со мной представитель постепенно стал разговорчивей, пообещал деньги, но уточнил что только «наличкой», на чём несколько раз акцентировал моё внимание. А я озвучил ему мечту моего коллеги и замечательного писателя Леонида Блоха стать членом партии Жириновского. На что сразу последовал положительный ответ. Мне казалось, что будущий Литературный альманах был у меня в кармане.
    Но, к сожалению, никто мне по поводу моего предложения не позвонил. Быть может, я был недостаточно убедителен или использовал не те слова, что от меня ожидали.
Зато через полгода лужские представительницы от ЛДПР стали разыскивать через меня Блоха, пытаясь вручить ему членский партийный билет. Я связался с Леонидом, и он рассказал, что со своей стороны пытался выбить деньги для Союза писателей, но кроме выступлений на собраниях с целью агитации, ничего не добился.
   Я предполагал, что представители партий общаются между собой, поскольку все сидят в соседних кабинетах и, безусловно, факт появления «Союза Лужских писателей» и хождение Председателя с протянутой рукой должен был обсуждаться. Мне не хотелось выглядеть беспринципным попрошайкой, но что делать — музы толкали меня вперёд! Поэтому, не дождавшись помощи от ЛДПР, я сделал паузу и решил обратиться в КПРФ только через пару месяцев. Предположительно это было начало декабря.
   Постучав в дверь и войдя после приглашения, я снова увидел за столом пожилую пенсионерку небольшого росточка в костюме. Она смотрела на меня узким прищуренным строгим лицом в очках. Мне на минуту показалось, что эти бабушки-представительницы партий переодеваются и перебегают из кабинета в кабинет, чтобы встречать меня и разыгрывать. А потом собираются вместе и рассказывают свои весёлые истории, чтобы похихикать надо мной.
   Настроения стало обречённым, но ещё со службы я взял за правило — идти до конца, чтобы потом не корить себя. Других партий в Луге тогда я не знал, и уже считал это направление практически отработанным.
   Когда хозяйка кабинета Нина Григорьевна представилась и предложила мне присесть, настроение моё не изменилось. Я стал привычно рассказывать о наших писателях и поэтах, о созданном Союзе, желании выпустить литературный альманах и проведении фестивалей.
   Представительница молча кивала без особой заинтересованности. Возможно, я уже устал повторять свой агитационный текст, и он был не слишком ярок и убедителен, интонации потускнели.
   Женщина спросила, есть ли у меня письменные предложения и расчёт стоимости альманаха. Этого добра у меня было несколько экземпляров. Посмотрев на требуемую сумму, она согласилась, что это не много и вполне сможет нам помочь. Единственная загвоздка — бюджет на следующий год уже заявлен, но она постарается что-то сделать.
   Такое резюме мне было знакомо и, окончательно потеряв надежду, я попрощался и вышел. О своих мытарствах доложил на очередном собрании членам Союза писателей.
   Оставалась ещё одна возможность пополнение нашего бюджета — это бизнес. Первым на кого мы обратили внимание — это владелец градообразующего сельскохозяйственного предприятия Дзержинский с фермами, скотом и полями по всей области, почётный гражданин Луги Виктор Санец.
   Решили схитрить — к нему поехала наша писательница, светловолосая очаровательная женщина-педагог. Вернулась с радостным известием о полном контакте и заинтересованности бизнесмена. Он сразу пригласил нас на встречу в местную библиотеку для знакомства с творчеством коллектива и планированием дальнейшего сотрудничества.
   Готовились мы ответственно, выбирали лучшие стихи и прозу. Практически все жители села работали в агрофирме Санца, и надо было произвести неизгладимое впечатление. Сам хозяин пригласил!
   Была зима, выходной день и работы на полях покрытых снегом не производились.
Мы приехали на городском автобусе как договаривались. Зашли в местную библиотеку, расположенную в стареньком деревянном бараке, ожидая если не бурных оваций, то хотя бы любопытных восторженных глаз местных жителей. Но кроме молодой инициативной женщины-библиотекаря и книг, ровно расставленных по полочкам, никого не нашли. Работница культуры со щемящей жалостью в глазах смотрела на нас и разводила руками:
      — Может ещё подойдут, — успокаивала она нас, — я всех оповестила!
В библиотеке был актовый зал, и мы стали со сцены читать подготовленные произведения своим же коллегам. Это напоминало агитационные подпольные кружки народовольцев, о которых когда-то в школе рассказывала харизматичная историчка.
   Мы читали сами себе, громко хлопали сами себе, поздравляли сами себя...
    Неожиданно появилась молодая мама с ребёнком лет пяти, затем ещё одна, подошла пожилая пара...
   Так к концу презентации у нас было человек восемь зрителей и столько же детей играющих на полу перед сценой в принесённые с собой куклы, машинки и пистолетики. Иногда они поднимали свои безоблачные лица, устремляя изучающий взгляд на выступающего. Замирали поражённые чем-то известным только их маленьким распахнутым сердцам. Но чаще чтецы казались им хорошей мишенью, малыши с удовольствием целились из пистолетов и коротко пыхтели, озвучивая смертельные выстрелы. Мы стойко переносили эти дуэли, нашим оружием было слово!
    Вторым крупным бизнесменом был Александр Орлов, который владеет мебельной фабрикой, несколькими магазинами и даже крупной поликлиникой.
   Начальником службы безопасности его фирмы работал мой бывший коллега по службе, и я обратился через него с предложением о встрече. Несколько раз она срывалась из-за занятости бизнесмена, но, в конце концов, я сумел подловить Орлова у него в офисе, прождав пару часов на диванчике в кабинете секретаря.
Встреча была неожиданно радушной, и мы даже попили чаю с лимоном. Я успел рассказать бизнесмену о наших планах по окультуриванию местного населения, подписал и подарил свою книгу, получившую Международную премию Николая Гоголя. Наметили выставки-продажи книг лужских писателей. Он пригласил очаровательную девушку и озвучил наши совместные планы, поручив ей кураторство процесса.
С каким восторгом члены союза восприняли эту новость описать невозможно. Но больше нам никто не позвонил и девушку-куратора я найти не смог. Секретарь Орлова сообщала по телефону, что бизнесмен занят.
    За зиму я как добропорядочный Председатель изучил всё законодательство, касающееся Общественных организаций, даже несколько раз посетил бесплатные семинары по данному вопросу. В начале года как требовал закон, стал составлять и отправлять отчёты. Заполнил все формы Минюста и отослал по почте, съездил в Налоговую инспекцию и прошёл там инструктаж, сдал декларацию и статистическую отчётность. Но… всё равно не справился — летом из Налоговой инспекции пришла претензия за не сданный бухгалтерский баланс. Это ввело меня в замешательство: если мы не ведём коммерческой деятельности, не получаем деньги и не имеем счёта — зачем? «Положено» — ответили в инспекции и оштрафовали нас на тысячу рублей. Но поскольку счёта в банке у нас не было, долг повис, и погасить его не мог никто. Открывать счёт и платить за операции нам было не на что. Так, ещё ничего не заработав, мы уже стали должны своему государству.
   Затем пришла жалоба из Пенсионного фонда. Надо было ежеквартально слать отчёт с нулями, поскольку никто в Союзе ничего не зарабатывал, и наёмные сотрудники отсутствовали. Затем статистическое управление затребовало отчёты. Им тоже нужны были наши нули!
   Мне было откровенно лестно, что наш «Союз Лужских писателей» не затерялся среди множества фирм и корпораций. Что название объединившейся группки творческих людей звучат на устах местных чиновников и, быть может, в глубине души они гордятся наличием такой организации в своём родном городе.
    Неожиданно той же весной 2015 года от Нины Георгиевны мы получили радостную весть, что КПРФ выделила нам деньги и те пришли в администрацию Луги. Мы уже собирались открыть банковский счёт. Но оказалось, что партии могут выделять деньги только государственным учреждениям, а Общественная организация таковой не является. После долгих переговоров решили деньги перевести на Центральную городскую библиотеку, в которой наш Союз был зарегистрирован. Тем более что уже несколько её сотрудников были приняты в нашу творческую организацию.
   Осенью у нас был готов первый альманах «Литературная Луга»!
   Материальная помощь приходила ежегодно и в каждом сборнике на первой странице мы от всего сердца благодарили коммунистов.
   Почувствовав азарт,  решили подавать на гранты и обращаться за спонсорской помощью в фонды и благотворительные организации.
   Нашлась молодая мама увлекающаяся литературой, которая согласилась помочь нам с оформлением документов для отправки на гранты. Она не возражала получить вознаграждение за свою работу после перечисления денег. Но оказалось, что все гранды требовали справку об отсутствии задолженности, и пришлось улаживать этот вопрос. Начальник инспекции с сочувствием посоветовала мне переписать выписанный ранее штраф на себя и уплатить самостоятельно. Что я и сделал. И вот мы снова чисты перед законом и нашим государством!
   Куда мы только не посылали пакет своих предложений. Это были фонды Потанина, Прохорова, Тимченко, «Русский мир» и множество других грантов. Нами была заготовлена солидная пачка документов с записью на дисках проведённых совместно с сотрудниками библиотеки фестивалей и литературных конкурсов, презентации книжек писателей выпускаемых на собственные средства...
   Наступивший 2015 год Президент назвал годом Литературы и мы планировали ездить по библиотекам, клубам районов, общаться с лужанами, читать им произведения классиков и свои.
   На фоне огромного количества государственных программ, рекламируемой прессой помощи общественным организациям, миллиардов рублей направляемых на гранты и проекты для поднятия культурного уровня в сельской местности, мы выглядели жалкими недоумками, получающими в ответ искреннее сочувствие от организаторов и распорядителей. Они сообщали нам о бесконечных поправках, исправлениях в документах из-за чего мы всегда опаздывали.
   На следующий год всё повторялось заново и заново...
   Несколько лет я ходил с просьбами в администрацию Луги к заведующей по молодёжной политике. Худощавую бабушку сменила дородная молодая женщина, переняв по наследству неиссякаемый оптимизм, толкающий нас к новым свершениям без надежды на какую-либо помощь и материальную поддержку.
   Член Правления Союза Борис Гурчев всё же нашёл подход с другой стороны и нам для проведения Литературного фестиваля, проходящего в какой либо деревне стали выделять небольшой автобус на целый день. Это была ещё одна маленькая победа.
   Каждый год государственная отчётность Общественных объединений менялась. Приходили новые виды запросов, и надо было снова их изучать, проставлять нули в нужные клеточки, отсылать.
    Неожиданно пришло представление из городской Прокуратуры об отсутствии отчётов в Минюст. Мне пришлось несколько раз ходить к помощнице Прокурора с объяснениями и даже писать  жалобу на её незаконные действия Областному начальству.
   Государственные органы нас никогда не забывали — а значит, мы были живы! Количество членов союза увеличилось до двадцати человек. Хорошим подспорьем нам были поэтические клубы и творческие кружки. Получив там опыт и закалку, поэты и писатели пополняли наши ряды. На спонсорские деньги от КПРФ мы стали ежегодно выпускать альманах «Литературная Луга» и даже книги членов Союза.
   Но как обычно бывает «Недолго музыка играла...»  сменился глава администрации. Ушёл Олег Малащенко, который хотя и не смог помочь материально, но ежегодно обещал и присутствовал на торжественных собраниях в Клубе, разделял общую радость издания очередного альманаха.
   С его приемником в Союз пришла первая цензура — сотрудники библиотеки сообщили мне, что в Альманахе запретили указывать нашего единственного мецената — КПРФ и выражать ей благодарность за выделяемые средства.
Возмущённый я ворвался к руководителю Центральной библиотечной системы, чтобы выразить ей своё негодование. Но она только развела руками, сообщив, что это указание Администрации.
   Ставший новым главой Луги упитанный татарин с мясистым холёным лицом сразу мне не понравился. Узнав о запрете, я собрался ехать к своему давнему знакомому Губернатору области Дрозденко, с которым общался ещё в бытность его работы в Кингиссепе. Но уважаемая мной очаровательная руководитель Юля Феофилова отговорила, боясь за своё рабочее место. Не мог же я положить на алтарь благополучие женщины и её семьи — благодарность КПРФ исчезла со страниц нашего Альманаха.
    Сменился руководитель Минюста по Ленинградской области и наш «Союз» сразу подвергся проверке на лояльность. Меня срочно вызвали в администрацию и там провели часовой разведывательный опрос на предмет любви к Родине и политике государства. Хотя это вполне можно было почерпнуть из произведений писателей и поэтов. Но, видимо, чиновники здесь читают только служебные документы.
   По заключению из Минюста пришло предупреждение о необходимости исправления нескольких ошибках в нашем Уставе. И как это они их проглядели семь лет назад, когда регистрировали документы?
   И вот уже снова лежит у меня на столе штраф из Налоговой инспекции за просрочку на один день нового отчёта «О среднесписочной численности».  Потребовались наши нули!
   На протяжении всех десяти лет я боролся с излишней писаниной и бюрократией писал жалобы во все инстанции, доказывая нецелесообразность наших отчётов. И даже в этом 2023 году на прямую линию Президенту, предложил упростить ненужное бумаготворчество, но получилось, как и раньше. Несмотря на то, что я указал отчёты в Пенсионный фонд, Статистическое управление, Налоговую и Минюст, чиновники тупо перенаправили мою просьбу в Налоговое управление по Лужскому району, откуда мне поступил очередной привет и напоминание о не оплаченном долге!
   Путь Союза тернист, этот маленький творческий коллектив идёт точно в дюнах, утопая в песке, даже когда с очередной удачей налегке радостно спускается вниз.
    Оглядываясь назад, я всё думаю — как много хлопот доставляет наш маленький «Союз Лужских писателей»  многочисленным «слугам» оказавшимся на шее трудящегося народа! Как много у них мытарств и проблем с такими как мы и другими объединениями, в которые люди несут свои откровения и чаяния, пытаясь хоть немного согреться от напряжённости в стране и мировой душевной пандемии? А может быть, это чиновники так неумело проявляют свою заботу о подопечных им гражданах и любовь к творчеству? Ведь они тоже когда-то влюблялись, пытались писать стихи или прозу, а может и пишут…
   К безразличию чиновников я уже привык, на помощь Администрации не надеемся - мы волонтеры литературы от нас не убудет, главное чтобы не было хуже. Но уже много лет меня гложет совесть за то, что в попытках получить помощь, мы отвлекали молодую милую маму от воспитания двух прелестных малышей. Привозя ей домой очередную порцию исправленных документов отправляемых на соискание гранта, я покупал большие шоколадки и коробки конфет, чтобы как-то загладить вину. Мне бесконечно жаль и стыдно, что наши тщетные надежды на продвижение творчества беспардонно крали у неё драгоценное время, лишая очаровательных малышей положенной им материнской любви и заботы.

Луга, январь 2024 год