Тракторист. Глава третья. Начало

Борис Дерендяев
  Механизатором в совхоз  Борька так и не поехал.
Меж тем права, как говорил Василий Макарович Шукшин "Ляшку жгли"!
Макарыч правда о деньгах говорил, но тут уж у кого что в кармане есть тому то и жжет. Некоторым за неимением ничего более ценного  бубенчики жгут- мешают.
Например новый телеведущий передачи "Сто к одному" вообще руку из кармана штанов не вынимает. Что ему там  так жжет, только догадываться можно?
Боре жгли права тракториста-машиниста третьего класса.
Неудовлетворённость какая-то. Права есть, а на тракторе ни дня не работал.
Его старший брат, Колька  на тракторе себе квартиру двухкомнатную заработал.
 Пошел работать  на "сотку"  в КЭЧ, к воякам и через год квартиру получил.
И не где-то в замызганном городке на краю света а в городе Свердловске.
Коля в том же училище  учился. Только он два года а Борис два месяца.
Вообще говоря обучение и получение "корочек" по профессии дело  загадочное.
Герой наш как-то от работы две недели на стропальщика учился, так зять жены  всё удивлялся: "-Чему там учиться то?! -Нам пару вечеров что-то почитали, знаки показали и выписали удостоверения."
Если честно то и на самом деле бОльшая часть того, чему где либо учат абсолютно не нужно обучаемому.
Только головы забивают тем, что без практики не поймёшь, даже если ты гений о трёх головах.  Мало того. -Если начнёшь умничать показывая свои знания, то скорее всего  добьёшься только всеобщего презрения и отстранения от работы.

 Права жгли!!!
 И после очередного увольнения с работы Борис надумал устроиться работать на "Спецавтобазу".  -Благо далеко идти не нужно было. Забор завода  был одновременно и забором  альтернативного предприятия. Только по разные стороны забора были те предприятия.
Задумано -сделано!
В отделе кадров дама кадровичка посмотрела  голубую клеёночку удостоверения, раскрыла , почитала талон предупреждений без единого следа от компостера, (а откуда же им быть -этим проколам, если  талон тот даже запаха солярки не ощутил?) зачем-то понюхала и вопрос решился.
 Начальник колонны предписал, Борису неделю стажировки и познакомил с наставником  через неделю увольняющимся.
Тот естественно  претенденту на соседство в кабине МТЗ-50 Обрадовался не очень.

Договорились начальству сказать, что я обучаюсь а новоявленному трактористу  идти на все четыре стороны и на глаза  никому не попадать.

Через неделю, Боря явился на работу уже как самостоятельная единица не имея ни малейшего понятия о своей будущей работе.

Начальник обрадовался. Текучка в  доверенном ему коллективе была  огромная.
За сто тридцать тогдашних рублей жаждущих   работать на  тракторах МТЗ-50, которые хоть вчера, хоть сейчас надо бы разрезать на металлолом было мало.
Был постоянный контингент  из пяти-шести ребят работающий на относительно новых МТЗ-82 в которых даже печки были, да и зарплата посолиднее, а остальные менялись  постоянно.
А город нуждался в подметании  и чистке дорог и тротуаров потому в вопросе подбора кадров сильно не привередничали.

Подвёл, Бориса к рядовке  тракторов, ткнул пальцем  в один из них и сказал:
Вот твой трактор! Заливай воду, заводи  и поедешь в распоряжение  Октябрьского ДЭУ.
Надо сказать, что зимний день на Спецавтобазе начинался с беготни шоферов и трактористов с вёдрами горячей воды.
 О нынешних Тосолах и прочих охлаждающих жидкостях  ведали тогда только отдельные частники на  более менее приличных легковушках.
Профи заливали в радиаторы воду. Зимой горячую, летом какая найдётся поблизости. Зимой залить холодную воду в радиатор  стоящей ночь на улице машины  почти однозначно значило  разморозить двигатель, или в лучшем случае только радиатор.
Думаю процентов девяносто  техники в те времена стояло под открытым небом.
И с утра пораньше водители  раскочегаривали паяльные лампы совали их под поддоны двигателей и  редукторы задних мостов, чтоб разогреть масло и как результат провернуть эти двигатели  и дифференциалы мостов.
В спецавтобазе пользоваться открытым огнём было запрещено по соображениям пожарной безопасности.

Да в общем то и без открытого огня обходились.
По всей территории гаража из стен торчали краны из которых можно было набрать в ведро  горячей воды. Не жалели воду. "Проливали"  моторы щедро.
Сначала открыв все краники, пока из них не польётся тёплая вода, а потом уже закрыв их заполняли систему охлаждения, плеснув для полного счастья на двигатель   прямо сверху
С десяток вёдер порой приходилось вылить.

Залив воду, Боря выяснил, что  стартёр у трактора не работает.
Только тогда он понял, для чего на лопату трактора намотан трос?
-Чтоб заводить с буксира.  Ещё хочу, для не верящих в правдивость рассказа   разъяснить, что  для понимания процесса приведения техники в рабочее состояние много ума не надо было. Да и во время предыдущей жизни  с техникой герой общался постоянно.  Пускай сам что-то не делал, но видеть, как это делали другие приходилось.  А в данном случае  вообще просто -смотри по сторонам, и делай как все.
А ещё у механизаторов был такой принцип:-"Битый небитого везёт".
Заводился один, начинал таскать не могущих завестись самостоятельно.
По всей базе   тягали этих неудачников.
Пару раз, Борис с непривычки даже чуть не попадал под машины.
Пропускаешь одну, бежишь, а за ней оказывается другая прицепленная тросом.
 Тогда ещё не было привычным скопления транспорта нескольких на  квадратных метрах.
Но Бог от гибели в первые дни миловал. А потом привыкаешь.
В конце концов вся предрейсовая  (чуть не написал предполётная)  подготовка была сделана, и получив "путёвку"  новоиспечённый тракторист выехал за ворота...
.....................
13.04.2024г.