Веточка

Иоланта Сержантова
   Туя считала себя везучей. Когда-то она была  веточкой, высотой с детскую ладонь, как бы не очень важной частью деревца, а теперь - большим, красивым, пушистым деревом, и она весьма гордилась сим обстоятельством. Ибо во всех неудачах принято винить судьбу, а заслуги приписывать себе. Ну, что ж...

   Предаваясь бессмысленным мечтам, я бродил по мощёным тропинкам городского сада, когда увидел, что некий малыш с завидным упорством дёргает ветку туи, как обыкновенно дети тянут за руку взрослых. Малец крутился во все стороны, пока вовсе не оторвал ветку, а после бросил её на вымощенную камнем дорожку, с тем, дабы окончательно изувечить. Я едва успел помешать ему сделать это, ухватив мальчишку за плечи:

- Ребёнок, где твои родители? - Спросил я со всею строгостью в голосе, на которую только был способен.


   Мать сорванца, что, как оказалось, сидела неподалёку с книгой, немедленно бросилась выручать своё чадо:
- Вы не имеете права!
- На что?! - Изумился я.
- Трогать чужого ребёнка! - С жаром воскликнула мамаша.
- Ну, так следите за ним сами. - Резонно заметил я и, подняв с земли ветку, добавил:
- Видите, что сделал ваш сын?
- Что? Подумаешь! Вон, сколько на дереве веток, что ж теперь, из-за каждой расстраиваться!
- Давайте тогда, мы отрежем один пальчик у вашего сына, вон у него их сколько: на каждой руке по пять, да и на ногах, видимо, не меньше. И тоже не станем расстраиваться.
- Я сейчас позову постового! - Мать мальчишки, видимо, не на шутку перепугалась.
- А, зовите! - Обрадовался я. - Думаю, вам хватит средств оплатить увечье за порчу городского имущества!

   Пока мы препирались, парнишка дважды принимался плакать, но оба раза раздумывал, ибо взрослым было не до него. Пытаясь вразумить женщину, я поглядывал на мальчишку, чтобы он не натворил ещё каких бед, но он то смотрел  себе под ноги, то на ветку туи в моей руке, то на дерево, и, в конце концов, не дожидаясь покуда взрослые замолчат, набрался смелости и спросил:
- Скажите, я и вправду ...убил её?

   В голосе ребёнка было столько боли... Жестом я заставил его мать молчать, а сам присел на корточки перед мальчиком, и ровным голосом, дабы не спугнуть в человеке раскаяние, но и не убить надежду, произнёс:
- Да, ты сделал это. Если бы на её месте была птица, то сделать ничего уж было бы нельзя, но ветку мы ещё можем попытаться спасти. Хочешь мне помочь? Я, конечно, справился бы и один, но...

   Сила неведомого доселе чувства - посодействовать возможному чуду и исправить непоправимое, не дала мальчику воли говорить, и он лишь кивнул. Несколько раз. Так, что даже стукнулся подбородком о грудь.

   Ухватив ребёнка за руку, я предложил его матери следовать за нами:
- Мой дом тут, неподалёку, мы попробуем разместить ветку так, чтобы она смогла пережить случившееся. Я буду приглядывать за нею, а вы с сыном, если будет охота, тоже сможете помогать мне ухаживать.

   За семь лет, что прошли с того дня, веточка туи стала пышным деревом, в три раза выше меня ростом, и в два - самого мальчишки, он тоже заметно подрос. На этажах густых ветвей туи, каждую весну малиновки и дрозды выводят птенцов себе на смену, а среди корней, с завидным постоянством, растит своих малышей ящерица. Она уже немолода, но всё ещё полна сил, и кажется, привыкла к тому, что мы с пареньком, которому идёт уже тринадцатый год, часто секретничаем на скамье подле нашего дерева. Ящерка с интересом прислушивается к нашим беседам.

   Вот, к примеру,  совсем недавно я поинтересовался, как именно он смотрит на мир вокруг, мой-то глаз, поди, замылился слегка. И парнишка рассказал, что он, как и все его одногодки, переиначивает суждения о мире на свой лад, разламывая его, как деревяшку о колено своего «я», но всё же не порывается больше портить что-либо в самом деле.
   Так, сломанная в детстве веточка  сделала из мальчишки хорошего человека. Не без моей помощи, впрочем, но тут уж... Так везёт не всем.

   Вы спросите, а что ж его мать? Не знаю. Не интересовался, как впрочем, и она, - ни сыном, ни мной.

   Всякий из нас - больше, чем предусмотренное для личности пространство, и ежели нам делается тесно, очень важно, чтобы, раздвигая его до нужных пределов, мы не ломали ничьей судьбы. А дерево то или человек - не так уж и важно.

С августа по ноябрь: Рассказы, новеллы и эссе / И. Сержантова. - Саратов: Амирит, 2022. - 152 с.\ISBN 978-5-00207-097-8