Алиса Бруновна Фрейндлих первая часть

Борис Пономарев 3
Алиса Бруновна Фрейндлих (первая часть)

К сожалению, я обратил свое пристальное внимание на выдающуюся актрису Алису Бруновну Фрейндлих довольно поздно, только после того как увидел ее в роли баронессы де Шампиньи, устроительницы музыкального вечера, в совершенно изумительном легком музыкальном фильме «Соломенная шляпка» по мотивам пьесы-водевиля  «Шляпка из итальянской соломки» французских драматургов Марка-Мишеля и Эжена Лабиша, написанной ими в 1851 году, поставленном в 1974 году на киностудии «Ленфильм» по своему сценарию чрезвычайно талантливым режиссером Леонидом Александровичем Квинихидзе. 

Михаил Сергеевич Боярский, сыгравший в этом фильме роль итальянского певца синьора Нинарди, рассказывал, что в данной ленте его главным учителем была Алиса Бруновна, которая в процессе съемок давала ему ценные советы. Он говорил, что «за ее веером можно было скрыть любого начинающего артиста» — она была столь блистательна в этой роли, что рядом с ней и неопытный актер чувствовал себя увереннее.

Этот шедевр имел колоссальный успех у зрителей, и даже киноведы писали свои рецензии о нем почти исключительно в позитивных тонах. Так, например, известный кинокритик Ирина Васильевна Павлова написала о нем такие строки: «Возникает настоящий российский мюзикл, в котором нет ни грана подражания американским образцам, в котором выдержанное чувство стиля переплетается с шутками, подчас понятными только нам».

Это был далеко не первый фильм в биографии Алисы Бруновны, она начала сниматься в кино в 1955 году, и до «Соломенной шляпки» сыграла в 22 фильмах, но, это, в основном, были роли второстепенных персонажей, которые не произвели на меня особого впечатления. А.Б.Фрейндлих была достойна, вне всякого сомнения, более крупных и интересных ролей, тем более, что на театральной сцене она уже, фактически, была своего рода звездой.

Алиса Бруновна Фрейндлих — будущая знаменитая актриса театра и кино, певица, Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, трёх Государственных премий Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Ее мама, Ксения Федоровна Федорова, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, где познакомилась с актёром Бруно Артуровичем Фрейндлихом немецкого происхождения, впоследствии ставшим Народным артистом СССР и лауреатом Сталинской премии. Молодые люди вскоре поженились и, в результате этого брака, у них родилась Алиса. Но в самом начале войны родители Алисы расстались. Отец с труппой Ленинградского театра юного зрителя был эвакуирован в Ташкент, а Алиса  вместе с мамой, работавшей на военном заводе, всю войну провела в осажденном Ленинграде.

В 1941 году Алиса поступила учиться в первый класс школы №239, находившейся в самом центре города, то есть именно в том месте, которое подвергалось самым мощным обстрелам, а буквально через несколько дней после этого началась военная блокада Ленинграда фашистскими войсками, продолжавшаяся в течение 872 дней (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). После великой Победы ее мама вместе с ней переехала жить в Таллин, где Алиса училась в третьем, четвертом и пятом классах средней школы, но в 1948 году они вернулись в Ленинград, и Алиса продолжила учебу уже в шестом классе той же самой школы №239.

Параллельно школьным занятиям она стала охотно заниматься в драмкружке, которым руководила актриса Большого драматического театра имени Максима Горького (БДТ) Мария Александровна Призван-Соколова, а курировал этот театральный кружок ее муж Павел Карлович Вейсбрем — выдающийся театральный режиссер. А.Б.Фрейндлих утверждала, что именно эта супружеская пара влюбила ее в театр, возбудила в ней настоящую страсть к нему. Мария Александровна сумела увидеть в Алисе талант и всячески развивала в ней актерское мастерство.

В 1953 году Алиса поступила учиться в Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского на курс Бориса Вульфовича Зона, знаменитого актера, театрального режиссера, педагога, Заслуженного артиста РСФСР. В его лице она обрела не только великолепного учителя, но также замечательного друга, наставника и защитника. Он никому не позволял обижать своих подопечных: «Если кто-то посмеет коснуться моих студентов — я тут же ухожу из института». Позднее он подарил А.Б.Фрейндлих свою фотографию с чрезвычайно трогательной надписью: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. В таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». 

После окончания в 1957 году актерского факультета этого ВУЗа с отличием, она стала актрисой Ленинградского драматического театра, возникшего в период блокады Ленинграда в октябре 1942 года. Его тогда назвали Городским, а горожане именовали его Блокадным, так как он, несмотря на нечеловеческие условия, поддерживал в своих зрителях силу духа. Данный театр с осени 1944 года стал называться Ленинградским драматическим театром, а в 1959 году ему было присвоено имя Веры Фёдоровны Комиссаржевской.

На его сцене Алиса Бруновна выступала в период с 1957 по 1961 год в шестнадцати спектаклях, причем, в основном, это были второстепенные роли. При этом стоит упомянуть о том, что там она играла вместе со своим первым мужем Владимиром Кирилловичем Карасевым, в которого влюбилась, когда училась на третьем курсе ВУЗа, однако их брак продолжался недолго, после окончания института они развелись. Самой первой у нее была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноимённой пьесе Алексея Михайловича Файко. Затем она сыграла роль Кати Крайневой в спектакле «Раскрытое окно» по комедии Эмиля Вениаминовича Брагинского.

Свою работу в данном театре А.Б.Фрейндлих завершила, создав образ Маши в спектакле «Рождены в Ленинграде» по одноименной пьесе Ольги Фёдоровны Берггольц. Не последнюю роль в ее уходе из данного театра сыграла встреча с режиссером Игорем Петровичем Владимировым, который был приглашен в 1960 году в Ленинградский драматический театр для постановки спектакля «Время любить» по пьесе Бориса Савельевича Ласкина. Он восхитился талантом Алисы Бруновны  и пригласил ее на работу в Ленинградский театр имени Ленсовета, где работал главным режиссером. Мало того, название спектакля «Время любить» полностью совпало с теми чувствами, какие возникли в их сердцах в период знакомства, несмотря на разницу в возрасте. Потом Алиса Бруновна вспоминала: «Игорь Петрович был старше меня на 16 лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях… Я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться». По словам А.Б.Фрейндлих, он был женат на театре, она – замужем за театром, и это их соединяло.

В 1961 году Алиса Бруновна перешла на работу в данный театр, в котором она прослужила двадцать два сезона (1961-1983). Этот период времени оказался в жизни Алисы Фрейндлих, пожалуй, наиболее плодотворным, поскольку все свои новые постановки И.П.Владимиров создавал для своей жены, грани таланта которой сверкали все ярче и ярче. Ее даже называли «первой леди театра». Она была задействована в двадцати девяти постановках, таких как «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу (Элиза Дулитл), «Таня» Алексея Николаевича Арбузова (Таня), «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира (Джульетта Капулетти), «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта (миссис Селия Пичем), «Укрощение строптивого» Уильяма Шекспира (Катарина), «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова (Любовь Андреевна Раневская). Но счастье, как известно, чаще всего не бывает вечным, и в 1981 году супруги расстались. Судя по всему, причинами развода стали измены мужа и его пристрастие к алкоголю. 

В 1983 году Алиса Бруновна Фрейндлих покинула Ленинградский театр имени Ленсовета и перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького (БДТ). Ее дебют на сцене БДТ состоялся в 1984 году в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Моисеевича Володина «Блондинка» в постановке Георгия Александровича Товстоногова, в котором она сыграла роль главной героини Ирины, «кипуче-деятельной блондинки». Вот что потом Алиса Бруновна рассказывала об этом событии: «Товстоногов предложил мне главную роль. Фактически это была первая полноценная встреча с ним в работе. Это был восторг и прекрасное взаимопонимание. И он даже мне сказал: «Алиса, мы с Вами только сейчас встретились, а такое ощущение, что работаем вместе лет тридцать, такое взаимопонимание».

Затем Г.А.Товстоногов задействовал А.Б.Фрейндлих в главных ролях в еще двух своих постановках: «Последний пылкий влюбленный» по пьесе американского драматурга Марвина Нила Саймона, в которой она сыграла три роли: Элейн Наваццо, Бобби Митчелл и Дженнет Фишер, и «На дне» по пьесе Алексея Максимовича Горького, в которой она исполнила роль Насти. А потом произошла жуткая трагедия: двадцать третьего мая 1989 года Георгий Александрович Товстоногов скончался за рулем машины, возвращаясь из театра домой.

Здесь я на время вновь переключаю внимание читателей данного повествования на участие Алисы Бруновны Фрейндлих в съемках любимых в нашей стране фильмов, поскольку она, вне всякого сомнения, входит в плеяду самых легендарных киноактрис. Ее несомненной удачей стало предложение Эльдара Александровича Рязанова сыграть роль-метаморфозу Людмилы Прокофьевны Калугиной, директора статистического учреждения, в двухсерийной лирической трагикомедии «Служебный роман», создаваемой им в 1977 году на киностудии «Мосфильм» по сценарию, написанному Эмилем Вениаминовичем Брагинским и Э.А.Рязановым.

По сценарию Людмила Прокофьевна изначально должна была выглядеть весьма невзрачно, что удалось сделать, благодаря стараниям гримеров, художника по костюмам и самой Алисы Бруновны. А дальнейшее волшебное преображение главной героини фильма из «мымры» в красавицу произошло не только по причине наличия у А.Б.Фрейндлих грандиозного актерского таланта и страстного желания перевоплощения в обворожительную женщину, но и, по свидетельствам кинематографистов, в связи с тем, что ей удалось именно в то время заполучить чрезвычайно высококачественную компактную пудру знаменитого французского дома косметики и парфюмерии Lancome. Остальное довершила камера кинооператора: ее глаза в кадре засияли, а лицо осветилось абсолютным счастьем.

В этом фильме Алиса Бруновна проявила себя себя не только как замечательная киноактриса, но и как превосходная певица, исполнив две песни на музыку чрезвычайно талантливого мелодиста Андрея Павловича Петрова в сопровождении Оркестра Госкино СССР под управлением Эмина Левоновича Хачатуряна: «В моей душе покоя нет» (на стихотворный текст шотландского поэта Роберта Бернса в переводе Самуила Яковлевича Маршака) и «Песенку о погоде» — «У природы нет плохой погоды» (на стихотворный текст Э.А.Рязанова).

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев