Об именах. Иммануил Кант и его 300-летие

Александр Ерошкин
22 апреля - Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day).

Праздник был учрежден на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году (резолюцией № A/RES/63/278, соавторами которой выступили более 50 государств-членов ООН) и отмечается, начиная с 2010 года, 22 апреля.

День Земли – это специальное время, оно предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную общность и взаимную зависимость друг от друга.

Нынешний День Земли в 2024 году ознаменован 300-летием со дня рождения общепризнанного  основоположника немецкой классической философии Иммануила  Канта. О нём написано море литературы, потому коснусь только некоторых моментов.

Иммануил  Кант (нем. Immanuel Kant родился  22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия —умер  12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения.

Многие называют его великим, хотя он, если разобраться, великим не был. Пишут, что когда он выступал перед студентами, над кафедрой торчала только его голова.

19 июня 1789 года будущий российский историк Николай Михайлович Карамзин без предварительной договорённости пришёл к дому всё сокрушающего  Канта: «Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный».
Карамзин сообщает, что с  полчаса говорили они о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель. Гость  удивился историческим и географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин человеческой памяти; но это у него, как немцы говорят, дело постороннее. Потом разговор перешёл на природу и нравственность человека. Карамзин так по  памяти излагает  рассуждения Канта:

«Деятельность есть наше определение. Человек не может быть никогда совершенно доволен обладаемым и стремится всегда к приобретениям. Смерть застает нас на пути к чему-нибудь, что мы еще иметь хотим. Дай человеку все, чего желает, но он в ту же минуту почувствует, что это все не есть все. Не видя цели или конца стремления нашего в здешней жизни, полагаем мы будущую, где узлу надобно развязаться. Сия мысль тем приятнее для человека, что здесь нет никакой соразмерности между радостями и горестями, между наслаждением и страданием. Я утешаюсь тем, что мне уже шестьдесят лет и что скоро придет конец жизни моей, ибо надеюсь вступить в другую, лучшую. Помышляя о тех услаждениях, которые имел я в жизни, не чувствую теперь удовольствия, но, представляя себе те случаи, где действовал сообразно с законом нравственным, начертанным у меня в сердце, радуюсь. Говорю о нравственном законе: назовем его совестию, чувством добра и зла — но они есть. Я солгал, никто не знает лжи моей, но мне стыдно. — Вероятность не есть очевидность, когда мы говорим о будущей жизни; но, сообразив все, рассудок велит нам верить ей. Да и что бы с нами было, когда бы мы, так сказать, глазами увидели ее? Если бы она нам очень полюбилась, мы бы не могли уже заниматься нынешнею жизнью и были в беспрестанном томлении; а в противном случае не имели бы утешения сказать себе в горестях здешней жизни: авось там будет лучше! — Но, говоря о нашем определении, о жизни будущей и проч., предполагаем уже бытие Всевечного Творческого разума, все для чего-нибудь, и все благо творящего. Что? Как?.. Но здесь первый мудрец признается в своем невежестве. Здесь разум погашает светильник свой, и мы во тьме остаемся; одна фантазия может носиться во тьме сей и творить несобытное». — Почтенный муж! Прости, если в сих строках обезобразил я мысли твои! Он знает Лафатера и переписывался с ним. «Лафатер весьма любезен по доброте своего сердца, — говорит он, — но, имея чрезмерно живое воображение, часто ослепляется мечтами, верит магнетизму и проч.» — Коснулись до его неприятелей. «Вы их узнаете, — сказал он, — и увидите, что они все добрые люди».

Удивительно, но Кант почти никогда никуда из своего Кёнигсберга не выезжал. Во всяком случае за пределы Пруссии не выезжал. Не путешествовал. Не бывал в других странах. Не видел гор. Не видел вулканов. Все его знания взяты из книг и от общения с некоторыми мыслителями.

В гимназии Кант изучал древние языки и Библию, философию, логику и прочие предметы. Ему тяжело давалась теология, но, тем не менее, по выходе из гимназии он обладал обширными знаниями в этой области. Там он получил знания о древнегреческой философии и литературе — в частности, студенты читали хрестоматию Иоганна Геснера, в которой содержались отрывки Аристотеля, Геродота, Ксенофонта, Плутарха и других философов. Также изучению подлежали древнегреческие литераторы: Гомер, Пиндар и Гесиод.

Кант хорошо владел латынью и читал классических авторов во внеурочное время. На протяжении всей жизни он высоко ценил творчество древних авторов, таких как Луций Сенека, Лукреций и Гораций. Даже в преклонном возрасте он мог цитировать по памяти многих авторов. Интерес к древней литературе подогревался учителем латыни, которого Кант очень почитал. Уроки каллиграфии ему нравились менее всех других, по ним он регулярно получал низкие отметки. Возможно, Кант умел по меньшей мере читать тексты на французском языке, поскольку посещал необязательный курс французского языка в гимназии. В английском языке он не имел серьёзных навыков, поскольку тот не входил ни в программу гимназии, ни в программу университета, в который поступит Кант.

В зрелом возрасте Иммануил Кант негативно относился к обучению в гимназии и с «ужасом и страхом» вспоминал об этих годах, приравнивая своё школьное образование к рабству. Он критически описывал такие моменты воспитания, как необходимость вести так называемый «учёт души» — эссе, в котором каждый ученик регулярно должен был описывать своё душевное состояние. Он говорил, что подобное «наблюдение за собой» приводит к помешательству. Атмосфера строгости и наказаний царила в заведении, хотя сам Иммануил, вероятно, не подвергался частым наказаниям, поскольку практически по всем предметам имел высокие баллы. И всё же он плохо отзывался обо всех своих учителях, за исключением учителя латыни, вспоминал жестокость и телесные наказания в отношении учащихся.  Но всю жизнь пользовался тем багажом, который получил в гимназии.

Есть мнение, что английские существительные cant  со значением «жаргон», «арго», «тайный язык»; лицемерие, ханжество; нытьё, а также глаголы   cant со значением говорить на жаргоне; лицемерить, фарисействовать;  говорить плаксиво;, клянчить, выпрашивать,  происходят от имени немецкого философа.

 Творчество Канта традиционно делят на два периода:
1) докритический – до 1770 года и
2) критический – с 1770 и до конца жизни (1804).
 
Завтраки у Канта – скорее всего, это миф, о котором мы узнаём от Воланда, героя романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Кант  в семье получил очень своеобразное воспитание. Семья беднела, но Иммануила определили в 1732 году  в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум». Дети в нёй обучались христианским ценностям, в учёбе делался упор на гуманитарные науки. Ученики  готовились к высоким церковным и гражданским должностям, поэтому для многих бедных семей Коллегиум был своего рода «социальным лифтом», ведь хорошая учёба поощрялась. Иммануил был занят школьными делами большую часть школьного периода жизни; практически не было у него никаких выходных.

В общем, Воланд ни при каких условиях не мог быть на завтраке у Канта. Известно, что Кант смолоду страдал ипохондрией, но  дожил до весьма преклонных лет только потому, что почти всю свою сознательную жизнь подчинил строгому режиму, буквально по часам. И питался он всего один раз в день, и то, не завтракал, а скорее обедал-ужинал.

Этот строго структурированный день Канта демонстрирует его выдающуюся преданность философии и желание максимально эффективно использовать каждую минуту своей жизни. Вставал в пять часов утра и подчинял весь свой день очень жёсткому режиму.

Его распорядок дня подчеркивает, что даже самые абстрактные и глубокие идеи требуют систематического подхода и несгибаемой дисциплины. Не смотря на философские размышления и сложные труды, Кант ценил время, проведенное с друзьями и гостями за обедом, и считал это частью богатства жизни. Жены или подруги сердца у него никогда не было.

Кант соблюдал ритм дня и считал, что здоровое тело неотделимо от здоровой философской мысли. Его выбор завершить день только одним обедом и ограничивать ужин горячим чаем свидетельствуют о его стремлении заботиться о собственном физическом и духовном благополучии.

Его день был тщательно спланирован и оптимизирован для максимальной продуктивности.

РАНЕЕ ВСТАВАНИЕ: Для Канта начало дня всегда было одинаковым - в пять часов утра. Он верил в важность раннего подъема и использовал утренние часы для подготовки к лекциям и более глубокому обдумыванию философских идей.

ЛЕКЦИИ: С 7 до 9 (или иногда с 8 до 10) утра Кант проводил лекции. Это было время, когда он делился своими знаниями и исследованиями с учениками и слушателями.

ФИЛОСОФИЯ: После лекций Кант уделял время своим философским произведениям. С 9 утра до 13:00 он работал над своими трудами, над которыми мы и сегодня глубоко размышляем.

ОБЕД: Обед был особенным. Он начинался в 13:00 и продолжался до четырех или даже пяти часов дня. Во время обеда философ приглашал небольшое количество гостей (от трех до девяти человек), и в ходе разговоров, не связанных с философией, обед становился не только питанием для тела, но и для души. Хочу напомнить, что в январе 1758 года в Кёнигсберг вошла русская пехота, войска были выведены после смерти российской императрицы Елизаветы Петровны в сентябре 1762 года. Весь этот период оккупации русские офицеры нередко  присутствовали на обеде у Канта и высоко ценили беседы с ним.

ЗАВТРАК И УЖИН: Завтрак для Канта ограничивался горячим чаем и выкуриванием одной трубки в день, ради улучшения пищеварения. Ужина в его расписании не было.
ЧТЕНИЕ: После обеда и до вечера, Кант посвящал время чтению. Он оставался в курсе новой литературы и исследований своего времени.

ПРОГУЛКА: В 19:00 начиналась часовая прогулка. Кант был известен своей пунктуальностью, и его сограждане использовали его как точную временную отметку (сверяли свои часы на правильность).

ВЕЧЕР: После прогулки Кант вновь садился за чтение, на этот раз сосредотачиваясь на свежей литературе.

СОН: В 22:00 Кант ложился спать, готовясь к следующему раннему подъему и продуктивному дню.

Основные искания докритического периода касались вопросов естествознания, развития природы. Выводы Канта здесь были во – многом поистине революционными, недаром современники сравнивали его открытия с достижениями Коперника.

Кант в своем трактате 1755 года «Всеобщая естественная история и теория неба» показал, что Солнечная система возникла из некоего разряженного облака, некоей первоначальной туманности. Это облако было холодным, но затем оно стало нагреваться в результате своего вращения, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию составляющих его частиц. В итоге появилось Солнце и планеты. И самое главное – сотворение мира есть дело не мгновения, но вечности, по сути, Кант предсказал расширение Вселенной как бесконечный процесс. На мой взгляд, Кант вернул обществу ту науку, которая была в древности и которую запретили церковники, заменив её после распада единой славянской империи схоластикой.

Канту приписывают великое открытие в естествознании, гениальную гипотезу о том, что Земля в своем вращении вокруг оси испытывает замедление, вызываемое приливным трением вод Мирового океана. Под воздействием Луны морские приливы перемещаются с востока на запад, то есть в направлении, противоположном вращению Земли, и тормозят его. Движитель планеты – южное циркумполярное течение, или течение Западных Ветров.

Скорее всего, Кант повторил  вывод из достижений имперской науки прошлого, из тех книг, которые сожгли на площадях Европы во времена Инквизиции, тогда иногда сжигали книги вместе с авторами, как, например, Яна Гуса 6 июля 1415 в Констанце, Николая Коперника 24 мая 1543 года в Польше,  Джордано Бруно 17 февраля 1600 года в Италии.

Заметим, что сам Кант не путешествовал, он перелопачивал много научной литературы и пытался найти в ней рациональные зёрна. Возможно, ему попадались и книги запрещённые, ссылаться на которые он не смел под страхом смерти.

Меня несколько лет не покидает мысль, что Луна – искусственное образование. Но я наукой не занимаюсь, доступа к древним источникам не имею, но что-то или кто-то мне подсказывает, что Луна создана разумными существами, чтобы замедлить вращение Земли и не позволить ей далеко отойти от Солнца. У многих древних и больших планет по несколько таких спутников.

А то, что сегодня говорится о потеплении на планете, об увеличении углекислого газа, о вреде, который якобы наносят планете домашний крупный рогатый скот и новорожденные дети – это в чистом виде сатанизм, схоластика, то есть учение о безплодности. Отсюда начинаются и ранний секспросвет, и  семьи без детей, и педирастия, и лезбиянство, и однополые пары, и позорная деятельность глобалистов и их прислужников по столкновению в конфликтах стран и народов на расовой, национальной и религиозной почве. Сегодня открыто ведётся пропаганда ядерной войны.

На мой взгляд, современные словари преднамеренно искажают смысл слова СХОЛАСТИКА (лат. Scholastica от греч. ;;;;;;;;;;; — «школьный» от греч. ;;;;; — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Будет точнее, если слово СХОЛАСТИКА соотнести со словами ХОЛОСТОЙ и  ХОЛОСТИТЬ. Смотрим в словаре Владимира Ивановича Даля.

ХОЛОСТОЙ м. неженатый, одинокий, не вступивший в брак.
Холостому -  хоть утопиться (с тоски), женатому — хоть удавиться!
Это голубь холостой, ему нет дружки.
Ныне говор. только о мужчине, а встарь и о женщинах.
Одинок да холост горюет в одну (в свою) голову.
Холостой — что бешеный. Холостой — полчеловека.
Холостой много думает, а женатый больше того. На молодой жениться, с холостыми не водиться.
Холостой — простой, женатый — богатый, а вдовец — что зяблец.
Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет!
Холостого сватом не посылают.
Холостой бык, холощенный.
Холостая рыба, не икряная, яловая. — строенье, холодное, нежилое, без печи и топки.
Холостой заряд, выстрел, без ядра, пули, одним порохом. — гвоздь, морск. дыра для гвоздя, в обшивке судна, не забитая.
Течь от холостого гвоздя.
Холостая калоша, горн., засыпь, засыпка одного угля, без руды.
Холостая труба, дымволок, запасная, пустая, в которую не проведено дыму.
Холостой вечер, сбор молодежи у жениха, во время девичника.
Холостяк, холостяга м. холостец стар. холостой, неженатый человек.
 Холостежь ж. собират. собранье холостых людей.
Холостуха яловая рыба, безыкорная, не икряная.
Богатый, бедный, вдовец, холостец (приговаривает девка, считая колья в тыну).
|| Холостец, скопец. Холостак м. арх. самец рыбий. Холостянка ж. пск. пустая похлебка, тощая, постная.
Холостить кого, класть, скопить, оскоплять, подрезывать, чистить, выложить.
|| *Шуточн. надуть, облапошить, обобрать. И старо, да не холощено. Холоститься, страдат. Холощенье, холостьба действ. по глаг.
|| Холостьба, холостая жизнь. Холостильщик, выкладчик, коновал. Толковый словарь живого великорусского языка


Канта поднимают на высоту общественного мнения за то, что он показал, что все живое на Земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции, но проблему возникновения органической природы он не брался решать естественнонаучным путем.

Откуда, собственно, взялась сама жизнь? Кант хорошо понимал, что одних лишь законов механики недостаточно для понимания сущности жизни. Как произошел переход от неживого к живому? У Канта ответа нет. Нет убедительного ответа и у современной науки.

До Канта большинство философов главную причину трудностей познания видело в объектах внешнего мира, которые упорно хранят свои тайны, ревностно оберегают их и не допускают к ним исследователей.

 Кант поставил в центр своих размышлений не объект, а субъект познания человека – самого человека!

Он размышлял о творческой, познавательной активности человека, мыслящего субъекта. Вот где скрывается главная трудность – человеческий разум, возможности которого ограничены.

Центр тяжести философских интересов Канта переместился с вопроса ЧТО познавать на вопрос КАК познавать, КТО познает, каковы механизмы познания, каковы возможности и способности разума.

Теорию познания Иммануил  Кант сформулировал в своей первой и самой важной критике – «Критике чистого разума». Книга эта вызвала столь небывалый интерес, что за последние 20 лет жизни Канта ( 1784 – 1804) было опубликовано более двух  тысяч книг и статей  о его философии. Такого в истории философии еще никогда прежде не было.


Один из центральных пунктов всей философии Канта – это учение о «вещах в себе»  В чем их суть и смысл? Мы, говорит Кант, живем в мире явлений, «вещей для нас», вещей, как они нам являются. Мы воспринимаем вещи нашими несовершенными органами чувств, да еще сквозь призму пространства и времени, а это все – факторы, искажающие, затемняющие от нас истинную суть вещи. Вещи сквозь эту завесу являются нам не такими, как они есть на самом деле, по их истине, а они являются нам в ложном, искаженном образе и виде. Ведь в мире «вещей в себе» никакого пространства и времени нет. А мы же обречены воспринимать все вещи через призму пространственно – временных отношений, а это неизбежно искажает их восприятие.

Вселенная – она всегда в развитии, каждый миг идет спонтанное творчество, саморазвертывание материи на всех ее уровнях, актуализация ее бесчисленных проявлений и состояний, рождение неких новых процессов и форм.  И каждое новое поколение будет открывать нечто новое, более глубокие сущностные проявления казалось бы давно знакомого и изученного предмета, будет находить в нем новые грани, ранее неведомые, будет пересматривать и корректировать свои представления о нем. И в этом смысле можно сказать, что предмет все равно остается своего рода «вещью в себе», истинная природа, сущность коего до конца не раскрыта и хранит в себе загадки, решать которые предстоит будущим поколениям.

Но вот беда, образование нередко деградирует, и новые поколения часто не знают даже то, чем хорошо владели старшие поколения.

 Этическое учение Канта развернуто в «Критике практического разума» (1788). Также важны в этом аспекте такие его работы как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Метафизика нравов» ( 1797).


Свои эстетические воззрения Кант сформулировал в «Критике способности суждения» (1790). В центре кантовской эстетики – идея всеобщей целесообразности, исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а также проблема гения-художника.


У Канта есть труд с весьма характерным названием «Религия в пределах только разума» (1793). Кант утверждает, что Бог – не творец морали, но гарант ее. Человек зол по своей природе. Но где – то и в нем есть зачатки добра, и он может их укрепить. Но для этого должна произойти перемена в умах, да и само общество к этому должно быть расположено. Тогда произойдет восприятие духовных ценностей высшего порядка. 

Любовь, по Канту, - это свободный принцип исполнения закона. Причем движение здесь должно идти от телесной любви – ко всеобщему принципу любви. Это – основной принцип развития культуры, то есть любовь – это  забота о грядущем. Именно это  дает надежду на лучшую жизнь. Но следует помнить, что Иммануил Кант не был никогда женат, не получилось у него с женитьбой, а одно это ставит под сомнение достоверность того, что утверждал Кант. Или он поднялся за счёт системы знаний до понимания значения любви?

В конце жизни Кант много занимался вопросами права, политики, государственного устройства. Он был убежденный сторонник либерализма, демократии и правового государства.  В 1795 году он пишет свой знаменитый трактат «К вечному миру». Он решительно осуждает войны как величайшее преступление человечества против самого же себя. Он верит, что в будущем наступит состояние, которое он назвал «вечным миром», когда войны будут либо запрещены правом, либо станут экономическими невыгодными. Он обосновывает необходимость республиканского устройства государства. Кант отстаивает принцип разделения властей и необходимость разделения частного и публичного права.

Он пишет о системе международного права, которая вырастет из создания добровольного союза между государствами. Он обосновывает, наконец, принцип «всемирного гражданства», при реализации коего любой человек сможет жить в любом государстве без ущемления своих прав.

Право реализует через свои принципы мораль, только если в государстве торжествует принцип гласности. Тогда и только тогда внутренние убеждения находятся в гармонии с внешними побуждениями. Право – это гарант реализации морали. Право не знает исключений. И вот конечная цель права – это «вечный мир».

Идея «вечного мира» - это та наивысшая планка, та высота, на которую человечество в своей жизнедеятельности должно равняться хоть в какой – то мере, не претендуя воплотить ее в действительность полностью и абсолютно. Не надо строить рай на земле, но главное – не допустить ада!

В чем величие и значимость Канта перед мировой философией? Пожалуй, в том,  что он вернул ей древнее достоинство и возвратил ее на то естественное для нее место, на которое она была поставлена Сократом и Платоном  и, возможно, другими авторами, попавшими в  «Индекс запрещённых книг» (лат. Index Librorum Prohibitorum).

Кстати,   список публикаций, а так же авторов, которые были запрещены к чтению Римско-католической церковью под угрозой отлучения. Некоторые издания списка содержали также указания Церкви по поводу чтения, продажи и цензуры книг. Официальной целью составления Индекса было ограждение веры и нравственности от посягательств и богословских ошибок.

Книги, прошедшие цензуру, печатались с грифом Nihil obstat («никаких препятствий») и Imprimatur («да будет напечатано») на титульном листе.

Католические авторы имели право защищать свои сочинения и могли подготовить новое, исправленное издание, чтобы снять запрет. Список был весьма эффективен: на протяжении многих лет книги, попавшие в список, было очень трудно найти в католических странах, особенно вне крупных городов. Список имел силу закона с первой публикации в 1529 году до 1966 года, когда он был упразднён Вторым Ватиканским собором. А до этого без всякого индекса и книг, и авторов, и многих неугодных просто сжигали на кострах.

 «Две вещи, - писал Иммануил Кант, - наполняют мою душу благоговением, когда я думаю о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».