Подружкины рассказы

Галина Паасанен
В дружбе есть святая проба,
Есть заветная статья:
Если мы друзья до гроба —
И за гробом мы друзья.
             А.Твардовский


Впервые мы встретились на работе, где занимались своими обязанностями в разных отделах управления предприятия. Постепенно стали приветствовать друг друга, встречаясь на остановке в ожидании рабочего автобуса, потом ожидая автобус после рабочего дня. Оказалось, что наши дома расположены рядом, и мы шли одним маршрутом каждый день, расширяя  общение, обмениваясь новостями.
Так незаметно, к  друг другу присматриваясь, мы перешли на доверительные отношения, общаясь ежедневно, хотя бы по телефону. Тогда еще были проводные стационарные телефоны, у подруги такой телефон висел на стене в прихожей, отчего ей было неудобно долго стоять,  разговаривая, а сказать хотелось много.
Это были годы, невероятно интересные, наполненные душевной близостью подруги. Но так уж бывает, что приходится терять друзей. И, более чем через тридцать лет, её не стало. Передо мной  словно обрушилась часть земли, и мой мир уменьшился на эту отвалившуюся часть, такого человека рядом больше не будет.


О семье

Звали её Наташа, а муж Вадим, в родительской любви и заботе росли двое их детей.
Глава семьи любил спорт, всегда следил за новостями. Невысокого роста, спортивного сложения, всегда умеющий пошутить, посмеяться. Дети  составляли для него главную часть  жизни,  он с удовольствием привлекал их к спорту со школьных лет, подвижным играм.
Можно с уверенностью сказать: это была образцовая семья. Наташа по образованию  педагог.  Но карьеры не сложилось, жизнь повернула в другое русло.  Приоритетными заботами стали дом, семья, муж, дети.
Отличительной чертой подружки было умение рассказывать о себе, своём детстве, родителях, событиях из жизни, образно, с юмором и самоиронией. Прошло много лет, а память о человеке осталась  яркая и близкая.


Детство

Наташа была поздним ребенком в семье, родители, имея двоих взрослых детей, и не думали, что возможно иметь ещё, не планировали. Но судьба распоряжается по–своему.
Женщина обратилась к врачу, а когда услышала: «Вы беременны», со слезами стыда пришла домой.
– «Ну как так, я в таком возрасте буду носить ребенка?» - сокрушалась она. И когда объявили, что будет двойня, переживания удвоились.  Пришло время, и обещанная двойня увидела мир. Две  девочки. Одна крепкая, с хорошим весом, здоровая, а другой, со слов врача, не суждено было долго жить. Первенькую  родители окружили заботой и любовью, а вторую, даже не дав имени, отдали бабушке, которая взялась активно ею заниматься, по–своему понимая этот мир.
Бабушка знала многое из того, что медицина называет шарлатанством. Молча использовала в жизни этот опыт.
 Однажды Наташа поделилась со мной эпизодом из своего детства: ночью загорелся соседский дом, - крики, суета, а  бабушка вышла – как была - в белой ночной сорочке с распущенными волосами, держа икону в руках, читала молитвы…  Словно живое фото,  запомнилась ребёнку бабушка…
Наташа по рассказам знала, что её, новорожденную, укладывала бабушка на кусок овчины в остывающую, но еще тёплую русскую печь, прогревала, чем-то поила, читала молитвы, купала. И результат неожиданно удивил всех – ребёнок стал расти и развиваться, быстро набирая вес. Вопреки прогнозам врача, умерла здоровая девочка, в возрасте, когда сёстрам было по пять лет. Осталась жить Наташа, как говорила – за двоих. Сестру она хорошо помнила -  как жили,  совместные детские игры.
Старшие сестра и брат Наташи уже имели свои семьи, поэтому родители принадлежали ей одной. Росла в любви и свободе, однако полную свободу ограничивала требовательность отца. Её родители были в офицерских званиях, работая в тюрьме, где отбывали срок осужденные. Особенно отец был требователен к дисциплине и порядку в доме. К приходу с работы родителей бабушка готовилась особенно тщательно. Отец требовал, чтобы стол был накрыт чистой белой скатертью, без складочек и неровностей, стулья вокруг стола были расставлены строго в одну линию.  Одна Наташа не боялась требовательного отца, ожидая, когда он закончит свою инспекцию и с улыбкой повернётся к ней, возьмёт на руки и высоко подбросит, посмеётся над её большой кудрявой головой.
В распоряжении отца была лошадь, зимой её запрягали в сани. И отец - высокий, статный, одетый в белые бурки, пальто и каракулевую шапку, полулежа на боку в санях, свесив слегка на край ногу, держал вожжи, неспешно погоняя коня. Наташа с удовольствием вспоминала, когда отец брал её с собой, и они долго ехали по снежной дороге.
Но однажды рядом с отцом села в сани женщина, лицо её разрумянилось, а поверх зимнего пальто лежала с длинными кистями яркая красивая шаль, на голове из-под неё вырывались пышные волосы. Лошадь бежала, отец одной рукой придерживал дочь, другой вожжи, они разговаривали о чем-то с женщиной и заливисто смеялись.  Лицо женщины и эта праздничная шаль остались в памяти навсегда.
Вернувшись к ужину, отец с дочерью весело сели за стол. Начался неспешный вечерний разговор семьи о прошедшем дне. Поймав тему о катании в санях, дочь громко и радостно, чтобы её услышали, сказала: «А с нами была тётя, у неё такая красивая шаль!» Глаза ребёнка  полные восторга при воспоминании об этой тете.  Вдруг мать резко встала из-за стола, собрала руками один край скатерти и с силой дёрнула - вместе с посудой весь ужин оказался на полу. Наташа помнила, как её восторг превратился в испуг. Бабушка быстро  взяла ребенка и унесла в дальнюю комнату.
 Отец по-прежнему на прогулку продолжал брать с собой любимую дочь, но тёти  с красивой шалью больше не было.
Через много  лет  у Наташи с матерью состоялся разговор о причине её поступка – это была любовница отца.  Но, несмотря ни на что,  в семье воцарился порядок, родители продолжали жить без конфликтов, по-прежнему любя свою младшую дочь. Отец скончался неожиданно, едва ему  перевалило за  шестьдесят..

Наташа любила весну, особенно, когда цвела черёмуха, летали пчёлы, а земля покрывалась молодой зеленью. Усадьба их располагалась на берегу небольшой речки, а по берегу была хорошо укатанная грунтовая дорога. В один из солнечных майских дней  Наташа, оставшись без контроля старших, забралась на крышу пристроя к дому, где особенно пышные кусты черёмухи ложились прямо на крышу. Девочке казалось, что она сейчас прыгнет в эту пенистую ароматную белизну и будет лежать, как в своей уютной постели.  И, расставив руки в стороны, прыгнула! Но вопреки  фантастическим ожиданиям, красота сменилась голыми ветками дерева, больно царапая тело.  Этим падение не закончилось. Одна из веток прошла под платье у шеи со спины – она повисла. Передняя часть горловины платья сдавливала горло, не давая кричать, вырваться из  плена было невозможно. Хрипя, висела  она среди ароматных цветов черемухи, пока проходивший сосед  не обратил внимание на этот странный звук.  Снял и на руках доставил домой. Девчонка знала, что сначала её крепко поругают, отец, может, и шлёпнет по мягкому месту для порядка. Потом вымоют, переоденут в чистое, накормят  и уложат в постель. Но первую статью воспитания надо было просто переждать. «Ну, скорей бы повоспитывали, да уже накормили…».

 
Впереди самостоятельная жизнь…

Наташа любила речку, где летом много времени проводила с друзьями. Умела нырять и плавать. Подошли к концу школьные годы, сдача экзаменов и, конечно,  прощание одноклассников на берегу реки. Разогретый солнцем песок, ветвистые деревья по берегам, волнующие минуты предстоящих перемен в жизни – всё было прекрасно! В очередной раз  нырнула под воду, чтобы потом с наслаждением плыть к берегу. Но пошло не так. Не удаётся всплыть, что-то держит за плавки, воздуха уже не хватает…  Одноклассники быстро поняли, что с Наташей что-то случилось,  кинулись спасать. Вытащили на берег, как умели, приводили в сознание.
 «Первая мысль, что появилась, смеясь рассказывала Наташа, - «А я в трусах?»   Дружно провожали её домой. Родители так и не знали о случившемся.
Учиться после школы пошла по настоянию матери. Успешно получив профессию, нашла место работы воспитателя  в детском саду.
 Наташа была невысокого роста, с голубыми глазами и копной кудрявых светлых волос. Её нельзя было назвать полной, но сложение тела не было изящным - с тонкой талией пышными бёдрами. Добавляла  с самоиронией: «И две бутылки – ноги!»  Но всегда была уверенной в себе. Быть такой, какая есть - её достоинство.
 С детьми Наталья ладила хорошо, быстро укладывала всех в обеденный сон, а на свободное место укладывалась сама подремать. И всё было бы хорошо, если бы…  Проснулась оттого, что её будят, и это была заведующая садиком. Дети столпились вокруг  воспитателя проснувшиеся и бодрые, только она, взрослый ребенок, продолжала спать. На этом педагогическая карьера закончилась навсегда.

Жила Наташа в городе, где жил старший брат с семьей. Они часто виделись. Он с любовью и заботой относился к младшей сестре, она для него была ребенком. К нему часто Наташа приходила за советом, доверяла тайны. А тайны были, потому что возраст, потому что хотелось нравиться молодому человеку.  Однажды пришла и сказала, что все девчонки дружат с парнями, а она всё одна, и расплакалась. Брат искренне рассмеялся: «Эх, Наташка, Наташка, как девчонки гулять ты будешь или нет, но в девках точно не останешься!»
И время пришло. Встретила своего суженого в дружеской компании, - весёлого, с гитарой в руках. Про таких людей часто говорят – живчик. Он был старше почти на 10 лет, ростом чуть выше, спортивного сложения, аккуратен в одежде, пострижен, чисто выбрит. Девушки вились вокруг этого человека, Но победа досталась Наталье. И они  оба не ошиблись в выборе, создав семью.. Однако начало было страстным, конфликтным. Наташа привыкла в семье родителей к свободе и неограниченному вниманию к себе, что Вадим считал не совсем правильным. Ведь он вырос в семье седьмым ребенком, где было 10 детей. И это был другой мир, отличный от Натальиного понимания.  В один из конфликтов Вадим просто ушёл в спальню, ( квартиру им подарили родители на свадьбу). Наталья в своём протесте не могла остановиться:  на кухне перебила  посуду. И только литровый заварной чайник почему-то стало жаль, но   крышку от него  бросила на пол. А чайник так и остался напоминанием о её войне с посудой. Вадим не выходил из спальни, Наталья, не убирая следов побоища, легла на диване в зале.
Утром они смеялись и не могли объяснить, что было причиной такой бойни. После работы, вернувшись  домой, дружно сделали уборку. Было ещё много раздоров, как и у всех, но они учились уступать друг другу, Наташа научилась гасить вспыльчивый характер Вадима, и просто любить. А вскоре узнали, что будут родителями первый раз, а через несколько лет – второй.


Сестра

Катя – так звали старшую сестру Наташи. Психологи говорят, что старший ребенок повторяет характер лидера в семье. Лидером был отец  с завышенной требовательностью к жизни, это повторила и старшая дочь. С детства приученная к аккуратности во всем, она хорошо училась, была в школе примерной – другой быть нельзя. Она должна была поступить в институт – поступила. И более того, получила второе высшее образование. На работу приняли сразу в одном из крупных предприятий где-то в Забайкалье, где успешно шла по карьерной лестнице и работала до пенсии, и, как часто бывает, такие люди становятся незаменимы,  выйдя на пенсию, Катя  продолжала работать.
Замужество её оказалось неудачным, муж-красавец оставил её с двумя детьми, да и здоровье стало пошаливать. Старший сын был рождён с отклонениями, оставаясь навсегда большим ребёнком, доверчивым и любящим всех, а вот физически – силён. Привычной жизнь для него была в интернате с подобными ему людьми, а позже стал работать кочегаром в котельной здесь же, в интернате. Все родственники - бабушки, мать, тётушки постоянно отправляли ему посылки с тем, что он просил – без внимания его не оставляли.
Дочь Кати росла ребёнком под прессом требовательности матери. Также должна была во всем быть только примерной, иметь высшее образование. Но это была та внешняя обёртка жизни дочери, которую видела Катя, а внутри умела дочь оставаться независимой, находя пути реализовать запрещенные матерью желания. Девочка, можно сказать, вела двойную жизнь. Нет, она не была испорченным ребёнком, но выходить за рамки требований матери научилась. Жизнь её сложилась вполне благополучно: получила образование, рядом муж, умеющий терпеть её характер, и двое детей стали частью её самостоятельной жизни.
Катя стала Екатериной Петровной, заняв место начальника отдела в управлении предприятия. Но здоровье давало сбой и это отражалось на всем облике. Постоянно мёрзла, что требовало быть одетой всегда в какие-то тёплые вещи не только дома. Характер работы был связан с постоянными встречами с новыми людьми. И это выглядело порой комично. Незнакомый человек, войдя к ней в кабинет, уверенно спрашивал, где найти Екатерину Петровну, увидев за столом женщину неопределенного возраста в вязаной кофте и, порой с повязанным платком. Она поднимала голову от документов и, свойственной для неё манере, спокойно отвечала: «Это я.». Не обижалась, видя недоумение  в глазах клиента от внешнего вида специалиста. Но, начинался деловой разговор, и всё становилось на свои места.
Речь Кати хорошо поставленная, грамотная, компетентность и  знание производственных вопросов вызывали уважение. Никогда не срывалась на крик, аргументов доказать правоту всегда было достаточно, умела работать.
Родители гордились старшей дочерью.
Прошли годы, и появилась необходимость поменять  Кате место жительства. Переехала  ближе к младшей сестре. И она  приобрела уютную двухкомнатную квартиру. в соседнем доме.
Катя была интересным человеком. Её речь звучала неторопливо, приятный голос дополнял очарование беседам  женщин за столом при встречах. Одевалась по-прежнему в удобные тёплые вещи, но теперь как пенсионерка  могла себе позволить ходить в платке и вязаных кофтах.  «Наташа у нас избалована родителями», – часто любила повторять Катя. И в этих словах была боль за недостаток родительской любви,  с детства требуя от неё послушания и исполнительности. Так в полной семье, у одних родителей, выросли столь разные дочери. Одна с завышенной требовательностью и ответственностью ко всему, что окружало в жизни, а вторая – со вседозволенностью, наполненная родительским вниманием до избалованности. Но сестры были очень дружны. С детства Наташа с уважением относилась к сестре. Часто с благодарностью вспоминая, как ей Катя всегда привозила подарки, стараясь радовать.. Было видно, что  Катя испытывала  благодарность за эти воспоминания.

 
Анна Павловна

Анна Павловна – мать Наташи, которой давно перевалило за восемьдесят лет, страдала от хронического заболевания, с которым справиться уже было невозможно. Но она после смерти мужа оставалась одна жить в родном большом доме. Соседи, видя, что женщина уже не может обслуживать себя, сообщили Кате, что матери нужен уход. Сёстры решили, что перевезут её к себе, а поедет за ней Наташа. С её характером справится со сложностями в поездке с престарелой матерью. Наташа поехала. Родные места уже не были такими радостными, как в детские годы. Всё состарилось, становилось убогим. Приехал брат помочь собрать мать, вместе ехали только до Москвы, дальше Наташе предстояло сопровождать мать одной. Но весь переезд прошёл успешно, хотя не без трудностей, связанных с болезнью женщины.
Наташа рассказывала, смеясь вместе с мамой и сестрой, как при пересадках на вокзалах, она нанимала тележку с грузчиком, и, сложив вещи, наверх размещали мать, спешно доставляя к другому поезду. Сейчас, когда всё позади, эти женщины дружно смеялись. Но тогда больной престарелой матери было не до смеха. Ей, требовательной женщине к себе и окружающим, больно и унизительно было осознавать свою беспомощность.
В просторной квартире Наташи маме нашлось место, дети к этому времени разъехались. Часть забот взял на себя Вадим, что удивило Анну Павловну. Ведь она не одобрила выбор дочери, когда Наташа сообщила, что выходит замуж. Недоволен был и отец, но свадьба тогда состоялась. Сейчас она сказала зятю  слова благодарности за дочь и заботу о ней сегодняшней.  Со свойственной Вадиму жизнерадостностью, он открывал утром дверь к тёще в комнату, помогал умыться и приносил завтрак.
Болезнь всё сильнее захватывало тело женщины, вскоре она тихо, во сне, ушла из жизни…

Наташа никогда не болела, но организм очень плохо реагировал на степные травы. Что и было причиной их переезда в нашу местность, с другим климатом. Здесь каждое лето проходило без проблем, это радовало. Адаптация к жизни на новом месте прошла успешно у всех членов семьи. Дети окончили школу, и разъехались, оставив родителям  ждать от них вестей. Не огорчали, каждый строил свою жизнь.
Но беда пришла, откуда не ждали… Инсульт у Наташи. Пять лет лечения, радость, когда могли гулять на улице с Вадимом, когда сама могла обслуживать себя и следить за домом. Казалось, всё идёт к лучшему. Пожаловалась  однажды на слабость и стала падать. Муж подхватил  на руки, но сердце Наташи остановилось.
Как всегда, звоню я подружке, но отвечает её сын: « Мама умерла» .
Здесь и увидела себя, стоящую на краю обрыва…
Мне повезло встретить человека, настолько близкого, что порой с кровными родственниками такой поддержки и понимания не получается. У нас было  много семейных встреч, общения, праздники. Каждая встреча  – отдельная история, которая оставила самые приятные воспоминания.