Дым на воде и диатоника

Алексей Браницкий
    Известно, что американские чернокожие афроамериканцы тоже играют на музыкальных инструментах, разработанных европейцами, в т.ч. на дматонических, напр., с нотами только До Ре Ми Фа Соль Ля Си - без бемолей и диезов, октав может быть больше одной. Причем они зачастую делают это в манере, кардинально отличной от европейцев, но получая при этом тоже художественно приемлемые результаты. Если взять губную до-мажорную гармонику, то человек европейской культуры, вероятнее всего, будет на ней играть до-мажорные и ля-минорные произведения, ну, может, пентатонику какую, или для подражания тому же блюзу станет делать передувы-бенды. Но в последнем случае это уже получится не диатоника в чистом виде.
   А можно ли, не прибегая к бендам, сыграть на таком инструменте что-то блюзоподобное? Напимер, рифф из "Дыма на воде" коллектива "Deep Purple"? Оказывается, можно. Если отправиться от ноты Си, то самое оно и выйдет. И, кроме того, на таком инструменте можно сыграть даже всю песню "Дым на воде", правда, в несколько импровизированном виде, но слушатели ее узнают. И более того, на русской диатонической гармони-хромке тоже, даже с правильным аккомпанементом. "Дым на воде" для европейского уха в смысле аккомпанемента звучит слегка странно - прежде всего, из-за аккорда на пониженной второй ступени тональной опоры - на слоге "Он зе уОтер". Но если принять, что на до-мажорной гармонике такая песня с риффом и гармонией построена от ноты Си, то всё укладывается в привычную диатонику, правда, нестандартно, этаким свежим афроамериканским чернокожим взглядом. В итоге приходит на ум, что "Дым на воде" - песня, по сути, афроамериканской культуры, правда, коллектив "Дип Пёрпл" снаблил ее правильной пентатонической аранжировкой и минорными септаккордами. Кроме того, с таким афроамериканским уклоном появился целый ряд хитов мирового уровня - "Sunny" (Санни), известный в аранжировке группы "Boney M" и "Take The Heat Off Me" ("Отведи от меня удар", или "Остуди мой пыл",1976) в их же исполнении.
    На иллюстрации показана нотная адаптация "Дыма на воде" для исполнения на диатоническом инструменте с партией баса. Конечно, по сравнению с первоисточником Дип Пёрпл, в данном переложении больше ощущается восточный колорит, напоминая Болеро Равеля, а из более современного - "Венеру" Shoking Blue или приблюзованные вокальные ходы на ряде песен "Скорпионз" (сам Клаус Майне признавался в любви к Led Zeppelin, но как вокалист Клаус более голосистый и имеет иную манеру, чем Роберт Плант, а музыка Скорпионз в большей степени ориентирована на поп-рок, чем Лед Зеппелин).