Все проблемы в уме. Интуиция и разум. Часть 3

Александр Геннадьевич Хакимов
Любое желание можно вызвать искусственно, даже чувство голода. Древние римляне были великими мастерами в этом. Они пировали круглые сутки. Конечно, желудок не может столько вместить, поэтому они выбрасывали съеденное наружу, а потом снова садились за стол. Через два часа снова выбрасывали наружу, а потом снова садились за стол – и так круглые сутки. Сексуальное желание можно стимулировать так же искусственно, постоянно напоминая об этом. Это значит, что вы не хотите, вы уже устали, но это можно стимулировать – и вы снова чувствуете, что есть какое-то счастье, хотя на самом деле вам всё хуже и хуже – ведь вы теряете энергию.

Сексуальная энергия – хороший пример. То, что мы называем сексуальным наслаждением, представляет собой выход энергии из человека, что даёт лишь опустошение. Он должен какое-то время восстанавливаться, чтобы снова накопить этот потенциал. И снова происходит выход энергии. Человек быстро стареет, когда его сексуальная жизнь слишком активна. Избыточность чувственных наслаждений порождает изнашивание ума и растрату жизненных сил. Поэтому древние Веды говорят, что человек будет удовлетворён лишь тогда, когда его ум и чувства будут взяты под контроль. Аскеза, тапасья – это контроль. Жизненная сила сохраняется внутри. Если мы лежим под палящим солнцем наших желаний, то наша жизнь быстро «высыхает», она «испаряется». Есть растения с толстым стеблем и колючим покрытием, которые так защищаются от солнца и держат влагу. Такова их аскеза. Есть также и другие растения, которые не могут жить в таких условиях, им постоянно нужна вода. В природе достаточно таких примеров.

Итак, ум имеет двойственную природу, он подвержен атаке чувств. Почему у человека так много проблем? У животных нет почти никаких проблем, хотя тоже есть органы чувств и ум. Встречали ли вы случаи психических проблем у животных? Ещё не водили свою собаку к психиатру? Природа позаботилась о том, чтобы животные не были подвержены этим болезням – у них недостаточно разума. Мы, как люди, имеем это преимущество – разум, будучи homo sapiens. Животные подобны детям, их разум слаб. Но одно чувство у них очень сильное. В древних книгах написано, что человеку нужно учиться жить именно так. Вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана («Бхагавад-гита», 2.41). «Думай только об одном, главном в жизни, и будешь уравновешен». Но ум называется «чанчала»: если посмотрите, то он прыгает, как воробей, не сосредоточиваясь ни на одном объекте. Мы не можем даже внимательно слушать, потому что всё время что-то вспоминаем, на что-то отвлекаемся, с чем-то сравниваем; в уме постоянно идёт какая-то работа. Сейчас мы понимаем не всё, о чём здесь говорится. Пока мы только учимся сосредотачивать свой ум.

Ум находится в сердце – в этом весь секрет. Сейчас мы не тренируем его, а пытаемся услышать так, чтобы это вошло и стало понятным. На это нужна тренировка, потому что мы не привыкли слушать, потому что нам всё время некогда. Мы заняты, нам нужно усвоить много информации, поэтому нам некогда глубоко размышлять. Нужно успеть сделать так много всего, нас отвлекают поверхностные разговоры по телефону, обилие рекламы. Сейчас мало кто читает Достоевского, Льва Толстого или подобные философские книги, – это очень редкие люди. Пища для ума становится некачественной, ограниченной лишь повседневной информацией, поверхностным смыслом. Но необходимо услышать глубину нашего ума. Умонастроение будет определять состояние нашей физиологии, состояние органов, здоровье в целом, срок нашей жизни и наш внешний вид.

Всё, что мы видим, – это проявление ума. Люди всю жизнь отождествляют себя с каким-то конкретным полом, как рыба живёт в воде, не замечая её. Если ей сказать, что она живёт в воде, она спросит: «А где вода? Я живу в воде? А что это такое?» Поскольку везде вода: она родилась в воде, живёт в воде, она умрёт в воде, она никогда ничего не видела, кроме воды. Поэтому для неё непонятно, что же такое вода. Сейчас мы погружены в своё умонастроение, и, когда нам говорят о функциях ума, мы недоумеваем: «А как это? Где это? Где же находится наш ум?» Мысли – это поверхность ума, но не сам ум. Ум гораздо глубже, чем кажется. Если мы изменим направление нашего ума хотя бы на один градус, то наша жизнь изменится до неузнаваемости. Многие не узнают вас даже в лицо. Я видел, такое бывает. Но есть и множество негативных примеров. У меня был друг, который попал в больницу с психическими проблемами, у него была депрессия. Я пошёл его навестить, но не узнал его в лицо. Бывают и счастливые случаи: человек жил всю жизнь в таком состоянии, а потом встретил счастье и изменился до неузнаваемости. Ум – это глубокая, могущественная вещь.

В контроле ума кроется секрет нашего успеха и счастья. Нужно научиться, не просто думать и размышлять, а глубоко осмысливать происходящее. Это совсем другой процесс, на санскрите он называется «смаранам». Он сопровождается глубоким осмысленным переживанием. Представьте, что Алла Борисовна Пугачёва сейчас ждёт выхода на сцену и появится здесь чуть позже. Конечно, вы понимаете, что её там нет, но вы можете представить, правда? И вы знаете, что если сейчас она подойдёт к микрофону, включится фонограмма, она запоёт, то люди начнут радоваться и веселиться. Почему? У неё очень мощный ум, не только голос. Когда у вас красивый голос и вы отождествляете себя с ним, то подключается ум, вы начинаете делиться с другими. Если вы «войдёте» в собственный голос умом, «отождествите», то сможете совершать чудеса в своей жизни. Поэтому, когда вы отождествляете себя со всем хорошим, что есть у вас внутри, вы становитесь очень могущественны в своей речи, в своём поведении. И люди думают, что перед ними великая личность, недосягаемый или очень красивый человек. Хотя с виду вы обычный человек – ваш ум другой. Не сомневающийся, а настоящий, цельный, могущественный. Тогда вы можете ставить цели и достигать их, не размышляя, при помощи решимости и качеств, а не логических построений и схем. Потому что в этом мире на любую схему есть другая схема, и все наши планы либо корректируются, либо рушатся, и вместо того, чтобы достигать успеха за успехом, мы терпим поражение за поражением. Даже если у нас всё удачно, мы можем испытать неудовлетворение, депрессию. Накопите побольше денег – и у вас наступит депрессия, любой психолог знает это. У богатых людей серьёзные проблемы.

Библейский царь Соломон совершал великие поступки и остался таковым в истории планеты. Когда он умирал, его горю и несчастью не было конца, потому что он не знал, каков смысл всего содеянного им, и даже потомки не поняли, что он сделал. Никто не оценил его великие свершения. В уме могут быть грандиозные планы, но если нет отношений, то нет и счастья, потому что люди завидуют вашему успеху, деньгам и славе. Поэтому не нужно слушать свой ум. В Ведах говорится, что его нужно «убить», «остановить».

В «Бхагавад-гите» говорится, что остановить ум почти невозможно. Его силу сравнивают с силой ураганного ветра, который сметает всё на своём пути. Но говорится, что легче голыми руками остановить ураганный ветер, чем остановить собственный ум. Что вы ни прикажете уму, он всё отметает в сторону, легко и без усилий. Наш ум также можно сравнить с поездом на полном ходу. Он устремился к своей цели и движется с огромной скоростью, на всех парах. Ведь всё, что мы делали в жизни всё это время, не привело нас к успеху ни в личном смысле, ни в общественном. И мы всё равно продолжаем идти в том же направлении. Таков ум – его невозможно остановить, вы движетесь по инерции. И мы пытаемся остановить этот локомотив голыми руками: выходим на рельсы, то есть начинается практика йоги, контроль ума. И мы говорим уму: «Стой!» И – «Бах!» От нас ничего не осталось! Как только мы попытаемся искусственно контролировать ум, мы потерпим поражение: ум покажет, что он здесь хозяин.

Как нельзя на ходу остановить поезд, но можно переключить стрелку в нужном направлении, так можно работать и с умом. Для этого нужно знание, и тогда ум начинает идти другой дорогой, разворачивается в обратном направлении на той же скорости. Ум как «Титаник», и, чтобы убедить его, нужно много времени и переосмысления. Человек должен прочитать, найти веские аргументы и объективные подтверждения, – на это требуется время. Чем больше корабль, тем дольше он разворачивается. Нужны годы, чтобы сменить парадигму; но бывает, что ум пронзает, будто молнией, и происходит это через духовную реализацию, духовное откровение. Люди могут измениться в один миг, если их ум очистится.

Я помню, как в Америке для лечения алкоголизма использовали ЛСД. Этот наркотик считался лекарством от алкоголизма, потому что, когда человек получал дозу ЛСД, он получал такой вкус, что мог увидеть импровизированный конфликт Бога и Дьявола, борьбу добра и зла, и после этого он никогда больше не пил спиртное. Но такой человек становился наркоманом. Поэтому практику лечения ЛСД прекратили. Все эти случаи исцеления обернулись новой трагедией. Если вы предлагаете уму какое-либо средство, оно становится ещё большей проблемой. Поэтому в Ведах говорится: не нужно слушать ум. Он не хозяин, а лишь инструмент. И ум восстановится сам в своем естестве и чистоте, если его не тревожить. Поэтому нужно начинать день с омовения, медитации, чтения священных писаний, погрузить свой ум в этот процесс, – пусть не на долгое время. Тогда многое в нашей жизни начнёт проясняться.

В Германии, в конце 80-х годов, произошла интересная история. Группа людей искала землю, чтобы приобрести её для строительства фермы. Они нашли участок, где земля была очень дешёвой, потому что на ней жил сорняк, который ничем нельзя было выполоть: можно пахать её плугом, земля поднимается пластами, а когда плуг проходит, то она снова укладывается на место и зарастает. Тогда эти люди обратились к Ведам, они нашли способ, как вывести этот сорняк. Метод оказался очень интересным и заключался в том, что нужно пахать землю каждый день в различных направлениях в течение полугода. Это тяжёлый труд, но у них была специальная техника, и они это сделали. Через полгода до этого сорняка «дошло», он «понял», что пора уходить, ведь его резали на куски и не давали ему жить. Человек также готов сменить парадигму, когда осознаёт, что так жить невозможно, потому что использовал всё до капли, у него ушёл весь вкус жизни. Ум – упрямая вещь. Можно посинеть от пива, но, тем не менее, продолжать пить его и думать: «Я живу нормально». И, когда у меня обнаружат какое-то отклонение, тогда я начну думать по-другому: «Может быть, стоит что-то послушать, сходить на лекцию... Вдруг поможет? Я же не знаю ничего, кроме этого пива или денег, или своих рабочих навыков».

Ум нужно «вспахивать» вдоль и поперёк, каждый день, хотя бы в течение полугода, прежде чем мы сможем принять более высокую концепцию. Ум по своей природе бунтарь, он говорит нам: «Что тут за общество людей, у которых другое мнение?» Это сильная вещь, преодолеть её очень трудно. Как общаться с людьми, если у них другое мнение, иное понимание, образ жизни? Если вы бросаете курить, то ваша дружба с людьми, которые курят, начинает страдать. Семьи распадаются из-за того, что кто-то из близких перестаёт есть мясо. То же происходит, когда человек перестаёт пить водку или заниматься сексом каждый день. Логика нашего ума такова: «Мне так нужны эти чувственные наслаждения, пусть их цена очень высока. Я не хочу жить с этим человеком, потому что он не ест со мной мяса, не смотрит телевизор. Он, видите ли, занимается аскезой! Сошёл с ума! Раньше он жил нормальной жизнью! Зачем ему нужна аскеза и ограничения, ведь мы живём один раз! Нужно брать от жизни как можно больше!» Кто сказал уму об этом? Если взглянуть на окружающую действительность, то мы увидим, что люди умирают и рождаются снова, ведь они не могут приходить в этот мир из небытия. Смерть и рождение происходят с одной и той же личностью постоянно. Так написано в Ведах. Душа не рождается и не умирает, но тело меняется. Ум должен это понять, и он требует доказательств, причём логических. Но факт реинкарнации уже давно доказан. В древней книге «Бхагавад-гита» говорится:

дехино ’смин йатха дехе

каумарам йауванам джара

татха дехантара-праптир

дхирас татра на мухйати

(«Бхагавад-гита», 2.13)

В последней строчке «дхирас» означает «вас это не беспокоит». Смена тела не должна беспокоить разумного человека. Он понимает, что когда-то был младенцем, а потом его тело выросло. Но нас это не беспокоит, мы не переживаем этот стресс: «Боже мой, я встал на ноги! Какой кошмар! Раньше я лежал, меня кормили. Сейчас буду бегать – когда увидят, заставят самого одеваться. Нет, лучше снова лечь в коляску!» Мы не переживаем такой шок, когда тело меняется. Кровяные тельца меняются каждую секунду, мы дышим воздухом и прочее... Тело – это механизм, в котором происходит постоянный обмен веществ. Оно меняется, растёт, стареет – все перемены налицо. Однако владелец тела остаётся тем же. Разве это случилось не с вами? Если тело изменилось, это не означает, что это было не со мной, а с кем-то другим. Точно так же, когда человек оставляет тело, это не должно беспокоить его, он принимает новое тело. Возникающий страх – искусственный, он вызван невежеством, незнанием.