Святая праздность - педагогический этюд

Матвей Корнев
Напрягаю память, смотрю в прошлогоднюю даль и вижу: первый текст я составил в тысяча девятьсот восемьдесят втором году, осенью. Я тогда почти год, как пришёл из армии, четыре месяца, как женился и работал оператором-слесарем-электриком в очень значимой организации.
Это была запись шариковой ручкой в школьной тетрадке в клеточку. Потом была печатная машинка «Оптима», потом, во второй половине девяностых, появился первый компьютер, потом второй и т.д. Теперь вот либо телефоном пишу, либо стареньким ноутбуком.
Свои произведения перечитываю крайне редко, только когда вдруг вижу в списке читателей и прочтений странное заглавие – думаю, ну-ка, ну-ка, что я там изобразил.
Естественно, на память процитировать вряд ли что-то смогу. Поэтому, всякий раз, приступая к реализации вдохновения Божия, испытываю волнение первоначальной важности.

Желание издать бумажную книжку, не скрою, было, и даже, что-то издал за свой счёт, но заметил, что это очень хлопотно, а хлопотать, особенно ОЧЕНЬ, мне никогда не нравилось. Интернет – блестящий дар человечеству.

Возникает хороший вопрос: чего я этим достиг?

Очень многого.
Может быть самого большего, из того, что возможно человеку. Сейчас покажу.
Смотрите внимательно.
Смотрите глубже.

Деревня, где я мирно пенсионерствую, похожа на мой рот, в котором осталось всего пять зубов, да и те не слишком хороши. Словом, не деревня, а умилительная старина. Если и встретишь кого на улице, то это либо старик, либо старуха. Молодёжь приезжает только на выходные, в отпуск, на каникулы, либо проездом из соседних, более зажиточных поселений.

Было начало зимы. Хороший снег только-только покрыл землю, и я вышел на первую уборку территории. Закончив работу, думаю, пойду, прошвырнусь по деревне. И пошёл.

Далеко от дома уйти не удалось. Смотрю, старик-сосед лопатой орудует – снег в сугробы мечет.
- Здорово, Тихоныч! Помочь?.. А то давай, за своей лопатой сбегаю – в четыре руки мы быстро управимся…
- Сам справлюсь… А ты далеко ли валенки навострил?
- Да так, гуляю…
- Ишь ты, гуляет он… Праздник, что ль какой?
- У Бога для людей всякий день – праздник: живы и слава Ему за всё…
- А ты в курсе, что Бог труды любит?
- В курсе. Я тоже люблю смотреть, как люди работают…
- Не понял? – он прилично глуховат.
- Говорю, лопату новую купил – сама гребёт…
- А-а-а, шутишь да? Ну-ну…
Чувствую, этот старик хочет меня напрячь по полной программе. И точно.
- На выходные к тебе приезжали?
- Приезжали – дочь с мужем и внуками…
- Значит я не ошибся – это твой старший был… Гляжу, идёт, во рту папироса, в ушах эти, как его?..
- Наушники.
- Да-да, наушники... А ты в курсе, что он курит?
- В курсе… Только не папиросы, а сигареты…
- Какая разница – главное, дым изо рта! Это же бесовщина!
- Да ты не горячись, Тихоныч… дело молодое – перебесится…
- Как это не горячись? Ты что, оправдываешь?
- Да-нет, понятно, курить – здоровью вредить…
- А знаешь, кто виноват?
- Кто?
- Отец. Сына воспитывать надо, а не сюсюкать-мусюкать… Если сын курит, значит отец так себе – ни рыба, ни мясо…
- Ну, это ты чересчур…
- А вот пойдём в дом, потолкуем… У меня медовуха есть – м-м-м, мозги на раз просветляет…
- Нет-нет, я не пью…
- А я и не предлагаю пить – просто продегустируем под разговор…

Лет восемь назад, когда выпивка была для меня нормой жизни, я бы смог по достоинству оценить этот самогонный напиток, а теперь только сделал правильный вид, чтобы не огорчать старика.
- Да-а-а, хороша медовушка… Небось и медок свой?
- Чужого не держим. На-ка вот и медку моего отведай… Итак, вернёмся к нашим баранам. Ты ведь не куришь, и сын твой не курит, и зятя твоего я с папиросой не видел, а почему же внук?
- Не знаю… карма наверное…
- Что?
- Не знаю, говорю!
- А я знаю. И я тебе скажу почему…
- Наливай! – думаю, надо его сбить с темы, а то такого наговорит, не уснёшь.
- Пожалуйста… очень рад, что тебе понравился мой медовичок… и закусывай, закусывай – вот огурчики, колбаска, яички…
- Свои?
- Чужих не держим…
- Петух у тебя какой-то особенный – поёт приятно, но последний слог недокукарекивает…
- Знаю.
- А от чего так?
- Не знаю, а чего не знаю, врать не буду.
- Может дефективный какой?
- Сам ты дефективный… Давай ещё по одной…
- Да я же сказал – не пью!
- А вот это зря! Иногда надо прожигать нутро, для здоровья желудочно-кишечного тракта полезно… врачи советуют…
- От этого прожига дурь в голове приключается…
- Это если меры не знать.
- Ладно, давай по последней и разойдёмся.
Выпили, закусили. Надел валенки, шапку, куртку, выхожу во двор, за калитку. Идёт провожать.
- А ты всё же подумай – внуки, они ведь не на дороге сами по себе валяются…
- Хорошо, подумаю. Будь здоров! И спасибо за угощение.
- На здоровье. Предлагаю тебе свою дружбу.
- Дружбу? Нет, брат, пощади – я дружить не умею…
- Как это?
- Разучился…
- А ну, пошли, ещё выпьем!
- Хватит-хватит – сам сказал, меру знать надо.
- Да-а-а, интересный ты человек, своеобразный: не пьёт, дружить не умеет, праздники у него каждый день, внук у него курит, а ему хоть бы хны… За что же тебя зацепить, чтобы пообщаться по-человечески можно было?
- Пойду я, Тихоныч, а то меня с отвычки развозить начинает…

Сразу домой я, конечно, не пошёл, решил завершить начатое – пошёл догуливать вокруг деревни. Темнело. Зимой рано темнеет. И слава Богу, думаю – общаться с людьми уже не хотелось. Хотелось Бога рассматривать и себя рядом с Ним. И я шёл, и рассматривал Бога и себя рядом с Ним, точнее, в Нём.

И вот, что я увидел. Я достиг высшего состояния Творца, когда Он, завершив творение Мира, почил от всех дел.