О женской дружбе и не только 12

Наталья Степанова 10
- Ну, здравствуй! - только и смог произнести Коля. Слово "папа" из себя выдавить не смог.

- Здрасте! - ответил Григорий Иванович, а потом прошептал Вериной маме: - Танюша, нам надо срочно домой. У меня живот прихватило.

Татьяна смотрела то на Григория, то на дочь и её спутника.

- Вера, Коля, давайте к нам, познакомимся, - пригласила она, а потом пошла догонять Григория, который уже направился к двери.
Коля не мог сдвинуться с места. Нахлынули воспоминания из детства, когда мама плакала из-за отца всякий раз, когда узнавала от соседей о его "похождениях".

- Почему ты молчишь? - спросила Вера.

- Выйдем на улицу, я тебе всё расскажу. Давай мороженое купим.

- Что-то расхотелось.

Уже на улице Коля посмотрел на неё и сказал:

- Твой отчим - это мой отец.

Вера не удивилась. Притворяться она не умела, поэтому ответила:

- Когда я увидела фамилию в его паспорте, сразу об этом подумала. Но надеялась, что вы с ним просто однофамильцы.

- И ты молчала?

- Коля, ты думаешь, что мне приятно об этом говорить? Я видеть его не хочу.

- Я тоже, - ответил Коля. Самое первое воспоминание детства - это момент, когда мама взяла Катю на руки, а мне велела бежать. А он бросил нам вслед табуретку. Знаешь, я много раз говорил маме, что хочу сменить фамилию и отчество. Но это не так просто сделать.

- Коля, сейчас пойдём ко мне и ты обо всём расскажешь моей маме. Может быть, она после этого выставит ЕГО. И мы снова будем жить так же, как и раньше.

- Нет, Вера, не сейчас. Говорю же тебе, что мне не хочется с ним находиться рядом. Я теперь понимаю свою маму. Раньше спрашивал, почему она не требует алименты, ведь нам так тяжело. Она же всегда повторяла, что нам от него ничего не надо. А теперь, когда его увидел, всё понял, потому что сам от него ничего хочу, - ответил задумчиво Коля, а потом начал прощаться: - Пойду я, Вера, завтра увидимся. Хочу пройтись один.- А как мне быть? Мама, наверняка, начнёт расспрашивать о тебе. Что говорить?

- Скажи правду.

Вера стояла возле дома и смотрела, как Коля медленно шагает по улице. И у него, и у неё настроение было испорчено. Всю дорогу Коля вспоминал своё детство. Конечно, было и приятное, когда отец жил с ними. Коля помнил, как тот взял его с собой на рыбалку и учил обращаться с удочкой. Но таких моментов было очень мало, а тех, когда отец ссорился с Колиной мамой, наоборот, было предостаточно.

Когда Вера пришла домой, мама спросила:

- Ты одна? Где Коля?

- У него завтра контрольная, ему надо готовиться.

- Значит, вот оно как. Не захотел к нам идти. Наверное, это правильно, потому что я хотела с тобой серьёзно поговорить. Пошли в твою комнату.

Вера думала, что сейчас она расскажет маме всю правду об отчиме, которую узнала от Коли. И тогда мама соберёт вещи Григория Ивановича и выставит его. Но оказалось, что мама на стороне своего сожителя.

- Бедный Гриша, он в себя не может прийти после этой встречи. Он мне всё рассказал. И про мать Коли, жену свою первую, и про детей, которых она настроила против родного отца.

- Мама, что ты говоришь? Это он их бросил, а до этого творил такое, что...

- Замолчи! Откуда ты всё это знаешь? Со слов своего разлюбезного Коли, который послал Гришу подальше, когда тот приехал и подарки привёз? Ступай за стол, а потом уроки делай. И чтобы я с этим Колей тебя не видела, понятно? - угрожающим тоном спросила мать, а потом ушла в комнату к Грише.

Вера только стояла и смотрела на мать, которая не хотела видеть очевидных вещей и слепо верила своему любимому сожителю.

Весь вечер и полночи Вера плакала. Ей было так обидно, что хотелось убежать из дома. И, наверное, Вера так и сделала бы, если бы очень сильно не любила братьев и маму. Да и идти было некуда. Если только уехать к дяде Мише в Тюмень. И Вера подумала, что было бы хорошо отправиться туда вместе с Колей. Решила, что завтра же поделится с ним своими мыслями.

На следующий день Коля не подошёл к Вере перед началом занятий, хотя всегда ждал её на первом этаже возле раздевалки. Вера заволновалась и на первой паре строила предположения и догадки. Когда прозвенел звонок, сама пошла в ту аудиторию, где должен был сейчас находиться Коля (его расписание Вера выучила наизусть), но его не было. Кто-то из ребят сказал, что Коля заболел. И Вера решила, что после занятий сходит к нему.Лена сразу заметила, что подруга чем-то встревожена, потому что та прошла мимо и даже не поздоровалась.

- Вера, привет! - Что ты ходишь как тень?

- Ой, Лена, у нас такое происходит! - и Вера быстро рассказала о вчерашней встрече, а потом спросила: - Как ты думаешь, он специально на справку пошёл, чтобы меня не видеть?

- Мне кажется, ему было тяжело после этой встречи.

Лена оказалась права. Коля по дороге вспоминал своё трудное детство и снова переживал все неприятные моменты, связанные с отцом. К вечеру у парня поднялась температура. Поэтому утром он не пошёл на занятия, просто не смог.

Вера, когда подошла к вахтёру, уверенным голосом сказала, что она идёт к Зое, девочке из её группы. Зоя стояла рядом и дополнила, что это всего на десять минут. И вахтёр пропустил девчонок. Вера быстро дошла до комнаты, где жил Коля, точнее её довела Зоя. Потом постучала в дверь и услышала голос Коли:

- Кто там?

- Я, Вера, выйди, пожалуйста, - попросила она. Сама в комнату не пошла, чтобы не было разговоров.

Не прошло и минуты, как на пороге появился Коля.

- Как тебя пропустили?

- Я вместе с девчонкой из группы пришла. Что с тобой?

- Приболел, но это ерунда. Ты пришла, а значит, я быстро пойду на поправку. Рассказывай, как мама? Уже собрала вещи ....

- Нет, защищала его и сказала, чтобы мы с тобой больше не виделись. Только ты не думай, что я вот так взяла и послушала её.

Коля переменился в лице, подумал, что Вера так и будет жить под одной крышей с его отцом. А вслух сказал:

- Не переживай. Наверное, если бы моя мама узнала, что я встречаюсь с девушкой, у которой отчим - это мой отец, она тоже была бы против. В техникуме мы с тобой всё равно сможем видеться. Там я в армию пойду, а потом...потом нам уже никто не сможет помешать, потому что мы будем взрослые.

Вера возвращалась домой и всё думала о словах, которые сказал Коля о матери. Почему-то было тревожно. Неужели не только её мама против Коли, но и его мама тоже будет против их отношений?*****

Весна в тот год выдалась ранняя и дружная. Люди говорили, что такое редко в их краях бывает, чтобы к концу апреля уже трава стояла налитая и зелёная, хоть коси её!

В деревне картошку обычно сажали на Майские праздники после демонстрации. И это было уже после Пасхи, потому что в деревне верили, что до этого дня земля ещё холодная. Если и посадишь картошку, то она будет просто лежат в земле. Но тот год стал исключением.

- Надо бы картошку посадить пораньше. Земля уже прогрелась, а Пасха только четвёртого мая, - сказала мама Вере. - Возле дома мы сами участок обработаем, с Гришей вдвоём справимся. Ты, Вера, и Вадим с Виталиком же в деревню поедете, бабушке поможете.

Вера кивнула. Она и без того собиралась ехать к бабушке после занятий вместе с подругами. Они всегда работали вчетвером, помогая друг другу. В деревне картошку сажали под колхозный трактор, который выделялся на несколько часов. И нужно было успеть, пока трактор делает борозду, посадить картошку. Поэтому борозда была поделена на маленькие отрезки, на которых стоял один человек. Таких отрезков было пять или шесть, а иногда и больше.

Бабушки уже ждали внучек. С утра тракторист работал в поле, а после окончания рабочего дня должен был разогнать борозды деревенским жителям. Как раз к этому времени, приехали девчонки и братья Веры. Они собирались дружно поработать, а потом пойти на танцы.

С самого утра в тот день ласково светило солнце. Под его лучами нежились зелёные травы и распустившиеся цветы. Девчонки дружно сажали картошку, то и дело бегая к мешкам, которые стояли вдоль поля.

Мария Дмитриевна, бабушка Лены, наблюдала за внучкой и её подругами и думала, какие славные девчата выросли. Про себя желала им хорошей судьбы. Когда работа была окончена, Мария Дмитриевна попросила Лену:

- Внученька, у меня память уже не та, так что ты запомни, что мы посадили картошку в этом году двадцать шестого апреля.

- Зачем это, бабушка?

- Просто такого давно не было, чтобы мы так рано посадкой занимались.

- Хорошо, запомню, - ответила Лена. Ни она , ни её бабушка тогда и подумать не могли, что двадцать шестое апреля тысяча девятьсот восемьдесят шестого года станет трагическим днём в истории, а в спокойной Белоруссии появится место, которое назовут Чернобыльской зоной отчуждения.