Это случилось не вчера. Но бывают события, которые, однажды проколов сердце насквозь, оставляют рану незаживающей надолго. И психологические приемы не быстро спасают, и в какой-то момент ты понимаешь, что внутри тебя вдруг неожиданно сталкиваются в противоречиях две философские системы, доселе как-то миролюбиво уживавшиеся друг с другом: православие и буддизм. А произошло вот что.
Я стояла в кабинке телефона на улице и разговаривала по важному делу. И вдруг (с бока) ко мне подошел маленький, тщедушно-невзрачный мужчинка, державший кошку за задние лапы. Она извивалась, пытаясь освободиться, но его руки были намного сильнее. Я даже не успела понять, что произошло. В одно мгновение он размахнулся и с разлета ударил животное головой о стекло (или прочный пластик?) кабинки, где я говорила. Кровь брызнула в разные стороны, кошка затихла. Он быстро прошел к мусорному баку, бросил ее туда и, свернув за угол, исчез. Я стояла в шоке, забрызганная кровью животного и не могла даже пошевелиться. С маньяками по работе встречалась. А вот с садистами – не приходилось. Ко мне подбежали бабушки-свидетельницы, сидевшие на лавочках у подъездов… Спустя час они рассказывали, отмыв меня кое-как от крови и отпоив водой, что никогда не видели у живого человека такой бледности в лице.
- Мы боялись, что ты помрешь от ужаса, милая, - говорила ласковая старушка, вытирая с голубой курточки бурые пятна своим носовым платочком…
Все это посейчас стоит у меня перед глазами.
Сама с собой я качественно справиться не смогла, обращаться к коллегам-психологам – не захотела. Почему? Порой, в жизни происходят события, которые не объясняются с точки зрения «почему» да «отчего». Меня мучил вопрос «зачем» эту ситуацию впустили сверху ко мне в жизнь? И еще: в чем таком крайне важном мне нужно было разобраться? Где и как заново выстроить свои личные границы?
Иван Ильин в книге «О сопротивлении злу силою» четко отвечал на мой вопрос. Но он был мужчиной, духовным воином. Во мне не оказалось столько его силы. Знакомые буддисты пространно улыбаясь, пытались говорить о том, какие мы все разные, и что эту разность нужно принимать с радостью. Всех понимать и ко всем относиться доброжелательно. Но я не могла и не хотела принимать ТАКУЮ разность в людях. И в тот момент, когда уже почти отчаялась решить для себя этот очень важный экзистенциальный вопрос, мне на помощь пришел давний друг, поэт, светлейший и чрезвычайно скромный человек.
Я не спрашивала у него разрешения на публикацию беседы. Поэтому оставлю его имя «за кадром». Пока. Пока он сам не захочет выйти из тени.
ОН: Это вообще, что было? Вы в полицию сообщили? Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщить в полицию. Иначе следующей жертвой может быть уже не только несчастная кошка.
Я: Время прошло. Теперь уже поздно.
Я жаловалась ему, как маленькая. Мои барьеры принятия разных людей рушились. Плохое и хорошее больше не хотело сливаться в нечто общесерое. Я не искала чужих авторитетных афоризмов, эффектных фраз и чужого религиозного опыта. Мне необходимо было понять, что произошло именно с моей жизнью. Зачем так?
Он был абсолютно внимателен, как самые настоящие мужчины бывают внимательны к просьбам тех, кто слабее, кто обращается к ним за помощью. И только позже я узнала, что в это самое время, когда мы общались с ним по телефону, он лежал под капельницей после полостной операции.
Я: Не могу я принимать таких людей, как братьев и сестер.
ОН: Цитата из фильма Брат2: Бираат, бираат!.. Не брат ты мне. И еще строго в тему дуальности: Иван Ильин. Он этот вопрос разбирает сухо, академично, дотошно. И очень доходчиво в итоге, никаких кривотолков.
Я: Ильина я часто читаю. Но все духовные учителя, как правило, мужчины, вот ведь в чем дело. А у мужчин несколько другие отношения с миром. Буддисты мне сказали: пусть все идет так, как идет. Ты наблюдатель. Твое дело сторона. Это все майя. Я в растерянности.
ОН: Это были какие-то неправильные буддисты. Не вести борьбу со злом можно единственным способом – впустить его в себя и стать им. Таков предложенный теми «буддистами» путь? Шарлатаны, гнать в шею. А вести борьбу со злом можно тоже единственным способом – принять в себя Бога как первоносителя добра, стать его частью, его оком, его рукой. И светить его светом так, чтобы зло отступало, таяло, как тьма. Там, где нужны активные действия - там нельзя втягивать шею, это инфантильность и поощрение злу. Хотя да, первая реакция часто и у меня, и у многих, увы, именно такова…
Вы меня спросите: зачем я написала этот текст? Он про что? А он про то, что есть особенные люди, которые знают что такое тьма и что такое Свет. Знают не по чужим цитатам и репостам. А по своей жизни. И готовы это защищать. И спасибо им за то, что они есть.
Еще я подумала о том, что в судьбе каждого человека может произойти подобный случай. А мы не все воины.
Но… Приходит час… Час, когда нужно ответить: ты где? Ты с кем?
Помните как в том знаменитом фильме с Брюсом Ли?
- « Если ты найдешь то, за что будешь готов умереть, я возьму тебя в ученики».
Именно с этой фразы начинался мой поход в буддизм. Мне помогли разобраться в том, что не все буддисты - буддисты... Противоречий больше нет.
Фотография взята из свободного интернета. Имя автора разыскивается.