Михаил Всеволодович Черный, благ. князь, мученик

Новосельцев Григорий Петрович
Михаил Всеволодович Черный, также известный как Михаил Черниговский, был благочестивым князем и мучеником, жившим в XIII веке. Его память почитается 14 февраля (по дню перенесения мощей) и 20 сентября в различных соборах, таких как Брянский, Московский, Тульский и Черниговский.

Михаил Черниговский, сын Всеволода Святославича Чермного, выделялся с детства своим благочестием и кротостью. Он страдал от плохого здоровья, но в 1186 году, полагаясь на милость Божию, обратился к преподобному Никите Переяславскому Столпнику за молитвами и был исцелен после получения от него деревянного посоха.

Михаил вступил в брак с княжной Феофанией, их брак долго оставался бездетным, и они часто молились о даровании потомства. После трех явлений Пресвятой Богородицы они были обещаны иметь дочь, которой стала преподобная княжна Феодулия, а позднее они также стали родителями благочестивого князя Романа и дочери Марии.

В 1223 году Михаил стал князем Черниговским после гибели своего дяди в битве на Калке. Он также был приглашен на княжение в Новгороде в 1225 году, где его справедливое правление заслужило любовь и уважение горожан. Он стремился к примирению между городами и укреплению их дружественных отношений.

Михаил активно занимался благоустройством своего удела, но его деятельность вызвала тревогу у других князей, особенно у Курского князя Олега. В 1227 году почти началась война между ними, но была уладена Киевским митрополитом Кириллом. Также в 1227 году Михаил разрешил спор на Волыни между Киевским великим князем и князем Галицким.

С 1235 года Михаил занимал киевское великокняжеское престол, и наступило тяжелое время, когда в 1238-1240 годах татары опустошили многие города Руси, включая Чернигов и Киев. Михаил пытался организовать сопротивление, обращаясь за помощью к Европейским странам, но не получил поддержки. Он вернулся в разрушенный Киев, а затем переселился в Чернигов.

Михаил не утратил надежды на объединение христианской Европы против монгольской Орды. Он даже отправил посланника на Лионский Собор в 1245 году, чтобы призывать к крестовому походу, но его попытки были безуспешны из-за разделенности и внутренних конфликтов в Европе.
Вскоре после прихода ханских послов на территорию Руси началась перепись населения, приуроченная к налогообложению. Князьям требовалось подчиниться власти татарского хана и получить его разрешение на управление, выраженное в виде специального ярлыка. Князь Михаил осознавал тяжелое положение страны и понимал необходимость сотрудничества с ханом, но его вера не позволяла ему отступить от христианских принципов. Он обратился к своему духовному наставнику, епископу Иоанну, и получил его благословение на поездку в Орду, чтобы быть там свидетелем своей веры.

Князь Михаил отправился в Орду вместе со своим верным другом и сподвижником боярином Феодором. Там уже знали о его попытках организовать сопротивление татарам в союзе с другими европейскими державами, и враги стремились убить его. Когда они прибыли в Орду, их предложили пройти через огненный костер, чтобы "очистить" их и поклониться монгольским божествам. Однако князь отказался, заявив, что только Богу он готов поклоняться. Это вызвало недовольство хана, который приказал их мучить до смерти. Но князь и боярин остались непоколебимы в своей вере, готовясь к мученической кончине и принимая последние таинства от своего духовного отца. Татарские палачи убили князя Михаила, а затем и боярина Феодора.

Хотя татары предложили Феодору княжеский титул за поклонение их богам, он отказался, последуя примеру князя. Их тела были брошены на поедение псам, но Господь защитил их тела до тех пор, пока верующие не могли тайно похоронить их с почестью. Этот подвиг поразил даже палачей и убедил татарских ханов не испытывать терпение Божье и не требовать от русских поклонения их божествам.

Таким образом, мученическая смерть князя Михаила и боярина Феодора стала примером верности православной вере и готовности умереть за нее. Эта борьба продолжалась долго, но новые мученики и исповедники украшали Церковь и вдохновляли народ в борьбе против монгольского ига.
По желанию царя Иоанна Васильевича Грозного 14 февраля 1578 года с благословения митрополита Антония были перемещены в Москву мощи святых мучеников, после чего в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а затем 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI века известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским. Память о святых была установлена 20 сентября 1771 года епископом Черниговским Феофилом (Игнатовичем).

"Род праведных благословится", - говорит святой псалмопевец Давид. Это полностью осуществилось в случае святого Михаила. Он стал предком многих знаменитых фамилий в русской истории. Дети и внуки продолжили святое христианское служение князя Михаила. К тому же, церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую и внука - святого благоверного Олега Брянского.

Использованные материалы
Страница календаря портала Православие.ру:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1570.htm
Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых: