Ч. 3 Начало большой морской войны

Владимир Врубель
Предыдущая страница    http://proza.ru/2024/04/11/527

3 сентября 1939 года британское правительство объявило морскую блокаду Германии. Первым немецким судном, потопленным англичанами, было грузовое судно «Olinda». Оно направлялось из Уругвая в Гамбург.

Встреча с британским лёгким крейсером «Ajax» не вызвала беспокойства на транспорте. До экипажа ещё не дошло известие об объявлении войны. А на крейсере «Ajax» за два часа до встречи с транспортом командир крейсера Чарльз Вудхаус собрал экипаж и объявил о войне с Германией.

По команде с крейсера грузовое судно изменило курс и остановилось рядом с ним. На борт «Olinda» поднялся отряд британских моряков и тщательно обыскал судно. Немцы только от англичан узнали о начале войны и о том, что они теперь военнопленные.

Командир крейсера колебался, не укомплектовать ли судно своей командой и отправить в Англию, но потом решил, что это рискованно, и дал возможность потренироваться на «Olinda» своим артиллеристам.

Транспорт потопили артиллерийским залпом. Удача продолжала сопутствовать крейсеру «Ajax». 

На следующий день он встретил транспорт «Carl Fritzen». Но его экипаж уже знал о войне. Чтобы судно не досталось англичанам, экипаж судна сел в шлюпки, а транспорт немцы затопили сами.

Пленные экипажи командир крейсера отправил на судне снабжения в лагерь для военнопленных, наспех устроенный на Фолклендских островах.

К западу от Британских островов и в Ла-Манше 2-я немецкая подводная флотилия за месяц потопила 21 торговое судно и повредила 1 транспорт.

6-я подводная флотилия, действовавшая к западу от Пиренейского полуострова, за две недели потопила 8 кораблей. В Северном море немецкие корабли занимались постановкой минных заграждений.
 
В северную Атлантику для борьбы с подводными лодками британское Адмиралтейство отправило три авианосца: «Ark Royal» действовал у северо-западных подходов, а «Courageous» и «Hermes» - у юго-западных подходов. Авианосцев охраняли эсминцы.
 
14 сентября 1939 года подводная лодка U-39 атаковала авианосец «Ark Royal» тремя торпедами. Но все три торпеды G-7 взорвались преждевременно. Правда, англичане считали, что командир подводной лодки ошибся в определении скорости хода авианосца, и торпеды прошли за кормой корабля.
 
Эсминцы «Faulknor», «Foxhound» и «Firedrake» обнаружили подводную лодку через 18 минут и атаковали её глубинными бомбами.

В аккумуляторные батареи попала вода, стал выделяться ядовитый газ, подводники задыхались. Командир лодки капитан-лейтенант Герхард Глатте дал команду на всплытие и приказал экипажу покинуть корабль. Сам же он подорвал носовой отсек, чтобы лодка затонула.

Сначала эсминцы открыли по подводной лодке артиллерийский огонь, но когда увидели, что экипаж покидает корабль, прекратили стрельбу. С трёх эсминцев спустили шлюпки и выловили плававших в воде бородатых подводников (в походе немецкие подводники не брились).

Всех немцев, 44 человека, спасли. Им крупно повезло: всю войну они пробыли в лагере для военнопленных и остались живы. Глатте освободили 8 апреля 1947 года.

Подводная лодка затонула. Это была первая потеря немецкой подводной лодки и первое успешное применение британского устройства подводного слежения SONAR (ASDIC), предшественника гидролокатора, разработанного англичанами перед войной.

11 сентября подводная лодка U-30 артиллерийским огнём и торпедами потопила грузовой пароход «Blairlogie». Спаслись все, кто был на борту парохода, а 14 сентября эта же подводная лодка потопила грузовое судно «Fanad Head». С британского парохода успели подать сигнал бедствия SSS, обозначавший атаку подводной лодки.

Командир немецкой подводной лодки капитан-лейтенант Лемп решил сберечь торпеды и отправил на пароход на резиновой надувной лодке двух человек из экипажа. Те поднялись на борт судна и стали готовить его к затоплению подрывом.

В это время появились три самолёта с авианосца «Ark Royal». Лемп отдал команду на погружение, забыв перерезать страховочный трос, соединявший шлюпку подрывников с подводной лодкой.

Лётчики двух самолётов увидели резиновую шлюпку, которая указала им на место нахождения подводной лодки, и сбросили на U-30 бомбы.

Но они атаковали подводную лодку, летя так низко над водой, что самолёты поразили осколки собственных бомб, и они рухнули на воду. Обоих пилотов, оказавшихся в воде, спасли немецкие подрывники, наблюдавшие за атакой с грузового судна.

Когда U-30 всплыла, её обстрелял третий самолёт, но из-за нехватки топлива он был вынужден вернуться на авианосец. Ранеными оказались оба пилота и один из подрывников.

Им всем оказали медицинскую помощь на борту подводной лодки. Когда «Fanad Head» затонул, появились шесть самолётов с авианосца, которые принялись бомбить подводную лодку, находившуюся в подводном положении.

Лодка уцелела, но её обнаружили гидролокатором эсминцы из охранения авианосца. Они преследовали U-30 в течение шести часов, сбрасывая глубинные бомбы. Подводная лодка получила многочисленные повреждения, наполовину затопило машинное отделение.

Подводникам с трудом удалось остановить погружение: лодка провалилась на запредельную  глубину, 143 метра, но прочный корпус выдержал.
 
Командир лодки сумел оторваться от преследовавших U-30 эсминцев. Лемп высадил британских пилотов в Исландии,  а подводная лодка вернулась в Германию.

15 сентября 1939 года  подводная лодка U-53 потопила британский танкер, перевозивший 12600 тонн бензина. Погибли шесть человек экипажа судна, 37 человек спаслись.
 
17 сентября эта же подводная лодка потопила двумя торпедами британский пароход «Kafiristan», перевозивший  8870 тонн сахара. Шесть членов экипажа погибли и 29 спаслись. Радист успел передать сигнал SSS.

17 сентября авианосец  «Courageous» принял этот сигнал. С авианосца поднялись четыре самолёта, в район нахождения судна,  примерно 350 миль от мыса Клир, и туда же направились два эсминца.

Подводную лодку атаковали, но не причинили ей вреда, потому что командир подводной лодки пожертвовал частью боевого расчёта орудия, находившегося на верхней палубе, и дал команду на срочное погружение, чтобы спасти лодку.

Другая подводная лодка, U-29, заметив авианосную группу, начала преследование. Когда авианосец принимал вернувшиеся самолёты, через пять минут после приземления последнего самолёта командир подводной лодки  дал залп тремя торпедами.

Две торпеды поразили авианосец, который через семнадцать минут затонул примерно в 190 милях к юго-западу от Дерси-Хед, Ирландия. Погибли командир корабля, 17 офицеров, 501 матрос и 36 лётчиков. Вместе с кораблём погибли и все самолёты.

Пока один эсминец атаковывал подводную лодку глубинными бомбами, другой спасал выживших. К нему присоединились американское, голландское и британское грузовые суда, которые спустили на воду 14 шлюпок.

Затем подошли и другие корабли. Спасение было затруднено из-за топлива, которое разлилось по воде. Мазут залеплял людям глаза, нос, рот.

То же самое было и в 1955 году, когда погиб линкор «Новороссийск». Об этом мне рассказал отец, который вплавь добирался до берега с перевернувшегося линкора.

На фотографии: постановка мин

Продолжение http://proza.ru/2024/04/15/466