Малла Сурхай ал-Лайсики - богослов

Али Албанви
Малла Сурхай ал-Лайсики — южнодагестанский богослов

Малла Сурхай ал-Лайсики [азерб. Molla Surxay, 1855–1930] — южнодагестанский богослов. Уроженец села Баш Лайски [азерб. Ba; Lay;sq;] Нухинского уезда Елизаветпольской губернии. Малла Сурхай считался одним из самых влиятельных людей не только села Баш Лайски, но и всего Гейнюкского района.

Малла Сурхай родился в 1855 году в южнодагестанском селе Баш Лайски. В одном из своих стихотворений Сулайман б. Салах [1854–1920], по прозвищу «Малла Джума» из села Ашага Лайски Нухинского уезда Елизаветпольской губернии, представил Малла Сурхая, как одного из двух самых известных людей района и написал: «В нашей Шекинской области есть два великодушных человека — вождь шайх Ахмад-хаджжи [Ba; ;eyx Hac; ;hm;d] и Малла Сурхай [Molla Surxayd;]».

Известно, что «Малла Джума» был близким другом Малла Сурхая. Стихотворение «Малла Сурхай», является одним из классических образцов творчества ашика Джума. Ашик восхваляет Малла Сурхая:

«О господа, мои два глаза, светильником был Малла Сурхай. Венцом моей головы, моим языком и мудростью, Малла Сурхай был Муштаги. Мой разум, мое сознание, мою религию-веру собрал Малла Сурхай. На моём собрании по любви Малла Сурхай был того же возраста. Сколько у меня друзей, Кабаги Молла Сурхай [Qaba;; Molla Surxayd;]».

Малла Джума посвятил своему другу свое стихотворение «Дуньядир» [D;nyad;r], начиная со строки «Мир тебе, о Малла Сурхай». Поскольку Малла Джума был зверски убит в 1920 году, последние годы жизни Малла Сурхая в записях Джума не зафиксированы.

Советская репрессивная машина 1930-х годов оборвала жизнь этого яркого человека, как и тысячи других. В настоящее время один из известных сихилов села Баш Лайски носит название «Хаджи Сурхайлар» [азерб. Hac; Surxaylar]. Современник и друг Салман-хаджжи, Малла Сурхай также стал жертвой красного террора. В начале большевики не тронули Сурхай-хаджжи, потому что он был стар. Однако председатель сельсовета пожаловался на него политруководству и заявил, что хоть он и стар, но он всеобщий любимец и фактически управляет селом.

Однажды Сурхай лежал на балконе. Он слышит шум у дороги. Сурхай видит, что сельчане избивают секретаря партии, которого только что отправили в село. Он говорит подросткам, избившим гостя, что поднимать руку на гостя — плохое поведение. Однако в Центре о нем была предоставлена ;;неверная информация о том, что Сурхай поручил избить вновь прибывшего партработника молодому человеку. Пришли трое солдат и забрали Сурхая. Когда известие о депортации Сурхай-хаджжи дошло до секретаря партии, он не стал терпеть этой несправедливости, и приехал в село Баш Гейнюк, куда его доставили, но было уже поздно. Достигнув села, Сурхай был застрелен солдатами.

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-ЛАЙСИКИ [тур. el-Lays;k;] — нисба указывающая на то, что её обладатель родом из сел. Баш Лайски (азерб. «Bash Layisqi», также «Ba; Layski»), ныне Шекинского района современного Азербайджана.

Литература

1. Kamil Adi;irinov. G;yn;k mahali: siyasi, co;rafi, m;d;ni tarixi v; folkloru. I Kitab. «Elm v; t;hsil». Bak; — 2019. S. 211–218. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://anl.az/el/Kitab/2020/02/cd/Azf-312300.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.04.2024). — Яз. азерб.