5. Засушливость

Вячеслав Толстов
     Во внутренней жизни бывают периоды, когда душа чувствует себя полностью
счастливой. Молитва, медитация, посещение богослужений,
таинства наполняют ее блаженством. Благодать поднимает ее и уносит
в светлые пространства. Ни один поступок не обходится ей дорого, который приближает ее к Богу. Крылатая, гибкая, проворная, она стремительно летит к вершинам, как жаворонок, опьяненный обновлением.
С какой силой мы тогда наслаждаемся радостью больше не касаться земли и
признавать в себе, вокруг себя божественное присутствие. Звуки из
мир больше не доходит до вас, как глухие слухи,
тонущие в тумане. Напрасно мужчины стремятся
к удовольствию своих страстей, они кажутся похожими на смутные
тени, набросанные смутными жестами на сероватой ширме.
Зрелище и праздник находятся в другом месте: на пороге сердца, наполненного любовью Иисуса Христа. И душа, которая знает, что скоро попадет в этот дом,
как комета в солнце, расцветает лучезарным восторгом при
одном только предчувствии своего преображения перед очаровательной Сущностью.
Ах, если бы можно было всегда развиваться в этой раскаленной атмосфере, где
в избытке чувствительных милостей!...

Бог этого не допустит. Он хочет, чтобы мы заслужили свое спасение
страданиями. Когда Он дарует нам таким образом вкус
блаженства, это делается для того, чтобы мы полностью отдались Ему. Это
сделано для того, чтобы воспоминание о его лице во время интервью стало для нас источником энергии, из которого мы сможем вернуть его, когда ему захочется казаться ускользающим.Затмение необходимо, но как больно! Только что душа была как на футболе в хорошую погоду в середине лета! Его
молитвенные складки были залиты текучим золотом. Голубое небо смеялось в промежутках между листьями. По траве пробежали прохладные бархатистые тени.
Приятная музыка ветра смешивалась с воркующим журчанием источников.
Теперь плантация рушится: все, что осталось, - это бедное обветшалое дерево, вонзающее свои тощие корни в сухую почву, полную кремня. Вся ясность умирает в свинцовом небе, откуда доносятся только резкие дуновения, которые с жалобным стуком скручивают ветви
черные и голые. Поскольку мы больше не чувствуем, как текут живые воды
Благодати, засушливость овладевает душой, превращая ее в одиночество, которое
очень темная ночь пронизывает насквозь...

Кто-нибудь, кто знаком с этим состоянием ледяной сухости, когда кажется, что
Бог полностью оставляет нас, так описывает свои страдания: - Я
вошел в часовню кармелиток, чтобы поклониться Святому Причастию.
Обычно, едва я преклонял колени, порыв рвения
уносил меня к Иисусу. Я сразу почувствовал себя знакомым с
ним. Я говорил ей о своей нежности. И сразу же хлынул поток любви, излучаемый
из скинии навстречу шла моя душа, чтобы сокрушить ее и
увлечь в бесконечность восторга.

Но в тот день ничего подобного не произошло. Моя душа была инертна,
словно оцепенела в непобедимой сонливости. Она оставалась безмолвной. В
то же время от алтаря ко мне не пришло никакого утешения. Казалось, что
Наш Господь ушел, оставив кибуар пустым. Я, привыкший
к его присутствию, внезапно почувствовал себя ужасно одиноким и
понял, что мне будет больно.Вскоре после этого мне показалось, что я обнаружил, что Иисус стоит на неслыханном расстоянии
выше меня. Между высотой, на которую он поднялся, и убогой кабиной, в которой я дрожал от страха, были скопившиеся толщи тьмы.

Я не знаю, как это выразить. Чернила замерзли бы на пере, прежде
чем мы нашли бы слова, чтобы передать это ощущение того, что мы отделены от Бога пропастью, масштабы которой невозможно описать никакими вычислениями. Предположим, человек спустился на дно колодца, вырытого на глубине нескольких сотен метров под землей. У него нет надежды когда-либо всплыть на
поверхность. Все, что он обнаруживает, когда смотрит на отверстие,
это маленькая звездочка, воткнутая, как булавочная головка, в самую черную
точку на ужасно далеком небе. И ее почти незаметное мерцание уменьшается по мере того, как он пожирает ее взглядом.Хотя этот образ и слишком слаб, он может дать приблизительное представление о моей изоляции и моих страданиях, когда я пришел к убеждению, что Иисус оставил меня.
В последующие недели это чувство покинутости усугубилось
почти невыносимыми муками. Моя душа оставалась сухой, холодной, неподвижной
, как русло высохшей реки в декабре. Она была, так сказать,
скажем, _терра инвия и инаквоса_ Псалмопевца. Я чувствовал
усталость и скуку, когда молился. Формулировать акты веры, надежды,
милосердия, раскаяния было для меня безвкусно. На ежедневной мессе я
лишь механически присоединялся к просьбам и подношениям
Жертвы. От начала до конца я повторял про себя: «О Боже, раз ты моя сила, почему ты оттолкнул меня?» Потом я заплакал, уткнувшись лицом в ее руки. Когда я причащался, мое сердце, когда-то было полно благодарного излияния от прикосновения ее Спасителя,остался более окаменевшим, чем ископаемая раковина в глыбе песчаника. Мой душа лежала, почти мертвая. Значит ли это, что я больше не любил Бога? Я был уверен в обратном, так как хорошо различал, что это было только из-за его отсутствия во мне я так сильно страдала. Кроме того, я часами проводил в тревожном ожидании чего-то, что
должно было произойти и чего не произошло. Охваченный лихорадочным томлением, я повторял себе:--Неужели навсегда, о Боже мой, ты оставил меня?
В конце концов, я в конце концов отвечаю себе:--В конце концов, он Хозяин. То, что он меня больше не любит, это его право,но он все равно не помешает мне любить его.Когда я повторил это еще раз, у меня родилась идея, что это постоянство в самоотречении и эта готовность к бескорыстной любви - это именно то, чего Бог требовал от меня. Озарение пришло ко мне также благодаря этой фразе из «Ограничения": "Чем дальше человек продвигается в духовной жизни, тем больше он оказывается обремененным крестом, потому что любовь заставляет его чувствовать боль своего изгнания».
Размышляя над этим текстом и сравнивая мои вчерашние радости с моими
несмотря на сегодняшние невзгоды, я, наконец, понял следующее: В начале нашего продвижения по узкому пути Бог дарует нам
явные утешения, почти ощутимые милости, побуждающие нас к добродетели.
Он поддерживает нас подмышками, как отец, который учит
своего ребенка ходить. Когда он считает нас достаточно сильными, чтобы двигаться более уверенным шагом, он убирает руку и прячется. Но его взгляд, полный заботы, не перестает следовать за нами. Мы верим, что он ушел очень
далеко и никогда еще не был так близко к нам. Только мы больше не осознаем этого, и отсюда наше запустение.Что касается меня, то, как только я осознал, что это испытание знаменует собой переход между двумя ступенями духовной жизни, причем тот, который представился, был выше, чем тот, о котором я задержался, чтобы пожалеть о том, что сел, я решил терпеливо ждать, благо Богу угодно. Впоследствии я был в значительной степени вознагражден за это, потому что в ту ночь чувств, которую я только что пережил, сменилось рассветом, когда я получил милости интеллектуального порядка, которые заставляли меня все больше и больше влюбляться в Крест...
Мы не можем ничего добавить к этому столь точному описанию
состояние засушливости, его причины и последствия. Я только подчеркну, что, производя это в нас, Бог оказывает нам большую услугу, поскольку тем самым Он проявляет Свой замысел вывести нас из духовного детства в мужественный возраст веры.Что мы продолжаем молиться, причащаться, соблюдать заповеди
Бог и Его святая Церковь, на протяжении всего испытания не
приносящие никаких ощутимых плодов нашей верности, - это великий знак того, что мы не оставлены. Я хорошо знаю, что эта перипетия
ужасно больно терпеть. Мы так любим Господа Нашего; у нас появилась
такая нежная привычка видеть, как он протягивает нам свои руки, пронзенные
гвоздями, чтобы мы покрыли их рыдающими поцелуями и слезами.
Вот он их снимает, и наши губы соприкасаются с неровностями гранитной стены!
Но терпение: победоносно выдержав испытание, мы вступаем в
области высшего света, где страны, которые мы когда-то пересекали
и которые мы считали такими прекрасными, теперь кажутся нам не более чем полярными туманами.И, кроме того, бедные хромые, которые бродят по второстепенным дорогам, разве мы не являемся примером Святых, которые большими героическими шагами идут по высшим путям засухи и запустения?

В начале своего призвания Блаженная Маргарита-Мария проходит
через такое испытание. Но она повиновалась своей учительнице послушниц, которая говорила ей: «Стой перед Богом, как ожидающий холст перед
художником».итак, давайте постараемся подражать ему.
Или мы все же применим эти слова святого Франциска Сальского.
Ссылаясь на пример святой Магдалины, плачущей у подножия креста,
в то время как тьма покрывает землю, он говорит: «О, что она должна была
быть огорченной тем, что больше не увидит своего дорогого Лорда! Она поднялась на ноги, яростно устремила на него свои глаза, но увидела
только какую-то бледную, смутную белизну. Тем не менее она была так же
близка к нему, как и раньше...»Итак, давайте дождемся Божьего часа: он всегда заканчивается звонком. И, наконец, давайте не будем забывать, что он постоянно стоит рядом с нами, даже и_особенно_ когда, затерянный в ночи _ нужно_ никому, двигаясь к Нему, мы больше не чувствуем его восхитительного присутствия.

ПРИМЕЧАНИЯ
Можно было бы умножить тексты, в которых состояние засушливости описывалось гораздо лучше, чем я мог бы это сделать, со всеми его страданиями и
тревогами. Святой Иоанн Креста в своей книге "Темная ночь" и в своем "Восхождении на Кармель" анализирует это с точки зрения чудесной силы.
Святая Екатерина Генуэзская также упоминает об этом в своем "Обращении с чистилищем", основываясь на своем личном опыте. Вот один из
наиболее характерных отрывков из него: «Бог формирует вокруг меня внутреннюю часть как единое целое место, которое отделяет его и изолирует от всего, так что все то, что когда-то давало какое-то освежение моей духовной жизни, постепенно было отнято у меня. Теперь, когда я лишена этого, я
признаю, что искала в нем слишком естественного пастбища и поддержки
... В то же время боль, которую причиняет мне задержка
моего союза с Богом, становится все более невыносимой».

Святая Анжела де Фолиньо в своей книге "Видения и
наставления" разъясняет, насколько душа находится рядом с Богом в те самые
часы, когда она считает себя наиболее оставленной. Она говорит: «Отец, который
очень любит своего сына, дает ему пищу в меру. Он смешивает
воду со своим вином. Так и с Богом: он смешивает скорби с радостями, и
в скорби Он по-прежнему тот, кто нас поддерживает. Если бы он не держал
ее, душа сдалась бы и потерпела неудачу. В тот момент, когда
она считает себя брошенной, ее любят больше, чем обычно».

Святая Тереза рекомендует надежду и терпение: «
Я признаю, что это очень большое горе; но если мы со смирением будем умолять Господа Нашего
прекратить его, верьте, что Он исполнит наши желания. В своей доброте
бесконечно, он не сможет заставить себя оставить нас в покое и
захочет составить нам компанию. Если мы не можем достичь этого счастья _в
течение одного года_, давайте работать несколько лет и не жалеем о так
хорошо проведенном времени. Точка непреодолимого препятствия в таком святом деле.
Итак, смелее, я повторяю.»_путешествие Совершенства_, гл. XXVII.

Даже если испытание длится годами, оно всегда заканчивается
благосклонностью самого высокого порядка. В своей столь содержательной книге:
_глас милосердия господня_ Отец Поулен приводит такой случай: «У нас есть пример
примечательно, что Божья медлительность проявилась в жизни французской кармелитки,
умершей в начале нынешнего века. Она пришла в религию в возрасте
тридцати лет и в течение сорока двух лет только и делала, что боролась
с самыми тяжелыми внутренними испытаниями, боролась без передышки, без
всякого смягчения, живя слепой и голой верой. Внезапно, в
возрасте семидесяти двух лет, она была возведена в необычайное достоинство. Она
нашла небеса на земле и сказала: - Я больше не верю, я вижу. так
было до его смерти, наступившей одиннадцать лет спустя».

Вот небольшая парафраза 62-го псалма. Я сочинил ее, чтобы
читать самому себе в засушливые дни. Она ничего не стоит. Но
, наконец, я нашел в этом немного утешения; и я надеюсь, что она сможет
принести пользу немногим.

 О Господь, Господь Иисус, вот восходит новое сияние, и
моя душа остается измененной Тобой. Мое тело тоже жаждет ощутить Твое
божественное присутствие, когда я приму твою Евхаристию.

 Но ты прячешься. Вот почему, лишенный тебя, я блуждаю по бесплодной пустоши
, где нет дороги, ведущей к дворцу твоих утешений,
 где нет источника, чтобы утолить мое томление звездными
потоками твоей любви.

 С тяжелым сердцем, душой, подобной этому каменному одиночеству, я вхожу
в твой храм и преклоняю колени, более слабый и мрачный, чем
калека. А ты не приходишь!...

 Я бы сто раз отдал свою жизнь, чтобы снова ощутить Твое
милосердное присутствие, ибо твое милосердие лучше всех жизней.

 Вернись, Господи, чтобы прохладная вода Твоей благодати
увлажнила их, чтобы мои уста были неутомимы в восхвалении Тебя, чтобы мои
 руки соединяются и поднимаются в знак радости, спонтанно,
как только произносится твое Имя.

 Вернись, Господи, будь хлебом животворящим для моей души, чтобы мои
губы и весь я были не чем иным, как трепетом обожания.

 Вернись, Господи, сделай так, чтобы даже ночью, когда я с тревогой бодрствую
на своем бессонном ложе, Твое присутствие всегда было очевидным для меня. Сделай
так, чтобы с восхода солнца я испытывал радость, размышляя о твоем
великолепии и твоих благах.

 Помни, что по твоему приказу мой Ангел-хранитель защитил меня от
 принц зла, который хотел заманить мою душу в свою
вечную тьму.

 Помни, что в жаркой пустыне, где ты оставляешь меня, я
укрылся в тени крыльев моего Ангела и что, чтобы приблизиться
к тебе, я последовал за ним шаг за шагом.

 Тогда моя душа была переполнена печалью; но она держалась в
надежде когда-нибудь снова найти тебя.

 Часто, потому что я верил только в Тебя, ты улыбался мне в ту самую минуту
, когда я чувствовал себя самым брошенным. Мне казалось, что ты был
очень далеко, и вот ты уже совсем рядом, и твое дыхание касается меня.
 погладил вдруг лоб.

 Что ж, Господи, вспомни свои добрые дела и соизволи этой
памятью сократить мое испытание.

 Или, если это входит в замыслы твоей мудрости, пусть она будет продолжительной, не
позволяй унынию овладеть мной. Не позволяй духу
горечи воспользоваться моей слабостью, чтобы ожесточить меня по своему образу и подобию.

 Пусть он не подчинится моей молитве, пусть убежит, как курица
, которую преследует лиса. Или пусть твой Архангел святой Михаил
поразит его пламенем своего меча. И пусть ветер меча закроет
ему рот, когда он захочет проклясть его.

 Но скорее, Господи, возвращайся скорее. Сделай мою иссохшую душу
садом, где под ласковым дождем твоей Благодати
расцветают добрые мысли, пахучие, как резеды, яркие, как
настурции, трепещущие от твоей любви, как листва ив.

 И пусть Пресвятая Дева, кроткая садовница, соизволит вырастить бедные
цветы, которые я подарю тебе, чтобы ты возложил их на свой
терновый венец.

 Так тому и быть.




VI

мир


_Nolite conformari huic s;culo_, dit saint Paul. Мирская мудрость
тут же отвечает: «Нужно быть в свое время».

В двадцатом веке, будучи современником своего времени, это означает, что Евангелие и
его заповеди представляют собой сборник устаревших изречений, к которым каждый человек
, убежденный в своем праве на счастье, относится с презрительной улыбкой в
уголках губ. Это противопоставление Богу, Церкви, жизням Святых,
паровым машинам, кинематографии и самолетам. Это прежде
всего вера в прогресс.

Каждая эпоха качает головой. Задача девяти десятых наших
современников состоит в том, чтобы представить себе, что благодаря приложениям
науки мы знаем и всегда будем знать о преимуществах
поздравления, о которых наши предки даже не подозревали.

Спросите их, этих помешанных на прогрессе. Спросите их, счастливы ли они
. Искренне, они ответят вам:--Мы нет, но
мы обязательно будем завтра...

Ах, это завтра, которое никогда не наступит!

Потому что, если между всеми ними есть одна разочаровывающая химера, то это
химера прогресса. Для того, кто изучает умом, лишенным иллюзий, историю
прошлого и сравнивает ее с историей настоящего, для того, кто наблюдает, что человеческая природа
остается невозмутимо такой же, как и она сама, во всем
учитывая обстоятельства времени и места, становится очевидным, что со
времени грехопадения сыновья Адама всеми возможными способами пытались
обрести земное счастье. Нет такой системы, которая не была бы
опробована, нет доктрины, которая не была бы применена. Тысячу раз нам казалось
, что мы нашли лекарство от зла жизни. Из века в век
Вавилонская башня возводилась заново. Тем не менее, ироническое прикосновение Бога
заставило ее хором рассыпаться в прах. И всегда человек оказывался
таким же, каким был накануне: жадным, обеспокоенным, разочарованным, охваченным
семью смертными грехами.

Напрасно он пытается избежать этого неизбежного закона
страдания, управляющего вселенной. Напрасно он истязает материю
, чтобы утолить свой голод наслаждениями без усилий. Напрасно он
хотел бы родить в радости. Боль, подавленная в одном месте его
владения, вскоре возникает в другом и унижает его, как
и раньше.

Аксиома, которую ничто не может отменить, такова: _ Желания
растут пропорционально получаемым от них удовольствиям. _ Я
писал это раньше, могу только повторить. Я добавлю: любое желание
то, что не является желанием небес, приносит, когда оно удовлетворено, только
разочарование, отвращение, стремление к чему-то лучшему. Это вечное
яблоко, подаренное Принцем этого мира. Откусите от нее, она
оставит у вас во рту пепел и горечь. Чем больше вы
будете возвращаться к этому проклятому плоду, тем больше будет расти ваше беспокойство,
тем дальше вы будете отходить от этого мира, обещанного Нашим Господом
Иисус Христос людям доброй воли, которые согласны страдать вместе с
Ним.

Что ей трудно сохранять этот внутренний мир, где любовь к Богу
усиливается отдаленностью от мира, который его игнорирует или отрицает! Тот, кто
стремится приобрести и культивировать его, постоянно подвергается
давке со стороны толпы, охваченной лихорадкой, все способности которой цепляются за мишуру
и груды денег, тонут в пьянстве разврата или
тщеславия. Как они рвутся, крича, эти безумцы, как они
спешат, сшибают друг друга локтями, сокрушают слабых, как они протягивают
руки к демоническому миражу, который отступает, когда они скачут
быстрее, чтобы схватить его!

Сердце сжимается от страха, когда мы рассматриваем так много глупостей
которые, забыв о своей бессмертной душе, прожигают жизнь, как гоночный автомобиль
прожигает дорогу, чтобы быстрее добраться до ямы, где
их тела наконец упокоятся в гнили. Зрелище этой
яростной суеты, этого тщетного стремления к несуществующему счастью
ужасает и заставляет влюбленных страдать на Кресте. Среди зарослей
ежевики на пути, ведущем к Богу, они не встречают ни одной, которая
разрывала бы их более колючими шипами.

Ибо всякая страсть - это идолопоклонство; но не известно ни одной страсти, которая
с большей уверенностью обрекла бы мир на зло, чем страсть к золоту. Это тот фрагмент
закаленный в адском огне, который вызывает, прежде всего, обожание у
большинства людей. Для них он составляет солнечную сущность, которой они
хотели бы дышать, пить, есть, впитывать через все свои отверстия. И
все же какое мрачное предупреждение, данное его происхождением.

Испаренное в центре земли жаром адских печей,
золото было выброшено на поверхность в результате взрыва, подобного
взрыву котла: и это было немного его дыхания, которое сатана
послал нам таким образом. Проклятый пар, встретив слой
кварц, проник во все трещины в породе и застыл там. Затем
она кое-где обнажилась по всему земному шару, испещренная блестящими прожилками, от одного
вида которых любой, кто их обнаруживал, впадал в слабоумие.

Мы обманываем друг друга, крадем друг у друга, режем друг друга за обладание самородками. Обработанный
, отчеканенный металл циркулирует, как эпидемия, по
континентам и островам. От него исходят выделения, которые отравляют и
искажают души. Богатым от этого становится тяжелее
, а бедным - завиднее. Любовь к золоту, забота о массе золота в
завоевание или усиление придают их взглядам что-то ледяное,
неподвижное и жестокое. Жажда чудовищной выгоды, надежда
участвовать в хищениях финансов заставляет их губы дрожать, а
вкус пересыхает. Перед слитком их сердца бьются быстрее. И
как будто они слышат в глубине себя звон совершенно
новых экю.

Мрачная марионетка, за нити которой держит дьявол, человечество неустанно
разыгрывает трагическую шутку с золотом. Разыгрываются сцены, которые были
бы гротескными, если бы не заканчивались слезами и
мусор... Позвольте мне показать вам некоторые из них.

Вот какой-то отвратительный еврей, получивший звание барона Асельдамы за то, что он высасывал
кровь из голодающих толп, выкладывает свое блестящее чревовещание на
эстакады. Гербовые насадки кланяются под его сочащиеся ноги,
облизывают пальцы ног, выпрашивают его рельефы. Один протягивает ему плевательницу, а
другой - щипчики для ногтей. Этот хитрит, чтобы продать ему
свою родовую безделушку. Этот парень замышляет подставить свою дочь...о! в честном
браке - в липких простынях Шейлока. Трогательный союз ростовщичества
и тусовочной глупости.

Вот буржуй. Его главная мечта - пристроить свое потомство,
обеспеченное валютой, полученной в результате коммерческих махинаций, к потомству
другого буржуа, состояние которого эквивалентно его собственному.
Иногда целомудренная невеста зацветает золотухой. Иногда поэтичный
жених оставлял три четверти своего придатка носа в теплых домах
, где он гадил во время учебы. Дети, которые вырастут в результате
этих двух недугов, предоставят отличные образцы тератологии для
медицинских музеев. Для обывателя эта деталь не имеет значения
поскольку его цель достигнута, а именно: объединение двух сейфов
в один.-- Если из приключений обещанный принесет сумку, которая будет немного меньше,
чем у обещанного, не волнуйтесь.-- У него есть надежды,
- сказал отец, подмигнув и подмигнув. возведение решающего индекса.

Это означает, что бабушка, известная рантье и страдающая простудой по
собственному желанию, скоро умрет, или что преданность дяди Полидора, старого
, богатого мальчика, вскоре перенесет его из проколотого стула в гроб.

Дворянин верит, что еврей отдаст свои мерлетты и лоскуты обратно.
У буржуа есть _напрасну_ надежда, что его состоятельные и вальетудинские родители
останутся здравомыслящими до тех пор, пока не выкинут из головы условия сочного
завещания. Оба имеют _благодарность_. Действительно, иудейские
доспехи, как и богато украшенные большие прилавки, защищают
Церковь - при условии, однако, что это их не слишком беспокоит.
Мало того, что они оказывают Богу честь приходить скучать по двадцать минут
каждое воскресенье на мессу перед его алтарем, но они еще
и без особого стона кладут пятицентовую монету в поисках
отрицание культа. Когда приходской священник в деревне, где они владеют землей
, принимает своих коллег для Поклонения, они присылают ему несколько
старых кур, ставших этичными из-за злоупотребления интенсивными яйцекладками,
дюжину настоящих груш и гроздья, кислые, чтобы заставить
коз танцевать., из дояра, обращенного на север. Самые расточительные приглашают
его съесть остатки на следующий день после тех дней, когда они пировали у
крупных землевладельцев в окрестностях.

Также иногда эти благонамеренные люди просят о назидании. Они следуют
проповедям Великого поста. Но тогда может случиться так, что они пострадают от
морщины, плохо переносимые для человека, чья ластовица отяжелела.

Эта неудача постигла удваивающегося мистера Проспера, который, накопив большие суммы
в торговле маслом с искусной добавкой маргарина,
нашел способ спасти себя.

Проповедник был бывшим миссионером. Длительный контакт с
дикарями Новой Гвинеи сделал его непригодным для
смазанных перифраз и ораторских приемов. мази.

Этот грубый апостол говорил о богатстве. И прежде всего он
зачесал на череп мистера Проспера пятнадцать выбившихся из-под ноготков волосков
от торговли, произнеся знаменитую фразу отца д'Альзона: - Деньги
воняют!...

Затем он развил эту необычную тему, безжалостно
отмахнулся от эгоизма и жадности, отнесся к шумихе и торговле как к навозу и
, наконец, довел забвение приличий до
такой степени, что прославил некоего Франциска Ассизского. бродяга без огня и места, потому
что он женился на «знатная дама, овдовевшая со времен Иисуса Христа и
получившая имя Бедность».

Разговор закончился тем, что мистер Дубле расстроился. Действительно,
миссионер процитировал в нем для комментария текст из Евангелия, который
некоторые проповедники обычно оставляют это в осторожной тени.

Вы помните, как один очень богатый молодой человек подошел
к Иисусу и спросил его, что нужно сделать, чтобы обрести вечную жизнь.

 «Иисус сказал ему: не совершай убийства; не прелюбодействуй
; не кради; не лжесвидетельствуй;
почитай отца твоего и мать твою и люби ближнего твоего, как
самого себя.

 «Молодой человек сказал:

 -- Я наблюдал все это с юности; чего мне еще не хватает?

 «Иисус ответил:

 --Если ты хочешь быть совершенным, иди, продай то, что у тебя есть, раздай
бедным, и у тебя будет сокровище на небесах. Тогда иди и следуй за мной...

 «Услышав это слово, молодой человек ушел очень опечаленный, потому что у него
было большое имущество.

 «Однако Иисус сказал своим ученикам:

 -- Истинно говорю вам, богатый едва ли войдет в
Царство Небесное. И я еще раз говорю вам:
верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти
в Царство Небесное». (С. МАТЕМАТИКА, XIX, 18-24).

мистер Проспер не стал больше слушать. С
грохотом отодвинув стул, расталкивая изумленных соседей, он пересек двор и вышел из
церкви. Он кипел от негодования по поводу того, что услышал эти вещи
, которые он был недалек от того, чтобы считать подрывными.

На внешних ступенях к нему подошел малинье в лохмотьях и протянул
ему руку. При мысли об этом негодяе его гнев усилился.

-- Что, - сказал он себе, - делить мое состояние с такими мерзавцами! Этот
проповедник сошел с ума!...

Его мысли унеслись к сейфу, где он хранил свои доходы. Он
просмотрел аннуитетные ценные бумаги и акции успешных компаний
, которые лежали на полках. Он вспомнил
серые холщовые мешки, в которых спал палевый блеск Луи. его охватила огромная любовь к сокровищу, добытому столь невероятным трудом.


Поскольку нищий, увидев его неподвижным, рассчитывал на выгодную сделку и
рисковал получить робкие возражения, мистер Редубле, выплеснув на него свой
гнев, оттолкнул его яростным жестом:

-- Иди работай, бездельник, - воскликнул он.

Затем он ушел, ворча:

--Мои деньги, мои бедные дорогие деньги, чаще, чем я бы хотел.
распространять ложно и насквозь, как подсказывает мне этот проповедующий священник.
Черт возьми, ему легко заставить других раздеться догола,
может быть, у него самого нет и ста центов! ... И, во-первых,
нужно ли мне быть идеальным, я? Я плачу налоги, я ничего не должен.
никому: чего еще от меня хотят?... Например, я
бы никогда не подумал, что в Евангелии есть такие
необычные анекдоты. Я полагал, что мы довольствуемся тем, что приказываем
бездомным смириться с этим. Но пусть там учат презирать золото,
мое золото, наше золото, для нас, рантье, это неприемлемо...
Этот миссионер, должно быть, говорил из-за неправильного перевода.

Чтобы разобраться в этом вопросе, он зашел в религиозный книжный магазин,
который оказался на его пути, и купил там Евангелие. Едва
он открыл книгу, как наткнулся на отрывок, который его обеспокоил.

Он трижды перечитал надоедливые стихи. Когда он убедился, что
никакой двусмысленности быть не может, его возмущению не было
предела.

-- Нет, - сказал он себе, - владелец пяти доходных домов, один
заместитель председателя правления компании по добыче негорючего угля
не может поддерживать религию, которая терпимо относится к подобным доктринам. Моя
совесть защищает меня от этого...

И действительно, как он мог колебаться между словом Господа Нашего,
осуждающим нечестно нажитое богатство, и тем золотом, в котором
застряла его душа?

Вскоре после этого стало известно, что его приняли в кружок Весельчаков
Атеисты. И до конца своих дней он удивлял свою столицу
чрезмерным антиклерикализмом...

Боюсь, читатель, тебе не придется по вкусу это извинение. Может быть,
сочтешь ли ты написанное в стиле слишком лишенным элегантности - как
, впрочем, и строки, предшествующие ему. Кроме того, возможно, ты один из тех
, кто считает, что «не всякую правду полезно говорить» и что «Бог
не требует так много».

Что с этим делать? Я так и не смог применить на практике эту другую аксиому буржуазной
мудрости: «Нужно сохранять видимость». Когда под завесой
притворства я обнаруживаю душу, в которой золото сливается в компактную глыбу
, я как будто слышу, как поют _ди ир [ир] на мелодию
_тонкинской песни, и я не могу удержаться от того, чтобы не завыть в диссонансе.

Признаюсь, это неприятное положение, особенно в то время, когда притворная
благотворительность сопровождается грязными расчетами, когда обед от Доброго Бога
не мешает ужину с дьяволом.

Читатель, открой немного свой взор на это зрелище: такие набожные набожные люди, которые
роятся вокруг исповедальен, как тараканы в печи, изрыгают грязные слова,
из которых похвала Святой Бедности вытекает потоками
патоки. Есть также нотариусы, окаменевшие в
параферналиях, выпадениях, кодициллах и тающие _работы нотариусов.
Старые трусики _. Есть старосты, которые раздают на бедных
окраинах супы, приготовленные из вышедших из употребления наборов домино
. Их речи, их щедрость вызывают восхищение
у наивных душ.

Но попробуй хотя бы один раз намекнуть им, что то, что они хранят от
своего состояния, представляет собой мертвый груз, который тянет их в Сите-доленте.
Ты сразу увидишь, как с фантастической быстротой преобразятся их бумажные физиономии.
 Какие желтые глаза, какой зажатый рот, какие
внезапно сжатые пальцы, как будто они все еще удерживают то золото, о котором мы
обличает их в нечестии! Именно тогда проявляется истинная суть
сердец: эта ненависть к бедности, которую дьявол использует, чтобы
заручиться поддержкой против Абсолютного Бедняка, которым был Наш Господь
Иисус Христос.

Для того, кто проводит этот эксперимент, мир предстает в виде
мрачного ужаса прихожей ада. Это мрачное
, туманное пространство, в котором плавают красноватые отблески. Это призрачное болото,
где девять из десяти душ купаются в лужах жидкого золота, как,
согласно басне, тени несчастных купались в крови умирающего.
черный козел, принесенный в жертву Одиссеем на краю Аида...

С того дня, как это видение станет для тебя постоянным, ты сможешь
бежать только в благословенное уединение, где правит только золото восходящих солнц,
где музыка бриза в высокой листве заменяет
мрачный звон экю., где, как сказал святой Франциск Ассизский: «Мы
_ действительно_ то, что нам нужно". что мы стоим перед Богом».




ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РОЗЫ ПУТИ

 _Qui diligit me, diligetur a Patre meo: et ego diligam eum et
 manifestabo ei meipsum._

 Ев. согласно св. Иоанну: XIV, 21.




VII

ОДИНОЧЕСТВО И ТИШИНА

 _Ducam eum in solitudinem et loquar ad cor ejus._

 _осе_: III, 14.


Засушливость, демонические атаки, искушения, зрелище
мира, окисленного золотом, все испытания внутренней жизни готовят
паломника Иисуса к тому, чтобы вкусить сладости Доброго Учителя, когда тот
рассудит, как утешить душу, которую разорвала ежевика на пути.
За то, что она стойко несла Свой крест, за то, что, подкрепленная
Благодатью, она отреклась от себя, чтобы следовать за Господом в его стремлениях
болезненные шаги, вот она получает благосклонность войти в
область просветляющей радости.

Темная ночь, в которую она очистила себя, не перестает убывать; уже
первые лучирассветные зари серебрят вершины Земли обетованной.
Иногда его божественный Гид оборачивается и указывает ему на насыпи, которые выстилают
дорогу. Душа, пораженная и обрадованная одновременно, обнаруживает, что их покрывают не
шипы, а широкие цветы с красными лепестками.
Розы, еще розы, еще дальше розы: повсюду взоры
Иисуса устремлены на розы, потому что здесь родина роз
Любви.

Если по невыразимой милости Наш Господь пригласит тебя остановиться в
этом оазисе, где воздух пропитан запахом рая, душа
созерцательная, ты догадываешься, что это для того, чтобы научить тебя познавать Его в
одиночестве и тишине.

Уединение с Ним по душам - вот что тебе было нужно на
этом этапе твоего продвижения к Абсолюту. Так что любуйся, как Он
отрывает тебя от всего, чтобы ты отдался его отпечатку, как пылающий
воск - отпечатку печати.

Мир кишит и гудит там, позади тебя. Какое тебе дело до этого?
Клянусь Иисусом, ты игнорируешь это. Твое единственное желание - сидеть у
ног своего Хозяина, пока ему нравится с тобой разговаривать. И одиночество
и тишина - вот что заставляет тебя глубже погрузиться в
этот восхитительный Глагол...

А теперь позволь мне рассказать тебе, как бедный разбитый камешек был
принят, несмотря на свою поразительную неадекватность, в течение нескольких месяцев после этого
полного почтения к своему Спасителю. Это правдивое повествование прольет
больше света на нежность Иисуса к нам, чем самые тщательно
изученные диссертации.

Я был в Париже, чтобы увидеться с моим добрым отцом М.

Но с каким ликованием я вернулся к своим братьям-деревьям.
Конечно, в Париже я только что познал великие радости: причастие
частые многочасовые молитвы в атмосфере, наполненной
сверхъестественными излияниями Богоматери Побед, беседы
с добрым священником, который наставлял меня, утешал, очищал от моих
проказ.

Да, но вокруг этих удовольствий был Город с его
закваской, лихорадками и волнами оргий. Как я уже
неоднократно сообщал, любое длительное пребывание там было запрещено мне под страхом
психического расстройства, доходящего до черной селезенки. Представьте себе одно
из тех несчастных платанов, которые растут вдоль бульваров.
Вспомните их чахлую листву, испачканную пылью и сажей.
Учтите, что их корни перекачивают в скудную почву только вредные соки
. Вы пожалуетесь на этих изгнанников, которых ждет смерть от удушья, и
получите представление о моем душевном состоянии в Париже.

Это чувство отвращения к Болотистому городу с давних пор взяло
во мне верх над инстинктом. Но сегодня это было
сопряжено с непреодолимым желанием довести до зрелости в одиночестве
ростки благодати, посеянные в моей душе рукой Господа. А потом
под дубами, под березами, под мелодичными соснами, где я когда-то
следовал за Великим Паном, я знал, что в будущем увижу, как он ходит
Иисус Христос. Наконец, там была та часовня в
Корнебише, откуда Мать Доброго Совета наставила меня на путь покаяния
и исправления: молиться там как можно чаще было бы
полезно для меня.

Что я был счастлив с того момента, как сел в карету, которая везла меня к
Арбонн-де-гран-буа! Он бежал быстрым шагом, маленькая лошадка
, которая его тянула, и все же мне хотелось утроить его скорость. для
набравшись терпения, я не отрывал взгляда от знакомых холмов
, которые огромный лес покрывал голубоватым бархатным покрывалом
, где кое-где поблескивали первые золотые отблески прекрасной осени. Аромат
листвы и смолы доносился отовсюду к дороге,
пропитывал все мое существо и смывал с него остатки парижской грязи.

Когда я увидел синюю башню, обозначающую старую полуразрушенную церковь
деревни, когда я увидел коричневые черепичные крыши, вырисовывающиеся на краю
поля, я так закричал от радости, что мой хозяин, сидевший рядом со мной,
чуть не отпустил поводырей.

Ах, дело в том, что моя душа, навсегда Сильвестр, обрела свою родину...

На следующую ночь, лежа в своей маленькой крестьянской комнате, я
несколько раз просыпался от шума ветра в деревьях.
Я слушал, как этот глубокий голос то нарастал, то затихал, как дыхание
огромного органа. Этот торжественный гимн леса, проникающий сквозь тень,
вызывал во мне чудесные отголоски. Я подумал: "Она здесь, совсем
рядом; она поет, чтобы приветствовать меня; и завтра я
снова буду обладать ею во всей ее красоте ".

И, дрожа от счастья, я засыпал, читая _Ave Maria_
и я благодарю Бога за то, что он вернул меня в число тех ветвей, чьи
гармоничные ритмы смешались бы с моими молитвами и заставили бы меня забыть
о тщетном лепете людей.

Уже на следующий день я организовал для себя жизнь, полную работы и
благоговения. Утром я постепенно писал отчет о своем
обращении. Днем, после непродолжительной трапезы в обществе
лесорубов, я собирался помедитировать и помолиться в самом сердце леса.

В этом году ноябрь выдался на редкость ярким. Солнце
осветило опушенную листву дубов, окрасило буковые деревья в медный цвет,
янтарь с берез. Эта феерия красок, которую все еще
оживляли темные оттенки сосновых насаждений, не давала мне покоя. моя душа была счастлива.

Очарование было настолько сильным, что сохранилось, когда наступила зима. Под
серым небом дождливых дней, под ясным стальным небом
морозных дней, в туманные дни, когда лес становился похожим на
сон, я шел по тропинкам, шуршащим опавшими листьями.
Я любовался обгоревшими пальмами папоротников, водяными знаками черного дерева,
нарисованными на обнаженных ветвях деревьев, мехом горностая.
чей иней окутал облицовочный остов скал. Никакая
непогода не задержала меня в доме. Мне случилось взобраться на вершину
Корнебиша, где снег был до середины голени. Даже летом это
восхождение неудобно. Но меня ничто не останавливало, потому что я знал, что
там, наверху, я найду свою Хорошую Маму, что ее улыбка вознаградит меня
и что Она вдохновит меня на лучшие страницы моей книги.

Ничто не беспокоило меня в течение пяти месяцев, которые длилось это отступление.
Молчаливые, даже немного вспыльчивые, потому что их характер был сформирован,
в течение многих поколений жители Арбонны, благодаря суровости
местности, приспосабливались к моему сосредоточенному настроению. Так что я мог, как мне
хотелось, проводить целые дни, не произнося и десяти слов.

Кроме того, я не помню, чтобы был счастливее, за исключением, может быть,
долгих одиноких походов во время моего пешего паломничества в
Лурд.

Я, который до своего обращения мог бы кричать на меня вместе с бедным Жюлем
Лафорг:

 Я слишком много потратил на то, чтобы начать свою жизнь
 В очень странных историях,

я знал тот бесконечный покой, который Иисус дарует душе, которая Его
стремись любить его изо всех сил. Ибо я повсюду находил
его милым Хозяином: на полянах, где солнце сияет, как нимб,
в зарослях, где ветер трепещет, как крылья ангела, в
оврагах, где мшистые скалы кажутся старыми отшельниками, молящимися. Он был
там, повсюду вокруг меня; я чувствовала, как его присутствие окутывает меня, как
огромная ласка, и меня переполняло обожание.

С другой стороны, я часто ходил причащаться в деревню
Сен-Мартен-ан-Бьерр, которая образует бинаж с Арбонной и где проживал
приходской священник: превосходный аббат Бельбено.

Я уезжал до наступления дня. Мне нужно было пройти три километра по
равнине, чтобы успеть к мессе. По пути я теребил
свои четки. И до сих пор одно из моих самых ярких воспоминаний - это
путешествие по пахоте под тусклыми звездами, иногда даже под
дождем.

Принятую Евхаристию, когда я возвращался в Арбонну радостный, неся свою
Бог в моей груди! Мол, с тех пор я понял, как необходима нам эта
еда, чтобы не натыкаться на препятствия
, которыми усеян узкий путь!...

Я приношу свои извинения, если позволил себе увлечься описанием этого периода
своего существования. Дело в том, что я хотел показать на личном примере
освящающие добродетели одиночества и тишины...

Теперь наша душа - это озеро, от нас зависит, взбаламутить или успокоить
воды. Если мы отдадим ее во власть мирских страстей, она покроется мхом
и отбросами; беспокойная и кружащаяся, она
запятнает себя илом, который наши грехи положили на ее дно. Если мы
будем держать ее подальше от циклонов, которые могут ее расстроить,
она очищается; постепенно она становится прозрачной и
спокойной волной, в которой любят отражаться небесные лучи.

Только в уединении и тишине Святой Дух
говорит с нами и зажигает в нас огонь Своей Любви. Только
в одиночестве и тишине Сын соизволит позволить нам
залечить его раны. Только в уединении и тишине
Отец иногда позволяет нам мельком увидеть величие Своего Лица.
Наконец-то в тишине и одиночестве Пресвятая Дева дает нам
охотнее всего укрывается под целомудренными складками своей вуали.

_O beata solitudo, o sola beatitudo_ s’;criait saint Bernard. Вместе с ним
мы воскликнем:-- Счастливое одиночество, единственное блаженство!

И мы добавим: - Боже мой, сделай так, чтобы в дневном лесу мы
обнаружили уединение, неизвестное людям, где мы будем расти, как
молодые березки, под росой вашей Милости. Пусть наши молитвы,
услышанные только от Вас, вздохнут в них, как дикие гребцы.
Пусть все силы нашей души расцветут в нем во славу твою
как те апрельские колокольчики, которые усыпают землю тенистых
рощ, где ветви старых дубов склоняются, чтобы поклониться вам - в
тишине.




VIII

ПРИЧАСТИЕ

 _Sumit unus, sumunt mille:
 Quantum isti, tantum ille:
 Nec sumptus consumitur._

 Последовательность мессы Святого Причастия.


Единственное, что имеет значение в жизни, - это всегда любить больше
Господь Наш Иисус Христос.

Как мне достичь этого любовного прогресса? Не наша бедная
природа, предоставленная самой себе, могла бы добиться в этом успеха. Такой большой, какой бы она ни была
ее добрая воля, она остается универсальной, ей нужна сверхъестественная поддержка
, которая удержит ее на узком пути, вдали от иллюзий
плоти и престиже греха. Это утешение, это возросшее
усердие дает нам только Евхаристия.

-- _чтобы ты жил во мне_, - сказал нам Иисус, _перво, я должен
жить в тебе_.

С того дня, как мы сделали все необходимое для того, чтобы это слово прорастало и
плодоносило в нашей душе, нам становится очень трудно не
оставаться в состоянии благодати или, по крайней мере, не вернуться в него как можно скорее
когда мы отошли от этого. В результате для нас становится почти
невозможным часто не общаться.

Итак, сверхъестественное, благодаря которому мы постоянно узнаем точное
значение вещей на земле и на небесах, неустанно взывает к нам. Он исправляет
нашу близорукость по отношению к Богу. Он открывает нам подводные камни того
дурного сна, который люди, не знающие Благодати, воображают
реальностью.

Чтобы получить такие великие блага, логично, что мы
должны иметь возможность все шире открывать свою душу для притоков
этого животворящего сверхъестественного.

Теперь есть только один выход: ежедневное посещение мессы и
также ежедневное причастие...

Ах, я прекрасно знаю, что для многих Церковь - это мать, которую мы любим и
уважаем, но которой охотно пренебрегаем. Поэтому есть
христиане - неоспоримые - которые считают эту практику слишком
подчиняющей.

Тратить полчаса каждое утро на совместную молитву и принятие
Иисуса кажется им чрезмерным. Им предлагаются различные предлоги
, чтобы они отказались от этого. И искушение возникает из-за возражений, в которых
таится Злоба.

Например, проснувшись, эти души, омытые теплом, рассказывают
друг другу следующее:

--У меня плохое настроение. Меня волнуют мои дела. Конечно, я
бы с удовольствием пошел на мессу, но мне не хватало бы благоговения. Так
что мне лучше воздержаться от этого.

Или же:

--Я был бы неправ, если бы беспокоился, потому что, наконец, Церковь не возлагает на нас
строгих обязанностей.

также иногда человеческое уважение заставляет их насвистывать намеки на гордость:

-- Я веду себя как уравновешенный человек. Если узнают, что я хожу
на мессу каждый день, скажут, что я преувеличиваю, и это поколеблет мою веру.
ситуация ... Я уже вижу, как Такой-то, мой конкурент по общественному мнению
, начинает кампанию. Он считает меня умным, хотя
и католиком ... Я угадываю его улыбку, если он заметит, что я часто хожу на
мессу ... Однако я не хочу, чтобы он считал меня глупцом...

Мой добрый друг, я думаю, тебе было бы полезно вспомнить слово
святого Павла. Он с похвалой говорил о верующих, которые
якобы исповедовали свою веру среди враждебных волнений
языческого общества:

--_мы глупцы из-за Иисуса Христа._

Вот из этих фраз Бог вдохновил Апостола. Они
прекрасно воплощают в себе состояние души. Они прогоняют гордыню во
тьму; они открывают окно в небо...

Итак, если ты проникнешься этой глупостью, как и подобает, - ты пойдешь к
мессе и будешь причащаться, мы больше не можем часто. Ибо ты
поймешь, что быть глупцом в глазах мира - значит иметь разум перед
Богом.

Что касается возражения, что твои поглощающие дела заставят тебя скучать по
благоговению, не думаешь ли ты, что, прежде чем приступить к ним, ты должен представить их Богу
вакер, убедил бы тебя не совершать никаких поступков, не произносить
никаких слов, которые могли бы отягощать твою совесть?

Весьма вероятно, что после этого причастия, если ты скажешь "да", будет
"да", если ты скажешь "нет", будет "нет", как повелевает Наш Господь
Иисус Христос.

Тем более, ты будешь вооружен против соблазнов
наживы, похоти и тщеславия, которыми мир собирается тебя поразить.

Что касается Церкви, членом которой ты гордишься, ты можешь быть уверен
, что ты будешь лучше поддерживать ее, что ты будешь больше утешать ее делами.
частое причащение только с помощью множества приемов и речей, в которых ты
рискованно пытаешься примирить то, что ты называешь «мирскими обязанностями
», с заповедями Евангелия.

Помни еще, что, соединившись Евхаристией со Страстями
Спасителя, ты немного утолишь кровь Его язв, и тогда ты
без колебаний вознесешься над Иисусом, как Он вознесся над тобой...

И, наконец, нам так приятно следовать этой маленькой мессе рассвета
на котором присутствовали лишь истинно внутренние души! Он сам
эти совместные молитвы в тишине первого утра,
этот скромный банкет за Святым столом создают атмосферу благодати, которая
делает ум умиротворенным и радостным на весь день.

Объединение этих немногих душ на первой мессе облегчает
им служение Иисусу! В одиночестве молиться, возможно
, не удастся, особенно когда наша слабость
заставляет нас отвлекаться. Десять или двенадцать, мы стоим-мы по очереди помогаем
Господу нести Его крест...

разве святой Иоанн Златоуст не думал о подобных мессах, когда
говорил:

«Вера подобна огню. Несколько светильников, соединенных вместе, дают
великий свет; и несколько верующих, объединенных вместе, дают более
яркую и просвещенную веру. Одинокий христианин среди людей, не имеющих
веры, подобен одинокому светильнику среди тьмы; но
когда мы оказываемся в обществе наших братьев, мы чувствуем
невыразимую радость и утешение ...[6]»

 [6] Третья проповедь на_послании к римлянам_.

Потому что все лампы светят вместе.

Христианин, ты все равно признаешь, что такая польза, которую нужно получить, стоит того, чтобы ее получить
несмотря на то, что мы посвящаем ему тридцать пять минут каждое утро?

Кроме того, следует отметить, что если мы привыкли
к частому общению, оно становится для нас настолько необходимым, что мы чувствуем себя плохо
комфортно, даже физически, когда по случайному стечению обстоятельств кто-то был вынужден
воздержаться. Итак, мы повторяем про себя, вздыхая, стих из 101-го псалма:

«Я подобен вытоптанной траве; мое сердце пересыхает, потому что я
забыл съесть свой хлеб».

И как же вам не терпится на следующий день снова съесть
эту незаменимую пищу!

Гюисманс однажды сказал мне:

--Если я какое-то время не буду причащаться, мне будет очень плохо...

Что другие могли бы сказать то же самое!

Заметим еще раз, что месса, в сущности, является лишь подготовкой к
причастию, и что если мы этого не сделаем, воздействие Святой Жертвы
на нашу душу останется неполным. Ибо Евхаристия действует на нас
, как весеннее солнце на растения, онемевшие от долгой
зимы. Она воскрешает, она пробуждает сок высших добродетелей; она
, как нежная листва, развивает наши добрые мысли; она делает
прорасти те цветы, о которых мы раньше и не подозревали: розы
Любви; она освещает и согревает самую сокровенную область нашей
души; тот, где укореняется Благодать: подсознание.

Прежде всего, Евхаристия дает нам мир Христов, божественный мир, который
должен вернуть нас по Образу Его, кротких и смиренных сердцем, через
тревоги, страдания и отвращения, которыми мир питает
влюбленных в Иисуса.

Все слова мессы несут ореол. Но нет таких, которые
сияют более мягким и властным блеском одновременно, чем те, которые
которых мы просим у Господа мира.

Дело в том, что они решительно выражают нашу
потребность вырвать их оружие из этих бурных полчищ грехов
, которые без молитвы, без помощи Богородицы и Святых
увековечили бы гражданскую войну в царстве нашей души.

Я вспоминаю, в частности, восхитительную молитву, которую вряд ли можно
произнести в единении с празднующим, чтобы слезы не
навернулись на глаза:

 Господь Иисус Христос, ты, который сказал своим апостолам: «Я оставляю вас
 мой мир, я даю вам свой мир», смотри не на мои грехи, а на веру
твоей Церкви; она сама соизволит умиротворить и объединить ее в соответствии с твоей святой
волей.

Великолепное обращение: Ты молишься, чтобы Церковь поддержала тебя, Церковь
молится, чтобы ты стал достойным ее поддержки. В то же время
Пресвятая Богородица и Святые молятся, чтобы Иисус даровал Церкви
и твоей душе благодать животворящего мира.

Тогда тебе остается только ждать, смиряясь и поклоняясь, пока
твой Бог снизойдет в тебя...

Теперь ты причастился в мире и начинаешь свое
благодарение.

После того момента страха, когда ты принял своего Бога, пусть и такого
недостойного, импульс всей твоей души возобладает над поклонением и любовью.

Один хороший священник, которому я иногда служил мессу в Кармеле в
Лурде, однажды сказал мне спонтанно:- Когда вы причащались, возьмите
латинское слово: ARDOR и сформулируйте свое благодарение примерно
так: А, поклонение; Г, благодарность; Г, просьбы; О, подношение; R,
резолюции.

Я применил этот метод; и вот что он мне принес.

Акт обожания - это как если бы мы видели себя совсем маленькими и все такое
неясный в присутствии неизмеримо яркого света. Постепенно, по мере
того, как мы подчиняемся ее небытию, она приближается, окружает вас
, проникает в вас и разжигает в вас пламя, которое больше не угаснет.

Акт благодарности - это, во-первых, источник, тонкой
струей бьющий из узкого отверстия. Затем, под давлением
признания, она становится все больше и больше и в конце концов превращается в
широкую гладь, которая затопляет берега. И теперь она - река
, разлившаяся, стремительная и сверкающая под солнцем Лос-Анджелеса.
Благодать. Течение становится настолько сильным, что у нас нет времени
на длинные фразы. Восклицательные восклицания безудержно вырываются
из наших уст, и вся наша душа изливается в них.

Акт просьбы: мы следуем за Иисусом, мы берем складку его мантии, чтобы
запечатлеть на ней почтительный поцелуй, чтобы добродетель, исходящая от Учителя
, вошла в вас через это прикосновение. Ему говорят: "Господи, я ничего
не могу сделать сам и так нуждаюсь в Твоей помощи!" Дай мне это,
теперь, когда я прикасаюсь к тебе. Даруй мне это на благо моей души,
для облегчения этого больного, для спасения этой души, находящейся в опасности,
для вечного покоя этого умершего, с намерением которого я причащался.
Скажи только одно слово, и все Злые люди, которые
стремились увести меня от Тебя, убегут ... Если, однако, это не входит в
твои намерения исполнить меня сегодня, заставь меня принять это испытание
как залог твоей нежности.

Акт приношения: - Господи, вот мои ноги: сделай так, чтобы они ходили
только путями Твоими. Вот мои руки: пусть они работают только для
того, чтобы строить тебе часовни. Вот мои губы: пусть они устанут произносить
твои похвалы. Вот мои чувства, мой интеллект, мое воображение, моя
воля ... Пронизывай их только ты. Вот все мое существо: уподобь его
тополю, который задирает верхушку к небу и у которого есть только одна
функция: петь тебе всей своей дрожащей листвой под таинственными
дуновениями, которые ты посылаешь ему.

Акт резолюций: -- По Твоей Святой Благодати я изгоню из своего
душа пороки, которые я позволял там роиться, как чертополох в
саду, которым пренебрегают. Я приложу все усилия, чтобы вырвать
сорняк гордыни. Потому что именно она всегда угрожает задушить их
прекрасные цветы смирения, которые ты хочешь взрастить во мне. Именно она
связывает свои когтистые корни с хрупкими корнями добродетелей, которые твоя
забота посеяла во мне; именно она, чей нечистый запах пытается
наполнить мои ноздри, чтобы я больше не мог вдыхать аромат
целомудренных роз, которые выращивает твоя Мать. Ах, Господи, если ты поможешь мне,
я убью свою гордость...

Благодарение, совершаемое примерно таким образом, приводит к желаемому
_ пылу_. Как и рекомендовал Псалмопевец, мы начали со
страха перед Господом, а теперь на смену ему приходит Любовь во всей ее полноте - полнота. В течение нескольких минут, а иногда
и нескольких часов, мы живем в Иисусе, как Иисус живет в нас. Мы осознаем
великолепное и грозное слово святого Павла: _тот христиан
Христос есть._ Эта неслыханная милость преображает нас до такой степени
, что мы забываем самих себя. Мы больше ничего не просим; мы
больше ничего не знаем о земных вещах: мы вкушаем среди огромного
покоя чистую радость таяния в сердце Иисуса, как
кусок металла в неугасающей печи, пламя которой
мягко поглощает и поглощает нашу душу.

Несомненно, затем мы снова падаем: повседневная жизнь воскресает со своими
заботами, искушениями и уродствами.

Но знай, что если ты привыкнешь к частому причащению, этот
великолепный дар слияния с Иисусом может быть дарован тебе снова и
что он неизмеримо укрепит тебя в сопротивлении злу. Только
от тебя будет зависеть победить его, продвигаясь, согласно твоей
свободной воле и согласно твоей покорности Благодати, по пути
добродетели. От тебя будет зависеть, заслужишь ли ты Любовь.
Святой Августин говорил: «Любовь моя, это то, что я взвешиваю перед Богом».
Друг читатель, давай постараемся всё взвесить.