МУМА

Марина Рассо
                Соседям моего уютного                Марина Рассо                и дружного двора
посвящается.

ноябрь 2021года               
               
                МУМА

               Мума - это первое слово малышки Светочки,  которым она назвала Марию Алексеевну, мою соседку, что привело в восторг ребят, окруживших во дворе коляску.
          Этот ребёнок родился у самой старшей нашей подруги Зинаиды, окончившей школу №1, с золотой медалью и поступившей в Московский энергетический институт. Кроху, в пелёнках родители - студенты привезли на воспитание бабушке и дедушке, а все соседи старались помочь, присмотреть малышку. С тех пор и стали Мумой называть мать троих сыновей, небезразличную к проблемам соседей, доброжелательную, заботливую, Марию Алексеевну. Она выходила во двор отдохнуть с распухшими от стирки, натруженными руками и тяжело переступая присаживалась на скамейку у своего окна, а ведь ей было лет сорок пять, не более. Накормить, постирать четырём мужчинам, включая мужа, было не легко. Но задорный смех и многочисленные вопросы и расспросы отвлекали  её от житейских проблем. В восстановленный после войны закрытый двор из двух двухэтажных домов, все жильцы въехали почти одновременно. С любовью обустраивали каждый уголок земли общего двора и Мума была первым советчиком и помощником. Мы, ребятишки называли её тётей Мусей, а взрослые-её подруги, Мумой. Ни одно событие во дворе не обходилось без её доброго совета или помощи.  Запасные ключи от квартир соседей, хранились в её уютной квартире. Позвонить и зайти к ней можно было всегда- и днём, и даже ночью, никогда никто не слышал недовольной нотки в её голосе, только- доброжелательная улыбка. Помочь младшим ребятам, после возвращения из школы, попасть в свой дом или оставить портфель — всегда пожалуйста, заодно интересовалась, как прошли уроки и что получил. Радовалась когда мы получали пятёрки и огорчалась когда тройки и ещё хуже- двойки. Все хорошие и плохие события переживали вместе с ней. Старшие ребята, их было семеро, родившиеся до войны, все хорошо учились и были красивые, высокие, стройные, занимались спортом. Нас помладше, родившихся после войны было одиннадцать, это сорок шестого года рождения, но зачаты все были в сорок пятом, когда счастье от встречи любимых, переполняло родителей. Наконец-то наступил конец жуткой, жестокой пятилетней войны, пережитых страданий и мучений, от радости Победы. Эти незабываемые эмоции передались детям, поэтому и мы светились от счастья, радости и все наши игры во дворе были полны восторга. Ни полуголодное детство первых послевоенных лет, ни разруха, не смущали этих счастливых, беззаботных ребят. В часы бурных гуляний, после школы, тётя Муся была первым арбитром наших разборок, а иногда даже хулиганских выходок. Вечером, родителям ничего плохого не рассказывалось, за что она пользовалась у ребят огромным доверием. Это она первая обрабатывала наши ссадины и раны выходя на скамейку с аптечкой. Иногда и старшеклассники присоединялись к нам побаловаться, поиграть в прятки - это были счастливые, беззаботные дни.
        Но быстро пролетело время  и  старшие ребята закончили школу и поступили, одни в институты Москвы, а другие в военные училища Питера. Провожали и встречали каждого  на каникулы всем двором и без нас, любопытных ребятишек, не обходились эти счастливые церемонии. Одними, из первых  шести студентов приезжали погодки, курсанты Высшего Военно- Морского училища в Питере- Анатолий и Виктор, сыновья нашей Мумы и их отца Николая Ивановича. На побывку курсанты, неожиданно, появлялись во дворе в белой матросской форме, с вычищенными до блеска якорями, в бескозырке и с сияющими от счастья смущёнными лицами. Мама увидев их в окно выходила, вытирая мокрые руки о фартук. Сыновья обнимали и целовали её, а она смахивая слезинки со смущённых глаз  восклицала: »Сыночек мой родной!». Материнским чутьём  угадывала время приезда сыновей и в этот день, на весь двор разносился запах ароматных пирогов.
           Так за лето перебывали все студенты, но во дворе они больше не гуляли, а шли на набережную к морю и там проводили время со школьными друзьями. На нас, младших, почти не обращали внимания, зато мы подмечали их новых друзей, особенно девочек, обсуждали и даже ревновали. Младший сын тёти Муси, наш ровесник и одноклассник Игорь, был задира и заводила дворовых нескончаемых игр, конечно, не только он один, все наши мальчики отличались фантазией и неуёмной энергией. Мне запомнилось, единственное чего боялся Игорь, — это  пьяных, его как ветром сдувало с нашего  бульвара,  если вдалеке  появлялся качающийся пьяный. Надо сказать, что у нас во дворе редко, когда  можно было увидеть выпившего соседа. В школе Игорь учился ровно, без выдающихся успехов,  после окончания,  поступил в гражданскую мореходку и плавал по морям и океанам познавая окружающий мир, воплощая в жизнь нашу заветную мечту. Все мы мечтали о дальних путешествиях, склоняясь над картой мира разложенной на нашем деревянном дворовом столе. Знали наизусть все столицы государств, названия материков, морей, проливов, островов и континентов. Надо сказать, что почти у всех наших мальчишек эта мечта сбылась и позже, возвращаясь из дальних походов, с удовольствием и восторгом рассказывали о незабываемых впечатлениях и неожиданных событиях,  на морях и океанах.
              А тем временем, старшим ребятам пришло время влюбляться и жениться. Девочки не давали им покоя, хотели почаще заходить в наш двор, поближе познакомиться с их родителями, писали и ездили к месту их учёбы. Короче, почти все ребята вынуждены были жениться во время учёбы, конечно, вопреки просьбам родителей повременить до окончания института. Но молодость брала своё и  тёте Муме курсанты, начали привозить внуков, крошек ещё в пелёнках объясняя, что у них практика или дальняя командировка. Что делать, и дедушка с бабушкой добросовестно высматривали малышей. Иногда летом, привозили сразу всех троих и старики,  по очереди, с детской коляской и внучатами ухватившимися за поручни, ходили вместо прогулок, за продуктами. Какая нагрузка и ответственность ложилась на этих заботливых, пожилых людей  не передать словами, особенно на тётю Мусю. Иногда она так уставала, что еле передвигала свои больные ноги и не могла без помощи преодолеть три ступеньки в квартиру. Но никогда не сетовала и с огромной любовью встречала отдохнувших в отпуске красавиц невесток и благодарных сыновей.
           Так сложились обстоятельства, что  их среднему сыну Виктору  с женой, предстояла ответственная командировка за границу и  молодые оставили на воспитание родителям малыша- сынишку, как часто по прошествии многих лет вспоминала бабушка Мума, ещё в пелёнках. Регулярно приходили ей с мужем письма, где молодые родители писали как любят, скучают и переживают о сыне, но забрать к себе не имеют возможности. Так их сын Егорка прожил с бабушкой и дедушкой до окончания школы, которую закончил с золотой медалью.   К тому же, за это время он с отличием окончил ещё и музыкальную школу по классу скрипки. Сколько здоровья, труда и заботы вложили в этого одарённого ребёнка заботливые бабушка с дедушкой, знали только учителя и близкие соседи, которые не оставались безразличными к их проблемам, и в любую трудную минуту шли им на помощь.         Однажды, много позже, когда я ухаживала за Марией Алексеевной осторожно спросила, почему у неё так сильно болят  всегда распухшие колени? И она поведала мне одну, случившуюся с ней в самый разгар войны, историю.
           Ещё до войны, её муж служил на подводной лодке на крайнем севере и когда гитлеровцы начали бомбить Мурманск, она с малютками сыновьями эвакуировалась в деревню, километров в пятнадцати от города  Сокол, Архангельской области.  Неожиданно, в середине войны вечером, в лютый зимний мороз она получила от мужа телеграмму, что железнодорожный  состав, в котором их передислоцировали в другое место назначения, будет проезжать через  город Сокол, и указал время. Она посмотрела на часы, до остановки поезда осталось очень мало времени. Оставив детей на соседку, накинув тулуп на лёгкое, короткое платьице и сунув голые, босые ноги в валенки бросилась бежать в город. Дорога предательски петляла и она часто напрямик, через сугробы по пояс в снегу бежала не останавливаясь к любимому, и успела! Они встретились, подробности встречи она не рассказала, но можно и так представить это счастье. Помню, из её рассказа, что вернулась она под утро с отмороженными коленями, еле  живая от холода, от страха завывающих волков, от своего воя и плача, ведь они с мужем не виделись более года. Как она вспоминала, что волки её не тронули, видимо, пожалели. Но колени с тех пор, остались застуженными.
       Передо мной, как  младшей соседкой по дому, словно в многосерийном сериале прошла жизнь моих доброжелательных соседей, от их молодости до последних дней. Их уход, для меня, всегда проходил с благодарностью за заботу,  за их всегда протянутую тёплую руку, которой они обнимали нас с братом, ещё маленьких подростков, после смерти нашей мамы пережившей блокаду в Ленинграде. Поэтому, не имею права не исполнить последнюю просьбу подруг Марии Алексеевны и Валентины Матвеевны-это  Галина Николаевна, Мария Захаровна, когда обещала им перед смертью, описать  последние годы жизни оставленных на самостоятельное выживание двух матерей, вырастивших благополучных сыновей. Не хочется ворошить в памяти невыносимо трудные моменты уходящих навсегда этих двух женщин, но уверенна, что их смирение и вера в то, что их сыновья самые благородные, умные, успешные и это действительно так. Это судьба многих матерей родивших, вырастивших и отпустивших в свободный полёт своих любимых чад. Уход каждого человека предусмотрен свыше, а мы так или иначе, жизненными обстоятельствами каждого,  предопределяем его.            
            Мария Алексеевна всю жизнь хранила выставленные на  красивом полированном буфете три фотографии своих  орлов- сыновей (так она их гордо представляла) в морских парадных офицерских мундирах. Мне пришлось наблюдать всю её жизнь, ещё с  десятилетнего возраста, когда впервые познакомились, кроме лет   учёбы и замужество. Наша квартира  располагалась над квартирой тёти Муси, и досталась мне, после смерти мамы. Отец женился и ушёл жить к мачехе, брат был младше, поступил в Военно-Морское училище в Севастополе. Обменять квартиру и переехать в столицу, мой муж не захотел, сказал: Не хочу жить в муравейнике!». Поэтому, живу в своём дворе, видимо, до конца дней, как и почти все дружно въехавшие в дом первые соседи. Из всех ребят, кто первыми поселился в наш двор, постоянно живёт только одна моя одноклассница Людмила, которая ещё учась в школе, влюбилась  в моряка с торгового корабля, вышла замуж, и живёт счастливо по сей день.
              Вернувшись после учёбы и производственной практики в родительскую квартиру с мужем и годовалым сынишкой Вадиком, встретила понимающих, заботливых  соседей, все помогали мне, чем могли и погулять с малышом и добрым советом. Особенно тётя Муся. Она постоянно говорила и спрашивала: «Чем помочь?». Так в хлопотах о детях, внуках, проходили, как в быстротекущей речной воде, житейские проблемы, красота и молодость моих соседей. И вот они пенсионеры, ещё полны сил, задора и энергии. Городские власти стали создавать садовые товарищества и предлагать  участки-огороды для подсобного хозяйства. Все мои соседи оформили участки заброшенных виноградников на горе Тэпе- Оба. Это незабываемый, счастливый  период жизни в нашем дворе. Рано утром все мужчины спешили на гору; копать, сажать и поливать  высаженные растения, а их жёны потихоньку, приготовив еду, шли покормить своих мужей- тружеников. Вечером,  спустившись с горы, надышавшись  целебным воздухом, с тонким юмором и хохотом рассматривали на нашем общем  столе урожай, поначалу всего по несколько яблок и груш, зато осенью сносили корзинами зрелые, гроздья винограда. Большую часть урожая,  отправляли детям в Москву в одном вагоне, благо что поезда ходили по несколько рейсов в день. Однажды посчастливилось и мне встретить свою посылку, отправленную отцом на перроне Курского вокзала в Москве.  Студенткой, проходя преддипломную практику в Подмосковье, жила у двоюродной сестры в Москве и папа отправлял и мне вместе со всеми посылки. Это было неожиданное, незабываемое счастье!
              Поезд родители выбирали тот, что приходил вечером, после работы. И придя  пораньше на Курский вокзал, стала искать место,  где приблизительно мог остановиться нужный вагон. Каково было моё удивление, когда ещё из далека я увидела группу счастливых молодых людей, которые с восторгом, шумно разговаривали друг с другом. Особенно выделялась красавица- стюардесса, в ярко голубом строгом костюме, на высоких шпильках и пилоткой на голове. Она приветливо улыбалась и я узнала Элю, жену моего соседа по площадке Геннадия, которая, только что, летом, в лёгком ситцевом сарафанчике и шлёпанцах, спешила с мужем на море. Старшие ребята узнали меня и радостно обнимали, оказалось, что они собираясь за посылками пораньше, старались побольше пообщаться, вспомнить счастливые времена ранней юности, обсудить житейские проблемы. Они были уже настоящие москвичи, подтянутые и элегантно одетые. Старались приходить парами, чтобы утащить тяжеленую коробку из-под масла наполненную вкусными подарками из Крыма. А также, это было место свидания, для продолжения крепкой дружбы на всю жизнь.!!! По мере ухода заслуженных, горячо любимых родителей, наши отношения становились ещё крепче. Мы постоянно перезваниваемся, были тогда, да и сейчас, остались самыми близкими    людьми, которые доверяют друг другу самые сокровенные тайны, обсуждаем все возникающие проблемы. Но вот и наш трудовой путь, забота о своих детях, ставшими родителями, неожиданно  пришло и к нам.
           Подошло время и нашему поколению уступать молодым. Работа у меня была очень ответственная- государственным служащим и в незабываемый январь 2001 года, в день рождения, по закону, отправили  с почётом, на  заслуженную пенсию. Для меня настало время покоя и душевного вдохновения. Мне захотелось путешествовать, дышать полной грудью и с радостью переключиться на незнакомое для меня творчество. Даже попробовала писать стихи.               
          Потихоньку восстанавливалось здоровье  и я решила связать свою дальнейшую судьбу с Москвой,- столицей нашей родины. Мои любимые два сына получили высшее образование, обзавелись семьями и ко мне пришло ощущение, что я выполнила свою миссию и должна перейти в новый этап жизни. Как бы решиться на коренной  разворот судьбы, изменить  прежнее окружение и устроить свою жизнь в другом жизненном пространстве. Посоветовавшись с  подругой с пелёнок- Галкой, к стати, она очень обижалась, если я её называла иначе- решили, если пришла весна и в природе всё обновляется пора и мне долго не раздумывая, отправляться на встречу другой, новой жизни. Подруга имела возможность прописать меня в подмосковной квартире, что позволяло искать работу. Долго не раздумывая отправилась к подруге, которая к тому времени перевезла к себе маму, мою давнюю соседку. Её небольшая деревня, городского типа, расположилась в двадцати минутах езды на автобусе от Зеленограда в еловом бору. Такой красоты мне не приходилось видеть никогда. Ёлочки от самых маленьких до величественных росли везде за деревней. Заканчивался тротуар и сразу мелкие ёлочки расположились возле тропинки от мала и дальше, дальше до велика. Передать эту красоту словами, просто не получится и мне кажется, не каждый художник смог бы повторить  этот восторг увиденного. Прошло так много лет, а этот пейзаж из ровненьких, ярко зелёных, пирамидальных елей, освещённый ярким, полуденным солнцем не забывается.    

                Поворот судьбы.
            Всё сложилось удачно, все мои родственники и друзья искренне радовались моему переезду. Вот, конечно, найти работу в Москве очень сложно, я прекрасно это понимала и для начала была согласна на любую. Появились первые предложения даже по специальности. На карте Москвы смотрела местоположение фирмы, звонила и выясняла условия. Короче, потихонечку вливалась в ритм столичной жизни и о прежней солнечной Феодосии вспоминала редко. Но оказывается не всех прежних соседей устроил мой отъезд.       Неожиданно мне позвонил средний сын моей нижней соседки Мумочки и предложил вернуться в Феодосию, так как никто из троих сыновей  маму, не могут забрать. Я была в ужасе, не могла понять и поверить, мне звонил средний сын, которому она высмотрела сына Егора с пелёнок, её любимый внук и его сын закончил университет им. Баумана, жил в Москве в собственной квартире, сын сам имел в Москве квартиру, в которой для любимой собаки Линды была выделена комната! А как брат Алик? У него также была в Москве шикарная квартира и он занимал высокую должность в аэропорту Шереметьево? Как  брат Володя в Питере? У него прекрасная семья, одна дочь и полный достаток.  Оказалось, что все красавицы невестки плохо себя чувствуют, а внуки очень заняты. Обсудив между собой и   обдумав сложившееся  положение мамы, все единогласно решили, что они отдают мне  мамину старенькую, неухоженную квартиру, за это я соседка, вернусь и досмотрю их  самого близкого и родного  человека.
         Положив трубку телефона на место, мне показалось, что всё это не со мной, я не могла даже понять, где нахожусь, но рядом сидела мама моей подруги с пелёнок - Нина Яковлевна, которая всё слышала и стояла Галка, которая прибежала с кухни почуяв что-то неладное. Услышав жестокое для Мумы и мня предложение, стояли опешив от неожиданности, от обиды мы не могли сдержать слёз. Обнявшись мы горько плакали, а мне пришла мысль, что значит иметь сыновей. Мне дали несколько дней на обдумывание. Нина Яковлевна сразу вступилась за бывшую  соседку: «Бросать её нельзя!». Галка, заступилась за меня, мол я ей не родной человек и имеет полное право отказаться, у неё почти всё определилось с переездом, а на квартиру у моря, будет много желающих. На секунду представила состояние Марии Алексеевны, когда она узнает, что никому не нужна и никто из детей не забирает её, хотя бы на время! Ведь когда я  уезжала, выяснила, что её заберёт средний сын. Тут же стала разыскивать её внуков, но все мои доводы были тщетны, они все отпирались, как могли. У всех оказались веские причины. Вспомнилась ночь года два назад, когда проснувшись от  непонятных звуков стала прислушиваться, откуда же они доносились? Обойдя всю квартиру, приложила ухо к полу и услышала не просто плачь, а звериный задавленный вой. Это плакала Мария Алексеевна. Она жила подо мной, этажом ниже и по договорённости, если ей что-нибудь было нужно, то она стучала по батарее и я тут же прибегала, но стука слышно не было. Подождав, когда она затихнет долго не могла заснуть, всё думала, отчего? Что она вспомнила? Рано утром, позвонила её старшему сыну и сообщила, что его мама сильно ночами плачет, на что он как-то холодно ответил: «Ничего мол, успокоиться». Ну успокоиться, так успокоиться и не стала досаждать пожилому человеку не тактичными расспросами. А оказывается, вот как всё оборачивается? Я в полном недоумении! Позвонила своей мачехе, она как раз приехала в Москву к родному сыну и помогала  присматривать за  внуком. Её ответ был однозначен — приехала изменить свою судьбу, так не отступай! Мои дети, посоветовали поступить так, как считаю нужным. Но все мои соседи и её подруги просили не оставлять, а помочь беспомощной женщине. И я с тяжёлым сердцем, со слезами, со  своим дурным мягким характером, всё-таки в конце-концов, решила возвращаться, объяснив её сыновьям, что у меня тоже два сына, возможно и меня ждёт такая же судьба.  Средний сын Марии Алексеевны клятвенно пообещал, немедленно оформить все  необходимые документы. И действительно, не успела переступить порог своего родного дома, как Олег прилетел оформить все документы для ухода за мамой. Сделать в квартире косметический ремонт, согласился незамедлительно.
              Самое трудное- это была встреча с оставленной,   беспомощной женщиной, которая без особых эмоций встретила меня. Мне предстояло каким-то образом сгладить, глубокую рану нанесённую ей детьми,  незаслуженную обиду терзавшую её душу. Помогали  её подруги, отвлекали своим жизнерадостным настроем: то анекдотом, то любимой песней, то добрыми вестями, то устраивали во дворе за общим столом чаепитие с пирожками, прямо из духовки. Она улыбалась, могла ответить с юмором, но глаза её стали потухшими. Подруги  были  старше её, но ноги у них не болели  как у неё, а она еле- еле дойдя до квартиры с грустью сетовала: »Вот наступят холода все уедут, останемся мы с Валечкой, что-то и её  сынок  не спешит забирать на зиму». Ничего, отвечала я ей, нам будет веселее и она успокаивалась.
             Быстро пролетело лето, мы проводили пожилых соседок Марии Алексеевны на зиму к детям и остались с  обладающей тонким юмором, её самой близкой подругой- Валентиной Матвеевной. Мне не приходилось много заниматься уборкой, так как подруги были  чистюли. Вместе поздно завтракали и я уходила за продуктами для обеда. Им очень нравился украинский борщ, а картошку с селёдкой, овощами или мясом, ели на ужин. Пили чай, подруги никогда не унывали и всегда находили над чем посмеяться. Смотрели телевизор и поздно вечером расходились. Валюша шла в свою квартиру, ей было восемьдесят семь лет.
           Изредка « Валюше»- Валентине, позванивал сын из Москвы, беспокоился о её здоровье и стал настаивать, чтобы она продавала квартиру и ехала к нему. Квартиру продать, по тем временам, было  не сложно и она решила отложить это мероприятие на лето. Возможно приедет её любимый сыночек и поможет ей с хлопотами по продаже квартиры, ведь ей с этими делами было не справиться. С невесткой у неё отношения были, мягко говоря спокойные, без грубости и недопонимания. С первой женой-стюардессой, сын уже давно разошелся, застав её с лётчиком, и женился на сотруднице из своего отдела. Работали они в очень известном КБ связанным с конструированием спутников.
             Осень, зима и весна в Крыму пролетают быстро, особенно прекрасна осень. Жара отступает, но согревшееся за лето море определяет почти до зимы тёплую, безветренную, ясную погоду. Всегда, ещё в декабре благоухают клумбы с высаженным   необыкновенной красоты разноцветными розами, чернобривцами, ярко-красными канами и множеством других низкорослых  бордюрных цветов. Но всё равно, наступает зима, с температурой ниже ноля градусов и сильным, холодным северным ветром, с колючим сырым снегом, но и это  быстро меняется на так называемые февральские окна, когда на неделю, две приходят тёплые, солнечные дни. В это время по утрам в парках щебечут птицы и приходиться сменять одежду на более лёгкую, и так зима чередуясь с весной,  и   незаметно   вступает в свои права только в конце марта, радуя почти мгновенно распустившимися подснежниками, фиалками, нарциссами. Неожиданно, в один день, приходит горячий воздух из пустыни Сахара (это я его так называю) и приходится сменять шубы на босоножки, вот так удивляет жителей моего прекрасного города -весна.  Мои подопечные пожилые, умные с тонким чувством юмора женщины, хотя и в возрасте, но старушками их никак не назовёшь, перезимовали без простуды и постельного режима. Только сильно  болели суставы на ногах и постанывали при подъёме со стула,  просили  помочь встать, но обязательно с прибаутками и хохотом, как только они себя не называли!   
        К сожалению, в начале лета, сын Валентины Матвеевны категорически отказался заниматься продажей квартиры, а предложил оформить документы и отправить к нему мать покупателю. За эту услугу, сын предложил ему приличную сумму денег. Все вопросы по сделке, обговаривались между ними по телефону. Покупатель выглядел приличным, лет сорока-пяти  человеком. Говорил, что имеет высшее образование, семью и двоих детей. Сам, непосредственно занимался оформлением документов на продажу квартиры и переездом Валентины  Матвеевны в Москву. В тот момент Крым ещё принадлежал Украине и ей необходимо было получить гражданство России и заграничный паспорт для переезда. На Украине она оставляла всё: и жильё, и гражданство, друзей и климат в котором прожила более пятидесяти лет. Но дело было сделано быстро, были заказаны два контейнера для вещей, а самое необходимое и ценное она сложила в пять крепких холщовых мешков, как багаж, с собой. Почти перед отъездом, как-то вечером она позвала меня к себе и показала содержимое, видимо, самого дорогого для неё мешка. Там был её пуховый платок, норковая шапка, а самое главное- прекрасное фамильное серебро и библия, которой было более ста лет. Всё это было для меня удивительным, прикасаясь к невиданной красоте и бесценной древней книге обомлела от увиденного и тут она неожиданно  призналась, что была гречанкой из поколения известных врачей Мариуполя. Греки были одним из депортированных народов Советского Союза. Её маму и  родственников я знала, они иногда приезжали к ней и её мужу (он был из тех же мест), это были удивительно красивые, с кудрявыми шапками вьющихся тёмных волос, высокие, стройные, приветливые и благородные люди. Скромно поинтересовалась, каким образом покупатель рассчитывается с ней? Она очень доверительно ответила, что переводом через банк. Это  был правильный вариант обращения с иностранной валютой и я успокоилась, так как были случаи обмана стариков. Но, когда эту операцию необходимо было оформить непосредственно в банке, приятельница Валентины Матвеевны врач-невропатолог, отказалась поехать с ней в качестве свидетеля и она обратилась ко мне. Моё последнее место  работы было  связано с работой банков и мне это было не сложно просто поприсутствовать при совершении этой операции. Покупатель квартиры подвёл нас к служащему банка, но не в валютный отдел, а в общий зал и оператор показалась мне знакомой. Все документы были уже готовы и их необходимо было только подписать. Сбербанк был одним из самых надёжных, и ничто не вызывало у меня сомнения т. к. сам  перевод осуществлялся Лондонским международным почтовым банком.  Валентина Матвеевна уверенно поставила свою подпись, положила в сумочку банковские заверенные документы и мы поехали домой. Через считанные дни она уезжала, настроение у неё было замечательным, ей  хотелось скорее в Москву, к сыну, внуку, невестке- очень она по ним соскучилась. За день до её отъезда, я зашла проведать её, очень удивилась увидев почти всё на месте, даже книги, собрания сочинений всемирно известных писателей, стояли на стеллажах. Оказалось, что сын отказался от книг, мебели и почти от всех вещей. Что сказать, это его желание. Поинтересовалась, куда она спрятала банковские документы? И тут, она меня просто удивила своей наивностью, они также лежали  в её сумочке. Посоветовав   убрать банковские документы подальше, спокойно оставила её. Это, наверное, было моей большой ошибкой! Куда она положила эти документы за продажу в долларах, не известно по сей день. На следующий день мы её проводили, а через сутки получили телеграмму о благополучном прибытии. Порадовались за неё и она больше не звонила нам.
            Прошел год. В домашних хлопотах не заметно прошли осень, зима, весна и наступило лето. Колхозный рынок  был полон свежих овощей и фруктов. Возвращаясь с покупками домой, в конце двора заметила мелькнувшую тень, она медленно ползла по стене к нашей квартире. Подойдя поближе увидела скелет женщины в грязном платье, с распущенными длинными по пояс волосами, Строго спросила: Женщина, вы к кому?  Не услышав ответа, увидела как эта тень медленно опускается на землю. К моему ужасу  узнав в ней Валентину Матвеевну, нашу бывшую соседку. В полном недоумении и ужасе пыталась выяснить, как она попала к нам, но добиться вразумительного ответа не могла. При ней была только  небольшая сумочка, билет и заграничный паспорт. Буквально затащив её в коридор к Марии Алексеевне, я бросилась к телефону звонить её сыну. Он ответил мгновенно и спокойным голосом сообщил: «Да, это я отправил её поездом, а об остальном расскажет жена.» На мой вопрос:» Почему, зачем, без документов, гражданства, средств к существованию? Сегодня же отправлю её обратно в отчаянии кричала я, но услышала спокойный голос сына: Встречать её не буду,   останется на вокзале! Поговори с женой.». Жена-Людмила- это та, которой Валентина Матвеевна вязала из самых дорогих шерстяных ниток произведения искусства, то были замечательные нарядные вещи из лучших журналов мод. Женщина- мать родившая и посвятившая свою жизнь, душу воспитанию всесторонне развитого, прекрасно образованного, доброго, талантливого учёного. Мать, которая совершенно не заслужила той брани, которая посыпалась  из трубки в её адрес. Невозможно было слышать гнев, мат и оскорбления на обезумевшую старуху, что могло заставить сына и  невестку,  поселить мать в чулан и не кормить! И через год  отправить без документов, только с заграничным паспортом, к подругам в бывший дом, где она прожила более пятидесяти лет. Они попросили устроить её в дом для престарелых, денег он пришлёт.
      В коридоре, у телефона собрались все её подруги и стали уговаривать оставить, пообещали помочь. Видя моё состояние,  Мария Алексеевна упала на колени и плача умоляла меня не выгонять её. Выяснилось, что денег за квартиру детям она не привезла и пенсию её они не получали. Я была в полной растерянности и ужасе!
      Мы с  Марией Алексеевной не знали то ли  кормить её, то ли мыть! Мыться она категорически отказалась. На ней нижнее бельё и платье были те, в которых она уехала, то есть - ни разу не стиранное! Решили завести бедолагу в кухню и покормить, усадили на  любимое её место у окна, поставив на стол хлеб и тарелки. Кастрюля  с борщом разогревалась на плите, когда повернувшись к холодильнику, достать сметану, увидела жуткую картину; наша гостья мгновенно, не жуя, проглотила весь хлеб и нарезанную колбасу, оставив только корочки. Пришлось залить корочки горячим борщом уже в глубокую тарелку и бежать в магазин за хлебом и колбасой. Батон колбасы она съедала каждый день пока наелась, это продолжалось не менее пол года.
              Процедуру мытья описать и вспоминать очень сложно, особенно сдирать с неё одежду, она не давала. Приходилось срезать ножницами нижнее бельё и заодно обрезать ей длиннющие волосы. В душевой, мы с Марией Алексеевной натопили  жарко титан, усадили  горемыку на табуретку и помыли её от всей души, надев чистые сорочки и байковый халат. Позвали парикмахера, из соседнего двора и  она профессионально подстригла ей короткую стрижку.
                Представьте моё состояние, ведь надо было оформлять ей документы: гражданство, паспорт, прописку, оформлять её в дом престарелых людей, я горько плакала, а все соседи обещали помочь, как они мне помогали, спасибо им! Заведующий паспортного стола успокоил меня и помог сделать все документы. Заведующая дома престарелых сказала, ей очень повезло, что я есть у неё, иначе  она умерла бы под забором, таких случаев очень много. Но мои мытарства продолжались, ей надо было вернуть ещё и  пенсию из Москвы. Это было необычайно сложно, ведь она была военная, за мужа.                Эти мытарства продолжались, как в бреду, помогали мне все. Хорошо, что всё это случилось летом, когда  соседи съехались домой. Да и я была помоложе. Сейчас, по прошествии
 многих лет пишу и плачу. Страшно вспоминать, что пришлось пережить с пенсией, которую вернули только в конце зимы. А что стоили  минуты отчаяния, когда её родной сын обманывал меня, что не получал пенсии матери и мне пришлось подключить свою невестку, жену старшего брата, она работала в Гос. плане СССР, начальником отдела. Она нашла мне телефон военкома, который непосредственно занимался пенсией Валентины Матвеевны в Москве. И  когда, в конце концов, он мне сказал:» Передо мной компьютер и вижу, что пенсия получена Богатырёвым Геннадием Игоревичем за прошедший месяц», и тут я, чуть не упала в обморок. Со мной была истерика, я так рыдала, что меня успокаивали все соседи, а как я ругалась, не забуду никогда, такое предательство трудно пережить.  Но это не конец того, что пришлось пережить ещё, ведь она, имеется ввиду Валентина Матвеевна, потеряла и 5 тыс. долларов, которые получила за квартиру, в ценных бумагах Лондонского почтового банка.
           Теперь начались мытарства с Лондоном. А вот это вспоминать ещё и противно, потому, что пахнет криминалом. Деньги так до сих пор и не нашли и не найдут, потому что узнали те, у кого эти ценные бумаги. По договору, при оформлении документов на перевод, есть пункт, где говориться: кто предоставит бумаги на 5000 долларов в любом отделении Лондонского банка, находящегося в любой точке земного шара, -будет тут же арестован. Так мне объяснили в отделении Сбербанка, куда я обратилась, чтобы заявить о пропаже.  Дали телефон в Лондоне и пообещали любую помощь. Спасибо, что лондонский банк очень надёжное учреждение. Дали мне переводчика и объяснив всю ситуацию сначала устно, а потом ещё и письменно вели расследование. Были в Москве у сына Валентины Матвеевны, но он категорически отпирался и указывал на человека, который её отправлял. Так ничего и не добившись, неожиданно банк вернул Валентине Матвеевне  деньги объяснив, что прийдут за деньгами и  всё решится. Больше мы с деньгами не заморачивались. Жили  дружно около двух лет и неожиданно на новый год заболела тётя Муся и в течении месяца, умерла. Валентина Матвеевна одна в квартире жить не захотела и попросилась в дом престарелых. Прожила она там до девяносто трёх лет, её не забыли. Навещали   друзья и их дети. Хоронили её только два человека-заведующая домом престарелых и я, сын приехать отказался.               
      
         22 февраля 2024 г.
                Крым