Мориловец и Мариловчиха

Елена Кривошеева
     Река Мориловец – левый приток Амура. Исток Мориловца находится неподалеку от истока реки Поперечная. На картах и в справочниках реку именуют Мориловцом, в обиходе именуют Мариловчихой. Чтобы разобраться с этим топонимом необходимо вспомнить о так называемой «царской дороге» - «колесухе».

     Строить «колесуху» начали в 1898 году. Состояла дорога из пяти участков. Первый участок — это отрезок пути в 56 верст от Хабаровска до стана Поперечного, названного так по наименованию речки Поперечной. Второй участок в 103 версты от Поперечной до станицы Надеждинской, третий участок в 163 версты от Надеждинской до села Чурки, четвертый в 63 версты от Чурков до Биджана, пятый — от реки Биджан до Помпеевского перевала.

     Строительство велось Амурским переселенческим комитетом. В станице Михайло-Семеновской размещалось Управление постройки Амурской колесной дороги. 26 июня 1900 года в помещении этого Управления проходил аукцион на подрядные работы, называемый «смешанная письменная и словесная конкуренция на отдачу подряда вместе и порознь земляных работ по сооружению дамб в количестве до 5000 кубических саженей». Желающие принять участие в соревновании, как говорилось в объявлении, приглашались явиться лично или прислать документы в станицу Михайло-Семеновскую в Управление постройки к назначенному времени – 12 часам дня. От участников требовалось представить документы о личности и письменные заявления, оплаченные гербовым, т.е. государственным, сбором (это означало, что на заявлении должна быть гербовая марка определенной стоимости либо отметка, что гербовый сбор взят), а также нужно было представить залоги наличными деньгами, процентными бумагами или другими законными обеспечениями. С кондициями, то есть условиями договора, можно было ознакомиться ежедневно с 9 утра до 6 часов дня в Благовещенске в Управлении строительных и дорожных частей, непосредственно в Михайло-Семеновской станице в Управлении постройкой Амурской колесной дороги и в Хабаровске – в канцелярии Приамурского генерал-губернатора. Подписано объявление областным инженером Станкевичем и делопроизводителем Висленевым.
 
    Управление постройкой дороги оставляло за собой право признать соревнование несостоявшимся, если найдет предложенные цены для себя неподходящими. Лицами, за которыми на торгах останется подряд, обязаны были заключить договор. Расходы по заключению договора относились на счет подрядчика. Переторжка назначалась на 30 июня 1900 года.

     Кроме земляных работ при устройстве Амурской колесной дороги были предусмотрены и плотничные: нужно было построить два моста с отверстиями в 114 и 40 саженей через реки на третьем участке и выполнить работы по устройству семи почтовых станций на втором и третьем участках, т.е. на протяжении от стана возле р.Поперечной до с.Чурки. Реки, о которых идет речь в объявлении указаны, как Онбира и, внимание… МАЛЯРОВЕЦ. Уверена, что о наличии рек, местности и их физических характеристиках инженер Станкевич был осведомлен лучше нас, т.к. элементы «колесухи» устояли перед временем до сегодняшнего дня. А вот что касается наименований рек, то думаю, допущена описка. Например, река Он-Бира написана без дефиса, слитно. Ну а что касается реки Мориловец, то ее написание в интерпретации – Маляровец, в том числе через букву А в первом слоге, вообще не объяснимо, т.к. отсутствует хоть какое-нибудь объяснение этому определению. Даже комаров малярийных сюда не загнать, иначе б наименование могло звучать, как – Маляриец.  Думаю, что информацию о наименовании реки из объявления Управления постройкой Амурской колёсной дороги нужно оценить критично и принять наименование Маляровец, как ошибку. Поэтому обратим внимание на личности.

     Например, в числе чиновников переселенческого пункта Амурской области был коллежский регистратор, чиновник особых поручений Мариловцев Афанасий Иванович. Его сын Мариловцев Андрей Афанасьевич, 1890 г.р. начинал обучение в Благовещенской гимназии, продолжил в Хабаровском кадетском корпусе, к 1912 г. стал хорунжим Амурского казачьего войска.

     В числе первожителей станицы Степановой был казак Мориловцев Иван, 1838 г.р. Фамилия его записана в документах через букву «О», как и наименование в настоящем времени реки Мориловец, нанесенное на карты. А вот фамилия уроженца станицы Степановой Михаила Иоанновича Мариловцева, 1902 г.р., проходит в документах через букву «А».

     Так как, заселение станицы произошло в 1858 г., а топоним Маляровец появился в объявлении 1900 года, вероятнее всего присвоение имени речке Мориловец произошло от фамилии первопоселенцев станицы Степановой, казаков Мориловцевых. Ну а падь при этой речке, соответственно,- Мориловчиха. Кому нравится именовать реку Мориловчихой, пусть именуют – река она ж женского рода, как ни крути. И разница в написании "Мариловчиха" и "Мориловчиха" особого значения не имеет.