Некипеловские озёра и Усов балаган

Елена Кривошеева
     На карте Еврейской автономной области есть такие топонимы, как Некипеловские озера и Усов балаган.
    
    Озера, о которых мы говорим – Некипеловские, названы по фамилии казаков Некипеловых. В Амурской области эта фамилия была не то чтоб широко распространена, но достаточно известна. Одни Некипеловы были купцами-золотопромышленниками Верхне-Амурской золотодобывающей компании, другие были Благовещенскими мещанами, фамилии третьих упоминаются в документах, как фамилии письмоводителей – так называли почтальонов в XIX в. Некипеловы из первожителей станицы Головиной были казаками.

     Глава семьи – Леонтий Некипелов. У его сына Петра двое сыновей - Петр Петрович и Василий Петрович родились в станице Головиной, повзрослев, стали станичными урядниками. Значимых историй, связанных с семьей Некипеловых  не отыскано, но эта семья примечательна уже тем, что была в числе первопоселенцев.
   Не открою тайны и повторюсь: при заселении на Амур многие исторические, туземные наименования рек, озер, местностей не были известны казакам-первопоселенцам. Названия географическим объектам присваивали по принципу: в память об оставленных местах либо кто первый увидел, в честь того и назвали. Не исключение и Некипеловские озёра.
 
     Головинские Некипеловы, дав свою фамилию названиям озёр, удивительным образом собрали вокруг себя несколько казачьих семей, фамилии которых мы слышим в топонимах. Например, Петр Леонтьевич Некипелов в 1870 году был поручителем на свадьбе Усова Архипа Терентьевича, проживавшего в станице Степановской, Василий Петрович Некипелов породнился с семьей казаков Тихоньких, проживавших в станице Головиной, а брат Усова Архипа Терентьевича - Прокопий Терентьевич Усов, был венчан с Натальей Михайловной Тихоньких, проживавшей в Михайло-Семеновской. Казаки Тихонькие по неофициальной версии считаются основателями селения, ставшего впоследствии городом Биробиджаном. И с фамилией Усовых тоже связан один из топонимов - поселок Усов балаган.

     При огромном числе казаков Усовых в период заселения Амура сложно найти какое-то другое объяснение топониму – Усов балаган. Но наверное необходимо определиться с понятием слова «балаган».
 
     Балаганом называлось в прошлые века не только смешное театральное представление или помещение для этого представления, но и временная постройка из досок или подручного материала для временного хранения товара, провианта, добычи. В Сибири и Амурской области охотники называли балаганом даже шалаш, в котором укрывались от дождя или солнца на сенокосе, или оборудованное для ночевки охотничье место. Думаю, мало найдется тех, кто в своем детстве не строил балаган из кусков фанеры и веток, вкладывая в это сооружение понятие - жилище. Поэтому, временное жилье, сооруженное из «чего Бог послал», саркастически-иронично могли также называть балаганом. А еще балаганом могли назвать большую шумную семью.

     Семьи Усовых проживали и в станице Головиной (например, урядником этой станицы был Гавриил Павлович Усов), и в Степановской станице (там жили Архип Терентьевич Усов и его отец Усов Терентий Андреевич, и брат отца – Афанасий Андреевич Усов, и двоюродные братья и сёстры Архипа Терентьевича: Акилина, Евфимий, Федор, Дарья, и их дети: Константин, Григорий, Дмитрий, Никандр…). Родные братья-сёстры и племянники Архипа Терентьевича Усова жили по всей территории Михайло-Семёновского станичного округа.

     Расстояния не были проблемой для этой семьи. Они выступали один у другого поручителями на свадьбах да восприемниками при крещении новорождённых Усовых. Ничто не мешало кому-то из них начать свою семейную жизнь обустройством места – Усова балагана, по принципу заимки. Отсутствуют причины, по которым Усовы не могли б охотиться в этих местах, устроив временное жилье – Усовский балаган. И может быть, шумным балаганом огромное семейство Усовых собиралось чтоб проведать родственников или друзей, проживавших в дедовом местечке.
 
     А там до настоящего времени теплится жизнь. Кто-то живет постоянно, кто-то приезжает из города в летний период. Кто бы ни были эти люди, они сами того не подозревая, делают великое дело: ведь нет большей благодарности основателям места, чем свет в окне или дым из печной трубы.