Как чествовали приамурцы и забайкальцы императора

Елена Кривошеева
     26 ноября 1894 года российский император Николай II венчался с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской, нареченной в Святом Крещении Александрой Федоровной.
Но депутации (так называли делегации) Приамурья и Забайкалья начали прибывать в Северную столицу только в начале декабря. Опоздали на праздник по вполне объективным причинам: отдаленность и затруднительность передвижения по дорогам края и вообще по Сибири, кто-то добирался морем. Первым прибыл   Главный Начальник Приамурского края – генерал-лейтенант Духовской со свитой, в которую входили: Наказный Атаман Уссурийского казачьего войска генерал-майор Унтербергер, депутат от Приамурских казачьих войск полковник Милюшин, штаб-офицер для поручений полковник Серебряков, адъютант ротмистр Донауров, ординарец корнет Мердер, чиновник особых поручений Шанявский и Владивостокский полицмейстер Петров.
     Перед приемом гражданским членам депутаций необходимо было предстать перед Министром Внутренних дел, а представителям казачества перед Военным Министром. Но так как генерал-лейтенант Духовской прибыл немного раньше остальных членов депутаций Приамурья и Забайкалья, день приема депутатов Императором и Императрицей был назначен без учета находившихся в пути представителей крестьянства и казачества. По этой причине перед Министрами представлялись уже в ходе самого приема.
     12 января 1895 года к двум часам по полудни депутации собрались на торжественный прием, как говорится, с корабля и из саней, на бал, вернее на прием, в концертный зал Зимнего дворца. Депутация Дальнего Востока состояла из 41 человека.

     Кроме казаков делегатами-депутатами были гражданские представители Забайкальской, Амурской и Приморской областей: гласные Городских Дум, городской врач Верхнеудинска, волостные старшины, Тайша Селенгинских бурят, Заседатели Степных Дум, Начальник Нерчинских тунгусов, представители корейского населения и камчадалы, а также житель Петропавловска отставной титулярный советник.
     Духовской торжественно поприветствовал царственную чету и передал Императору изящное серебряное блюдо с хлебом-солью. В середине блюда была нанесена карта Приамурского края, на полях блюда государственный герб, окруженный знаменами, пожалованными Забайкальскому казачьему войску Императором Николаем I, гербы Забайкальской, Приморской и Амурской областей, меж гербами медальоны с пушками и ящиками со снарядами, с пиками, шашками, винтовками и револьверами, обвитыми лавровыми и дубовыми листьями. Солонка была изготовлена в виде папахи.
     Для императрицы по стародавнему обычаю сибиряков казаки приготовили роскошную соболиную пелерину с воротником, на богатой шелковой подкладке, и шарф из соболей.

     От Забайкальской области императору и императрице преподнесли хлеб-соль на роскошном серебряном блюде, в середине которого вензель Их Величества, на полях четыре рисунка, исполненных эмалью: дом Читинского Атамана, в котором останавливался Император в 1891 г., пароход «Вестник» на р.Шилке, Урульгинский прииск и пристань Мысовая на Байкале, шелковые полотенца, называемые ходоками,  мужской и женский тунгусские костюмы, принадлежности для курения, седло с серебряной отделкой и украшениями и два фото-снимка работы местного крестьянина-фотографа, сделанные с храма, сооруженного в память о проезде Его Величества в 1891г.

     От Приморской области также преподнесли хлеб-соль на серебряном блюде. Солонка в виде русской избы, в середине блюда изображение карты Приморской области в обрамлении нарисованных фигур русского крестьянина, корейца, гольда и камчадала, на полях гербы Приморской области и Владивостока. Кроме этого, царственной чете подарили Икону Св.Николая чудотворца Мирликийского с ризою, исполненною эмалью.

     От Амурской области хлеб-соль преподнесли на серебряном, позолоченном блюде чеканной работы в старинном стиле и икону–складень, с изображением Албазинской Иконы Божьей Матери, Св.Николая Чудотворца и Св.Великомученицы Царицы Александры.

     Император и Императрица благодарили всех депутатов, Николай II распорядился наградить всех гражданских лиц, искусно изготовивших подарки. 

     Амурское казачье войско представляли Атаман Поярковской станицы вахмистр льготной сотни Тимофей Коренев, казак первоочередной сотни Егор Чупров и временно исполняющий обязанности командующего Амурским пешим казачьим полубатальоном Николай Киприянович Сотников. Это был очень интересный человек: сотрудничал с Гродековым по устройству Хабаровского музея, пополняя его великолепными экспонатами - передал музею семь окаменевших зубов и бивень мамонта, четыре фотоснимка станицы Радде.

     Духовской, приветствуя Императора с Императрицей произнес торжественную речь, в которой содержалась очень яркая мысль, что казаки передают детям и внукам завет: крепко-накрепко, не щадя жизни своей, верой и правдой держать самую дальнюю границу обширного Государства, на которую указали им первые цари России.

     Спустя всего 5 лет от этого приема в Зимнем дворце, нестроевой старшего разряда Егор Чупров встанет на защиту границы в Китайско-русской войне. Войсковой Старшина Амурского казачьего полка Николай Киприянович Сотников, пребывая в бывшем городе Айгуне, будет исполнять обязанности пограничного комиссара.