Дядя Ганя

Алексей Софийский
               
  Не только за свою страну Солдаты гибли в ту войну,                А чтобы люди всей земли                Спокойно видеть сны могли…

           Е.Евтушенко

     Мой тесть, бывший штурман военной авиации, полковник в отставке Болтенко Александр Васильевич, долгие годы служил  вместе с одним из первых Героев Советского Союза, генерал-майором  авиации Гавриилом Михайловичем Прокофьевым.   Они дружили семьями.   Для дочерей Александра Васильевича и меня он был просто – дядя Ганя.   Мне запомнился он высоким, статным, с мужественным лицом, медальным профилем, простой и спокойный.   Он был, как бы сейчас сказали, «настоящим полковником».   Собираясь по праздникам вместе, он часто приходил в гости с женой Полиной Яковлевной, сыном Виктором и дочкой Тамарой.  Они с Александром Васильевичем нередко вспоминали былые годы, войну.   Мы с интересом слушали.   
     Однажды, устав от наших расспросов за что он получил Героя,  Гавриил Михайлович  рассказал.   И начал он издалека.
      В 1932 году, в 25 лет, после окончания Московской Военной школы спецслужб ВВС, он получил специальность авиатехника и был направлен в Севастопольскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей – прообраз будущих штурманов.  Потом школу перебазировали в город Ейск, а его как лучшего техника, перевели из учебной эскадрильи в боевую.   А вскоре по его личной просьбе он был зачислен курсантом отделения летнабов (л;тчиков-наблюдателкй)и в 1934 году окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и летнабов, после чего служил штурманом авиаотряда тяжёлобомбардировочной эскадрильи в частях ВВС Московского ВО.
     В июне 1936 года произошло судьбоносное событие в жизни Гавриила Михайловича.   Завершая дальний беспосадочный перелёт, АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова получил повреждения при посадке.   Требовалось срочно доставить из Москвы группу авиаспециалистов и запчасти для ремонта, в связи с чем Нарком обороны Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов приказал осуществить перелёт из Москвы в Хабаровск в течение трёх суток.   Ответственное задание поручили командиру отряда 89-й тяжёлобомбардировочной авиационной эскадрильи Ивану Проскурову, штурманом у которого был Гавриил Прокофьев.   Они ещё не знали, что их удивительные судьбы сложатся так, что оба будут в числе первых Героев Советского Союза, вместе будут воевать в небе Испании с франкистами и фашистами.   Потом судьба разъединит их на долгие полвека и только через 50 лет соединит навсегда, но уже на гарнизонном кладбище подмосковного посёлка Монино.

     А пока они с честью выполнили ответственное задание Правительства, совершив перелёт длиной в 6860 км в рекордный срок – 29 часов 47 минут.   За успешный перелёт и установление рекорда Гавриил Прокофьев в числе других участников перелёта буыл удостоен благодарности в приказе Наркома обороны СССР № 0124 от 19 августа 1936 года и ему были вручены золотые часы.
     По возвращении в Москву Прокофьев вместе с Проскуровым отдыхали в подмосковном санатории «Архангельское».   Из газет они узнали, что в Испании полыхает гражданская война.   Они немедленно подали рапорта с просьбой направить их для борьбы с фашизмом.   Через некоторое время они были вызваны в управление кадров ВВС, где получили  инструкции для поездки в Испанию.   Чтобы не вызывать излишнего любопытства, друзья взяли в разных библиотеках всё, что касалось Испании.   Через день они уже могли сдавать экзамен по географии этой страны, а вскоре между ними можно было услышать диалог по-испански со своеобразным акцентом.
     Спустя неделю на борт пассажирского самолёта рейсом Москва-Париж поднялись два представителя московского автомобильного завода с командировочным предписанием на автомобильные предприятия фирмы «Рено» для обмена опытом.   Это были Прокофьев и Проскуров.   Гавриил был грамотно подкован, ведь в своё время он работал на Московском автосборочном заводе КИМ.   После трёх дней пребывания в столице Франции, они сели в поезд Париж-Тулуза.   С этого момента кончалось их легальное положение во Франции.   После этого нелегальным авиарейсом пересекли франко-испанскую границу и приземлились в Аликанте под именами Феликс и Солдатчек.   Из-за имени потом многие испанские друзья причисляли его и к немецким, и к польским, и к чехословацким добровольцам.
     Уже почти два месяца над Испанией полыхало пламя гражданской войны, развязанной франкистами.   С 14 апреля 1931 года, когда под натиском народа Испания была провозглашена Республикой, внутренняя реакция тайно и явно сколачивала силы для свержения завоеваний шестой по счёту в истории страны революции.   Как грибы росли всевозможные антинародные организации, снабжаемые оружием фашистскими правительствами Германии и Италии.
     18 июля 1936 года в передаче радиостанции, расположенной в испанской Северной Африке в г.Сеуту, прозвучала условная фраза-позывной «Над всей Испанией безоблачное небо», после чего одновременно в разных концах республики вспыхнул мятеж и совместное выступление военных по всей стране, которое стало началом гражданской войны 1936-1939годов.   Стали известны намерения мятежников захватить столицу и цена, которой они хотели достичь этого.
     – Любой ценой мы захватим Мадрид, – сказал националист генерал Франсиско Франко,  организатор и руководитель военного путча,  корреспонденту одной из газет.
       – Даже если возникнет необходимость расстрелять половину Испании? – уточнил корреспондент.
        – Повторяю, любой ценой!
     Именно тогда и появились известные слова  «No pasaran!» («Они не пройдут!»)  и  «Patria o muerte!» («Родина или смерть!), – воодушевившие народ Испании на борьбу и отозвавшиеся интернациональным эхом  в сердцах добровольцев всех стран мира, спешивших на помощь республике.   
     С первых чисел октября франкисты начали штурм Мадрида.   Семьдесят километров, отделявших Толедо, ставку мятежников, от Мадрида, Франко намеревался преодолеть с боями за неделю и 12 октября, в день национального «Праздника расы», войти в столицу.   За два дня до намеченного срока мятежники достигли окраины города.   Для завершающего удара Франко стягивал войска.
      В эти дни Гавриил Прокофьев впервые принял  участие  в боевых действиях в Испании, в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи.
      Бомбардировщики республиканской эскадрильи привлекались не только для ударов по продвигающимся к Мадриду четырём  колоннам противника, но и для поражения мятежников в пригородах столицы.   В это время впервые вошёл в обиход термин «пятая колонна».   Один из вождей  фашистских мятежников генерал Э.Мола, командовавший четырьмя колоннами, заявил по радио, что у него есть ещё пятая колонна в самом городе, имея в виду агентуру, которая занималась шпионажем, диверсиями, саботажем и в решающий момент должна была нанести удар с тыла.
        В начале  1937 года Прокофьев служил штурманом скоростного бомбардировщика СБ в составе эскадрильи под командованием Виктора Хользунова, а затем Ивана Проскурова.   Совершил несколько  десятков боевых вылетов на французских бомбардировщиках «Потез» и отечественных СБ, бомбил вражеские аэродромы, скопления живой силы и техники мятежников и их помощников – немецких и итальянских фашистов. 2 января 1937 года лётчик-доброволец старший лейтенант Г.М.Прокофьев был награждён орденом Красного Знамени.
     День 29 мая 1937 года оказался счастливым.   Два СБ, пилотируемые  Проскуровым и лётчиком-добровольцем Остряковым, производили разведку над Балеарскими островами.   Над островом Ивиса они были обстреляны крупным военным кораблём, который приняли за один из тяжёлых крейсеров мятежников.   Самолёты сбросили несколько бомб, добившись двух прямых попаданий и одного близкого разрыва.   Хотя бомбы были весом всего 50 кг, они причинили кораблю значительный ущерб.   Однако этот корабль оказался германским броненосцем «Deutschland».   Взрывы в районе передней надстройки и  в центральной части корпуса вызвали серьёзный пожар, уничтоживший гидросамолёт, выведена из строя 150-мм башня.   А чудом угодившая в дымовую трубу бомба, взорвалась внутри корпуса корабля и вывела из строя один из котлов.   Погибло 24 и ранено 82 человека.   Проскуров написал в своей записной книжке в этот день: «Результаты замечательные.   Штурманы танцуют от результатов бомбёжки».
     Один из вылетов Гавриил запомнил на всю жизнь.   Было задание республиканского штаба разбомбить один из военных аэродромов франкистов.   С утра перед вылетом была хорошая погода, но, когда приближались к цели полёта, небо заволокло тучами, и  видимость резко упала.   Поиски цели пришлось прекратить и взять курс на обратный путь.   Шли на пределе высоты, прикрываясь холмистым ландшафтом.  И вдруг в просвете облаков он увидел какую-то железнодорожную станцию до предела забитую железнодорожными составами, а на перроне многочисленное скопление немецких офицеров.   Лучшей цели Прокофьеву ещё не приходилось видеть.   Можно было бомбить не целясь.   Но Прокофьев дал команду Проскурову подвернуть вдоль эшелона цистерн.   Пять тонн бомб превратили станцию в огненный ад.   На базу возвращался Гавриил с тяжёлым сердцем.    Времена были строгие и за невыполнение основного задания могли и под трибунал отдать.   Когда самолёт приземлился, он увидел бегущих навстречу улыбающихся людей, которые его обнимали и наперебой сбивчиво  говорили что-то, чего он долго не мог понять.   Наконец, успокоившись, ему рассказали, что, по сообщению зарубежных радиостанций, он на железнодорожной станции разбомбил состав с немецкими лётчиками – элитой германских военно-воздушных сил – «Люфтваффе», направлявшихся  отдыхать на курорты Испании.   Гитлер был взбешён и приказал внести Прокофьева в список личных врагов его и Рейха.
     Вспоминая те времена, Гавриил Михайлович заметил: «Хорошо работала наша авиация… Штурмовики своими действиями позволяли занимать позиции противника без единого выстрела».
     Даже в ходе интенсивных полётов на боевые задания, постепенно происходила смена лётного состава.   Большинство лётчиков и штурманов, прибывших с Гавриилом, уже уехали на Родину.   Пришла замена и ему.   В июне 1937 года он возвратился на Родину.    
     После отчёта в Москве о командировке его направили на отдых в кисловодский санаторий.   Жена, Полина Яковлевна, вспоминала интересный эпизод из их жизни.   Уже, будучи на отдыхе в санатории, она услышала по радио о присвоении Гавриилу Михайловичу звания Героя Советского Союза, о чём она взволнованно ему и сообщила.   Но он не поверил, предположив, что жена ослышалась.   На что она повторила услышанные по радио слова: «Майору Прокофьеву Гавриилу Михайловичу…»
– Ну вот, майору.   Ты разве не знаешь, что я ещё и не капитан?
Полина Яковлевна стояла в нерешительности.
 – Но ведь назвали майорами Проскурова и Хользунова.
Теперь и Гавриил засомневался.   Если назвали Проскурова и Хользунова, то в этом сочетании мог быть только он.
 – Ну, чего волноваться?   Если присвоили, значит, скоро узнаем.
     Всё прояснилось значительно раньше, чем Гавриил думал.   В столовую почти следом за ними вошёл начальник санатория и громко произнёс:
 – Внимание, товарищи!   Только что получена телеграмма на наш санаторий следующего содержания: «За образцовое выполнение задания партии и правительства и проявленный при этом героизм, майору Прокофьеву Гавриилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза!»   
   Вскоре Прокофьев получил приглашение в Кремль, где Михаил Иванович Калинин вручил ему заслуженную награду – орден Ленина и грамоту Героя Советского Союза.        После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль
                «Золотая Звезда» № 43.       

     Впереди ещё были новые и новые назначения, судьбоносные события: флаг-штурман ВВС, начальник Полтавских высших авиационных курсов штурманов, руководитель Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС, преподавательская работа в Военно-воздушной академииакадемии, участие в боях Великой Отечественной войны, тяжёлое ранение.

     14 июня 1991 года генерал-майор авиации Гавриил Михайлович Прокофьев скончался.
     Похоронен в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.