Гумилёв и его хионы, речные хиониты и пр

Магомед Мусаев 2
Иллюстрация: Авары. Музейная реконструкция. Венгрия.



Гумилёв Л.Н. и его "хионы", "речные хиониты" и пр.


Гумилёв Л.Н. совершенно не разбирался в хионах, эфталитах и аварах. Большая часть его работ вольный пересказ тех или иных авторов, в первую очередь Грумм-Гржимайло. Гумилёв как-то не особо себя ограничивал в своём желании "выкраивать" чужие мысли по тому или иному вопросу и вставлять их в собственные работы. При всём этом ему не терпелось везде считаться "первым". Что же касается его "абсурдистана" - пассионарной теории, то мы её оставляем в стороне как нечто бездоказательное типа "летающих тарелок", "йети", "Атлантиды" и т. п. эрзац-религиозных конструкций, которые доказать нельзя и в них нужно просто верить. Когда собственная страна повисла на чекистском крюке и при этом героин сбывался в аптеках вплоть до 1958 г , а что могло быть более удобного, чем "бегство в болезнь" - сверачивание в  кокон иллюзорного и главное - разрешённого режимом мира пассионарности и евразийскости?

Тема "иранских гуннов" (эфталитов) это такое дорогое изысканное ювелирное изделие, которое любят перебирать западные историки. Они на этом поднаторели. Тогда как советстская историография застыла на месте без признаков прогресса. Но тема иранских гуннов настолько сложна и запутанна, что уровень подготовки советских историков здесь не годился и сами советские историки не котировались. Но Гумилёв Л.Н., судя по всему, проявил сильное желание "ворваться" в этот своего рода "клуб для избранных" и оказаться завсегдатаями этого клуба замеченным.

Его заметили однако по трюкам с переложением на русский язык работ авторитетного (и скрупулёзнейшего) знатока китайских источников японца Кацуо Еноки. В СССР имелись проблемы с доступом к иностранным научным журналам, чем и воспользовался Гумилёв Л.Н. - предоставив читателям наблюдения К. Еноки как "свои".

Так как тема эфталитов на определённом вираже пересекается с вопросом об аварах, бежавших на запад, то Гумилёв и здесь тоже пожелал внести свою лепту. Сам же Кацуо Еноки ничего об аварах не писал, он лишь тщательно проанализировал вопрос о связи эфталитов с этническим термином "гунны" (XWN). Напомним, что эфталиты являлись союзниками жужаней и их династической роднёй.

Гумилёв трижды переписывал свои версии о происхождении аваров, бежавших на запад, остановившись наконец на эфталитской версии. Таким образом, он взял за основу выводы К.Еноки и "привинтил" к ним своё. Почти в каждой своей работе Гумилёв Л.Н. яростно набрасывался зачем-то на Бернштама, хотя читателям застарелая вражда этих двух советских авторов совсем не интересовала. И о чём бы ни писал Бернштам, Гумилёв Л.Н. стабильно утверждал противоположное. Тем не менее, мы ценим талант Гумилёва Л.Н. писать научные работы в стиле приключенческих романов. Правда в  вопросах освящения исторического прошлого лично мы предпочитаем всё же методы и стилистику криминалистов, чем цветистость слога наподобие романов "Граф Монте Кристо" или "Остров Сокровищ". Наверное, писать таким слогом книги тоже хорошо, но с возрастом интерес к подобному чтиву  гаснет.

Некоторые перлы Гумилёва Л.Н. вообще шокируют. Так, убедившись, что западная историческая школа склонна видеть в азиатских гуннах (Hsiongnu) в первую очередь  представителей енисейских народов, Гумилёв решил их опровергнуть, ссылаясь при этом на свои личные лагерные наблюдения за кетами когда он "валил лес на Игарке"(!). Аргумент в пользу того, что предки енисейских народов не могут быть сопричастными к азиатским гуннам прямо-таки феноменальный.

С тех пор прошло немало времени и многое, наконец, выяснилось в свете генно-молекулярного анализа останков и аваров, и хунну, и сяньбийцев:

1. Ядерная часть (нем. Kernvolk), бежавших на запад аваров, вопреки Гумилёву Л.Н. всё же сяньбийцы (самоназвание Serbi). Среди них имелись и азиатские гунны (Hsiongnu), что не противоречит сообщениям источников о том, что сяньбийцы разбили хунну, при этом их часть вошла в состав сяньбийцев. Генетика показала также наличие среди аварской знати представителей как тунгусо-маньчжурских, так и палеосибирских народов. В случае с аварами мы видим типичный STAMMESVERBAND, где нем. Stamm "род, происхождение" (букв. "ствол"), а Verband "союз, воинское соединение". Мы не случайно избегаем определения "конгломерат", "союз племён" и т.п., потому что они способны нередко вводить в заблуждение. Их исход был из определённой общей территории. Это группы, объединённые по общим интересам, имеющие общие цели. О подобном Stammesverband пишут, например, армянские источники, когда свидетельствуют, что "бесчисленный народ хонов собирал нохов и племена населявшие Дагъестан (тогда он так армянами не назывался) для походов в Закавказье через Дербент (в источниках "стражи хонов"). И  никакого конгломерата здесь также нет, так как это один регион. В случае с аварами их Stammesverband вобрал себя жужаней, недовольных мятежом тюркютов во главе с родом Ашина. Так как "замес" жужаней был беспощадный и основательный к тому же с привлечением Китая, то оставшиеся верными прежней жужаньской иерархии, посчитали правильным выйти из под удара, мигрировав в западном направлении. По пути этот "джуджагъанский" Stammesverband обретал новыми подкреплениями.

2. Генетический анализ сяньбийцев Тоба-Вэй (китайское царство с китаизированными сяньбийцами во власти) также показал наличие внешних и внутренних монголов, бурятов, дагуров (дауров) и опять-таки тунгусо-маньчжуров.

Таким образом, в обоих случаях наличие тунгусо-маньчжуров, наряду с внешними, внутренними монголами, бурятами - доказано. Этот этнический компонент, собственного говоря, всегда и везде воевал хорошо, демонстрируя и доблесть, и надёжность.

Савиры в Дагъестане к тому времени, занимали про-византийскую позицию, участив нападения на Сасанидский Иран. Согласно византийским источникам, когда "савиры увидели лишь часть народа Вар и Хуни* они сильно испугались". Но у монголов без малого, так или иначе, всё заканчивается на "хуьн" и "хоьмуьуьн" (персона,народ). В халхасском даже "мужчина, самец" - "эрхуьн, биехуьн". Здесь всё совпадает, так как собственно жужани являлись теперь лишь ядерной частью (Kernvolk) объединения. На переговоры "попутчиков" же не отправят, пойдут ветераны. Эти якобы "Вар и Хуни" вовсе не случайно атаковали савиров, так как в их планы входило налаживание союзнических отношений с сасанидами, тем более, что сам тогдашний правитель Ирана по матери принадлежал к племени тех самых хионитов (хионов).

Согласно же последней версии происхождения аваров Гумилёва Л.Н. "ядерной частью" аваров являлись хиониты, к которым Гумилёв Л.Н. добавляет определение "арийское племя" (т.е. "иранцы"), а также "сакское племя хийаона". И бежать они решили якобы тогда, когда "арийский Туран стал превращаться в Туркестан". Общим языком хионитов, как нам известно, являлся хотаносакский, монетные легенды эфталиты на бактрийском греческими буквами. Если бы правящая элита авар состояла из эфталитов, то ничто им не мешало на Балканах и в Паннонии продолжить эту свою шикарную традицию ставить на монеты греческим шрифтом OIONO, "Алхонно", "Эптла Хионо" и пр. Но ничего подобного ни в захонениях аварской знати, ни где-либо ещё не обнаружено. Есть лишь диадемма эфталитского образца и сасанидского типа золотой кувшинчик из Дагъестана. Иранские гунны были ценителями красоты и свой отпечаток на культуру авар они бы наложили. Да, авары в культурном плане заметно превосходили прежних сяньбийцев, но всё же мы не видим эфталитской специфики. Что-то есть, что-то похоже, но не более того. Таких иранских штрихов к коллективному портрету аваров не достаточно, чтобы их считать "сакским племенем хийаона". И вообще генетический анализ правящей элиты ставит в этом вопросе точку, потому что он указывает на протомонголов, азиатских гуннов, тунгусо-маньчжуров и т.п. В результате мятежа и гражданской войны власть на просторах Халхи, Бурятии, Приамурья поменялась. Часть тех, кто ориентировался на с их точки зрения "законных" преемников ушла на запад, точно так же, как в годы гражданской войны остатки разбитых белогвардейских частей вместе со своими единмышленниками из числа гражданских откатывались во Внешнюю Монголию и Маньчжурию, считая при этом, что они сохраняют и уносят с собой истинную Россию.



*Согласно последней версии Гумилёва Л.Н. "Вар и Хуни" византийских источникоа это некие "речные хиониты"(с Сырдарьи).