Мысли на заметку. 6 октября 2020 года

Алексей Струмила
       С утра опять солнце, но золотой осени нет, и не будет уже, [...].
       _________________

       Есть множество взглядов на происходящее в этой жизни с нами. И взглядов, зачастую исключающих друг друга, но сравниваются они не друг с другом в конечном счёте, а с объективной реальностью. И всегда выходит, что люди объясняют себе происходящее не так, как оно есть на самом деле. Все по-разному, но все не так. И эта неправота — всех их вместе и объединяет, и они единым потоком куда-то и двигаются.
       _________________

       [...].
       _________________

       То, что я выше писал, это что касается людей, которые вообще задумываются, кто мы, куда идём и что делаем. Большинство об этом и не думает. Но всегда имеется в виду, что ЧЕЛОВЕК об этом задумывается. (Мне, кстати, так хорошо было, когда я ни о чём не задумывался. Ни о чём серьёзном. Это было в детстве и юности. Но с другой стороны, как это ужасно — оставаться в таком состоянии незрячего эгоизма всю свою жизнь.)

       Было ли у меня абстрактное мышление до 27 лет? Было. А что с ним случилось после 27-ми? Оно заявило о своей самости и отказалось считать служение телесному своей единственной и главной целью.

       Теперь мне скоро 60, и я уже столько же прожил, что и в эгоизме. И я могу утверждать, что жизнь есть разумение.
       _________________

       [...], а мы пошли погулять в лес. Погода потрясающая. [...], октябрь «отдувается» за июль. [...].

       Кстати, у нас опять пик заболеваемости: 11 с лишним тысяч. А вакцины пока нет.
       _________________

       Я всё думаю об идеализме. Шел между домом и сарайкой, рукой скользил по каменным плиткам и, как мне кажется, уловил основной смысл понятия «идеализм».

      Ну, во-первых, мне пришла мысль, что если что-то случится со мной в пандемию, то я и не против, я этот уровень уже прошёл, мне интересно попасть на следующий, посложнее. (Потом я дочери об этом сказал. Она мне кулаком погрозила: «Я тебе дам!»)

       Во-вторых, об идеализме. Идеализмом называют отношение человека к предметам внешнего мира. Догматический идеализм (по Канту) отрицает вообще существование вещей, низводя их до результатов воображения; а проблематический идеализм (Декарт) отрицает познаваемость внешнего мира. Сейчас мы это называем субъективным идеализмом и объективным идеализмом.

       А если задуматься, то это всегда не вопрос о внешнем мире, а о себе: я тело или я что-то более основательное, чем тело?

       То, что мы воспринимаем предметом, возникающим и исчезающим, таковым само по себе не является. Это нам только так представляется, так нами воспринимается. А значит, и тело, смертное наше тело, только представляется нам таким, а на деле мы — нечто другое. Точно так же, как и любой другой предмет.

       Вещи объективно существуют, потому что воздействуют на нас. Но мы знакомы, только с нашим восприятием вещей, а не с ними самими, каковы они есть сами по себе, каковы они есть вне времени и вне пространства.

       Тут, кстати, начинается абстрактное мышление: когда тело действует, исходя из восприятия окружающих предметов, это конкретное мышление; когда тело может действовать, исходя из представления об окружающих предметах, это уже абстрактное мышление.

       Животные реагируют на окружающее, исходя из непосредственного восприятия раздражителей. Люди реагируют так же, но туда добавляется и представление людей об окружающем мире. Чем сильнее развито абстрактное мышление, тем доля представлений о мире больше в нашей реакции на этот мир.

       Наше отношение с этим миром мы и называем жизнью. То есть жизнью мы называем наше изменяющееся представление об этом мире.

       И ещё. Экзистенционализм считает, что существование первичнее всякой сущности. Ничего, мол, в человека не заложено, за всё отвечает он сам. Противоположный взгляд: в человека всё заложено свыше, и во внешнем мире все предопределено.

       Это всё не так. Во внешней жизни, в мире, человек полностью несвободен, а во внутренней, в развитии своего разумения полностью свободен, и может добиваться результатов.

       Одним словом, нужно менять не мир, а своё представление о нём. И тогда твоё положение в этом мире изменится. Изменяя же мир, ты остаешься там, где был. Это закон.