Судьба

Александр Лисяков
Василий Семёнович Фролов сидел в парке на диванчике и наслаждался мягкими апрельскими лучами солнца. Спешить теперь никуда не надо, всё уже в прошлом. Карьера, страсти, любовь… Всё! Осталось достойно прожить те недели, ну, может быть, месяцы, что отпустила ему судьба. Нет, гневить он её не станет. Прожита хорошая жизнь, со всеми взлётами и падениями, с шишками и подарками…
Леночка! Первая любовь! Закружила вихрем, вознесла к звёздам… Часами гуляли по парку, взявшись за руки. Кстати и парк этот же. Некоторые аллеи сохранились прежними, а лавочки и диванчики все новые и стоят на других местах. Вон там, на месте киоска, стояла наша любимая лавочка. На ней мы в первый раз поцеловались… Расстались мы тоже на ней. Никак она не хотела понять, что в армии у меня нет никаких перспектив. Мой потолок, это капитан, ну, если очень повезёт, то получу майора. Да и не военный я по складу характера. На том и расстались. В тот день я впервые почувствовал, где находится сердце. Прихватило, что ни вздохнуть, ни охнуть. В глазах потемнело. Целый час сидел и приходил в себя. Оглянулся, и не узнал окружающий мир. Пасмурно, под ногами какие-то бумажки, окурки… Хотелось скорее бежать куда глаза глядят. Больше я туда не ходил…
Через полгода познакомился с хорошей девушкой. Умная, красивая… Что ещё надо? Ходили на дискотеки, они тогда только-только начинали появляться. Через полгода подали заявление в ЗАГС. Свадьба, медовый месяц. Через год родился сын, Сашка. Моя радость и моё продолжение. Через восемь лет развелись. Не смог терпеть постоянные сцены ревности и придирки. Главное, что никаких оснований для ревности не было. Задержался на работе – сцена, сходил помочь товарищу с машиной – скандал…
Год жил один. С Сашкой гулял по воскресеньям. Он облазил все аттракционы в парке, и я вместе с ним. Помогал, чем мог. Однажды, две недели, пока Оля лежала в больнице, жил у них в квартире. На работе взял две недели отпуска. Делал с сыном уроки, варил обед, стирал бельё… Но, Оля поправилась, и я вернулся к себе. Всё-таки мы совершенно чужие люди. Только с Сашкой у меня всё отлично.
Через год на горизонте появилась Галя. Тихая спокойная женщина. Два года как одна. Муж погиб в аварии, детей не нажили. Чего бы нам и не сойтись?! Я переехал жить к ней, а мою квартиру стали сдавать. Через год родилась дочь, Танюшка. Снова бессонные ночи, пелёнки, распашонки… Прошли через все детские болезни. Но ни разу никто никого не упрекнул, не повысил голос. Я, по-прежнему, гулял по воскресеньям с сыном. Это святое! Когда Танечка подросла, то стал и её брать с собой. Галя ни разу не упрекнула, наоборот радовалась, что мои дети дружат, а в нашей семье мир и гармония.
Прогулки с сыном прекратились, когда он стал студентом. Другие друзья, интересы… Нет, мы часто виделись. Иногда он заходил к нам, рассказывал новости. С его девушкой я познакомился даже раньше, чем Оля. Случайно встретились на улице. Он сначала смутился, но потом представил, как свою невесту. Сразу было видно, что они влюблены, но ещё не говорили о свадьбе. Ирина аж засияла от счастья, когда услышала, что она невеста. Рад за них. Через месяц зашли ко мне и пригласили нас на свадьбу. Галя, разумеется поблагодарила, но отказалась, а я был. Оказалось, что хорошо знаком с её родителями ещё со школьной скамьи. С согласия Гали, подарил молодым свою квартиру. Через полтора года, когда они окончили университет, устроил Ирину к себе в отдел, а сына мастером в цех. Там и зарплата выше и перспектив больше. Ещё через два года родился мой первый внук, Виталик, а ещё через полтора года внучка Настя. Всё бы хорошо, но тяжело заболела и через год умерла Оля. Тяжёлая потеря, и для Саши, и для меня. Не чужая же она мне.
А Танюшка только радовала. С медалью окончила школу и поступила в университет. С отличием окончила и поступила в аспирантуру. Вышла замуж, родила дочь, Викторию. Через год защитила диссертацию. Понимаю, что всё это время прожил за Галиной спиной. Все проблемы она решала сама. И надорвалась. Только теперь я понял, чего ей это стоило. Нет, я не был на диване жирным пятном. Всегда был в гуще дел, но на вторых ролях. Всегда думал, что женщины лучше знают, что не надо мешаться под ногами…
И вот теперь я один. Совсем! Нет, дети и внуки меня навещают и помогают. Танюшка приходит и готовит мне разные вкусности. Так-то я готовить умею и с голоду не умру, но варить борщ я не стану, обойдусь простой лапшой. А какой она готовит рассольник? Не могу оторваться от тарелки… Саша с Ириной навещают, возят на дачу. Поговорил с детьми, и отдал Саше свою трёхкомнатную квартиру, а мне он купил однушку рядом с парком. Машину отдал Тане, ей она нужнее. Они сами так решили и теперь не будут спорить о наследстве. Сам, наконец-то, вышел на пенсию и гуляю в парке, благо он рядом с домом. Иногда встречаюсь там с внуками. Понимаю, что так они присматривают за мной…
В очередной раз Василий Семёнович устроился на диванчике напротив того места, где когда-то стояла любимая скамейка и погрузился в воспоминания. Спустя некоторое время его внимание привлекла пожилая женщина, которая медленно шла по аллее, опираясь на палочку, и озираясь вокруг. Что-то в ней показалось знакомым, но что? Несомненно, что он видел её здесь впервые, но ощущение знакомства не отпускало. Наконец она подошла к Василию Семёновичу.
- Вы не возражаете, если я посижу здесь некоторое время? Давно тут не была и не узнаю это место. Мне кажется, что на месте этого киоска когда-то была лавочка. Правда, это было так давно…
Теперь он узнал её. Лена, Леночка, Алёнка… Только очень сильно постаревшая.
- Да, Лена, ты права. Там была скамейка, но очень-очень давно. Целую жизнь назад.
- Вася? Ты? Но как? Откуда?
- Я всю жизнь тут прожил. Никуда не уезжал. Здесь, правда, не появлялся. Только недавно стал снова ходить на это место.
- А я только вчера вернулась в родной город. Хочу умереть здесь.
- Что так мрачно? Невелик ещё возраст…
- Онкология! Жить мне, Васенька, осталось недолго. Врачи говорят о неделе, или чуть больше.
- А почему одна здесь?
- Вон стоит невестка с внуком на карусели. Муж погиб где-то в Афганистане, а сын сейчас находится в горячей точке. Ты-то как? Жена, дети, внуки?
- Сын и дочь от разных браков, внук и две внучки. Вот и всё, что после меня останется.
- Тоже немного. На похороны придёшь?
- Если доживу. У меня, как ни странно, тоже онкология. Только срок никто не знает.
- Всё равно. Запиши телефон. Пока жива, буду приходить сюда, как и когда-то, к тебе на свидание. Если не приду, значит умерла.
- Согласен! Ты тоже запиши. Пока я жив, буду приходить сюда, к тебе.
Три дня они встречались на этом месте и говорили, говорили, говорили… На четвёртый день место опустело… Невестка только на кладбище вспомнила о просьбе свекрови и позвонила по номеру, записанному на бумажке. В группе людей у соседней могилки зазвонил телефон. Ответил высокий мужчина со скорбным лицом. Их взгляды встретились и они выключили телефоны…