Эту работу Василий Перов не завершил

Наталья Швец
Юная выпускница института благородных девиц вернулась домой. Она бросается к обожаемому родителю, но видит уже слепого, исхудалого, слабого старика. Картину «Приезд институтки к слепому отцу» художник Василий Перов не закончил. Фигуру девушки оставил в подмалёвке, опустил руку модели, но не дописал её. Её лицо и фигура отца – на стадии повторных прописей, дальний план в рисунке…

Справа на стене через тонкий красочный слой просвечивает изображение картин в золочённых рамах. Оно накладывается на ранее написанный небольшой портрет.

О теме и сюжете этой неоконченной картины Перова, которая находится в Третьяковской галерее, можно лишь догадываться. Вероятно «Приезд институтки» — это размышления художника о несправедливости и горестях, сопровождающих многие женские судьбы во второй половине XIX века.

«Приезд институтки к слепому отцу»
Юная выпускница института благородных девиц, скорее всего Смольного института, наконец, прибыла домой. Но за время её учёбы здесь всё разительно изменилось. Вместо обеспеченного папеньки, который, вероятно, и устроил дочь в институт, её встречает слепой, исхудалый, слабый старик. Девушка бросается к обожаемому родителю. На её лице заметны страдание и жалость. А отец, облачённый в пурпурный халат, водит по лицу дочери бледными пальцами, пытаясь узнать ту, что много лет назад покинула родительский дом.

На институтке светлое жёлтое платье с белой пелериной, волосы убраны в аккуратную прическу. В Смольном девушку научили быть дамой, общаться с людьми самого высокого круга, вплоть до представителей высшей аристократии. Однако в действительности всё оказалось не так красиво. Кому нужны её знания и манеры? Сможет ли устроится гувернанткой в богатый дом или же найдёт работу репетитора для недорослей из обеспеченных семей?

Женская и мужская фигуры на дальнем плане полотна намечены в общих контурах. Роли этих второстепенных персонажей в фабуле произведения до конца не ясны. Как вариант, это извозчик и служанка, которая рассчитывается с ним за доставку барышни домой. Но левой рукой мужчина, вошедший в дом вслед за пассажиркой, придерживает овальный сверток. Это может быть скромная поклажа институтки, а может и завёрнутый в одеяло младенец. Истории девушек, обманутых ловкими гуляками до брака, достаточно описаны в литературе.

По рассказам членов семьи Перова, Василий Григорьевич работал над «Институткой» с каким-то особенным вдохновением и большой любовью. Ему очень хотелось показать на полотне всю гамму сложных душевных переживаний, что, кстати, удалось, несмотря не завершённость.

Исследователи считают, что для институтки художнику позировала его первая жена Елена Эдмундовна (урождённая Шейнс), скончавшаяся в 1868 году. На её портрете кисти Перова, который хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь, можно отметить некоторые общие черты с изображённой на полотне девушкой. И картина «Приезд институтки к слепому отцу» долгое время хранилась в семье Резановых, родственников Елены Эдмундовны Перовой.

Художник Василий Перов
Василий Григорьевич Перов — великий русский художник, участник знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок.

Его путь в искусство был тернист и сложен. Родился он от внебрачной связи губернского прокурора барона Григория Криденера и гражданки А.И. Ивановой, уроженки города Тобольска. Дата рождения будущего художника приблизительна — 21 или 23 декабря 1833 года. И хотя отец признал ребёнка, тот не имел права носить фамилию и титул родителя, и мальчику дали фамилию Васильев. Несколько позже учитель грамоты, провинциальный дьячок, отметивший усердие и превосходный почерк Васи, стал называть его Перов. Под этой фамилией он и стал известным художником.

Отец, обратив внимание на талант ребёнка, помог поступить ему в арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Раньше, чем другим ученикам, Ступин разрешил писать Перову масляными красками, отмечая: «Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Но школу он не закончил, как свидетельствуют некоторые источники, из-за конфликта с одним из учеников.

Вскоре Василий отправился в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А 1860 году он становится уже одним из лучших художников страны. Было ему в ту пору всего 26 лет…

Большой мастер
Пять картин Перова демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года: «Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль» и «Тройка». Художественная критика по достоинству оценила его творчество. Т. Торе-Бюргер писал: «Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в том же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.

В конце 1881 года тиф и воспаление лёгких сильно подорвали его здоровье. Василий Григорьевич Перов скончался на 49-м году жизни, в маленькой подмосковной Голицынской больнице на территории усадьбы Кузьминки. Похоронили великого художника на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.

Позже прах перезахоронили на кладбище Донского монастыря. Точная дата перезахоронения неизвестна. На новой могиле художника был установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.