О Дежнёво, Дежнёве и проливе

Елена Кривошеева
     Станица Дежнева – в 43 верстах выше Михайло-Семеновской станицы, основана в 1858 г.  Случайно иль намеренно, но станица фактически горестно оправдала свое название в части географии и открытия Дежневым пролива меж материками: устроена была на острове – некуда скот выпускать, мало места для огородов. Путешественник С. Максимов так описывал станицу: "в Дежневе дома на осиновых столбах (с трудом отыскиваемых) и из сборного леса (еловых и дубовых бревен), ветрами крыши разметаны, венцы выворочены бурями; луга хорошие, но в лесе сильный недостаток. На беду, станица построена не на материке, а очутилась на острову… просятся на место пониже настоящего: там-де и место выше, нет опасности от воды, да и места отменно хорошие... Устье Сунгари и на нем китайский пост расположены в двадцати верстах от Дежневой. Эта станица самое южное место на всем Амуре".

     В 1870 г. – в Дежневой 17 дворов, 250 жителей. К 1 января 1891 г. оставалось 7 дворов и 44 жителя, остальные выселились в другие места. С географических карт Дежнево пропадает до 1893 года и появляется на карте в 1902 г.
     По данным 1902 г. в выселке Дежневском 24 двора, а число жителей подсчитано с учетом населенности поселка Квашнинского: на два поселка 576 жителей. По данным 1911 г. уточнено, что выселок Дежневский образован при р.Биджан, есть часовня, жителей – 307. То есть нынешнее село Дежнево находится не на своем первоначальном месте и год образования нынешнего Дежнево не ранее 1891 и не позже 1902 г.

    Бывшая станица, а ныне село Дежнево Ленинского района ЕАО, названа по фамилии первопроходца Семёна Дежнёва, первым прошедшим нелёгкий путь из Ледовитого океана в Тихий еще в XVII веке. Мореплаватель и землепроходец, в последние годы жизни казак Якутского острога, был незаслуженно забыт, как и его открытия – документы хранились в Якутском остроге и были обнаружены только в 30-х гг. XVIII века после путешествия Витаса Беринга, прошедшего путём Дежнёва.
     До появления в Якутском остроге Семён Дежнёв находился на службе в Тобольском и Енисейском острогах. Перейдя в Якутский острог, служил здесь до 1640 года. В зиму 1640 года Дежнёву поручили сбор ясака (пушной подати) на реке Яне, затем его отправили в Оймякон. Дежнёв и его команда построили в Оймяконе из местной сосны тяжелые суда – кочи, чтоб иметь возможность пройти льды. Летом 1648 он со своей командой, такими же казаками, совершил плавание вокруг Чукотского полуострова – от реки Колыма к реке Анадырь, из моря студеного (Ледовитый океан) в море теплое (Тихий океан). Ему принадлежит честь открытия пролива между Америкой и Чукоткой.
 
     Витас Беринг, спустя почти век перед тем, как пойти в экспедицию, прибыл в Сибирь: ему нужен был лоцман или картограф, хорошо знающий местность для выхода реками в океан, либо карты. Тобольское воеводство сбилось с ног, разыскивая таких специалистов, никто не хотел идти в этот поход. Карт не было. В конце концов из столицы прибыл картограф с фамилией Скобельцын, ему в помощь были приданы люди, ходившие на кораблях под парусом по рекам Сибири. Экспедиция состоялась без документов Дежнёва.

     Когда путешественник Кук назвал именем Беринга пролив меж Чукоткой и Аляской, отыскались документы Дежнёва, но дело было сделано. Именем Дежнёва был назван мыс, а слава открывателя пролива досталась экспедиции Беринга. Несомненно, его экспедиция была важна и нужна, но досадно и обидно, что Дежнёв, прошедший путь из Ледовитого в Тихий без специальных навыков, снаряжения, остался забытым. 

     В отчете государю императору за 1898–1900 годы Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков писал, что Приамурским отделом Императорского Русского Географического общества возбуждено ходатайство о постановке памятника русскому мореходу Семёну Дежнёву, первым проплывшему в 1648 году вдоль полярного моря по огибающему Анадырскую землю впоследствии Берингову проливу и благодаря этому открывшему для русской державы две обширные области – Анадырскую землю и Камчатский край, и что есть первые пожертвования на этот памятник – 3 800 рублей.

     На сооружение памятника Дежневу даже анадырскими служащими и оседлым населением через Витим почтой были высланы 50 рублей. Как выражались на тот момент: «Это пожертвование особенно ценно, так оно доказывает, что подвиг Дежнева ценится и населением Анадырского края».
     Однако закладка основания памятника Семену Дежнёву состоялась только в 1908 году в Хабаровском городском парке в нескольких метрах от памятника Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Событие приурочили к 250-летию открытия Северо-Восточного прохода из Северного Ледовитого в Тихий океан и к 50-летию Айгунского договора.
     В 1910 году на мысе Дежнёва был установлен памятный знак в присутствии Приамурского Генерал-Губернатора генерала Унтербергера командою военного транспорта «Шилка» под руководством командира капитана 2 ранга Пелля и офицеров судна. На медной мемориальной доске, прикрепленной к высокому деревянному кресту, текст на русском и английских языках, что мореплаватели приглашаются поддерживать этот памятник.

     На Дальнем Востоке памятник так и не появился. В Петропавловске-Камчатском есть КамГУ - Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, а имя Семёна Дежнёва снова осталось "за кадром". Вот так постепенно, за годом год, за веком век, мы забываем о великих событиях, из которых складывается история великого государства, и о людях, чьими трудами те великие события свершились.