Водка или Полугар?

Александр Никишин
ЧТО ПИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОКОЧУРИТЬСЯ

Считаю, что Борис Родионов был неправ, выпуская книгу "Анти-Похлебкин". Зря он это сделал. Я знал покойного Вильяма Васильевича, знал его злой язык. На мой взгляд, пытливый и упорный Б. Родионов зря влез в полемику с тем, кто не может дать тебе ответ. Спорь с Путиным, никто не мешает, а с Похлебкиным чего спорить? Я с Похлебкиным живым спорил, а вот не переспорил, пытаясь хоть как-то ему объяснить, что в его "Истории водки" очень много неточностей, например, в теме истории водочного короля Петра Арсеньевича Смирнова. И просил их исправить, дескать, время не стоит на месте, в тот год, когда вы писали свою знаменитую книгу, информации было с гулькин нос, а я, занявшись темой Смирнова, продвигая водку "Смирновъ", обнаружил новую информацию, в корне опровергавшую домыслы Похлебкина. 

Но так ничего и не добился, он стоял на своем. Полемизировать с покойным, конечно же, не очень хорошо с моральной точки зрения, но отдельные моменты книги Похлебкина "История водки" все-таки нужно уточнить и скорректировать. Иначе ценность работы Похлебкина снизится, а работа весьма ценная и познавательная. несмотря на ряд фактических ошибок.

Итак. Похлебкин бил со страшной силой по царской "смирновке", он писал, что после революции Смирновы сбежали в США и создали там Смирнофф. А вот и нет, возражал я ему еще в середине 90-х, ни один Смирнов до США не доехал. Сын короля водки Владимир создал этот бренд в Константинополе, куда бежал от советской власти, в чека его пять раз выводили на рассстрел, издевались, возвращали в камеру — завтра расстреляем. Он бежал из застенков, попал в Крым, а оттуда — в эмиграцию.

В Турции возник Ататюрк, кинул клич "Турция для турок" и еще предложил дружить с советской Россией. Беженцы русские хлынули в Европу. А с ними и Владимир Смирнов. Львов, Варшава, Прага, Париж... И везде он разливал свой Смирнофф, передавая лицензию на розлив на разные водочные заводы. Получалось. Потом открыл свой завод в преместье Парижа Курбевуа. Умер в Ницце в 1934 году. Перед смертью передал марку в аренду русскому американцу Рудольфу Куннету.

До Америки не доплыл, тут Похлебкин ошибся. Через 10 лет срок аренды марки закончился, но американцы теперь говорят - у вас Сталин, у вас железный занавес, как мы могли продлить договор с его сыном и внучками. Да никак, продолжайте в том же духе заколачивать бабки, не обращайте внимания.

Еще у В.Смирнова было четыре брата. Один умер до революции, Петр Петрович, а Николай сгинул в гулаге, судя по всему. Алексей и Сергей как-то растворились в московской массе, но оба выжили. Правда, ничего им советская власть не компенсировала, а у них были свои огромные доходные дома в шесть этаже на Садовой Самотечной, в Гнездниковском, на Тверском бульваре, на Пятницкой и еще много где. РПЦ молодцы, все свои храмы вернули, а вот бывшим русским богачам-промышленником - шиш с маслом чего вернули.

До Америки, янсое дело, не добрался никто.

И что мне на каждом углу кричать: Похлебкин ошибся? Я о Смирновых написал книгу и не одну, но Похлебкина как выпускали с этой досадной неточностью, так и продолжат выпскать дальше, увы.   

Когда в конце 90-х я собрал самую большую в стране, а может и в мире, коллекцию водочной посуды и открыл Национальный музей Русской Водки, ко мне потянулись ветераны водочной отрасли СССР, стали передавать документы. И я узнал, зачем и для чего написал Похлебкин свою Историю водки и по чьему заказу. Кое-какие факты рассказал Борису Родионову, но он с какой-то непонятной для меня глубинной настойчивостью, как ревизор из налоговой искал исключительно первоисточники. Вынь да положь ему первоисточники. Если их нет, значит, нет и факта. Препарировал всю историю водки на предмет - а докажи, что так было!

Екатерина Вторая дарила Вольтеру водку и писала ему в письме: шлю тебе, Вольтер, лучшее, что есть в моей стране? А где первоисточник? Сейчас, Борис Родионов, отыщу вам справку. что такого-то числа такого-то года Екатерина Вторая, вот ее паспортные данные, отправила Вольтеру, проживающему в Париже по адресу: авеню Фош, дом Рошфора, пятый этаж, комната справа по коридору у туалета, по почте штоф с водкой объемом 6 фунтов и 5 золотников. Письмо ее под номером 476767, седьмая полка в архиве Минобороны. Такой должен быть первоисточник к каждому факту. Уж не следователь ли вы, господин Родионов?

Водке 600 с лишним лет? А где первоисточник? Ага, сгорел первоисточник в огне войны с ордой. А в каком году и в каком месте и были ли свидетели? Ах, нет этого, значит и факта нет. А слово водка, пишет он, впервые появляется в 1936 году. А ничего, что есть первоисточники, что еще раньше? А это не водка, это селедка и все тут. Поговорили.

"Великий народ веками создавал свой собственный оригинальный напиток-дистиллят, именуемый хлебным вином, полугаром. И когда волею государственных чиновников этот напиток из "интересов казны" был фактически уничтожен, взамен пришлось придумывать легенду об исключительных качествах дешевого разведенного водой спирта-ректификата, выдавая его за "национальный русский напиток".

Так говорил Родионов.

Можно прибегнуть к его милой тактике — а где первоисточники, Борис Родионов? Назовите этих нехороших госчиновников, которые уничтожали полугар? Когда это было, где, в каком дворе и во сколько? Где справки? Нет справок, о чем тогда говорить.

Барон Сигизмунд Герберштейн в 1517 году посетил Москву и описал подачу блюд у царя: "...Наконец стольники вышли за кушаньем... и принесли водку, которую они пьют в начале обеда..."

Переводчик - по Родионову - жалкая и ничтожная личность, он аква-вита перевел как "водка"!

Но мы по этому гиблому пути не пойдем. Мы лучше сообщим городу и миру простую и доступную вещь. Идея ректификации, очистки от примесей спиртовой жидкости, придумал не царь-подлец. который убил дистиллят из рогатки. Его придумали светочи ума из Швейцарии, Германии, Франции и Голландии (адреса их и явки у меня имеются) и делали они это по той простой причине, что надвинулось время промышленной революции и полугар, дистилляты оказались настолько устаревшим, архаичным и малокачественным товаром, примерно, как телефоны с диском, который надо крутить пальцем или карандашом. И врачи того времени сказали — гадость сидит внутри дистиллятов, надо эту гадость устранять. Всякие альдегиды, сивушные масла и все то, что превращает сильно пьющего человека в животное.

И тогда явились миру сверхсовременные аппараты Савалля, ректификационные колонны по очистке водки и сама новая водка, чистая и менее вредная, хотя любой напиток в больших количествах вреден и это несопоримый факт.

А какой ор подняли дистилляторы дореволюционной Руси, когда Смирнов, Кошелев, Долгов стали производить водку ректификатную и получать золотые медали на западных выставках! Просто хоть уши затыкай! Даже Чехов писал в своей статье  "Пауки в банке" писал, защищая спиртовика Кошелева, который на своих щитах написал гордо: Первый в России ректификационный завод. Каким тут боком царь-аферист и продажные чиновники, если неочищенный дистиллят издает неприятную вонь, а если его очищать, то становится дороже чугунного моста и от него сгорают человеки как комары, пролетающие над кострищем.

А уже потом, когда готовили винную монополию в кабинетах премьер-министра Витте и решили власти навсегда отказаться от старого "доброго дистиллята", от этого омерзительного пойла, сгубившего русский народ и перейти на водку, разбавив ректификованный спирт водой для снижения алкоголического удара. Об качестве дистиллятов того времени пишет Горький, а не я, а Чехов и Достоевский рассказывают, какие чудеса творит дистиллят с людьми в тюремных застенках — любо-дорого смотреть, как люди превращаются в зверей.

Аристократия русская массово перешла на ректификованную водку, совсем спятили, видимо. И король Швеции стал ее закупать у русских, и другие короли и цари, Португалии, Ирана, Голландии. Совсем недалекие это все люди, пили б виски и коньяки, это же милые сердцу Родионова полезные для печени дистилляты.
      
Я бы молчал о его кипучей, бурной деятельности, не яви он миру свой Анти-Дюринг, свой Анти-Похлебкин, свой великий спор с великим мертвецом.

Родионов неплохой человек, по-хорошему амбициозный, но тот еще зануда. Вот, читаю у него: граф Витте не строил 360 винокуренных заводов в годы винной монополии, утверждает он с важным видом знатока. Как это так? А вот так, заводы Витте нельзя называть винокуренные, так как там вино не курили, то есть не гнали дистиллят, поясняю. Ну и что это меняет в атмосфэре? Да, на этих заводах не курили спирт, его сюда завозили со спиртовых заводов, где его "курили", но тут был розлив водки в бутылки, шел процесс ректификации. Если завод разливает вино, то он разве не винокуренный? Тогда какой? Оборонный? Парфюмерный? Ткацкая фабрика?

И с таким вот занудством сталкиваешься в его книгах через кажду буквально строчку. Мало юмора, перегруз технологическими процессами, терминами. Стремление дойти до сути уже делает не интересной саму эту суть. Вам надо знать, что такое Траллес? Дядя ваш Траллес, что ли! Вам интересно, как работает карбюратор вашей машины? Как идет вспрыск бензина и как работает топливный насос? Сейчас расскажу, садитесь поудобнее, это же так интересно! Куда вы все побежали, я же даже не начал!

Вы станете умнее, если вам расскажут принцип действия аппарата Саваля, добросовестно скопировав текст из Википедии? Не уверен.

Самое сомнительное в книгах Родионова и от чего делается просто неловко — его попытки  развенчать славу русской водки. Из книги в книгу, прославляя дистилляты, он доказывает, что водка — это дрянь, подлость царя, укравшего у народа любимый дистиллят (судя по фотографиям рабочих и крестьян, которые употребляют это мерзкое пойло и лицом похожи на зверей, та еще радость), пойло для деклассированных, спираза (спирт, разведенный водой) и всему голова напиток с сомнительным названием полугар.

Ну, с полугаром — это к Антону Павловичу Чехову, великому водочному гурману! Пусть слово водка и водочка в своих рассказах меняет на незабвенный дистиллят и хлебное вино. Брр, зубы сводит от тоски!

По рюмочке, по маленькой
налей, налей, налей,
по рюмочке, по маленькой,
чем поят лошадей.

Всегда думал, что это про водку. Ан нет, дистиллятус. Спиритус винум. Полугарус-перегарус.

На столе бутылки, рюмочки
Эй, хозяюшка, вина налей!
выпьем и мы рюмку сладкой водки
сердцу станет веселей.

Это пьют не водку, машет руками Родионов, нет, нет, нет, ни в коем случае! Это пьют добрый русский дистиллят, хлебное вино. Видите, сладкая водка, это значит, ароматизированная, на основе фруктов или трав. А вино — это хлебное вино, это дистиллят.

Надо петь: "выпьем рюмку сладкого дистиллята, хлебного вина двойной очистки"?
 
Тьфу, черт, какая тоска и скука! 

Но в том-то и дело, и как всегда черт в деталях. Что-то тут очень и очень нечисто и массированная атака на водку по всем каналам ТВ лет 10 назад, когда с экранов нам вещали, что водку делают из дерьма — настораживает. Почему-то после этого вдруг посыпалась вся водочная отрасль, у многих производителей отняли лицензии на розлив, а в сухом остатке оказался начальник отрасли Игорь Петрович Чуян, мой хороший знкомый, который прибрал к рукам огромную часть водочного рынка, закинув на него директивно - "не захотят, отключим газ" - своего "Доброго медведя", такого же доброго, как и добрый русский дистиллят. Под барабанный треск новоявленных сотрясателей водочных устоев случился водочный передел и уже сотни советских ликерных заводов стали офисами, прекратив выпуск водки. Кто, что, кому, чему? Где миллиарды денег?

Ну а пока кто-то наживается, будем спорить — от чего быстрее сопьешься и умрешь — от водки или от любовно приготовленного на кухне старого доброго дистиллята? Так и хочется сказать — идите погуляйте с внуками, книгу прочитайте, господа самогонщики! вы становитесь похожи на немецких пулеметчиков, прикованных к своим пулеметам, чтобы не сбежали во время атак русских.

Но. Охота пуще неволи и сотни тысяч оглашенных сидят за аппаратами средних веков, варганят для своего пуза питательное пойло, испытывая чувства почти оргазмические — у меня самгончик самый чистый, у меня самый ароматный!

Сплюнешь и чертыхнешься — дали людям игрушку для развития!      

Итак, цари были круглыми дураками, с дистиллятов перешли на водку винной монополии. Изгнали из народного оборота напиток, который для меня — гнусное пойло, это мое оценочное суждение. Видимо, были причины изгнать. У Родионова это сговор царя и элиты против своего народа. Ну да и в этой коррупционной схеме и Павлов, и Бехтерев, и Сеченов, и Менделеев — одна научная академическая банда, которая, по всей видимости, повязана деньгами и она дружно выступили против дистиллятов, дебилизирующих народ. Что может быть умнее, чем это? Даже не хочется спорить. Видимо, не читал человек Толстого Льва Николаевича про доброго винокура, а зря, там все хорошо описано.

Но сегодня важен нахрап, решительность в суждениях и безапелляционность. На помойку Похлебкина, в унитаз водку. Чем громче крикнул, тем больше шансов, что услышат.   

Считаю, что Анти-Похлебкин это не книга, а дешевый и некрасивый самопиар. Да, у Похлебкина много ошибок, но у Гомера их еще больше. И нигде не написано, что Похлебкин написал учебник по истории водки, он имеет право, как любой творческий человек на ошибки. В наш век компьютеров, когда ткнул кнопку и любая справка в твоих руках, критиковать того, кто каждый факт добывал в архивах и библиотеках, в одиночку создавая историю водки — как-то не очень солидно и красиво.

Сделай комментарии к Похлебкину, уточнения, развей его идеи или раскритикуй их, но не так, как Родионов — Анти-Похлебкин. Были, были такие штукари, что на чужом горбу в рай — Анти-Ахматова, Анти-Булгаков, еще что-то. Тенденция, однако.

Живи Похлебкин, он бы дал ответ. Теперь он всем даст ответ на том свете и, зная Похлебкина, заранее жалею тех, кто покушался на его заслуженную славу. Придется там ох, как вертеться!

 Привет!  А с какого конца разбивать яйцо — решайте сами. Я водку пью всю жизнь и не жалуюсь. А знакомые принялись буквально жрать безостановочно добрые русские дистилляты, бутылка за бутылкой, как воду, хорошо ведь идет, зараза, вкусно и модно. И вот они все превратились в короткий срок в большие бочонки на ножках, привыкание адское, пойло сладкое, ничего, что с утра моча несет бензоколонкой и изо рта вонь, как из помойки. Любимый народом дистиллят в действии!

Я себе так говорю: если жить хочешь, вылейте дистиллят в унитаз, а лучше вообще откажись от алкоголя, здоровее будешь. Повторяю, это мое оценочное суждение.