Это была большая деревня

Вячеслав Толстов
Это была большая деревня, главная улица которой выходила на бесплодное плато, где росли несколько тощих елей и возвышался крест.
В некоторых домах фасады были покрыты желтоватыми разводами, стекла
были тусклыми и потрескавшимися, крыши покраснели и помялись, как старые
шляпы. В их дворах валялись мусор и кучи навоза, которые
куры клевали, хвастаясь. Другие были белыми виллами,
отделанными плиткой такого же яркого оттенка, как лепестки
маков. их окружали сады с лужайками, на которых не было ни одного
травинка не позволила бы себе обогнать своего соседа
с грядками розовых кустов и герани, с дорожками из песка, которые
расчищались ежедневными и тщательными граблями.

Уже около часа было светло. Сентябрьское солнце
едва пробило несколько лучей сквозь тяжелые дождевые облака, затянувшие
небо. Дымы вместо того, чтобы весело
стрелять и взлетать к зениту, медленно и тяжело катились вровень
с крыш. Молчаливые жаворонки по-прежнему ютились в
бороздах. Слабый ветер дул неровными порывами, которые плыли по
едва заметны потревоженные верхушки тополей.

Крестьяне, стоя на пороге своих хижин, осматривали серый воздух,
держа руки навесом над глазами, нюхали затхлый запах земли,
а затем возвращались, кивая и ворча: -У нас будет вода.

Плохо проснувшиеся женщины, охапки хвороста,
валяющиеся саваны, механически занимались хозяйством,
скотным двором и свинарником. Иногда они останавливались в
вызывающих позах, угрожая немедленным наказанием детям, которые готовились к школе, бросая друг в друга кожуру и обмениваясь ударами ранцев.

Виллы, все закрытые ставнями, еще спали. Если присмотреться к их угрюмой
молчаливости, можно было догадаться, что они скрывают пухлых буржуа,
удалившихся в деревню после того, как нажили состояние, и первая мысль которых,проснувшись, будет сформулирована следующим образом:
- Что мы будем есть сегодня?
Тогда мужчины убивали бы день так медленно, как только могли. Однако в то время как их жены преследовали бы подло взбунтовавшихся служанок, они ласкали бы огромные мысли, которые роились в мозгах рантье, как бегемоты в клетке где болото. Они размышляли о сливочном шоколаде и проглоченных теплых булочках, когда вскакивали с постели. Они сочетали бы редкие блюда на ужин и ужин. Они курили расплывчатые трубки. Они вспоминали бы самые плодотворные из своих запасов. Затем,когда прозвучал вечерний_ангели_, они снова заставляли пружинные коробки стонать под своим дряблым избыточным весом. С раздутым животом, уставленным большим количеством продуктов, с опущенными
веками, они шептали в знак благодарности: - Как мы хорошо поели сегодня!...
Затем они падали в пропасть во сне и мечтали сочной олениной и тухлой олениной. И толстобрюхий демон с носом как у вителлота, который руководит буржуазным пищеварением, на следующий день отбросил бы от них любую идею, которая не была бы чистой погрузиться в кастрюлю - любой сон, в котором не говорилось бы о закусках и мясном ассорти. Наконец, он смазывал бы их души
смазкой, сбитой на задворках ада...Рантье храпел. Крестьяне ворчали из-за надвигающегося дождя. Последний удар мессы прозвучал на колокольне Лос-Анджелеса. маленькая, ветхая, заросшая мхом церковь, занимавшая угол треугольной площади, засаженной низкорослыми морскими ушками. Но никто, казалось, не услышал этого зова. Только мясник в окровавленном фартуке наклонился над своим стойлом
и насмешливо посмотрел на священника, который, позвонив сам,
задержался под крыльцом. Он ждал, как будто
много лет не знал, что никто из его прихожан не
позаботится присоединиться к Святому Жертвоприношению.

в конце концов он со вздохом возвращается в церковь. Когда его
изодранная ряса исчезла, мясник, который гордился своим титулом
свободомыслящий, хихикнул и выпустил длинную струю слюны на асфальт,
сказав: Нажми на гашетку! Его первый мальчик, который складывал «веселье» в углу магазина, поспешил одобрить и подтвердил радость «друга
просвещения» этой фразой:--Пожиратели Добра, больше не нужно.

Этот афоризм - все, что он извлек из учений
обязательного светского моралиста, сформировавшего его детство.

Небо становилось все печальнее и темнее над сельской местностью.
Ветер молчит. Солнце, скрытое непрозрачной завесой облаков,
отказывался омывать своим текучим золотом неподвижные тополя.
Вокруг царила зловещая тишина. Едва ли это было возможно,
если бы на далекой волне трижды пропел хриплый петух. Эта деревня
выглядела как город мертвых.

В этот момент я увидел в конце наклонной улицы Пойнтера, человека, который
переходил по мосту, перекинутому через тонкую, слаботочную речку,
матовые воды которой текли между полноводными берегами, поросшими крапивой и
галькой.

Человек шел медленно, казалось, не от усталости, а потому
, что глубокая медитация поглотила его целиком. На нем был какой-то
в длинном коричневом платье, очень похожем на платье капуцинов; пояс
стягивал его чресла; перекинутая через плечо веревка поддерживала сумку на
левом боку. У него была голая голова. Когда он держал ее наклонившись, и
копна рыжеватых волос ниспадала на его фигуру в обрамлении
бороды того же оттенка, я не мог ни различить его черт, ни поймать
его взгляд.

Он сделал несколько шагов по острым камням, устилавшим
проезжую часть. Затем я заметил, что его ноги были босыми и оставляли
за собой кровавые следы.

Кто бы это мог быть? конечно, не триммером, потому что мы
отличался в своей походке, я не знаю, каким величием, которое вызывало
уважение. Может быть, нищий монах? ... Несомненно то
, что, рассматривая его, мы постепенно проникались чувством, в которое
входили благоговение и великая кротость.

Как только он оказался рядом со мной, внезапное намерение, при котором сила воли была
ни к чему, заставило меня следовать за ним на некотором расстоянии.
Какая-то непреодолимая сила, исходившая от него, охватила меня, потянула за собой по его стопам.
У меня было предчувствие, что я больше не смогу оторваться от него. Я
чувствовал, не понимая, как и почему, что, если он это сделает
если бы я захотел, я бы пошел за ним на край света. Мне хотелось
заплакать, упасть на колени, взять ее руку и положить себе на
голову. Мое сердце так сильно билось в груди, что мне было больно, почти крича.
 И в то же время моя душа наполнялась огромным покоем
, который растекался во мне, как пятно света.

Мужчина, казалось, не заметил, что я следую за ним. Подойдя к первому дому, он осторожно постучал в дверь.
 Затем он поднял
свою сумку перед собой, сунул в нее руку и стал ждать.

Дверь открыла пожилая женщина с благородным видом. Она осмотрела
солиситор подозрительно посмотрел на него, а затем сразу же сделал жест, чтобы закрыть
дверь, крича визгливым голосом:

-- Еще один мошенник!... У нас для вас ничего нет.

Но мужчина вынул руку из сумки. Я наклонился и увидел
, что он держит хозяина. Он предложил его изумленной женщине и сказал:

--Я отдаю тебе свою плоть и кровь; отдай мне взамен свое сердце.

Этот голос! Она напоминала пение высоких лесных крон в
апреле, когда поднимающийся сок заставляет молодые побеги трепетать от любви,
когда жалоба соловьев смешивается с шепотом молитв птиц.
новые листья. К этому добавлялось учтивое и
в то же время властное достоинство, которому не могла подражать ни одна интонация, исходящая из человеческих уст.

Женщина, сбитая с толку, сначала отступила перед хозяином. Вскоре придя
в себя, она зарычала:

-- Это так трогательно!

Какое выражение дикой ненависти было тогда на его лице!
От чернослива на него хлынул серный свет, и его челюсть
выдвинулась вперед, как будто он собирался укусить. Я почувствовал внутри себя предупреждение о том, что
в переполненных грехами подвалах его души бродит дьявол, и
машинально осенил себя крестным знамением.

-- Вот тебе и твой хозяин, - наконец промолвила мегера.

Она плюнула в лицо странному просителю, а затем закрыла дверь
с такой силой, что стекла на фасаде зазвенели в
своих створках.

Мужчина глубоко вздохнул. Затем, не вытираясь и не произнося ни
слова, он прошел в соседний дом...

Там нет ни одного жилища в деревне, куда бы он не постучал. Везде,
абсолютно везде, прием был одинаковым. Иногда это открывалась мастерская
, которая, как только слышалась загадочная фраза, разразилась
жестокими ругательствами; иногда какая-нибудь грязная ярость, смех которой
оскорбленный скрипел, как створки ворот Геенны; иногда
это был ребенок, лицо которого сразу же искривлялось в демонических гримасах.
Все они, как связанные заветом, плюнули на хозяина и на человека
, лицо которого было полностью осквернено. Мясник бросил
в него острую кость, которая ранила его лоб. У решетки одной из вилл
служанка, выносившая ящик для мусора, опорожнила его на него.

Я хотел бы вырваться на свободу, подавить столько оскорблений. Но
невысказанный приказ, исходящий от этого человека, удерживал меня. Я оставался пассивным, в
ужас из-за того серного пламени, которое я различал во
взглядах всех этих несчастных.

Выйдя на церковную площадь, мужчина повернулся к порталу.
Неподвижно, с распростертыми руками, он трижды произнес святые слова:
_Hoc est enim corpus meum_. И он медленно поднял посох, как это делает
священник в решающий момент посвящения.

Тогда произошло нечто неслыханное. Стена исчезла для меня: я
обнаружил внутреннюю часть церкви. Я увидел, как служащий опустился на колени,
повторив ту же фразу, которую я только что услышал. К этой
в ту же секунду гостья вырвалась из рук человека, который
все еще держал ее высоко. Она превратилась в сверкающий диск
, от которого исходили ослепительно белые блики; она влетела
в неф, прочертив молниеносную борозду, и приземлилась на алтаре
перед чашей. Тотчас я услышал, как раздались звуки серафического органа
, а в вышине зазвучали голоса ангелов, которые псалмопевали:
_Аллилуйя_.

Этот глагол радости был произнесен жалобно, потому что в тот день все было
грустно, даже ангелы.

Но я, любовь скачет в моем сердце, как жеребенок, которого отпускают на волю.
через луг. То, что я только предчувствовал с тех пор,
как сопровождал этого Человека, превратилось в ошеломляющую уверенность. Я узнал
своего доброго Хозяина. С глазами, полными счастливых слез, я
склонилась перед Ним, поцеловала его окровавленные ноги, а затем воскликнула::

--Господи, Господи, собери меня, возьми с собой бедного
разбитого камешка с дорог Духа, который просит только смерти во славу Твою.

Он посмотрел на меня. Как найти слоги, чтобы вернуть великолепие
Святому Лику? Как описать бесконечную, меланхоличную доброту, которая обнаружилась
в нем?

В этом случае все было бы бесполезно, потому что что такое уговоры нашей
греховной природы выражать то, что она испытывает, когда Абсолютная Истина
соизволит явиться ей?

Добрый Хозяин некоторое время пристально смотрел на меня своими ночно-голубыми глазами,
ничего не говоря. Они проникали в самые
потаенные уголки моего существа. Я чувствовал, что от него не ускользают ни мои чувства, ни мои идеи
, и мне было стыдно, что я могу предложить ему
только такую неблагодарную землю, такую заросшую зарослями грехов, чтобы он пролил
на нее семя своей благотворительности.

Но Он увидел мою добрую волю, потому что, показав мне сначала плато,
возвышающееся над деревней и увенчанное обнаженным крестом, он произнес
следующие слова:

--Если кто-то хочет пойти за мной, пусть отречется от себя, пусть
несет свой крест и идет за мной.

-- Я хочу этого, ваша светлость, - воскликнул я.

И тогда невидимый крест тяжелым бременем лег на мои
плечи. Я знал, что она создана из моего черного прошлого и боли
всех тех, кого я сбивал с пути, оскорблял или игнорировал. Я также знал, что
мне предстоит много страдать, и я рад, что перенес эти невзгоды, чтобы
любовь Нашего Господа.

Он возобновил свой медленный марш вверх по стране. Послушный, как хорошая
собака, которая смиренно трусит за кормящим ее хозяином,
я шел за ним и ставил ноги везде, где
ступали его ноги.

Образовался митинг. Никто из жителей деревни не
заметил чуда гостеприимства, жалкой наволочки, засорившей чернослив
их душ. То, что их так объединяло, было злобным любопытством
. Этот нищий, предлагавший хлеб и просивший
взамен сердца, несомненно, ошеломил их; но особенно монсеньор де
грехи, копившиеся в них, посылали им в мозг смертоносные пары
. Они хотели бы еще больше оскорбить Господа Нашего,
избить его, подвергнуть пыткам. Они возбуждали друг
друга грязными шутками. Женщины с пышным жиром насмехались над его худобой.
Дети, одобренные отцами, собирали корюшку, чтобы
бросить в нее. Один помещик, вставший раньше других,
посмотрел на него с тем презрительным отвращением, с каким смотрят на богатых
безбожников, когда их задевает Бедняк. Он очень жаловался, что мы
отпустил этого бродягу и говорил о том, чтобы написать об этом в префектуру. Полевая
стража, воодушевленная этим упоминанием о власти, жевала
в свои оттопыренные усы угрозы составить протокол. Мясник
кричал о своем желании бросить своего бульдога на поиски злоумышленника.

Ах, Господи, вы узнали их: это были сыновья тех, кто
на дорогах Галилеи отказывал вам в камне, чтобы вы могли отдохнуть своей
головой. И снова вспыхнул тот огонь ненависти, который Князь этого
мира разжигает в своих рабах.

Увидев, что мы уходим, кто-то закричал:

--Счастливого пути, женилье, и, прежде всего, не возвращайся больше, чтобы беспокоить нас
своим грязным кюре.

Все одобрительно рассмеялись. - Наш Господь
обернулся. Божественная жалость озарила его лицо, покрытое
липкой мокротой. Молча, подняв руку, он начертал на ужасающей толпе
крестное знамение.

При этом жесте все вздрогнули, как будто по ним ударил пулеметный залп
. Фигуры побледнели, стали зеленоватыми,
зубы лязгнули, пальцы скрючились, как для когтей. Затем-как
это было сделано?-- от голов мертвецов до глазниц, наполненных пламенем
темные сгустились передо мной. Вскоре после этого остался только
вязкий туман цвета грязи, который, стекая по склону, стал
теряться в реке...

Мой добрый Хозяин сделал мне знак следовать за ним, и мы возобновили восхождение.

Тропинка, едва заметная среди увядшего вереска и
сухих зарослей можжевельника, покрывавших холм потрепанным руном, вела на
вершину. Небо становилось все темнее и темнее. На
земле сгустилась тьма, похожая на полотнище катафалка.
Вся природа стояла неподвижно, как в оцепенении.

Мы достигли плато. Несколько валунов чудовищной формы,
напоминающих валуны допотопных зверей, усеивали его. Желтоватая пена
, похожая на проказу, покрыла его пятна. В центре
возвышался одинокий крест, сложенный из двух плохо
скошенных сосновых стволов, ощетинившихся занозами и сучками и скрепленных грубыми колышками
.

Наш Господь остановился против орудия своих мучений. Он поставил
сумку на землю; она открылась, и из нее хлынул поток презираемых
гостей, которые сияли на песке, как звезды. Затем он снял
ее платье, и я увидел ее восхитительное тело, подпоясанное корсетом, все
покрытое ранами от бичевания.

Внезапно, даже не успев понять, как это произошло,
Иисус оказался на кресте, раскинув руки, с терновым венцом на лбу.
Раздались торопливые удары невидимых молотков; гвозди
вонзились в его ноги и руки; на его
губах с правой стороны открылась рана. Хлынула кровь, полоснула тело красными ручейками
и образовала мутную лужу, растекшуюся по каменистой земле.

Затем я увидел женщину, которая сидела, фигура в
ладони, совсем близко к кресту. Она была одета в темно-синее,
на плечи спускалась белая вуаль. Я слышал, как она рыдала так сильно
, что можно было подумать, что ее грудь вот-вот разорвется. Я знал, что это была
Пресвятая Дева, и я также знал, что она плакала над миром
богохульства и беззакония, который зиял вокруг холма.
Наконец - тайна боли и милосердия - я обнаружил, что его руки,
ноги, сердце были пронзены, как у его Сына, и смешали его
кровь с кровью искупителя, льющейся с креста.

При этом зрелище какие-то клещи впились мне в душу. Я упал лицом на
землю и пролил тяжелые слезы, потому что понял
, что мои грехи и грехи всех людей снова стали причиной мучений
Господа Нашего и Его Матери.

Когда я поднялся, чтобы извлечь еще больше страданий из зрелища
язв Иисуса, я стал свидетелем чего-то настолько ужасного, что я
дрожу, описывая это.

Под небом, похожим на купол из черного дерева, теперь царила
какая-то мертвенная ясность, которая придавала объектам трупный вид.
Затем я обнаружил, что все четыре горизонта уходят в
бесконечность. У подножия холма толпились люди, застывшие,
обращенные лицами к скорбящему Господу Нашему. Я знал, что там было
все человечество. Большинство смотрело на него с презрением. В других
была мина торжествующего неповиновения и гордости. На других
было только выражение тупого безразличия.

Я вошел в эти души и увидел, что в каждой из них обитает демон
, который усердно работает, чтобы заразить их. они были показаны мне как
лихорадочные загоны, населенные нечистью и ядовитыми растениями.
Там валялись слизни и жабы, экскрементные личинки
и канализационные черви. Металлические мухи, рожденные
порчей, кружили там над жуками и аконисами в
атмосфере миазмов, источающих удушливую вонь.

В этой толпе были редкие католики. Некоторые из тех, кто
получил гостеприимство из любви, носили между бровями небольшой
крест света. Но многие крещеные не проявляли этого знака
и спали, сидя на корточках, как спали ученики в
Оливковом саду. С другой стороны, некоторые сходили с ума, болтали о вечеринках и
фанфарах, искали все способы забыть Бога, который в этот
самый момент страдал от ужасных мук, чтобы они полюбили Его.
Поскольку те не хотели принимать гостеприимство, они,
как и враги Иисуса, носили на
губах дьявольское клеймо.

Тогда я почувствовал стыд и раскаяние. Я вспомнил
все случаи, когда, спросив, машинальным шепотом,
_ хлеб мой насущный_, я воздерживался от того, чтобы преклонять колени перед единственным
столом, чтобы получать с него милостыню. Это из-за лени, из-за
небрежности, из-за теплоты веры. Такое сожаление о моем недостатке любви
разъедало мне сердце, что мне казалось, что с этого момента я подвергаюсь
праведным мукам Чистилища...

Но Наш Господь истекал кровью, кровью все сильнее и сильнее, и сердце
Пресвятой Богородицы изливалось красными потоками. Вся эта
кровь разлилась по вселенной.Вскоре остался только красный океан
, волны которого, разбиваясь, захлестывали тех, у кого не было
желая хлеба жизни, они переодевались в славные одежды на телах
тех, кто принимал его, каждую зарю, как
необходимую пищу для своей души.

В последний раз задумчивые глаза Господа Нашего были устремлены
на меня, и я услышал, как в моем сердце поют слова, которые Он обратился ко мне:

 --Мое маленькое дитя, ты должен любить меня. Как часто ты жалуешься
, что недостаточно любишь меня! Чтобы обрести ту великую любовь, которой ты жаждешь,
чтобы больше не стучать по гвоздям, которые распинают меня, чтобы больше не
вонзать ножи в сердце моей Матери, береги себя без
 скверны, достойные ежедневно принимать мою плоть и кровь.
 Итак, питаясь этим хлебом насущным, ты заслужишь напомнить своим
забывчивым или ожесточенным братьям, что Я должен жить в них, чтобы они
жили во Мне...

Все исчезло, как будто занавес упал одним махом. Я проснулся
в испуге, и мой взгляд упал на открытое окно
, выходящее в летнюю ночь. На востоке рос очень слабый маленький день.
Свежий рассветный ветер тихо шелестел листвой на березах
, посаженных перед домом. Утренняя звезда мерцала, как чистая
бриллиант, в бледном небе. Весь погруженный в только что приснившийся мне сон,
я поднял руки к этому кристально чистому символу Той, кто всегда
снисходительно улыбался мне, и воскликнул: _Stella matutina, ora
pro nobis!..._




II


Да, это был сон- но какой сон! И как я сразу узнал
его за то, что он один из тех, кого Наш Господь иногда посылает нам
с целью наставить нас, предостеречь от опасности
или продвинуть нас к ее Абсолюту!

Сон - одна из самых загадочных функций нашего организма.
существование, в котором все является тайной. Уже во время бодрствования, при условии
, что мы сохраняем себя в благодатном состоянии, мы очень быстро понимаем, что
окружающий нас мир не является истинной реальностью. Наши немощные чувства
постоянно вводят нас в заблуждение. Блуждая за кулисами Божьего театра, мы
видим только _вверх_ декораций, созданных этим возвышенным машинистом.
Только в другом существовании нам будет дано увидеть это _где-нибудь _.
Самое большее, в те редкие минуты, когда Иисус соизволяет просветить нашу
душу молитвой, мы обнаруживаем, что все аспекты природы
являются символами высшей реальности и что эти образы, искаженные
для нас с момента Грехопадения, могут дать нам лишь
ослабленное представление о сверхъестественной стороне Вселенной.

Тем не менее, во сне бывает, что это понятие уточняется. Когда
наше тело отдыхает и, наконец, оставляет нашу душу в покое, наши
чувства и идеи иногда приобретают совершенно странную интенсивность
и воплощаются в картины страшного или утешительного значения
.

Это правда, что часто эта ночная жизнь души активизируется для определенных целей.
чисто физические причины. Затем возникают представления в стиле барокко
и беглости. Воображение, которое больше не контролирует воля, разгорается
и порождает непоследовательные фигуры, которые сменяют друг друга и исчезают
, как клубы табака, которые выдыхает курильщик сигарет. В этом
случае следует полагать, что мозг плохо переваривает, так сказать,
впечатления, полученные в течение дня. От этого страдает только нижняя часть души
, и создаваемые ею сны возникают из-
за преходящей анемии или кратковременного скопления клеток материи
мозговая.--Эти фантазии оставляют после пробуждения только смутные воспоминания
, которые быстро рассеиваются.

Напротив, когда сновидение носит сверхъестественный характер,
когда оно приходит к нам Свыше или, с божественного соизволения, Снизу,
память об этом остается для нас такой же ясной, как отражение ярко
освещенного тела в безупречном льду. Мы помним все: увиденные вещи
и персонажей, услышанные слова, мельчайшие детали
притчи, которая была нам _ нарисована_ таким образом. Священное Писание изобилует
рассказами о сновидениях, относящихся к этой категории: лестница Иакова,
чтобы привести лишь один из самых известных примеров. О некоторых также можно было бы сообщить
о дьявольском происхождении. В некоторые из наших ночей нас преследуют
суккубы, чья зловещая красота преследует нас весь следующий день
. И еще один момент, независимо от того, исходят ли они от Зла или
от Бога, эти сны влияют на нашу моральную сущность благодаря
воспоминаниям, которые мы храним о них. Мы должны извлечь из этого уроки, которые они
влекут за собой...

Однако это действительно был сон сверхъестественного характера, который приснился мне, потому что он
оставался для меня настоящим, как если бы обстоятельства, которые он прослеживал, имели
снова место в спальне. Вот почему, едва я воззвал к
Пресвятой Богородице, как я только что сообщил
об этом, я _ должен был_ встать с постели, преклонить колени и начать молиться.

У меня сжалось сердце: образ Господа Нашего на кресте все
еще стоял передо мной, весь в крови. Мучительные слезы выступили у меня на глазах
, и сначала я мог повторять только литургические слова:-_день
Бог, стирающий грехи мира, прости нас, Господи..._

Постепенно ко мне пришло утешение, когда я вспомнил поток
милосердие, которое я воспринимал на вершине холма, между
израненным сердцем Иисуса и израненным сердцем Пресвятой Богородицы. Моя грудь
расширилась, а слезы стали менее горькими. Размышляя над тем, что
я видел и что мне было сказано, я понял, что, чтобы залечить
раны моего доброго Учителя, я должен был не только повиноваться ему посредством частого
причастия, но и побуждать любого часто получать
хлеб насущный.

--Боже мой, - воскликнула я, - я наконец-то узнаю, как сильно ты нас любишь.
Вам недостаточно того, что вы пожертвовали собой за наши грехи. Он не сделает тебя
недостаточно того, что наши беззакония каждый день ставят нас на крест. Ты
все еще хочешь постоянно спускаться в наши иссушенные сердца, чтобы
пропитать их росой своей любви. Вы знаете, что мы ничего не стоим,
что мы ничего не можем без помощи Вашей Благодати, и вы хотите
даровать ее нам с таким изобилием, что мы вынуждены
будем постоянно сотрудничать в деле Искупления.

Я буду слушаться тебя, Господи, и, поскольку ты дал мне перо, чтобы
я служил тебе, я использую его, чтобы заставить моих людей желать твоей Евхаристии.
верные братья, но привлеченные, возможно, также некоторыми из тех
, кто вас игнорирует. Пусть этот замысел исполнится к вашей славе, и
я не хочу другой награды.

Укрепленный этой молитвой, я сразу же приступил к своей работе.
Пресвятая Богородица помогала мне, потому что с того незабываемого часа я был в
состоянии исполнить свой обет без каких-либо серьезных препятствий.




III


таким образом, цель этой книги - заставить людей любить и практиковать Святую
Причастие. До решающего сна, перипетии которого я только что проследил
, у меня было лишь смутное представление об этом, и я не знал слишком многого
какую форму я бы ей придал. На следующий день после сна все
прояснилось. План произведения предстал передо мной с ясностью; различные его
части выстроились в моей голове; я видел, как во мне зарисовывались целые главы
. Так что в течение нескольких часов, наполненных радостной
деятельностью, мне оставалось только зафиксировать на бумаге те идеи, которых
было в моей голове в избытке. Это было похоже на череду зажженных фонарей,
один за другим, моим добрым Ангелом.

На страницах, которые мы собираемся прочитать, я возвращаюсь к событиям с того места, где я их
оставил, в конце "От дьявола к Богу". однако это было не так
здесь дело не в том, чтобы писать мемуары, а в том, чтобы показать, как
раскаявшаяся и _хорошо управляемая душа_ может продвигаться во внутренней жизни
через великую борьбу и великие печали; как она
постепенно обретает желание, а затем и потребность в частом общении; как
она _ получает_, наконец, в награду от его усилий эта всепоглощающая любовь к
Бог, без которого религия была бы не чем иным, как формализмом и
боязливым подчинением.

вот почему я использовал не только свой
личный опыт, но и информацию, полученную от некоторых из
люди, которым три тома, предшествующие этому, принесли какую-то
пользу.

В связи с этим позвольте мне сердечно поблагодарить на этом
месте прекрасных душ, которые своим примером, своими беседами и
сотнями писем, которые они написали мне и которые они пишут мне
до сих пор, засвидетельствовали мне, что я достиг своей цели, а именно: чтобы
я познал Бога еще больше, чтобы обрести любовь Бога к душам, которые считались потерянными
. Бедный прокаженный, вытащенный и очищенный от материалистического навоза
заступничеством Пресвятой Богородицы, я продолжу. Я провозглашу,
еще выше, моя благодарность. Моя работа не перестанет быть постоянным
благодарением и призывом ко всем принять
иго Господа Нашего, чтобы они собрались под эгидой Его
Непорочная мать. Я не более чем посредственный инструмент
в руках Бога, но поскольку Ему было угодно обратить внимание на мою
неадекватность, я надеюсь, что Он по-прежнему даст мне средства
для эффективного служения Его Святой Церкви, вне которой нет ни истины,
ни спасения...

С моей стороны было бы опрометчивым поступком поступать в этом
книги, богословия или направления. Я просто,
повторяю, предоставил материалы по экспериментальной психологии, основанные на моих собственных
испытаниях и полученных мной доверительных отношениях. Осветить некоторые
тропинки темного леса, по которым мы идем, чтобы подняться к Богу,
проанализировать некоторые состояния духовной жизни, продемонстрировать, насколько
необходима нам Святая Евхаристия, чтобы удержать нас на
узком пути, - вот что я попытался.

Что касается названия: _под утренней Звездой_ он помещает мою книгу под
призывание Пресвятой Богородицы. Он навязал себя мне, как только я
взялся за перо, поскольку я всем обязан Марии, поскольку Она Мать
божественной Благодати, иначе я был бы просто отвратительным
человеком.

Так защити же этот новый том, как ты защитил другие, о
прекрасная Утренняя звезда, которая предшествует восходу Солнца Справедливости во
все века веков. Пусть твоя нежность сойдет на
лоб глупому писцу, который в дни скорби
и радости приносит тебе цветы диких растений, где он любит
жить, чтобы ты возложил их на терновый венец Своего Сына.
Поддерживайте его на протяжении всего его трудного пути и помните, что он всего
лишь неуклюжий ребенок, который падал бы на каждом шагу, если бы вы не были рядом
, чтобы поддержать и подбодрить его. Так тому и быть.

 Лурд, 18 октября 1909 г.,
день святого Луки, Евангелиста.




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЗАРОСЛИ ЕЖЕВИКИ НА ТРОПИНКЕ

 _Si quis vult post me venire, abneget semetipsum, et tollat
 crucem suam, et sequatur me._

 Отк. по словам святого Матфея: XVI, 24.




I

ОСТАНОВКА


После испытаний обращения, после этого мучительного периода, когда
он так долго метался между Богом, который просил его, и
дьяволом, который пытался удержать его, раскаявшийся грешник впервые принял
Святую Евхаристию.

При очищающем прикосновении Иисуса его душа, когда-то раздавленная
глыбами затвердевшей грязи, которой его угнетали его грехи, выпрямляется и
расширяется. Как так метко выразился Тейн, он, наконец, осознает,
что на будущее обладает «духовным органом, большой парой крыльев
, необходимых для того, чтобы поднять человека над собой».

Он - паломник, прибывший на высочайшую вершину, в центр леса
, где моховые тропинки и тихие тропинки чередуются с неровными
дорогами, полными ям, с угрюмыми зарослями кустарника, где
колючие бороны преграждают проход, царапают фигуры и руки
тех, кто им противостоит.

Скоро нам нужно будет спуститься вниз. Также, как он пробует на вкус, утоляя
свой пот, эту остановку под улыбкой небес! Раскинувшись в зарослях папоротника,
он смотрит на бесконечный бушующий океан верхушек деревьев. Голубовато-зеленый
сосны, бледно-зеленый цвет берез, бронзово-зеленый цвет дубов и
буков сливаются в обширную гармонию, которая успокаивает его взор и
усиливает бурю его благодарений. Аромат смолы витает
в неподвижном воздухе, как благовония. Незаметно приближается вечер,
когда смягчившееся солнце начинает освещать западные холмы
.

Это большое золотое блюдо напоминает путешественнику о божественной пище, которой он
питался в тот самый день. Тогда
в нем поселяется огромное и очень учтивое спокойствие. Все, что его окружает: медленные облака, деревья
задумчивые, таинственные скалы приобретают вид благоговения и
мирной радости в пронизывающем их братском свете. Ему
кажется, что Добрый Хозяин постоянно покоится в его сердце на ложе
, которое бальзамируют пылкие плоды шиповника Любви. Ему кажется, что
в этой дикой природе витает частичка атмосферы затерянного рая.
Он есть всякая благодарность, всякая добрая воля, каждый порыв к
Всевышнему. Потому что изможденная стая, которая преследовала его вчера, потому что
орда его страстей, его забот и его ошибок заключает перемирие.,
он почти верит, что она никогда не найдет его след. Поскольку он
все еще укрощает Господа Нашего в глубине своей души, потому что ясность ночи
искупления омывает и пронизывает его, он не далек от
мысли, что больше никогда не согрешит.

Ах, если бы можно было продлить эту минуту вновь обретенной невинности и
суверенного мира! Если бы этот покой на границах сверхъестественной жизни
ознаменовал вступление в царство Блаженств.

-- Если бы мне было позволено, - сказал он себе, - всегда греться, как
дитя прощения, в теплых объятиях Мадонны и следовать за ней в одном
мерцающий сон, танец звезд перед престолом Святой
Милосердная Троица!...

Нет, мой друг: ты забываешь, что тебе нужно многое исправить. Будучи тем
, из-за кого «случается скандал», тебе придется бороться, страдать, истекать кровью во
свидетельство чуда, которое Бог соизволил сотворить в тебе. Неужели ты думаешь, что если Он
потрудился смести к чертям собачьим мусор, который ты
так бережно хранила в кладовых своей души, то только для того
, чтобы ты погрузилась в посредственную преданность, как старая дева, которая
дремлет на своей грелке, перебирая четки?

Твои грехи, пока что отпущенные, отрастут
, как упрямая собака. Часто тебе придется выворачивать ногти наизнанку, чтобы
снова их вырвать. Затем полученный таким образом пар ты должен
будешь посеять в нем добродетели.

И это непросто. Иногда ты бросаешь туда мульчу или
мушмула и
думаешь, что в конце концов, этот очень скудный сорняк не лишен определенного удовольствия. Или
же, посадив три отпрыска, которым суждено принести плоды,
ты будешь восхищаться собой за этот небольшой труд. И глядя на твоих братьев, которые не имеют
излечившись от скопления паразитов, ты воскликнешь: Что у меня общего
с этими разносторонними людьми?

Немедленно Князь Гордыни, которого твое возвращение к Богу привело в ярость
и который поклялся снова овладеть тобой, снова вцепится в твою
плоть своим когтем. Рад, что ты раздуваешься от тщеславия, как дирижабль, обещанный
его арсеналам, он поспешит вдохнуть в тебя опиатные пары своего
опьянения: тяжелые испарения жадности и лени, яростные испарения
похоти, гнева и невоздержанности, влажные
испарения зависти устремятся на тебя. в своей душе.-- Если ты не будешь защищаться, ты
ты станешь хуже, чем раньше.

Но ты будешь защищаться; ибо повелительная Благодать, ниспосланная тебе Богом,
 настолько формальна, что, если ты позволишь ей иногда омрачать себя, по крайней мере,
в часы опасности, только к ней ты сможешь прибегнуть. Ты
будешь молиться, ты будешь оплакивать свою слабость, ты будешь умерщвлять свою
ревущую от нетерпения чувственность. Прежде всего, ты в конце концов поймешь, что без
Святой Евхаристии ты подобен пешеходу, который пустился
бы в восьмидесятикилометровую гонку натощак.

так знай же: узкая дорога, по которой ты должен идти, населена
ежевика, опасные звери и ловушки. Для новообращенного
искушения в нем соизмеримы с милостью, а Зло в нем
постоянно колеблется, как змея в колее. Ты не сможешь
разбить ему голову, ты сможешь достичь совершенства только благодаря
постоянной помощи Иисуса и заступничеству его Матери.

Каждый раз, когда ты веришь в себя, ты падаешь. Всякий раз, когда
ты смиренно ставишь себя под защиту Утренней Звезды, чтобы
она поручила своему Сыну поддержать тебя, ты восстанешь.

А теперь позволь мне указать тебе на некоторые препятствия, которые
тебе придется преодолеть или стереть в порошок, чтобы в конечном итоге
с радостью нести свой крест к королевским вратам огненного сада, где сияет вечная Любовь