Картина

Гухарик Багдасарова
После развода с мужем мы с сыном из новосибирского Академгородка в 1985 году переехали в мой родной солнечный Ташкент. Здесь всё сохранилось, как в моём далёком детстве 50-х годов. Почти в каждом дворе пекли ароматный «патыр» (сдобные лепёшки) в тандыре. На улице с утра до вечера, особенно в летние каникулы, стоял гул многонациональной детворы. В весенний праздник «Навруз» в сопровождении народных песен, в том числе классических макомов, и танцев молодых девушек взрослые женщины, обычно в ярких национальных платьях свободного покроя, шёлковых и ситцевых косынках на голове, с раннего утра и до поздней ночи, варили на открытом воздухе в большом чугунном казане ни с чем не сравнимое лакомство из проросшей пшеницы - «сумаляк», предназначенный для всех жителей ближайших домов в махалле.
Будними летними вечерами соседушки преклонного возраста в лучах заходящего солнца подолгу судачили до глубоких вечерних прохладных сумерек, незаметно погружавших четырёхэтажки нашего спального района в глубокое ночное забытье. В нашем дворе, в основном, проживали бывшие работники Ташкентского текстильного комбината, поэтому все жители преимущественно хорошо говорили на русском языке и понимали друг друга с полуслова. Из открытых окон лились иностранные и советские хиты середины 80-х годов. В Европе, Америке и Советском Союзе это было благополучное десятилетие веселья и гедонизма, без глобальных войн, кризисов и катастроф. Из-за железного занавеса до нас пробивались созданные в те годы блистательные шедевры поп- и рок-музыки: ... «Yеsterday»  - песня группы The Beatles из альбома Help! («На помощь!»), выпущенного в августе 1965 года; более поздние «Sweet Dreams», «Here Comes The Rain Again», «Shout», «Forever Young», песни Michael Jackson (Smooth Criminal) - и многие другие.
В эти светлые миролюбивые годы на планете западным хитам не уступали советские шлягеры, полные надежд, любви и романтики: «Билет на балет» (Игорь Корнелюк); «Мираж – Музыка нас связала», «Белые розы» (Юрий Шатунов): «Королевство кривых зеркал» Игоря Николаева; «Зурбаган» Владимира Преснякова, «Этот мир» Аллы Пугачёвой и военно-патриотические песни Людмилы Пахмутовой на слова Николая Добронравова, часто звучавшие в Кремлёвском Дворце съездов в торжественном исполнении Иосифа Кобзона  и Льва Лещенко – их круглосуточно транслировали по радио и телевидению во всех бывших советских республиках.
Молодые деревья росли быстрее наших детей и вскоре достигли крыш панельных «хрущёвок», заслоняя открытые окна домов от солнца и даря жителям желанную прохладу даже в самые жаркие дни. Тогда ещё во дворах журчали арыки и не было никаких разговоров об экономии питьевой воды и электричества: всего было вдоволь и лучшего качества – еда и питие в достаточном изобилии; образование и медицина бесплатные; отдых во всесоюзных лечебницах и республиканских санаториях по льготным профсоюзным путёвкам без дефицита – всё для блага советского народа. Новые полёты в космос стали будничной реальностью, как полёты на Сахалин, Камчатку, Мурманск и Магадан. Нам и нашим детям досталось счастливое время, когда небо бороздили мирные самолёты и всегда хотелось в отпускные дни повидать весь необозримый Советский Союз – от Сибири и Дальнего Востока до Западной Украины, от южных границ Таджикистана с Афганистаном до Северного Заполярья.
Изредка в наш двор заезжал старик на деревянной арбе, запряжённой  худосочным осликом-ишачком. Он словно вернулся из дальнего путешествия по Шёлковому пути в заморские страны с диковинным товаром для детей - сокровищами Али-бабы. Это были колечки с красным камушком; цветные мячики в серебряной фольге на тонкой тянущейся резинке; гудящие, как пионерский горн, глиняные крашенные свистульки; пёстрые из ажурной ткани веера; самодельные тряпичные куклы и забавные фигурки сказочных восточных персонажей из папье-маше и обожжённой глины; белые шарики воздушной кукурузы. Среди них, к великой радости детворы, попадались Аладдин и его волшебная лампа; бездомный хитроумный и справедливый странник из народа и защитник простых людей – Насреддин; знаменитый Али-Баба и сорок разбойников и многие другие безымянные герои, так и просящиеся в руки любопытных детей.
  Все дети кричали: "Шара-Бара! Шара-Бара приехала!" и тотчас бежали домой. В домах всегда были для такого случая приготовлены чистые стеклянные бутылки или пятикопеечные медные монетки: именно столько, например, стоил шарик воздушной кукурузы. Дети охотно меняли бутылки на сказочные сокровища. При крике «Шара-Бара» мальчишки и девчонки мгновенно срывались с места и вплотную обступали нехитрую повозку с возвышающимся над ней одиноким возничим.
Пожилой арбакеш, явно из далёкого аула, в национальной тюбетейке с белой вышивкой на чёрном фоне из четырёх стилизованных стручковых перца («калампир») от сглазу и поношенном чапане, подпоясанном кушаком, сам казался ожившим  персонажем из восточной сказки «Тысяча и одна ночь» о  персидском царе Шахрияре и его мудрой жене-сказочнице по имени Шахерезада. Сколько радостей доставляла эта «Шара-Бара» особенно не избалованной заморскими игрушками и техническими новинками детворе эпохи перестройки! Любую самодельную игрушку можно было приобрести в обмен на пустую стеклянную бутылку, а их всегда хватало в домах и на ближайших пустырях. Вот и бежали галопом к уличному торговцу сметливые мальчишки и девчонки младших классов, чтобы выбрать себе что-то по душе или, на худой конец, выменять на бутылки белые шарики, как снежки, сладкой жареной воздушной кукурузы.
Лето пронеслось очень быстро. В начале нового учебного года мой сын Павел пошёл во второй класс среднеобразовательной сотой школы в нескольких шагах от нашего дома. Там он довольно быстро приобрёл новых друзей – Сашу, Одыла, Эмиля, Витю и многих других себе подобных сорванцов из нашего двора. Учёба сыну давалась легко, хотя он никогда не отличался особым прилежанием, из-за чего меня часто приглашали в школу на переговоры с учителями начальных классов. Только одна преклонных лет историчка с богатым педагогическим опытом верила в моё чрезмерно свободолюбивое, подвижное, непослушное чадо и уверенно предсказывала, что он станет в будущем хорошим историком, так как способен не просто вызубривать заданный на дом материал, но свободно порассуждать на ту или иную историческую тему – как в воду глядела.
Сын впоследствии пошёл по маминой стезе гуманитария, объединив в образовательном процессе исторический бакалавриат НГПУ, магистратуру философского факультета НГУ и очную аспирантуру кафедры философии МГУ. Однако после краткой стажировки в среднеобразовательной школе решил, что учительство не его призвание. Свои багажные знания, полученные в российских вузах, Павел позднее частично смог применить в созданном им Фонде детского спортивного резерва, работая на общественных началах с детдомовскими детьми и помогая им вырасти здоровыми спортивными людьми без вредных привычек и найти своё достойное место в социуме.
Во втором классе на день рождения моего сына его одноклассник Одыл из соседнего дома напротив подарил ему большую картину, выполненную масляными красками его отцом, самодеятельным художником. Это была копия ранней работы Николая Рериха «Заморские гости», написанной в 1902 году. Она входит в цикл картин: «Начало Руси. Славяне».
Мы с сыном в нашей однокомнатной квартире аккуратно водрузили подаренную картину в коридоре над входной двустворчатой дверью в залу и  изучили историю создания её оригинала. В 1899 году Николай Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно тогда у Рериха зародился сюжет «Заморских гостей» — картины, которую он написал уже в Париже. На выставке в Императорской академии художеств в 1902 году картину приобрёл Николай II для Царскосельского дворца. В настоящее время оригинал Н. Рериха хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Николай Константинович Рерих был далёк от слепого подражательства, он сочетал эстетику прошлого с современным восприятием и руководствовался принципами модерна, создавая эффект декоративного панно. В «Заморских гостях» ярко проявился композиционный талант Рериха. Художник оперирует большими и обобщёнными тоновыми и цветовыми массами и добивается тем самым максимальной простоты, сочетая продуманность деталей с монументальностью и не допуская оттенения значимости образов.
В Париже в 1901 году была исполнена и неоднократно повторенная в дальнейшем картина «Заморские гости», замысел которой возник у Рериха еще в 1899 году, когда он совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Свои впечатления художник выразил тогда поэтическим языком в прозе, что указывает на поразительную чёткость художественно-образного мышления Рериха: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется берег… Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями… Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-драконом…»
Мы узнали, что Н.К. Рерих исполнил несколько повторений картины. Одна из версий (1902. Картон, пастель) хранится в Вятском художественном музее имени Васнецовых в Кирове. В Русском музее находится версия, поступившая в 1927 году из Государственного музейного фонда (1902. Картон, масло). В Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске хранится ещё одна версия (1901. Картон, темпера). Наша копия была выполнена на холсте масляными красками и имела довольно внушительные размеры: 65 х 46, если считать вместе с декоративной рамой.
Копия полотна Николая Рериха самодеятельного художника провисела в нашей квартире тридцать пять лет вплоть до 2021 года, когда я после затяжной пандемии затеяла сделать в доме капитальный ремонт. Ремонт растянулся с осени до начала Нового года. Как это часто бывает, многие старые вещи пришлось вынести на мусорку; что-то более-менее ценное подарить друзьям и соседям. К тому времени у меня накопилось много дарственных картин от ташкентских профессиональных художников, которые вытеснили старую побледневшую копию знаменитого оригинала на балкон. Потом и вовсе я подарила её соседу Атхаму, который иногда приходил по моей просьбе за чисто символическую цену починить кран или прибить на стенку новую свежую картину местной знаменитости.
Вдобавок к живописным произведениям разных мастеров, составивших целую домашнюю художественную галерею, на свободной «почётной стене» присоединились: дипломы за победу в Республиканском журналистском конкурсе «Мосты науки и культуры» (2013/2016); Благодарственные грамоты за многолетнее активное освещение российско-узбекского сотрудничества; за личный вклад в укрепление культурного и гуманитарного сотрудничества между РФ и РУз, а также многочисленные дипломы за участие в  международных фестивалях авторской песни и поэзии «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд», включая Диплом I степени в номинациях «Авторская поэзия» и «Лучшее поэтическое чтение»  в 2021 году на «Осеннем аккорде». Стену почёта дополнили Диплом за победу (2-е место) в литературном конкурсе новогодних рассказов «Самый волшебный праздник» - 2024 от Русского дома в Ташкенте, а также «Высочайшая Благодарность» Главы Российского императорского дома - Великой Княгини Марии Владимировны Романовой «за примерное служение Отечеству, высокополезные труды на поприще сохранения культурного наследия и значительный личный вклад в укрепление межнационального мира и согласия», которой я была удостоена в декабре 2023 года. Всем этим знакам отличия не без технической помощи соседа Атхама нашлось место в тесном пространстве моей однокомнатной квартиры, кроме одной картины…
Между тем время неугомонно мчалось вперёд. Мой сын уже долгие годы жил и работал в Новосибирске, лишь изредка навещал меня и моих близких родных в Ташкенте. Каждый его долгожданный приезд был праздником для нас всех. Вот и в этот раз он нагрянул авиарейсом в конце августа 2023 г. без особого предупреждения о своём намерении навестить нас. Это уже стало доброй семейной традицией – приезжать по воле случая, приятным сюрпризом, «небесной манной» спускаясь с небесных высот на «землю обетованную».
Как это часто бывает с близкими людьми, после долгой разлуки и первых часов и дней безмятежной радости и невыразимого счастья видеть, осязать друг друга и внимать друг другу, понимать с полуслова и даже молчания, - приходит неизбежная краткая пора выяснения отношений, озвучивания старых обид и взаимных мелких претензий в самой неожиданной форме, как произошло в нашем случае:
- Мам, а где моя картина, которую мне Одыл подарил? – неожиданно прозвучало из уст сына как гром среди ясного дня.
В ответ я растерянно промямлила: «Я его подарила соседу».
- Почему ты даже не спросила меня об этом – можно или нельзя, ведь это память о моём школьном детстве?- подытожил сын своё обвинение голосом, которым оглашает  судья безоговорочный  приговор преступнику.
Совершенно напрасно я приводила слабые доводы о том, что после ремонта квартиры в обновлённом интерьере не нашлось места старой  осыпающейся копии с повреждённой рамой. Но чем больше я приводила оправдательных аргументов в свою пользу, тем глупее и беззащитнее выглядела в глазах единственного любимого сына.
С того момента при каждом удобном и неудобном случае сын напоминал мне о моей чёрствой душе и приводил новые примеры из прошлого о моей неисправимой беспечности. Он вспомнил, что я когда-то без спроса подарила его велосипед своей коллеге по кафедре журфака НУУз им. М. Улугбека; детскую железную дорогу и микроскоп безвозмездно отдала соседям… и приводил ещё много других аналогичных примеров из нашей прошлой совместной жизни, в которой уже ничего переделать было нельзя. Если я в своё оправдание пыталась сыну напомнить случаи моего беззаветного безропотного служения ему в трудные годы, когда приходилось, пусть даже не очень плодотворно, вытаскивать его из пучины заблуждений молодости в лихие нулевые годы, он бравировал железной логикой философа: «Ни один хороший поступок человека не может оправдать другие его дурные проступки» и т.д. и т.п.
Наша внезапная размолвка могла зайти слишком далеко, если бы не счастливый случай. Однажды вечером мой сын вышел во двор «потусоваться» со своими старыми школьными друзьями и вдруг над самым входом в соседний подъезд увидел подаренную ему в детстве картину. Атхам делал в своей квартире капитальный ремонт и, видимо, за ненадобностью вынес лишнюю вещь в доме на всеобщее обозрение, чтобы она попала в чьи-то надёжные руки. Так картина вернулась в родную обитель. Сын с той минуты перестал «пилить» свою мать и заверил при первой возможности отреставрировать семейную реликвию. На 73-м году моей жизни мне пришлось снова в который уже раз дать себе слово быть внимательней к своим близким и их тайным привязанностям, скрытым от наших глаз в мельтешащей и мгновенно растворяющейся суете сует. Всё проходит, но остаются на душе, как на вечном Древе жизни, незаживающие зарубки наших старых обид, чувства вины и стыда. Однажды нам приходится их распознать, покаяться и побороть в себе, чтобы жить дальше в согласии с Богом и миром, сотворённом на Любви, Добре и всепрощении...
  2023/24
Гуарик Багдасарова