100 лет Болотнинскому району. Ч. 15

Евгений Викторович Терентьев
В 1599 году управление Сибирью переходит в приказ Казанского дворца, который также осуществлял административно-судебное и финансовое управление Средним и Нижним Поволжьем с городом Казанью, Башкирией и Уралом. Гербом Сибири в это время все еще оставался герб Сибирского ханства хана Едигера, известный с 1555 года (изображение стрелы).

С момента своего основания в 1604 году город Томск сделался центром Томского уезда Тобольского разряда. Окрестности города Томска быстро заселялись русскими переселенцами, принявшимися осваивать земли по реке Томь до самого южного русского укрепленного пункта в Западной Сибири – Кузнецкого острога или Кузнецка, основанного в 1618 году на племенной территории северных шорцев (называемых в русских документах того времени кузнецкими татарами или кузнецами). Кузнецкий острог являлся центром Кузнецкого уезда. В наше время на месте Кузнецка расположен город Новокузнецк Кемеровской области.

В 1629 году из Тобольского разряда был выделен Томский разряд – отдельная большая административно-территориальная единица, состоявшая из уездов: Томского, Сургутского (образован в 1594 году), Нарымского (образован 1600 году), Кузнецкого (образован в 1618 году), Енисейского (образован 1619 году) и Красноярского (образован 1631 году). По мере присоединения к Русскому государству территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока (в августе 1639 года отряд томских казаков во главе с Иваном Москвитиным вышел к Тихому океану), к 1677 году в Сибири функционировало уже 4 разряда: Тобольский, Томский, Ленский (образован в 1639 году) и Енисейский (образован в 1677 году). С 1687 по 1693 года существовал и пятый – Верхотурский разряд. Несмотря на образование новых разрядов, Тобольск сохранял положение главного города Сибири, ее столицы.

До 1620 года церковное управление на сибирских землях осуществлялось Вологодской епархией. В 1620 году Тобольск стал центром Тобольской (Сибирской епархии), в 1667 году – Тобольской (Сибирской) митрополии, самой обширной на тот момент в Русском государстве. В 1622 году в Тобольске было построено здание пятикупольного деревянного Софийско-Успенского кафедрального собора, которое в 1648 году сменило новое, также деревянное, здание с тринадцатью куполами. В 1686 году на их месте было построено уже каменное здание Софийско-Успенского кафедрального собора, до сих пор возвышающееся над Тобольском за стенами Тобольского кремля. Тобольские епископы и митрополиты в это время управляли духовенством Сибири через глав духовных округов («поповских старост»), важнейшим звеном всей церковной жизни являлись приходы.

В 1637 году управление Сибирью переходит к Сибирскому приказу, выделившемуся из приказа Казанского дворца. Новый орган (находившийся, как и его предшественники, в Москве) ведал назначением и сменой местной администрации, обороной, дипломатическими сношениями с Китаем, Средней и Центральной Азией, финансовыми, фискальными и таможенными вопросами, управлением всеми категориями сибирского населения, организацией экспедиций землепроходцев, строительством острогов и слобод, обеспечением населения провиантом, устройством казенной пашни, принимал казенные товары (пушнину, моржовую кость, китовый ус, ревень, товары из Китая) и реализовывал их за рубежом, осуществлял поиск полезных ископаемых и организацию рудников и заводов в Сибири.

После Смутного времени, в начале 17 века появится новый герб Сибири – изображение двух соболей, стоящих на задних лапах под деревом. В середине 17 века герб будет видоизменен: два стоящих на задних лапах соболя станут держать в лапах стрелу острием вниз. В 1672 году в Титулярнике царя Алексея Михайловича появится изображение хорошо всем нам известного герба Сибири («Царства Сибирского»), основа которого сегодня включена в композиции гербов современных городов и регионов Сибири (в том числе города Новосибирска и Новосибирской области).

Для защиты от набегов и разорения кочевниками русских поселений к югу от Томска и поддержания прочной связи с Кузнецким острогом в 1657 году на правом берегу реки Томь был построен Сосновский острог (современная деревня Сосновый Острог Яшкинского района Кемеровской области в 93 км к югу от Томска или в 62 км к северу от современного города Юрга). Основателями острога стали томские дети боярские Дмитрий Копылов и Юрий Ядловский. Острог представлял собой четырехугольник из частокола с тремя башнями. Внутри острога находились Спасская церковь, двор приказчика, судная изба, казенные «государевы» амбары и погреба.

Территория, заселенная русскими крестьянами вокруг Сосновского острога, образовала Сосновский стан. Сосновский стан в середине 17 века – начале 18 века включал в себя современные территории Юргинского и Яшкинского районов, часть территории Топкинского района Кемеровской области, части территорий Болотнинского и Тогучинского районов Новосибирской области.

Во второй четверти 20 века историей заселения русскими Западной Сибири в 16-18 веках занимался томский историк, доктор исторических наук Емельянов Николай Филиппович, выпустивший в издательстве Томского государственного университета несколько своих монографий, посвященных данному вопросу. Ученый подробно изучил документы 16-18 веков, по которым восстановил время основания русских поселений в Западной Сибири в данную эпоху, имена и род занятий первопоселенцев. К сожалению, из-за небольшого университетского тиража книги данного исследователя массовому читателю оказались недоступны, информацией из них долгое время краеведы не владели.

В 2010 году в городе Юрге юргинским и болотнинским краеведом Владимиром Ивановичем Косовцом также скромным тиражом была выпущена книга «Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья», в которой автор затронул тему истории основания первых русских поселений на современной территории Юргинского и Яшкинского районов Кемеровской области и Болотнинского района Новосибирской области. Используя доступные ему архивные документы и исторические исследования (в том числе монографии историка Емельянова), Косовец систематизировал данные из этих источников, создав стройную картину заселения в том числе нашего района в 17 веке – начале 20 века.

Сведения Емельянова и Косовца во многом опровергли устоявшуюся в 1930-х годах - 2000-х годах среди болотнинских краеведов старую датировку основания первых населенных мест в Болотнинском районе. Несмотря на то, что книга Косовца была достаточно популяризирована в нашем районе уже в 2010-х годах, столь полезная и необходимая информация из нее не вошла в содержание выпущенных в 2014 и 2019 годах новосибирским издательством Издательский Дом «Историческое наследие Сибири» краеведческих изданий «Болотнинская быль» и «Народная летопись Болотнинского района». Между тем, ни о каком русском населении, которое, по старым сведениям, якобы проживало на территории Болотнинского района уже в первой половине 17 века, историкам не известно: исторические источники, которые говорили бы о противоположном – отсутствуют. Только во второй половине 17 века на территории Болотнинского района появляются первые русские поселения, административно относившиеся к Сосновскому стану.

Первым русским населенным пунктом, появившимся на современной территории Болотнинского района, вероятно, является деревня Шелковникова, основанная служилым казаком Никитой Шелковниковым в 1683 году на реке Кандереп, на границе с современной территорией Юргинского района Кемеровской области, примерно в 12 км от села Проскоково, вверх по реке Кандереп. Деревня исчезла во 2-й половине 20 века.

В 1684 г. посадским человеком Степаном Черновым на реке Большая Черная была основана деревня Большая Черная, первоначально носившая название Чернова. В 1700 году к этой деревне подселился пашенный крестьянин Елизаров, поэтому некоторое время деревня носила название Черная (Елизарова). В конце 1830-х годов деревня разъехалась и образовалась вновь на прежнем месте в конце 1860-х годов.

В 1687 году пашенным крестьянином Павлом Зудовым на реке Икса была основана деревня Зудово (Икса, Иксинская), на карте Семена Ульяновича Ремезова из чертежной книги Сибири 1701 года названная Пашковой.

В 1691 году на месте современной деревни Турнаево, на берегу реки Боровой (современное название реки Сосновка) беломестным казаком Яковом Нестеровым была основана деревня Боровая. Деревня в последний раз упоминалась в 1811 году, после чего, вероятно, исчезла.

В 1695 году на правом берегу р. Обь в устье реки Икса томским сыном боярским Алексеем Степановичем Кругликом (Кругликовым) была основана деревня Кругликова. На карте Ремезова Кругликова обозначена как деревня Круслина. Ниже по течению реке Обь и в стороне от нее показаны юрты обских татар Темерчинской инородной волости. Сам основатель деревни Алексей Кругликов не жил в этой деревне постоянно. Постоянно здесь жили и хозяйствовали дворовые люди Кругликова «калмыцкой породы».

В 17 веке деревни Кругликову, Пашкову (Зудово) и Черную (Большую Черную) связывала сакма – конная, верховая вьючная тропа, берущая начало в районе деревни Кругликово и ведущая затем через Зеледеево, Варюхино, Алаево и другие русские поселения того времени в город Томск. Начиналась эта тропа на левом берегу Оби и пересекала остров Симан напротив деревни Кругликово. По левому же берегу Оби с юга на север продолжалась вторая подобная тропа до переправы через реку Обь в районе Уртамского острога, построенного в 1684 году казачьим отрядом томского сына боярского Юрия Соболевского (современное село Уртам Кожевниковского района Томской области). От Уртамского острога тропа вела дальше на восток – также в город Томск. Когда именно на месте этих прежних верховых троп появляются колесные дороги – неизвестно. В первой половине 18 века, колесные дороги на этих маршрутах, вероятно, уже существовали.

Первые русские поселенцы на территории Болотнинского района самостоятельно основывали свои поселения. Служилые люди (казаки, стрельцы, боярские дети) основывали свои заимки, получая от властей право на пользование землей за свою службу. Крестьяне заводили свои заимки и пашни взамен обязательства поставки хлеба в казну. Первопоселенцы для своих заимок выбирали лучшие места, всегда по берегам рек, где были свободные от леса и пригодные для пашни земли. Часто это были обширные естественные лесные поляны – елани. Жилые дома и усадебные постройки первых деревень хозяева ставили, как им хотелось, никакого плана на этот счет не было. Позже в таких населенных пунктах образовывались первые улицы, на которых долгое еще время выделялась хаотичная застройка первопоселенцев.

Быт первых русских поселенцев в Сибири организовывался «по русскому обычаю». Они строили дома с деревянным полом и печами. Характерной чертой русского быта сибиряков была баня – «мыльня», как ее тогда называли (собственно, в этот период сама баня – «мыльня» вошла и в быт окрестных сибирских народов, русское название ее в их языках трансформировалось в слово «мылча»). Главным занятием поселенцев было земледелие. Пахали деревянной сохой с железными наконечниками – сошниками. Сеяли рожь, овес, ячмень, гречиху, просо, реже - пшеницу, коноплю и лен. На огородах выращивали лук, чеснок, морковь, капусту, репу, огурцы. Широко применялась переложная система земледелия (перелог), при которой после нескольких лет использования пашню надолго бросали для «отдыха». Перелог сочетали обычно с трехпольной системой – чередованием озими, ярового и пара. Крестьянские пашни также поначалу располагались вокруг первых поселений хаотично. По мере того, как количество дворов в деревнях увеличивалось, вырубали и выжигали лес рядом.

Другой важной отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа с заготовкой сена на зиму. Оно давало тягловую силу для возделывания полей, перевозки грузов, обеспечивало молоком, мясом, кожей, шерстью. Содержали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, домашнюю птицу. Для скота строили «скотные избы». Хозяйство носило натуральный характер: почти все предметы домашнего обихода изготавливали самостоятельно. Из конопли и льна пряли пряжу, ткали из нее холсты, а из них шили одежду. Из овечьей шерсти делали грубошерстное сукно, вязали варежки и чулки, катали пимы (валенки).

Русские крестьяне-поселенцы, жившие на современной территории Болотнинского района в это время, относились к категории государственных крестьян. Земли, на которых они вели свое хозяйство, считались собственностью государства. Крестьяне не имели права покупать и продавать свои участки, сдавать их в аренду. За пользование землей крестьяне выполняли повинности, основными из которых были натуральный и денежный оброки. До 1720 года – первой подушной ревизии населения, проведенной в Сосновском стане, денежные подати с земледельцев взимались со двора (тягла), независимо от того, сколько в одном хозяйстве проживало людей. Во многом поэтому первые русские поселения были малодворными. Поселенцы предпочитали жить большими семьями вместе на одном дворе тремя-четырьмя поколениями. В пользу государства земледельцы выполняли различные отработки: строили остроги, мосты и дороги, перевозили казенные грузы, сопровождали казенные суда-дощаники по Оби и Томи.

Жителям Болотнинского района, знакомым с географическим положением и природой родного края, не трудно заметить, что все вышеперечисленные первые русские поселения на территории Болотнинского района были расположены в его северной лесной части и тяготели к укрепленным городу Томску, Сосновскому острогу, а затем и к Уртамскому острогу с их гарнизонами. В конце 17 века деревни Шелковниково, Большая Черная, Зудово (Пашкова), Боровая находились в ведении Сосновского стана Сосновского острога Томского уезда Томского разряда. Деревня Кругликова находилась в ведении Уртамского острога Томского уезда Томского разряда. Жители Шелковниково, Большой Черной, Зудово (Пашковой), Боровой могли являться прихожанами Спасской церкви Сосновского острога. Жители Кругликова могли являться прихожанами Вознесенской церкви Уртамского острога. Вопрос принадлежности жителей этих деревень в 17 веке к какому-либо приходу не исследован.

Евгений Терентьев