Леший

Константин Сычев 2
Л   Е   Ш   И   Й

Много загадочных историй, приключившихся в глухих брянских лесах, рассказывают здешние жители. Но, как правило, их сообщения больше напоминают сказки, чем жизненную правду. Однако тайны лесных глубин сердца России, в самом деле, ждут разгадок, и у брянцев есть все возможности узнать много нового о древней истории затерявшихся в глубине лесов курганов и остатков некогда цветущих поселений.
Что мы знаем об окрестностях деревень Домашово и Дорожово? Только то, что их когда-то заселили потомки древнего славянского племени радимичей, бежавших от гнёта польско-литовских панов? Или то, что эти места в глубокой древности были густо заселены неизвестными народами? Мы знаем, что ещё перед войной на этих землях располагались многие деревни и сёла: Городятинка, Умысличи, Озёрки, Николаевка и многие другие. Это был «изумрудный рай», изобиловавший жизненно важными дарами природы, своеобразная Аркадия, где паслись многочисленные стада коров, овец, табуны лошадей, а на выкорчеванных участках леса тусклым золотом отливали, раскачиваясь под лёгким ветром, тучные колосья славянской ржи. Неглубокие притоки Десны – речки Сенна и Серижа – изобиловали рыбой. А по праздникам далеко окрест слышались звуки песен и бесхитростных славянских музыкальных инструментов. Древние славянские боги не требовали кровавых жертв, не отнимали у людей радостей жизни, но наоборот поощряли веселья и гуляния, прочно вошедшие в обряд почитания и богов, и далёких предков.  Да и образы самих богов были тесно связаны с местной природой. Символами верховного бога славян Перуна считали из деревьев – дуб, из животных – орла. Бога – покровителя скота – Велеса  символизировали вяз и бык, богиню красоты Мокошь – берёза и змея.
Как-то один археолог рассказал мне, что он столкнулся во время обследования древних курганов с интересным, загадочным явлением. Получив информацию от местных жителей о находке ими остатков древнего города, доселе неизвестного науке, расположенного между деревней Дорожово и городком Дятьково, он выехал в начале осени в сторону дорожовского леса. Он долго колесил на своей автомашине по просёлочным дорогам, прежде чем добрался до остатков древнего городища, окружённого курганами.
…Солнце уже клонилось к закату, и вершины сосен медленно окутывала багровая полоса, погружая окрестности в туманный мрак. Археолог со своими друзьями хотел поставить палатку и открыл багажник автомобиля, чтобы достать оттуда рюкзаки с туристическим имуществом. Но его внимание вдруг привлекла какая-то тёмная полоска, отчётливо выделявшаяся на большом валуне, лежавшем посреди лесной поляны, неподалёку от просёлочной дороги. Он подошёл поближе и, к своему удивлению, обнаружил там крупную гадюку. – Ах, ты, мерзость! – подумал он. – Разлеглась тут как хозяйка! Надо бы убить тебя!
Он потянулся рукой к куче ближайшего валежника, намереваясь нащупать нужную для нанесения удара палку. Но тут его посетила странная мысль. – А что, если эта змея – сама богиня Мокошь, её перевоплощение? Вот убью её и навлеку на свою голову гнев лесного божества?
Археолог не был суеверным человеком, и такие мысли показались ему самому глупыми. Однако что-то заставило его отказаться от расправы над змеёй. Он подошёл поближе к камню и громко, улыбаясь, сказал: – О, могучая и славная богиня Мокошь! Дай мне знак, ты это или нет!
К его изумлению, змея неожиданно зашевелилась, приподнялась на камне, стала медленно спускаться на землю, раскачиваясь и словно приглашая учёного следовать за ней. Покинув камень, змея  быстро поползла в сторону небольшого, поросшего густой побуревшей травой холма. Археолог устремился за ней.
Змея приблизилась к холму, остановилась, повернула голову с периодически вылезавшим раздвоенным языком в сторону своего преследователя и вдруг одним броском, пёстрой лентой, ускользнула в скрытое травой отверстие.
– Вот тебе и богиня! – грустно усмехнулся археолог. – Удрала в норку и, как говорится, «с концами»!
Но тут его взгляд привлёк какой-то небольшой предмет, сверкнувший у змеиной норы металлическим блеском. Он подбежал поближе и увидел старинный славянский перстень!
– Боже мой! – воскликнул весело он, поднимая прекрасно сохранившуюся вещь. – Серебро с чуть заметной окисью! Какое чудо, что оно едва потемнело и даже местами сохранило белый цвет!
Но когда он поднёс перстень к лицу, его радость сменилась на какой-то непонятный, щемящий душу страх: перстень напоминал печатку, на которой были выгравированы змеи! Целый пучок змей!
Как только он рассказал мне эту историю, я долго смеялся. – Какая это тебе богиня? – весело говорил я, скептически кивая головой. – Ну, допустим, заползла туда змея, а перстень кто-то недавно уронил. С трудом верится, чтобы древнее серебро хорошо сохранилось! И с чего ты взял, что на перстне были змеи? Да и где, в конце концов, этот перстень? Ведь, увы, мы все – большие мастера сказок – однако, кроме слов, у нас нет никаких доказательств!
– Ах, вот как! – сказал сердито археолог. – Ну, что ж, тогда смотри!
Он полез в один из ящичков своего стола, извлёк оттуда небольшую коробочку и что-то оттуда достал. – Пожалуйста, вот тебе этот предмет!
Я подошёл и увидел лежавший на кусочке ваты старинный серебряный перстень! Это, в самом деле, было славянское изделие. Нечто подобное я видел в иллюстрациях научных археологических изданий!
А на «печатке» чётко выделялся клубок свившихся в брачной пляске змей.
– Да, такой символ называется «змеевик», – пробормотал я с изумлением, – хотя я сомневаюсь, что здесь произошло какое-либо волшебство. Однако история, в самом деле, загадочная!
Вернувшись домой, я рассказал историю с перстнем отцу и скептически отозвался о народных суевериях. Но он, внимательно меня выслушав, возразил: – Напрасно ты смеёшься над этим! В мире много всего неразгаданного! Неужели ты думаешь, что древние славяне были глупыми людьми? Да они в сто раз были умнее нас, хотя бы не пытались внедрять в свою жизнь нелепые чужеземные теории! Они намного ближе нас стояли к природе! Знали всевозможные приметы, хорошо предсказывали погоду, излечивали ныне неизлечимые недуги! Что же касается их богов, то здесь тоже немало таинственного! Вот, возьми старинные легенды о русалках, водяных и леших! Я сам, как ты знаешь, человек не суеверный…Но вот, как говорится, пока сам не столкнёшься, не поверишь! Ты слышал про леших?
– Слышал! – кивнул я головой. – Однако не очень-то в них верю!
– Я знаю, – вздохнул отец. – Поэтому я и не хотел рассказывать тебе одну приключившуюся со мной историю…Ты тогда служил в армии, и я один ездил на велосипеде в лес по ягоды-грибы. Вот там у меня и произошла одна встреча…
– Расскажи-ка всё это поподробней, – перебил я его. – Я знаю, что ты не станешь меня обманывать! Что же там у тебя приключилось?
И отец рассказал мне о своей встрече с загадочным незнакомцем.
Это случилось в начале июля. В лесу поспела земляника, но долгое время у него не было возможности съездить в лес. А тут вдруг установилась тёплая сухая погода. Как упустить такой шанс? Он очень любил собирать землянику!
Итак, он выехал на велосипеде по просёлочной дороге в сторону так называемой Хорошутинской будки, где в давние времена располагалась усадьба лесника. Там, неподалёку от дороги на большой поляне всегда можно было собрать неплохой урожай крупной душистой земляники.
Приблизившись к знакомому месту, отец оставил у дерева велосипед и устремился в травяные заросли.
Утро было чудесное, солнечное, пахло землёй и травой. Ещё не установилась обычная иссушающая июльская жара, но из травы, искрящейся от капель росы, вылетали полчища комаров, которые непрерывно, с писком набрасывались на пришельца, мешая ему собирать ягоды. К своему разочарованию, отец не обнаружил обычного обилия земляники, чем был крайне расстроен. Отбиваясь от комаров, он с трудом наполнил ягодами небольшую пол-литровую банку и, проклиная гнус, усиливающуюся жару, неудачу, устремился к велосипеду, желая покинуть недобычливое место. Но, вставая и вытирая со лба пот, он вдруг неожиданно для самого себя громко сказал: – Ах, леший, хозяин леса, где же ты? Плохо ты правишь в своих владениях! Даже ягод у тебя нет!
Он хотел ещё что-то добавить, но осёкся. Прямо из чащи навстречу ему шёл рослый седой старик! Он был одет в белоснежную рубаху, украшенную узорами из красных нитей, изображавших петухов, холщовые штаны с синими полосками, а его ноги были обуты в новенькие липовые лапти, натянутые на белые онучи. Длинная рубаха свисала до колен и была подпоясана красной лентой. Лицо старика хранило покой, властность и величие, на его морщинистом лбу сверкал серебром металлический обруч, прижимая пышные седые волосы.
Отец запомнил его густые седые брови, такую же серебристую бороду и большие голубые глаза. Вглядываясь в лицо старика, он забыл о том, что обращался к хозяину леса!
У него остались в памяти образы стариков своей родной деревни Овстуг в довоенные годы. Многие из них одевались именно так!
Старших тогда уважали и почитали, они выглядели в глазах молодёжи мудрыми и суровыми, почти как нынешний незнакомец! Поэтому он смело пошёл навстречу ему, считая его одним из старожилов близлежащих деревень.
Старик приблизился к нему и неожиданно улыбнулся. От этого взгляда в душе моего отца словно потеплело! Стало как-то спокойно, прошло раздражение от неудачного сбора ягод…
– Послушай, сыну, – ласково, но громко сказал незнакомец. – Нашёл ты место неладное! А по сему нетути тобе удачи никоей! Надобно тобе место переменити!
– Да вот видишь, дедушка, – ответил мой шестидесятилетний отец, чувствуя глубокую старость собеседника и словно не замечая его непривычной деревенской речи, – я тут всегда собираю ягоды и никогда у меня не было неудачи…
– Так ужо сталося, что место едино меняти надобно! – усмехнулся седой старик и устремил свой взгляд на банку с ягодами, которую держал в руке мой отец. – Зрю же я тобя со добычею нескоромною! Знамо, не лентяй ты стался да труда не страшишься! Но да щедр ли ты? Али скареден? Не подашь ли мне ягод своих?
– Пожалуйста, дедушка, берите! – сказал отец и протянул ему банку. – Радостно мне на душе, что вы ягод моих отведаете!
Незнакомец пристально посмотрел на него, протянул обе руки и соединил ладони в пригоршню. Отец высыпал ему туда все свои с трудом собранные ягоды.
Старик поднес ладонь к лицу, и ягоды исчезли так быстро, словно испарились!
– Ну, а во часец сей, сыну, – сказал незнакомец, проведя ладонью по рту, – я открою тобе место иное, ягодами пребогатое …Вон, иди туды, – он указал вытянутой рукой за ближайший куст. – Тама ягода тобе во числе превеликом станет!
– Спасибо, дедушка! – сказал с сомнением в голосе отец и пошёл вперёд. Обойдя указанный таинственным незнакомцем куст, он оглянулся. Старика нигде не было! Исчез, как сквозь землю провалился!
Тогда отец устремился к большой поляне. Он никогда не собирал там ягод и был поражён их необычному изобилию! К тому же, исчезли ненавистные кровососы – комары!
– Часа за два я собрал целое ведёрко земляники! – подытожил он свой рассказ. – Я никогда не добывал за один раз так много ягод! И никогда мне ягода так легко не давалась! Я вернулся домой весёлый и радостный и как только оказался в своей квартире, сразу же почувствовал, как с моих глаз словно сошла пелена! Я вспомнил о своём обращении к лешему, о разговоре с ним, и мне даже ненадолго стало страшно…Правда, потом это состояние прошло…
– Ну, а может это, в самом деле, был местный старик? – сказал тогда я в недоумении, ибо знал, что отец всегда говорил правду. – Ты помнишь черты его лица? Ведь ты не всё описал…
– А вот черты лица не помню, – пробормотал отец и помрачнел, чувствуя в моих словах недоверие. – Вообще-то я ещё в детстве слышал от стариков, что такое бывает…Но леший является людям в разном обличье. Иногда такой страшный, косматый! А вот мне повезло…Однако ничего более подробно я тебе сказать не могу! Всё как-то вылетело из памяти…
Эту историю я запомнил, но в лешего так и не поверил.
…Прошло много лет. Я часто ходил в лес пешком, ездил, как и отец, на велосипеде в довольно глухие места, но нигде не встретил загадочного старика, однако мне всё же пришлось столкнуться с необъяснимыми ситуациями.
Как-то после долгого перерыва в связи с работой в Брянске я, наконец, нашёл время для поездки в лес и, заехав в глухомань, неожиданно заблудился! Со мной такого никогда не случалось, поэтому сначала я даже растерялся и, проблуждав по некогда знакомому лесу больше часа, с превеликим трудом нашёл свой велосипед!
Я был так потрясён случившимся, что не стал больше искать грибы, а сразу же уехал домой с полупустой корзиной.
На работе я рассказал о своём неудачном путешествии по лесу и был осмеян. Но одна наша сотрудница, любившая загадочные и мистические истории, посочувствовала мне. – Видимо, вы долго не ходили в лес, – сказала она совершенно серьёзным тоном, – и хозяин леса, леший, на вас обиделся! Вот он и задурил вам голову, запутал вас! А потом, просто сжалился…
– Всё это – сказки! – рассмеялся я. – Я забыл дорогу потому, что, в самом деле, давно не бывал в лесу! Однако я всё-таки сомневаюсь…Что-то тут не то! Я ещё в своём уме и твёрдом рассудке! Ну, допустим, вы правы. Так что же, мне и дальше придётся блуждать по лесу по милости лешего?!
– А вы перехитрите его! – усмехнулась пожилая сотрудница. – Делайте так, как советуют в таких случаях старики. Снимите с себя куртку, пиджак или что на вас есть! Выверните одежду наизнанку и так наденьте на себя!  Уверяю, что вы сразу же найдёте свою дорогу в лесу!
Я покачал в знак согласия головой и вскоре обо всём этом позабыл.
Прошёл год. Наступило очередное лето, и я поехал в лес. Помня о том, как однажды заблудился, я сменил маршрут на более ближний.
Как оказалось, я весьма удачно выбрал лес. Буквально за один час я собрал целую корзину белых грибов и подосиновиков! Нагруженный тяжёлой, но ценной ношей, я устремился к оставленному на просеке велосипеду, однако вскоре обнаружил, что безнадёжно заблудился. К тому же было пасмурно, солнце не проглядывало сквозь тёмное небо, и я не мог определить нужное направление.
Пометавшись взад-вперёд, раздражённый и усталый, я присел на пенёк и задумался.
– Вот досада, что не захватил компас! А тут ещё такая тяжесть! Хоть бросай в лесу грибы! – роились в голове мысли.
Но тут вдруг я вспомнил о своём прошлогоднем разговоре с пожилой сотрудницей и стал решительно снимать с себя пиджак. Я не очень-то верил в совет той женщины. Просто взял и попробовал! Как говорится, утопающий хватается и за соломинку! Я вывернул пиджак наизнанку, надел его в таком виде на себя и осмотрелся. Вроде бы ничего не произошло. Я взял в руку корзину с грибами, повернулся в другую сторону и оцепенел: прямо передо мной пролегала знакомая просека!
…Через пять минут я уже ехал на велосипеде домой, непрерывно нажимая на педали: продолжать сбор грибов уже не хотелось…
Прошло ещё два года. Однажды в начале сентября я выехал на велосипеде уже в другой лес, более отдалённый, но знакомый мне с детства.
Прибыв на место, я поставил у небольшой ели велосипед, прикрепил его защитным тросиком с замком и устремился в чащу, где всегда находил много грибов.
Так случилось и в этот раз. Несмотря на то, что сезон был неурожайным на грибы, я довольно быстро собрал целую сумку лисичек и молодых подберёзовиков.
Возвращаясь на просеку, где оставил велосипед, я с радостью думал о том, что уже скоро буду дома и смогу посмотреть по телевизору интересный футбольный матч.
Приближаясь к ели, я достал из кармана связку ключей, надеясь снять с тросика замок, но вдруг, к своему ужасу, обнаружил, что велосипеда на месте нет! На коре дерева остались лишь царапины от поспешно снятого тросика, и…всё!
Стало ясно, что велосипед похитили! Я заметался, надеясь найти хотя бы какие-нибудь следы похитителей, но всё было напрасно. Пройдя вдоль и поперёк весь лес, я, потеряв надежду найти свою пропажу, вынужден был в расстроенных чувствах возвращаться домой пешком: я никогда не терял своих вещей, не говоря уже о старом велосипеде, ставшим как бы близким другом!
Я никак не мог забыть эту потерю! Сколько было связано с тем велосипедом воспоминаний, где только я на нём не побывал!
Однако время шло, и утрата стала постепенно забываться.
Наступил октябрь, грибной сезон приближался к концу, и вот-вот должны были пойти обычные для того времени дожди.
В один субботний день я решил пойти в лес в то самое место, куда я в последний раз ездил на своём пропавшем велосипеде.
Оказалось, что и пешком без особых усилий можно было добраться до своего заповедного уголка. Поход оказался успешным, и я быстро наполнил отборными грибами большую сумку. Теперь предстоял путь назад: через лес и шоссейную дорогу. – Что ж, – подумал я, присев ненадолго на ближайшее бревно, – пусть у меня и довольно тяжёлый груз, но, как говорится, своя ноша не тянет!
Проходя мимо просеки, где месяц назад оставил похищенный велосипед, я вспомнил о потере и глубоко вздохнул. Не знаю, что заставило меня произнести несколько бессмысленных, как я тогда считал, фраз, но, тем не менее, я это сделал.
– Прошу тебя, хозяин леса, – громко воззвал я в лесную тишину, – верни мне мой старый велосипед! Искренне прошу тебя, помоги! И прости меня за то, что редко бываю в лесу!  Я люблю лес и уважаю тебя! Помоги мне!
Не успел я сказать последних слов, как вдруг остро почувствовал на себе чей-то взгляд! Ощущение было настолько яркое, что я повернулся и глянул в сторону просёлочной дороги. День был ясный. Солнце светило прямо над головой, и я вдруг увидел как что-то в кустах блеснуло! Догадка осенила меня. Но я всё-таки не верил своему счастью…Я побежал вперёд и увидел стоявший у небольшой ели...мой велосипед! Целёхонький и даже нисколько не поржавевший, несмотря на месячное пребывание в лесу!
Всё происходило как будто во сне. Я огляделся. Здесь я точно не оставлял велосипед! А просека была совсем рядом! К тому же, я тогда тщательно «прочесал» весь лес! Но велосипед был прикреплён к такой же самой ели, только на её стволе не было никаких царапин! Мало того, на велосипедном руле висела мокрая от недавних дождей запасная сумка с бутылью, в которую я налил перед поездкой питьевую воду!
Дрожавшими руками я достал связку ключей, открыл замок, снял с велосипедной рамы тросик и ощупал шины. Они лишь немного спустили! На месте, на велосипедной раме, оказался и насос, который я снял и быстро подкачал колёсные камеры.
Ехал я домой, не чувствуя усталости. В душе царили одновременно и радость, и тревога. Несмотря на случившееся, я всё-таки не верил в чудо и пытался разобраться в своих мыслях. Но никаких убедительных объяснений я так в себе и не нашёл.
– Вокруг столько всего неясного и непознанного, – решил я, наконец, отбросив бесплодные рассуждения, – что пора покончить с самоуверенностью и принимать этот мир не таким, как нас учат многочисленные мыслители и политики, а таким, каким он есть, с его вечными загадками и необъяснимыми явлениями!

29 декабря 2011 г.