Послание церкви галатийской

Наталия Кобилева 2
"Изложение посланий апостола Павла"

Данная работа представляет собой изложение писем апостола Павла, следуя цели упрощения языка и лучшего усвоения смыслов новозаветных текстов, при этом, сохраняя максимальную приближенность к оригиналу.

ПЕРВАЯ ГЛАВА.

1–5. Павел, Апостол, избранный не людьми, и не через людей, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мёртвых, и все находящиеся со мной братья – послание церквам Галатийским:
Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от нынешнего обольстительного бытия, по воле Бога и Отца нашего, слава Ему вовеки, аминь!

6–7. Удивляюсь, что от евангелия, призвавшего вас благодатью Христовой, вы так быстро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не другое, но соблазн от людей, смущающих вас и желающих извратить истинное благовестие.

8-9. Но если бы даже мы или Ангел с неба стали благовествовать вам не то, что изначально благовествовали вам, да будет анафема!

10. У людей ли я ищу одобрения или у Бога? Людям ли угодить стараюсь? Если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христа.

11–12. Сообщаю вам, братья, что евангелие, которое проповедую вам, не человеческое; ибо и я его принял не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13–14. Вы слышали о моём прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко преследовал Церковь Божью и опустошал её, и был успешен в иудействе больше многих ровесников в моём роду, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий.

15–18. Когда же Бог, совершивший избрание моё от утробы матери моей и призвавший благодатью Своей, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я проповедовал Его язычникам, то не стал советоваться с людьми и не пошёл в Иерусалим к ранее избранным Апостолам, но пошёл в Аравию, а потом возвратился в Дамаск.
Потом, спустя три года, я ходил в Иерусалим повидаться с Петром и пробыл у него пятнадцать дней.

19–24. Никого другого из Апостолов я не видел, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам пред Богом, не лгу. После этого я ушёл в страны Сирии и Киликии.
Церквям Христовым в Иудее я лично не был известен, а только слышали они, что некогда гнавший их ныне благовествует их веру, которую прежде истреблял, и прославляли за меня Бога.

ВТОРАЯ ГЛАВА.

1–3. Потом, через четырнадцать лет, я снова ходил я в Иерусалим с Варнавой, взяв с собой и Тита. Ходил же туда по откровению и предложил тамошним иудеям, в том числе особо знаменитым, благовестие, проповедуемое мной язычникам, и испытал, не напрасно ли я тружусь в нём.
Но они и Тита, бывшего со мной, не принуждали к обрезанию.

4–6. А вкравшимся лжебратьям, тайно приходившим подсмотреть за нашей свободой, которую мы имеем во Христе, и желающим поработить нас, мы не уступили ни в чём и не покорились, чтобы истина благовестия сохранялась у вас.
И в знаменитых чем-либо, какими бы они ни были когда-то, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня никакого бремени;

7–10. Напротив, увидев, что мне вверено благовестие для язычников, как Петру для евреев, – ибо Бог содействовал равно мне и Петру, ему в благовестии евреям, а мне в благовестии язычникам, – и узнав о благодати, данной мне, Апостолы Иаков, Пётр и Иоанн, считающиеся столпами, подали нам, мне и Варнаве, руку общения, благословив на служение, добавив только, чтобы мы помнили нищих, что я и старался исполнять в точности.

11–13. Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подал повод к упрёку. Ибо до прибытия некоторых от Иакова он ел с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и отстраняться от них, опасаясь осуждения иудеев. Вместе с ним впали в лицемерие и прочие иудеи, так что, даже Варнава поддался их лицемерию.

14. Но когда я увидел, что они поступают не прямо по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь в свободе, как язычник, то зачем язычников побуждаешь жить по–иудейски?

15. Мы по природе иудеи, а не грешники из язычников, однако, узнав, что человек оправдывается не делами закона, но только верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа, чтобы оправдаться верой в Него, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никто.

17–18. Если же, ища оправдания во Христе, мы сами грешим, то неужели Христос служитель греха? Никак нет! Ибо если я снова возвожу то, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19–20. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу.
И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А то, что сейчас ещё живу во плоти, то живу верой в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21. Не отвергаю благодати Божьей. А если от закона оправдание, то и Христос напрасно умер.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА.

1–4. О, неразумные галаты! Кто обольстил вас не покоряться истине, проповеданной вам о Христе распятом ради вас и как бы у вас?
Только хочу знать: через дела ли закона вы получили Духа Святого или через наставление в вере?
Настолько ли вы неразумны, что, начав жить в вере духом, теперь заканчиваете плотью?
Неужели столь многое претерпели вы без пользы? О, если бы без пользы!

5. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, через дела ли закона это производит или через наставление в вере?

6––10. Так, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие и есть сыны Авраама.
И Писание, предвидя, что Бог верой оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы».
Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на законе, находятся под проклятием. Ибо написано: «Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».

11–14. А что законом никто не оправдается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
А закон не по вере, но кто его исполняет, того и жизнь от закона. Христос искупил нас от проклятия закона, взяв на себя проклятие, – ибо написано: «проклят всякий, висящий на древе», – для того, чтобы благословение Авраама через Иисуса Христа распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верой.

15–16. Братья! Говорю по–человеческому рассуждению: даже человеком утверждённого завещания никто не может отменить или изменить. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как бы об одном, семени, которое есть Христос.

17–18. Я говорю о том, что завета о Христе, прежде Богом утверждённого, закон, который пришёл спустя четыреста лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если наследство по закону, то уже не по обетованию. Но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19–21. Для чего же закон? Он дан позже, по причине преступлений, и до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукой посредника (Моисея). Но посредник при одном не бывает, а Бог один (давший и закон, и обетование). Итак, закон противен обетованиям Божьим? (Бог Себе противоречит?) Никак нет! Ибо, если бы был закон, способный животворить, то праведность подлинно была бы от закона;

22–24. Но Писание всех заключило под грехом, чтобы обетование верующим было дано по вере в Иисуса Христа.
А до пришествия веры мы заключены были под стражей закона, до того времени, когда надлежало открыться вере.
Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам оправдаться верой.

25–27. По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя (закона).
Ибо все вы – сыны Божьи по вере в Иисуса Христа;
Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28–29. Нет уже ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского: ибо все вы – одно творение во Христе Иисусе.
Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию – наследники.

ЧЕТВЁРТАЯ ГЛАВА.

1–2.Скажу ещё: наследник, пока он в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и является господином всего: он подчинён попечителям и домоправителям до срока, назначенного отцом.

3. Так и мы (иудеи), пока были в детстве (под водительством закона), были порабощены вещественным началам мира;

4–5. Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от женщины, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6. А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче!»

7. Поэтому, ты уже не раб, а сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

8–10. Ныне же, познав Бога, или лучше сказать, получив познание от Бога, для чего вы снова возвращаетесь к немощным и бедным вещественным началам и хотите поработить себя им опять? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12–14. Прошу вас, братья, будьте, как я, потому что и я такой же, как вы. Вы ничем меня не обидели: знаете, что когда я в немощи плоти проповедовал вам в первый раз, вы не возгнушались мной и моей немощью, а приняли меня, как Ангела Божия, как Самого Христа Иисуса.

15–17. Как тогда вы были блаженны! Свидетельствую, что вы готовы были исторгнуть очи свои и отдать мне, если бы было возможно.
Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17–20. Они ревнуют о вас нечисто, хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали о них. Но хорошо ревновать в добром всегда, а не в моём только присутствии у вас.
Дети мои, для которых я снова в муках родительства, доколе не отобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и воззвать к вам, потому что я в недоумении о вас.

21–23. Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не читали в законе? Ибо написано: «Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни, а другого от свободной». Но тот, который от рабыни, рождён по плоти (по человеческой воле), а который от свободной, тот по обетованию.

24–26. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть образ Агари. Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
А небесный Иерусалим свободен: он – мать всем нам.

27. Ибо написано: «возвеселись, бесплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо больше детей, чем у имеющей мужа».

28–29. Мы, братья, – дети обетования по Исааку. Но как тогда рождённый по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне происходит.

30–31. Что же говорит Писание? «Изгони рабыню и сына её, ибо сын рабыни не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братья, мы – дети не рабыни, но свободной.

ПЯТАЯ ГЛАВА.

1–2. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
Вот, говорю вам: если вы исполняете обрезание, то не будет вам никакой пользы от Христа. Ещё свидетельствую всякому человеку, который решил обрезаться, что он, в таком случае, должен исполнить весь закон.

4–6. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы в духе ожидаем и надеемся на оправдание от веры;
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни отсутствие обрезания, но вера, действующая любовью.

7–9. Вы хорошо шли в вере: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такие убеждения не от Бога, Призывающего вас!
Берегитесь, малая закваска квасит всё тесто!

10–12. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе, а смущающий вас, кто бы он ни был, понесёт на себе осуждение.
Подумайте, за что же меня гонят, братья? Если бы я проповедовал обрезание, тогда соблазн креста прекратился бы.
О, если бы удалены были смущающие вас!

13–15. К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу! Ибо весь закон в одном заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя».
Если же вы друг друга угрызаете и съедаете, то берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом!

16-18. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять похотей плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Если же вы духом водитесь, тогда вы не под законом.

19–21. Дела плоти известны: это прелюбодеяние, блуд, нечистота, бесполезные дела, идолослужение, магия, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предупреждаю вас, как и раньше предупреждал, что поступающие так Царства Божьего не наследуют.

22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долгое терпение, доброта, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24–26. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живём духом, то по духу и поступать должны!
Не будем тщеславиться, раздражать друг друга, завидовать друг другу!

ШЕСТАЯ ГЛАВА.

1–4. Братья! Если какой человек впадёт в согрешение, то вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушённым грехом.
Носите тяготы друг друга, и таким образом исполните закон Христов!
А кто считает себя чем–нибудь, не будучи таковым, тот обольщает себя.
Каждый да испытывает своё дело, тогда и похвалу будет иметь в себе, а не в другом, ибо у каждого своя ноша.

6. Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим!

7–8. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает! Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в ветхое от ветхой природы пожнёт смерть, а сеющий в духовное от духа пожнёт жизнь вечную.

9–10. Делая добро не унывайте, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем!
Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наиболее своим по вере.

11. Видите, как много я написал вам своей рукой.

12–13. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас к обрезанию только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов;
Ибо и сами делающие обрезание не соблюдают закона, но хотят, чтобы и вы делали обрезание, чтобы хвалиться вами.

14. А я не желаю хвалиться ничем, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15–16. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, но новое творение.
Тем, которые поступают по этому правилу, – мир и милость, и Израилю Божьему.

17–18. Не отягощайте меня, потому что я ношу раны Господа Иисуса на теле моём!
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья! Аминь.