Двое

Александр Чистов
Был жаркий летний день. Самое начало июля. К вечеру немного посвежело. Летнее солнце клонилось к закату. Несколько последних дней он усердно работал с утра до ночи. Разработка проекта шла полным ходом. В целом, концептуально, он проработал все сложные моменты проекта, глубоко продумал все его критические точки. И сейчас, когда длинный летний день ещё не был завершён, но летняя духота уже отступила, он довольный шёл по городскому парку. Свернув с главной аллеи, он мечтательно двигался неторопливым шагом по боковой дорожке. Вдруг ему пришло в голову, что одно место проекта было весьма сомнительно. Он тут же остановился, присел на широкую скамейку, достал свой ноутбук и включил его. Пока тот запускался, он осмотрелся. Прекрасный вечер! Совсем светло! Белые ночи были в полном разгаре. Какая красота! – подумал  он. На этой же аллее на скамейке напротив, но чуть левее, метрах в десяти от него сидела девушка. Она читала одну книгу, другая лежала справа от неё, а слева третья. При этом девушка что-то быстро записывала карандашиком то в одном в блокноте, то в другом. Длинные светлые волосы были заплетены в косы, которые начинались у висков, убегали к затылку и прятались где-то за её спиной. Ах, какая красивая, - подумал он, - наверное, готовится к экзамену...  Пока он её разглядывал, его ноутбук полностью загрузился. Он открыл файл с проектом на сомнительном месте и попытался сосредоточится. Но девушка так заинтересовала его, что он практически сразу понял, что именно сейчас ему не удастся найти какой-нибудь изящный способ исправить сомнительное место. Решение придёт. Он был уверен в этом. Такое с ним происходило неоднократно. Какая-то проблема, которая вдруг возникала перед ним и которая казалась неразрешимой, внезапно бывала преодолена легко и красиво, а решение, словно приходило само собой. Он вдруг стал думать, почему такое происходит? Что это такое – вдохновение или озарение? А не одно ли это и то же? Временами он поглядывал на девушку. Её облик казался ему ускользающе знакомым. Более того, дорогим и близким. Где же он мог её видеть раньше? Может быть, ещё в школе? Да нет… Всех тех своих друзей или знакомых он отчётливо помнил, хотя школу закончил давно. Да и в Университете он с ней не встречался. Может быть, случайная встреча в метро? Или в театре? Нет. Её внешность была настолько привлекательна, что он не забыл бы её. Так кто же она? Почему он так мучительно пытается её вспомнить? Пару минут он не отводил от неё своего взгляда. Она, видимо, почувствовала его внимание, и сама взглянула на него. Какие же у неё были красивые глаза! Синие, бездонные. Её едва заметная улыбка словно осветила его.  А что, если встать, подойти к ней, познакомится, да и расспросить – кто она? Пусть это и не очень удобно… Он отложил свой ноутбук, поднялся со скамейки и подошёл к ней.
- Девушка, вы уж простите, - так начал он, - не сочтите меня за ловеласа… И за совершенно стандартный и банальный вопрос, который действительно меня мучает… Мне кажется, что я вас знаю, но абсолютно не могу понять – откуда? Где я мог вас видеть?
- Вы знаете, меня тоже не покидает это же чувство. И я тоже не могу понять, почему мне знакомо ваше лицо…
- Простите ещё раз! Я вам мешаю? Отвлекаю?
- Мне надо сегодня ещё немного позаниматься. Послезавтра зачёт…
- Простите, по какому предмету? Где вы учитесь?
- В ординатуре… Латынь. Все остальные предметы я уже сдала.
- Ого! А у меня не сходятся расчёты в одном сложном разделе проекта. Давайте так, я возвращаюсь на свою скамейку, попытаюсь понять, что у меня не так. А вы повторяете свою латынь. Ночи белые, не душно, как было сегодня днём, прекрасная погода! Когда вы почувствуете, что уже всё выучили, или поймёте, что на сегодня достаточно, вы мне только кивните. Я вас провожу до вашего дома, если вы не возражаете, конечно…  А сам тоже пока позанимаюсь. По дороге и поговорим, может быть, и вспомним что-то совместно.
- Хорошо, договорились. Природа нам сегодня благоволит.
- Вадим, - представился он
- Анастасия, – ответила она.
Он, взволнованный, вернулся на свою лавочку. Даже тембр её голоса был ему знаком. Так кто же она? Анастасия… Настя… Тася…  Вдруг возникло у него в мыслях. Тася. Почему он её так назвал? Даже сам удивился этому решению.
Хорошо, попробую сосредоточиться, - подумал он. Но, что не удивительно, о проекте ему совсем не думалось. Он сидел, поглядывал на Тасю и любовался ею. Ему казалось, что насмотреться на неё невозможно, настолько она была прекрасна. Изредка он тоже отрывалась от своей латыни и, взглянув на него, чуть улыбалась и снова тонула в книжках и блокнотиках.
Время приближалось к полуночи. Но белые ночи на то и белые, что поздний вечер, да и сама ночь, совершенно не чувствуются. Чуть подул ветерок, зашелестев листьями. Вадим обернулся вправо, откуда набегал этот освежающий ветерок. Дорожка парка слегка задрожала, как это иногда бывает на море или в пустыне. Странно, - подумал Вадим, - когда это происходит в жаркий день, это понятно, это просто мираж, а сейчас? Почему дорожка дрожит? Да и деревья тоже.
Визуально колебания усилились. Создавалось впечатления, что вокруг скамейки, где он сидел, поставили стеклянный цилиндр, посадили его внутрь, а по внешней стороне начала стекать вода. Вроде и видно всё, но как-то расплывчато, нечётко. По дорожке к нему приближалась фигура, не имеющая чётких очертаний. Нет, страха он не испытывал. Просто было странно, что фигура выглядела, словно переливающаяся волна, и была похожа на него самого, но искажённого неведомыми визуальными эффектами, как иногда бывает в кино. Часть этой размытой фигуры осталась в начале дорожки, другая прошла мимо лавочки, оставляя за собой след в виде неровно тянущегося за фигурой цвета, из которого она была соткана. Оттенков этих цветов было миллиард! А с другой стороны парковой дорожки появилась другая фигурка… Анастасия! Тася! Он сразу же понял, что это она! Её фигура была в длинном белом платье, её волосы развевал ночной ветерок, делая и без того нечёткие контуры ещё более диффузными, с отстающими от движения цветовыми следами. Одна фигура прошла сквозь другую, как это иногда бывает, когда две волны накладываются друг на друга и, не мешая друг другу, устремляются по поверхности воды каждая в свою сторону. Впрочем, невозможно было точно сказать, прошла ли одна и другая фигуры мимо наблюдающего за ними Вадима. Он с изумлением наблюдал за всей той, слегка фантасмагоричной ситуацией. Взглянув за спину, Вадим и позади себя обнаружил, что пространство имело отпечаток переливающихся и вибрирующих цветов, из которых состояли фигуры. Ещё больше он удивился тому, что обнаружил на своей скамейке мальчика-подростка лет двенадцати, который с нескрываемым интересом следил за Вадимом.
- Мальчик, ты кто? Что тут делаешь и как сюда попал? Почему я не заметил, как ты появился? – спросил Вадим.
- Ну, появился и появился, какая разница откуда. Ты не заметил, отвлёкся. Главное – я здесь. И я хочу кое-что у тебя спросить. А кое-что поведать…
- А не кажется ли тебе, что ты ведёшь себя несколько вольно, я ведь намного старше тебя…
- Насчёт «намного старше» – это ты явно погорячился. Но и это не важно, кто, насколько и почему старше. Просто доверься мне, не смотри на меня как на ребёнка и вот всё. Да я и не ребёнок. Кстати, извини, что я сразу перешёл на «ты».
- Довериться? И что будет? Ты вообще кто?
- Видишь ли… Внешность моя обманчива. Я просто хочу помочь тебе кое-что понять. Я же вижу, что ты творческий человек, чуткий, тонкий, но многого не понимаешь. Вот я и расскажу. Итак, начнём. Мой первый вопрос. Что такое душа человека? Как ты это понимаешь?
- Ну, хорошо. Твоё необъяснимое появление слегка озадачило меня. Но не напугало. Если тебе удобнее быть в таком образе, пусть так и будет. Что такое душа человека? Знаешь, я не теолог, не психолог и не нейробиолог. Поэтому могу дать моё понимание души только на доступном мне понятийном уровне. Совокупность мыслей и переживаний, опыт и понимание мироустройства, стремления и желания, сознательность и ответственность, чувство долга и сдерживание неконтролируемых импульсов, отношение к окружающим и способность влияния на протекающие процессы, и, в конце концов способность к самопожертвованию и любви. Вот что такое душа. Причём всё мной сказанное может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Мысли могут быть светлыми или тёмными, стремления деструктивными или созидающими, отношение позитивным или негативным, а способность к самопожертвованию и любви либо присутствовать, либо отсутствовать. Поэтому душу человека можно рассматривать как основу и побудительный момент, который движет человеком. Она, скорее всего, нематериальное начало человека.
- Что же, неплохо… Я даже не ожидал, что ты, сугубо технический человек, физик-теоретик, можешь так понимать основу основ человеческого существования и психики. Вопрос второй. Где обитает душа человека?
- Ох… Трудно ответить. Не знаю. В сердце человека? В груди? Нет, наверное, в мозге.
- Ответ дам чуть позже. И третий вопрос. Как появляется душа и как долго она может существовать?
- Наверно, появляется с рождением человека. А как долго существует? Пока человек жив. Потом куда-то уходит. Её иногда отпускают навестить оставшихся на земле. Немного религиозный ответ. Но другого у меня нет.
- Ну, хорошо. Принято. Я тебе расскажу. Насколько ты поймёшь – не знаю. Вот что тебя больше всего беспокоит прямо сейчас?
- Там… Напротив… Сидит прекрасная девушка. Я её откуда-то знаю. И она, как говорит, чувствует, что мы встречались ранее. А вот где и как, ни я, ни она не знаем. Ты можешь мне в этом помочь?
- Могу. Я задал тебе три вопроса. Будем считать, что ответ на первый вопрос ты дал верно. Но на второй и третий вопрос ты дал неверное понимание. Я тебе подскажу ответы на них. И тогда ты сам найдёшь большее осознание окружающего мира и получишь ответ на свой вопрос. Да. Ты прав. Душа – это начало начал, побудительный импульс, который движет человеком. Она даёт ему смысл и наполняет жизнь. Да, это нематериальная совокупность его мыслей, опыта, стремлений и готовности к самопожертвованию ради… любви. Если это так, то его душа светла, и человек сосуд, несущий свой свет всем окружающим его людям и будущим поколениям. Если это не так, то нет ни света, ни тепла и ни любви. Так, где же обитает душа конкретного человека? Везде. Сразу во всём доступном и недоступном пространстве. Конечно, у каждой души есть хозяин. Сам человек порождает свою душу. В момент рождения у маленького беззащитного существа есть только материальная составляющая. Нет ни мыслей, ни стремлений, ни желаний. Но как только это маленькое существо приоткрыло глазки и увидело свою маму – в этот момент и рождается его душа. Трепетная и беззащитная, нежная и чистая… Она только и может, что любить свою маму. Человек растёт, мысли, силы и знания прибывают. А с ними и возможности, и стремление к познанию. Появляется опыт. Лишь бы любовь не покидала человека. И вот с какого-то момента, ещё совсем в раннем детстве, душа человека, будучи хоть и связанной со своим хозяином, начинает преимущественно пребывать вне своего хозяина. Она, как волновой процесс, присутствует сразу во всех точках пространства. При этом, будучи неравномерно распределённой в пространстве и собирая сведения о других таких же душах-волнах, душа конкретного человека может рассказать своему хозяину о том, что она узнала, а может и не рассказать. Дело в том, что мозг, точнее сознание, может вносить коррективы в движение души своего хозяина, сдерживать или продвигать её, но полностью контролировать душу сознание не может. Ну, не может и всё.
- Стоп, - перебил мальчика Вадим, - какая разница – мозг и сознание.
- Это просто. Представь себе флешку. Вон у тебя в ноутбук она вставлена. Флешка – мозг, просто инструмент. А сознание это информация, которая записана на флешке. 
- А душа конкретного человека равномерно ли в виде волны присутствует в пространстве?
-  Нет, чем дальше от хозяина, тем интенсивность волны падает, уменьшается. Хотя принципиальных запретов нет. И всегда есть статистический разброс. Вероятность. Практически, волна существует везде. И везде может происходить сложение волн. Интерференция волновых процессов.
- А человек без любви не имеет души?
- Да нет… Не будь так прямолинеен. Душа у человека есть всегда. И даже без любви. Но без неё душа не светится. Она просто есть. Сухая и неповоротливая. А когда две любящие души встречаются в пространстве, накладываются друг на друга, может происходить их взаимное усиление. Интерференция душ может творить чудеса. Они, души, начинают заботиться друг о друге. Спасать и помогать друг другу. И это счастье, если в ключевые моменты одна душа поддерживает другую. И люди тоже начинают чувствовать это.

В этот момент где-то послышалась неясная музыка. Постепенно звук усиливался, становился всё чётче, и Вадим понял, что это был марш. «Прощание славянки». Пространство расширилось, а сам он был в военном мундире. Их полк участвовал в торжественном параде перед отправкой на большие штабные манёвры. Лихо чеканя шаг, он шёл по Невскому во главе своей роты. По сторонам проспекта стояли толпы людей, которые приветствовали проходящих парадным строем воинов. Напротив Гостиного Двора стояла группка девушек-смолянок. Время от времени кто-то из них подбегал к солдатам и офицерам и вручал им изящные букетики цветов. Где-то впереди, видимо на повороте в арку Генерального штаба, находился сводный духовой оркестр. Полк за полком, рота за ротой поворачивали на Дворцовую площадь. Сам Государь должен был появиться на торжественном собрании. Было самое начало июля 1914 года…
И тут он увидел её! Она стояла среди подруг и светилась, словно утренняя звёздочка на светлеющем небосводе. Он перестал слышать звуки парадного марша, его дыхание остановилось. Её длинные светлые волосы были заплетены в косы, которые начинались у висков, убегали к затылку и прятались где-то за её спиной. Она так же неотрывно смотрела на него. Быстрым шагом она подошла к нему и вручила свой букетик ему. Взяв его под руку, она сделала несколько шагов рядом с ним.
- Господин офицер, - мягким мелодичным голосом произнесла она, - желаю Вам удачного участия в учениях.
- Спасибо, милая девушка, - с замиранием произнёс он, - Вашими молитвами, надеюсь всё будет хорошо. Да как звать Вас?
- Анастасия, Тася…
- Тася… Как мило… Как Вас найти после парада? - Я подожду. Здесь. Напротив Гостиного двора. Я подожду.
- Спасибо, Тася. Я приду. Умоляю, дождитесь.
Она вернулась к своим подружкам, а он, немного придя в себя после такого события, такой встречи, продолжал маршировать. Рота завернула в арку Генерального Штаба и разместилась чётким квадратом на указанном распорядителями месте. После построения полки замерли в ожидании появления Государя. Ангел Александрийского столпа будто бы благословлял воинов. Прошло несколько волнительных минут ожидания появления Государя. И он появился на помостах у стен Зимнего Дворца в сопровождении наследника и свиты. Войско взревело от радости и воодушевления! Государь поднял руку, призывая всех к спокойствию. Все мгновенно утихли и ожидали, какие напутственные слова скажет Батюшка-Царь. Абсолютная тишина воцарилась над Дворцовой площадью. Он говорил недолго. Сказал, какие трудные времена настают, как надо радеть и беречь Мать-Россию. Ибо только она одна, наша драгоценная Отчизна, является оплотом света и веры в Бога. Самодержец, благословив воинов на проведение манёвров, торжественно удалился. Полковник, собрав офицеров, объявил несколько свободных дней и назначил их отправку в крепость Осовец на 15-е июля 1914 года, велев полку собраться в этот день на Витебском вокзале Санкт-Петербурга.
Сразу же после окончания официальной части Вадим помчался к Гостиному двору. Чем ближе он к нему приближался, тем сильнее колотилось его сердце. Звёздочка… Солнышко.. Девочка… Тася… Дождёшься ли ты меня? Но опасения его, к счастью, были напрасны. Она ждала его! Они познакомились поближе. Начались ежедневные встречи. Как же он, да и она, их ждали! Как же раньше они жили друг без друга? Они гуляли по величественному городу, дворцы которого отражались в зеркале каналов. Какие только темы и вопросы они не обсуждали! Как им было интересно и приятно быть вместе. Привязанность друг к другу возникла почти мгновенно. А привязанность часто перерастает в Любовь. Он стал вхож в её семью. И с первого же появления завоевал любовь её матери и уважение её отца. Но время скоротечно… Наступило 15-е июля. День отъезда его полка в Осовец.
Он ждал её на Витебском вокзале возле своего вагона. И она пришла. Боже, как она была прекрасна! Он нежно обнял её, а она прильнула к нему и заплакала.
- Как же я буду жить без тебя?
- Не плачь, голубушка, моё сокровище, моё ясно солнышко, девочка моя. Манёвры продлятся недолго. Через два месяца я вернусь и буду просить твоей руки у твоих родителей. Надеюсь, они мне не откажут. А если вдруг откажут, я решусь на всё. Я украду, увезу тебя! Я не расстанусь с тобой! Средств мне хватит на такой поступок. Я обеспечу твоё счастье. Я готов за тебя отдать жизнь, пойти на любые подвиги и преступления. Я люблю-люблю-люблю тебя! Я отдам жизнь за тебя! Всё моё существование объято тобой! А наши дети будут похожи на нас. Если девочка, то на тебя. Она будет такой же красивой, одухотворённой, как ты! А если мальчик, то он будет похож на меня. Храбрый и верный. И в нашем доме всегда будет светло и спокойно. И твоя душа будет радоваться каждому совместно прожитому дню. А свет нашего очага будешь хранить ты, девочка моя, моё сокровище. Я всегда буду поддерживать тебя и оберегать этот свет.
- Господи, Вадим… Какое счастье, что ты пришёл в мою жизнь. Мой герой! Ты моё счастье! Я готова на всё ради тебя. Я готова ждать тебя вечность!
- Тася, божество моё. Не надо вечности. Подожди только два месяца, и я вернусь! Люблю тебя!
- И я – люблю тебя! Буду ждать, считать дни до твоего приезда!
Затрубил походный горн.
- По вагонам! – раздался приказ командира
«Прощание славянки» заполнило Витебский вокзал. Вадим осыпал поцелуями её милое и родное лицо.

Полк прибыл в небольшую польскую деревеньку Осовец Белостокского воеводства. Ещё в 19-м веке здесь была возведена значительная оборонительная крепость, которая должна была контролировать коридор между Неманом и Вислой. Стратегически Осовец был важным центром, которому командование придавало исключительное значение на случай возможных боевых действий. Воины уютно разместились в казармах крепости и каждый день отрабатывали действия на случай нападения. Вадим писал Тасе каждый день. В своих письмах он описывал солдатские будни, писал о своих чувствах к ней, о неизмеримом желании вернуться и встретиться на их месте напротив Гостиного двора. А она писала ему о том, как скучает без него, как безрадостно протекают её будни. И как она мечтает придти к Гостиному двору и всматриваться в проходящую толпу, и вдруг увидеть его, своего героя, кинуться к нему в объятия и забыть всё в тот момент, когда он обнимет и поцелует её.
Окончание манёвров было назначено на 28 июля 1914 года.  Но за месяц до этого где-то на Балканах произошло событие, круто изменившее весь ход истории. В Сараево боснийским сербом Гаврило Принципом был убит наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд. В действие пришёл самый негативный для Европы из возможных сценариев. Все государства Европы разбились на противоборствующие стороны, объявили друг другу войну и вихрь смерти начал свою жатву. Началась великая война. Манёвры как таковые не были завершены, началась война, и все армии всех стран сцепились в смертельной схватке. Вадим стал писать реже. Почта почти не работала. Редкие её письма были единственным светлым событием, которое являлось в его жизнь. Каждый день мог оказаться последним. То наступали русские, а немцы с австрийцами отступали, то наоборот. В ходе военных действий Вадим сражался честно и отважно, не щадя жизни своей за Отечество. Он совершил несколько героических поступков и был награждён и солдатским Георгием, и даже орденом Владимира, хотя его вручали только высшим чинам в армии. Уже к сентябрю 1914 года немцы перебросили к Осовцу значительные силы 8-й германской армии и артиллерию, намереваясь быстрым ударом захватить этот важный стратегический узел. Однако, противнику это сделать не удалось, и началась героическая оборона крепости Осовец. Несмотря на многократное численное превосходство, немцы были не в состоянии захватить крепость. Русские мужественно оборонялись. Вадим был душой всей обороны. Он был вездесущ. То в одном равелине, то в другом, то в одной башне, то в другой. Во главе всех вылазок против противника был он. Наконец, немцы подтянули к Осовцу из Кёнигсберга крупные артиллерийские силы. Но русские всё равно не сдавались. Русские вообще никогда не сдаются. Умирают, но не сдаются. Такова уж никому не понятная, ни какой-то другой нации, особенность нашего существования.
 Вадим стоял в полуразрушенной башне возле уцелевшей пушки. Немцы, обломав зубы, немного утихли. Вдруг на той стороне послышался боевой горн, из окопов высыпал враг и пошёл в очередную атаку.
- Внимание, - вскричал Вадим, - заряжай! Шрапнелью!
В этот момент он посмотрел в сторону другой башни, к которой вёл защищенный коридор. В конце коридора стояла Тася.
- Тася! - закричал Вадим, - Тася! Зачем ты здесь! Нельзя! Нельзя! Опасно! Как ты сюда попала? Уходи!
 Начался артиллерийский обстрел с той стороны. Гарь от разрывающихся снарядов заполнила коридор. Вадим, сломя голову, бросился к Тасе в надежде успеть подбежать к ней, закрыть, закрыть, закрыть, её своим телом от всего, уберечь от опасности, отдать жизнь за неё, не допустить, чтобы она, дорогая, светлая, любимая пострадала. Лишь бы она, драгоценная, осталась жива! Он успел, он почти добежал до неё. Но Тася скрылась в боковом проходе. Вадим ринулся туда. И в этот момент целая армада немецких снарядов обрушилась и на одну башню крепости, и на другую. Таси в проходе не было. Вадим выбежал из прохода и увидел, что то место, где он только что находился полностью стёрто, а все его товарищи по обороне погибли. Тася, Тася, ты меня отвела с этого места, - мелькнуло у него в голове. Ты мой ангел-хранитель, спасла меня от неминуемой смерти! Моё сокровище!  В ту же секунду он почувствовал резкую боль в ноге и в районе солнечного сплетения. Ногу посекло осколками, а чуть выше живота на гимнастёрке быстро растекалось пятно крови. Тася, Тася, душа моя, жизнь моя, ты спасла меня от смерти. Такие мысли промелькнули в его голове, и он потерял сознание.

Вадим очнулся в лазарете. Где я? – подумал он. Жив? Не в плену ли? Что с крепостью? Хотя он и очнулся, своих глаз открыть он не мог. Они налились словно свинцом. Ни один орган не подчинялся ему. Он мог только слышать звуки. В лазарете было тихо. Только от боли стонал сосед.. Справа или слева? Этого Вадим определить не мог. Он вдруг почувствовал, что его руку кто-то держит. Держит мягко и бережно. Как когда-то в детстве его за руку держала мама, когда он засыпал.
- Мама? – спросил он, до сих пор не в состоянии открыть глаза, – мама, где я?
- Милый, Вадим, это я, Тася, - услышал он.
- Тася… Это ты… Значит, я жив?
- Вадим, ты жив, я с тобой. И всё будет хорошо.
- Раз ты со мной, душа моя, значит, всё будет хорошо, - прошептал он и снова потерял сознание.
Прошло время. Вадим начал поправляться. Тася ни на минуту не отходила от него. Ни днём, ни ночью. То ли молодой, крепкий организм быстро справлялся с ранениями, то ли присутствие и заботы Таси, но Вадим достаточно быстро выкарабкался из последствий ужасных ранений, которые получил при героической обороне Осовца..
Весной 1915 года состоялась свадьба Вадима и Таси. Она была скромной, принимая во внимание военное положение в стране. Окончательно Вадим поправился к лету 1915 года и снова отправился на германский фронт. И снова он попал в Осовец в состав 226-го Землянского полка, который участвовал в так называемой «Атаке мертвецов», когда германские войска после применения ядовитых газов пытались в очередной раз захватить крепость. После прохождения газового облака пять полков германской армии, будучи в полной уверенности, что теперь без труда просто войдут в крепость, к своему ужасу увидели, что им навстречу ринулась горстка русских воинов, все в крови и обожженные ядовитыми газами, но не сломленные! И свершилось чудо! Русские воины штыковым ударом отбросили многократно превосходящие силы немцев от крепости! И Вадим был одним из тех героев, чья неувядающая слава пронеслась через столетие. 

- Так это был я? – спросил Вадим мальчика.
- Конечно, нет. Ты здесь и сейчас, а это было там и тогда.
- И Тася, не та Тася, которую встретил и полюбил тот Вадим?
- И та Тася осталась там, а эта – здесь.
- Так откуда же мы знаем друг друга?
- Твоя душа, будучи распределённой волной в пространстве, встретилась с душой-волной того Вадима. И, следовательно, смогла запечатлеть то, что беспокоило её и чем она жила. Поэтому даль становиться ближе, а прошлое живёт среди нас.
- Так душа человека бессмертна?
- И вот мой ответ на последний вопрос… Как долго может существовать душа человека? Она, увы, не вечна. Она существует, пока её хозяина помнят, пока она кому-то нужна и может кого-то поддержать… Если эта необходимость исчезает, то душа, как и волна на поверхности воды, как и звук после окончания бравого марша, рассеивается в бесконечном пространстве… Я тебе многое рассказал. Мне пора идти. Я только хотел помочь тебе понять…
Мальчик улыбнулся, встал со скамейки и пошёл по дорожке парка. Чем дальше он уходил, тем окружающее пространство становилось всё более и более чётким и определённым.

Тася сидела на лавочке напротив. Эта Тася. Сложив свои книги и блокноты в сумочку, она поднялась, подошла к Вадиму и сказала:
- Мне кажется, я всё выучила и готова к экзамену. И я вдруг вспомнила, где мы с вами встречались…
- И я это понял. Так это ты, душа моя, милая Тася?
- Это я, дорогой Вадим…