Наши учителя. Валентина Александровна

Валентина Колбина
               
  Как много лет прошло с тех пор, как мы окончили родную школу в посёлке Кизнер и разлетелись по всей стране. Большинство из нас стали дипломированными специалистами, у всех есть семьи, дети, внуки, у многих – правнуки. За спиной жизнь, полная событий: радости и горести, встреч и расставаний, взлётов и падений. К счастью, так сложилось, что выпуск наш оказался на редкость дружным, поначалу мы регулярно приезжали на встречи выпускников, но семейные дела, жизнь в разных концах страны сделала наши встречи невозможными, и не потерять связи помогает нас его величество интернет и сотовые телефоны. 
  В настоящее время отношение к школе и учителям резко изменилось. Нет такого трепетного отношения к педагогам и наставникам, нет прежнего уважения к их труду, школьное образование претерпело множество изменений, которые ничуть не улучшили качество знаний воспитанников.

  И всё же школы были, есть и будут. Будут учителя. Разные: добрые и не очень, компетентные и недостаточно подкованные, внимательные к своим ученикам и равнодушные, справедливые и придирчивые.
Всем хотелось бы учиться у такого учителя, который внимателен к твоему внутреннему миру, чуток и доброжелателен, который уважает каждого из своих воспитанников, несмотря на то, из какой семьи он пришёл, который справедлив и выдержан и обязательно обладает обширными знаниями, эрудицией и чувством юмора, что ценно в общении с детьми.   
   Нам повезло учиться у таких учителей, которые в большинстве своём были не только педагогами, но и наставниками, профессионалами, знатоками своего дела и просто хорошими людьми.
Если до сих пор в памяти их лица, их уроки, отдельные эпизоды общения, значит, не зря они работали, стараясь дать нам не только прочные знания, но и воспитать в своих учениках лучшие человеческие качества.

               
                Вера Павловна

  Первых классов в том далёком 1956-м году было шесть: от «А» до «Е».  Послевоенное поколение. И классы были большие – наполняемость свыше тридцати учеников. Чуть позднее класс «Е» был расформирован, но многим моим одноклассникам посчастливилось все десять лет учиться в родном «Б». 
  Молодая женщина, которая вошла к нам в класс первого сентября, поразила своей необычной внешностью. Высокая, стройная, чернобровая красавица-хохлушка, была невероятно красива. Кудрявые волосы прибраны в пышную причёску, длинное крепдешиновое платье подчёркивало фигуру, яркие губы и выразительные карие глаза дополняли образ.  Мы, первыши, уже понимали, что всем невероятно повезло учиться именно у неё. В то время учителями начальных классов были в основном женщины в возрасте, а многие – пожилые седые старушки. Так нам казалось.
 А тут молодая красавица! Необычным было и то, что жила она в воинской части, муж её – офицер, а это для нас значило многое. Даже ученики, которые были детьми военных, считались в школе какой-никакой элитой.

  Я пошла в школу подготовленным ребёнком: хорошо читала, писала, считала. Спасибо отцу и старшим сестрам, занимались со мной дома все, а я никогда не отказывалась прочитать детскую книжку или выучить стишок, решить простенькую задачку или пример. Единственным препятствием в обучении письму была моя леворукость.
  Уходя на службу, отец оставлял мне тетрадку с прописанными буквами. Не зная методики обучения, он пропустил первый шаг чистописания: палочки и крючки. Прописывал буквы целиком. К его приходу все задания выполнялись: задачки и примеры были решены, стишки выучены, буквы написаны. Отец понимал, что пишу левой рукой, хотя я старалась убедить его в обратном, и мне приходилось всё переписывать на его глазах. Со слезами и нервами, но писала.
Спасибо отцу и его настойчивости, если бы дал поблажку, осталась бы на всю жизнь левшой. Потом видела, как страдают мои ученики на уроках, а особенно у доски, когда надо было много писать. К слову сказать, пишу правой, а во всём остальном я – левша.

  Чистописание в школе очень не любила. А в первом классе приходилось нарабатывать почерк целый год. Что делать, очень старалась. Тем более, отец сразу предупредил, что за двойки посадит в подполье. Что посадит, можно было и не сомневаться. Уже в сентябре я заработала сразу два! неуда за написание букв «У», «Ч», «Ш», «Щ». Вместо красивых грациозных букв с лебединой осанкой у меня в тетради «красовались» какие-то длинные динозаврики с рахитичными головками. Вот за домашнюю и классную работы вляпали мне сразу два пары.
  Отсидела тогда в подполье добровольно, не дожидая отца с работы. Этот случай из жизни знают все дети и внуки, и звучит он как семейный анекдот. Но что было, то было.

  Вера Павловна Кузьменко была строгой, но справедливой. Помню, как она опекала двух мальчишек из бедных семей. Были у нас такие. Некоторые забияки-одноклассники старались посмеяться над ними, при каждом удобном случае задеть плечом, толкнуть или кинуть на пол портфель. Учительница никогда не кричала, она подводила шустряков к своему столу и что-то говорила им тихо, но так убедительно, что забияки, поникши головами молчали и какое-то время ни Пашку, ни Равильку не обижали.
  Помню, как подружки толпились около учительского стола в перемену, чтобы посмотреть на учебники, тетради, потрогать ручку или просто прикоснуться к любимой учительнице.
 
  Летом после окончания первого класса у меня случился приступ аппендицита. Скорая увезла в больницу, где сразу же сделали операцию. Мама не раз рассказывала, как она стояла под окнами операционной и, не обращая внимания на дождь, переживала за исход, а мой громкий плач только добавлял страданий. Оперировали долго, причину объяснили: действие местной анестезии закончилось раньше срока.
  Зато ко мне в палату пришла Вера Павловна. Она принесла передачу, где среди гостинцев было большое красное яблоко. За шесть лет жизни на Дальнем Востоке мы привыкли к тому, что китайские сладкие яблоки были обычным явлением, они закупались целыми ящиками. Здесь в родном посёлке это было в ту пору какой-то невидалью и деликатесом.
  Если бы кто знал, как мне потом завидовали одноклассники. В больницу приходила сама учительница!
  Да, для нас в то время учителя были не только авторитетом, это были боги!!
 
               
                Валентина Александровна
 
  Через два года мужа Веры Павловны перевели на новое место службы, и семья уехала, а у нас появилась другая учительница, которая тоже пришлась по душе всем ученикам. Было ей тогда лет двадцать с небольшим. Рыжие пушистые волосы, веснушки на носу, ласковая улыбка, никогда не сходящая с лица. Ну как не полюбить такого наставника! А как красиво она одевалась! Белые блузки с чёрным бантиком или с большой тёмной брошью, длинные нарядные платья. Только на уроках физкультуры Валентина Александровна носила чёрные шаровары. Это были не брюки и не трико, а обычные сатиновые самошивки.
  В третьем классе нам пришлось учиться не в основной школе в центре, а где-то на задворках посёлка. Большое одноэтажное здание располагалось на улице Гоголя за дамбой, совсем недалеко от речки.

  Жила Валентина Александровна Чигашкова недалеко от школы, и мы каждое утро ходили её встречать. Кто приходил в школу первым, тот и шёл к дому учительницы, чтобы помочь донести ей две большие пачки проверенных тетрадей. Небольшую сумочку-балетку с красивым вышитым цветком она никому не доверяла.  Ни до, ни после такой красоты я ни у кого не видела. Что туда могло войти? Разве тетрадь с планами, зеркальце и ещё какие-нибудь женские мелочи. Кто бы знал, как нам хотелось заглянуть в эту балетку, когда Валентина Александровна её открывала!
  На память осталась лишь фотография любимой учительницы и её раритет.

  Каждый считал за счастье встретить учительницу и сопровождать её до школы. Помню одно раннее зимнее утро. Пришла в школу первой, оставила свой портфель и бегом к дому Валентины Александровны. Встала на другой стороне улицы. Жду. Открывается дверь, и на крыльцо выходит наша учительница. В длинном приталенном пальто с пышным воротником и чёрной меховой шапочке, на ногах румынки – ботинки с меховыми отворотами, в руках тетради и неизменная сумочка. Хотела пойти навстречу, чтобы взять тетради, но внезапно распахнулась дверь и на крыльцо вышел её муж. Под мышкой он держал большой рулон, видимо, пособие к уроку. Но самое главное, что я увидела и услышала, а потом не раз рассказывала подружкам – он поцеловал нашу учительницу, когда она ему за заботу и внимание сказала: «Спасибо, Чигаш!»
  Чего особенного? Молодая семья. Красивая пара. Но это же Учителя! Да, вот такое до сих пор в памяти.

  Прямо за школой тянулись луга, и мы классом частенько ходили на речку. Уроки
природоведения проводились под открытым небом. А какие интересные истории нам рассказывали!
  Запомнилась трагедия в их семье. Умер маленький сын, единственный ребёнок.  Весь класс Валентина Александровна пригласила на поминки. Всех нас, а это ни много ни мало тридцать с лишним человек, усадили за стол, налили по стакану ярко-красного сладкого киселя и дали мягкие пышные булочки. Было немного страшновато, ведь мы тогда уже понимала, что такое смерть.
  Два года прошли незаметно, а спустя время их семья уехала в Ижевск. Связь прервалась. И вот лет пятнадцать назад в республиканской газете я увидела фото, под которым было написано: «Победитель конкурса Чигашкова Валентина Александровна получает свой приз – фотоаппарат». На снимке была пожилая женщина невысокого роста с пышной причёской.
Это была она. Наша любимая учительница. Жалею, что я упустила возможность встретиться с ней и вспомнить наши школьные годы.

2013г.

   На фото: 1959 год. Мы - четвероклассники.