Калина Красная

Лена Мюрат
 "И подошел нему подошел некий изящный молодой человек , и спросил: «Что пригорюнился, добрый молодец?» — «Да вот… горе у меня! Один на земле остался, не знаю, куда деваться..."

"Возвращение рецидивиста"- именно с таким названием мог выйти на экраны 25 марта 1974 года единственный фильм Шукшина ,снятый на цветную пленку - "Калина Красная". Картина стала лидером проката этого года — на сеансы было продано 62,5 млн. билетов .Полвека лет прошло с тех пор , но ничего более яркого, самобытного , по настоящему "авторского" ,чем "Калина Красная" , не было снято в отечественном кино ! А ведь судьба картины висела на волоске -после просмотра готового фильма комиссия Госкино потребовала многочисленных исправлений . Переделка началась с первой же фразы: бывший заключенный Егор Прокудин говорит "Хорошо, что весной сел. Надо всегда весной садиться". Это выкинули. Прокудину говорят, что он слишком уж суров, "чисто комиссар какой" - выкинули . Диалоги , в которых упоминались про раскулачивание и голод - тоже вон , со всей безжалостностью.
“ Есть правда жизни и правда искусства. Правда жизни в материале набрана, а вот есть ли искусство, надо еще разобраться” - вердикт Сергея Бондарчука по поводу отснятого материала почти поставил на картине крест. Госпитализированный из-за обострения язвы , Шукшин сбежал из больницы , чтобы заняться правками , они не удовлетворили комиссию . Но стали известны подробности болезни режиссера , и , испугавшись трагического исхода, картине все же дали зеленый свет. Да и по времени это выгодно совпало с 50-летием киностудии «Мосфильм», во время празднования которой член Политбюро Николай Подгорный произнёс речь о поддержке реализма в советском киноискусстве .
В чем же феномен этого всенародно любимого фильма ? Простые люди , они же не киноведы какие -нибудь , они не будут по косточкам разбирать его художественные достоинства , и анализировать логически. Угловатый , "неприглаженный", неровный , рвущий душу , он, что называется, в сердце "запал"... Не потому ли , что на русского человека и вправду накатывает иногда такая жажда воли и едва ли объяснимое рационально чувство тоски , что метания бывшего зэка Егора Прокудина близки и понятны каждому из нас ? Картина эта не только об одиночестве одного конкретного мужика , головастого , рукастого,но потерявшегося в этой жизни, по воле судьбы оторванного от родных мест ,от матери , от земли... Она - о трагедии целого поколения таких вот неприкаянных егоров прокудиных послевоенного времени , не нашедших себе место в новой послевоенной действительности .Ох ты, Горе - горюшко !
Удивительно, как Шукшин полунамеками -полутонами рисует нам образ своего героя- человека глубоко одинокого,с болезненным , мрачным чувством юмора, замкнутого, ощетинившегося на весь мир. Недаром в самом начале картины Егор, в диалоге с шофером попутки, вопрошает: " а может, лучше было -бы вообще не родиться, как ты думаешь? "
Ему и поговорить - то по душам не с кем- разве что с березками. Он не может найти в себе силы показаться на глаза матери. Почему ? Что там было , в их общем прошлом ? Да и из детства он помнит лишь одно-как их корову- кормилицу закололи вилами завистники -односельчане...
Предчувствие и ощущение чего-то плохого, до поры невидимого зла, незримо присутствует в картине. Пока , с визитом к Егору нежданного гостя из воровской шайки Губошлепа, не приобретает, наконец, совершенно конкретные очертания.
Несмотря на то, что фильм глубоко-трагичен, финал его все-же оставляет ощущение чего-то очень большого и светлого...Жаль только , что наполненные любовью и теплом слова Егора, звучащие за кадром в конце картины, он так и не успел сказать Любе еще при жизни.

P.S. Великий Фасбиндер ,трагический, тончайший исповедник человеческих душ , на которого "Калина красная" произвела неизгладимое впечатление , называл этот фильм одним из своих любимых . Возможно , именно эта картина натолкнула его на идею экранизации романа "Берлин Александрплац" Альфреда Деблена , сюжетные лини которого прямо пересекаются с фильмом Шукшина. Его герой Франц Биберкопф , в пьяной драке убивший сожительницу , отсидел , как и Егор Прокудин , и тоже захотел начать жизнь с чистого листа. Но ...не позволено ! Страны разные ,ситуации разные ,и люди разные, но параллели очевидны. Фасбиндер их увидел , но " Калина красная ", фильм -код , фильм - откровение , не каждому приоткроет свою тайну . А уж тем более, иностранцу . Некоторые их отзывы о картине звучат так : "Мужчина выходит из тюрьмы, и к удивлению его старой банды, он хочет стать законником. Не по какой-либо реальной моральной причине, он просто чувствует себя слишком старым, чтобы быть отступать от закона, и слишком сломлен, чтобы осуществить свою задумку. Сельская вдова, с которой он переписывался, пытается показать ему другой путь, возможно, с меньшим количеством преступлений. В фильме есть юмор (практически все в сельхозугодьях считают его вторым пришествием легендарного преступника размером с Аль Капоне), всплеск романтики и мрачное чувство кармы, догоняющее нашего главного героя." Ну и как вам такая трактовочка ? )) Наверно, можно все-таки с уверенностью сказать, что фильм Шукшина , в первую очередь , для СВОИХ. И о СВОИХ . Недаром Василий Макарович на протяжении всего фильма так часто через камеру смотрит зрителю прямо в глаза...Эта картина - его завещание , и его нам объяснение в любви . Да и вообще Шукшин непереводимый . Ну как , скажите , перевести его это "шансонье , собаки" ?