Фото, концепт и композиция

Евгений Заикин
Концептуальная фотография, что это такое на самом деле? И как понять этот жанр фотографии? Сама идея концептуального искусства была предложена ещё в 1960-х годах художниками, а затем быстро перекочевала в жанр фотографии. Так что же это такое и как понять сам принцип или основу нового направления в искусстве! Все просто. Именно в самой идее просматривается та самая концепция, которая является самым важным аспектом работы, как пример – фотограф. Здесь идея становится техникой, которая создаёт фотографию, как искусство. Но с чем я не согласен, так это когда говорят, что мастерство вторично. Почему? Для меня именно мастерство является основой концептуальной фотографии, которая затем передаёт ту идею, которую фотограф, как автор работы, хотел донести до людей. И когда говорят, что основа мастерства не так важна, то это уже совсем другой жанр искусства, например, абстракция, сюрреализм или даже примитивизм.

Мы должны сразу понять, что концептуальная фотография – это фотография, которая позволяет фотографу донести свою идею до зрителя. Но зритель сам должен оценить свою концепцию - соответствует ли она той теме, о которой фотограф хотел рассказать в своём творчестве. У любого фотографа должно быть прямое взаимодействие со зрителем. И, тогда как понять слова тех же художников о том, что мастерство исполнения вторично. Это происходит потому, что концептуальная фотография отличается от других произведений искусства, например, картин художников. Это оригинальный жанр фотографии, где главную роль играет общая идея снимка, его замысел, хотя и выраженный техникой, средствами, как инструментами для достижения идеи. При этом фотография должна иметь определённый философский подход, который станет основой для объединения взгляда самого фотографа, как мастера на те вещи, которые он хотел показать зрителю через свою идею.

Концептуальная фотография – это, прежде всего, работа фотографа, где он доносит до зрителя (и до себя) то, что сам хочет понять, через свою работу и предложенную им концепцию понимания искусства. И здесь уже не важно, какое направление было выбрано для фотографии – смешанная техника абстракции с реальностью или классический вариант фотографии с целью показать красоту своей мысли, как философское принятие мира, в котором живёт и фотограф, и зритель. Поэтому можно сказать, что концептуальная фотография – это история в миниатюре, которую фотограф, как автор, хочет рассказать зрителю посредством фотографии, основываясь на своей идее и видении мира, каким он его видит. И это, конечно, очень сложный жанр фотографии, чтобы концепция была понятна тем зрителям, для которых фотография сделана на уровне искусства. А темы могут быть разными – это все мы, живущие в обществе. А также - наши дети, природа, люди, наука, религия. А кроме того – путешествия, спорт, искусство и даже политика.


Фотография размещена из личного архива автора.