Крик ворона

Зоя Воронина
Воронина Зоя.
                Крик ворона.
Осень – прекрасная пора для многих людей, а для первоклассников особенная пора. Они первый раз откроют дверь в большую страну, страну знаний. Они вступили на тропу, ведущую к дороге знаний, к дороге жизни. Эта сложная, трудная тропа, и преодолеть её необходимо с достоинством, с честью, не останавливаясь ни в одном классе на второй год обучения. Первоклассники – любопытный народ. Они внимательно слушают своего первого учителя, открыв рот, буквально всё впитывают, как губка. На уроке - всё хорошее, что им даёт учитель, на улице – всё, что слышат от старших, от друзей, дома – что им дают родители, вольно или не вольно. Они черпают знания из телевизора, компьютера, плохое и хорошее.
 В наши дни дети уже не такие робкие, как были совсем недавно. Первые дни в классе дети знакомятся, выбирают себе друзей и подруг, привыкают друг к другу. В классе у Марины Аркадьевны было двадцать пять детей. Все они из более или менее благополучных семей. Не было среди них из бедных, не было и богатых семей. Семьи олигархов старались пристроить своих чад в более престижную школу. Они ведь хотели, что бы им досталось всё лучшее, как дома, так и в школе.
 К концу года два ученика уехали из города вместе со своими семьями. Второй класс занимались благополучно. Ни кто из ребят не уходил и ни кто не прибыл. А в третий класс, с самого начала учебного года, пришёл новенький мальчик Славик. Был он тихий, скромный ребёнок, светленький, с ясными голубыми глазами, смотрящими открыто и доверчиво на тебя. Учился мальчик отлично. Он старался помочь и товарищам, если они его попросят об этом.
 В классе новенького приняли дети не сразу. Они долго присматривались к нему. Девочки быстро освоились с новеньким мальчиком, а мальчишки восприняли его в штыки. Они часто с ним ссорились, и эти ссоры перерастали в драки. Славик приходил домой с синяками, потрёпанный весь. А когда мать его спрашивала, в чём дело, он отмалчивался. Марина Аркадьевна проводила беседы с детьми о том, что жить надо дружно в коллективе, провожала детей до дверей школы, когда они отправлялись домой, проводила родительское собрание, где просила помощи у родителей, сплотить детский коллектив. Но все усилия, примирить ребят с новеньким мальчиком, были напрасны. Драки не прекращались. Тогда учитель, когда была свободна, стала провожать Славика до дома, что бы его мальчишки из класса не отлупили дорогой. Мать мальчика Ирина Максимовна воспитывала ребёнка одна. Отец бросил их, женился на другой женщине. Ирина Максимовна очень сильно переживала развод с мужем. Поэтому, может, и не придавала должного значения своему малышу. Она считала, что всегда так бывает, новенькие дети трудно приживаются в детском коллективе. Но однажды она пришла сама в класс перед уроками.
-Марина Аркадьевна, не могу больше терпеть такое! Ну, почему моего ребёнка дети не могут воспринимать как своего одноклассника? Уже год проходит, как мы переехали сюда жить, а ребёнка продолжают бить после уроков. Он уже боится в школу ходить. В другую школу переведёмся, повторится всё с начала. Помогите, прошу вас.
-Вы не переживайте Ирина Максимовна так. Я всё, что в моих силах делаю, но не вижу никаких сдвигов в своей работе. Я и сама не знаю, что ещё можно предпринять в данном случае. После уроков пойду к директору, посоветуюсь с ним. Может, он подскажет, что надо сделать в этом случае.
Успокоенная мать Славика ушла. А на утро ребёнок не пришёл в школу. Прозвенел звонок на первый урок. Дети встали, приветствуя учителя.
-Здравствуйте дети. Садитесь.
Марина Аркадьевна внимательно осмотрела класс. Дети смотрели на своего учителя, как обычно, только два мальчика опустили глаза. Учитель заметила, что вели они себя необычно, пришли из дома, молча прошли на свои места, не шумели, как всегда. Славика в классе не было. И это отметила учитель сразу же. А эти мальчишки верховодили в классе. Между собой они были дружны, считались хорошими ребятами. Одного звали Артём, второго – Игорь. Мальчишки ходили в спортивную секцию, занимались борьбой самбо. И учились они не плохо, ходили в хорошистах. Новенького мальчика они невзлюбили с первых дней. Они и сами с ним постоянно дрались, мало того, подбивали товарищей своих на драку с ним. Чем он им не угодил, не известно, но война между ними продолжалась с сентября по май.
-Дети, кто знает, почему отсутствует Чернов в классе?
Учитель внимательно осмотрела класс.
-Новиков Артем, Игорь Мальцев, вы-то наверняка знаете, почему Слава отсутствует.
-Нет, Марина Аркадьевна, не знаем. Мы вчера дрались, но потом пошли домой, - сказал Артем, а Игорь добавил: - заболел, наверное.
-Его мама искала Славу вечером. Была у нас, но ушла потом. - пояснил Артём.
Дети зашумели разом, стали утверждать, что мать Славика приходила и к ним, но ни кто не мог ответить конкретно, где он.. Только после уроков Марина Аркадьевна узнала причину, почему нет мальчика в классе. А случилось вот что:
Славик шёл из школы обходным путём, минуя центральную дорогу, где он мог в любую минуту встретить кого-нибудь из своего класса. Тропинка, по которой шёл мальчик, вела по сосёнкам прямо к дому, где он жил с мамой и бабушкой.
 Шёл месяц май. Прошли майские праздники. А в Сибири, как известно, если на майские праздники стоит отличная погода, то потом не жди ничего хорошего. В тот год первая декада мая стояла холодная и хмурая. Погода установилась с десятого числа. Разбежались тучи на небе. Солнце, умытое дождями, засияло ярко и весело. А птицы, радуясь светлым весенним дням, весело запели свои звонкие песенки. Растаял остаток снега, который спрятался по дальним укромным уголкам. Выглянули первые цветы. Воздух был напоен их нежным, тонким ароматом.
 Мальчик шёл медленно по тропинке, он не спешил домой, радовался теплому денёчку, солнышку, слушал, как поют птицы, прославляя чудесный денёк. Вдруг на тропинке возникли Артем и Игорь. Они появились внезапно, и очень обрадовались, увидев Славика.
-О! кого мы видим! Так вот где ты теперь ходишь домой? А почему, интересно узнать? Нас боишься?
-Ни кого я не боюсь, просто эта тропинка ближе к дому, вот я и хожу по ней.
-Боишься, боишься! А из школы, зачем убежал раньше всех?
-Я не убегал. Оделся и пошёл.
-Вот мы тебе накостыляем, как следует по ушам, не станешь больше бегать от нас!
-Я не пойму, что вы от меня хотите?
-В том-то и дело, что от тебя нам ни чего не надо. По шее дать тебе хотим, руки так и чешутся.
-А что, драться со мной вам доставляет большое удовольствие?
-Угадал.
-Почему?
-С тобой интересно. Ты ни когда пощады не просишь, и дерёшься славно.
-Но у нас силы не равные. Вас двое, а я один. Преимущество на вашей стороне.
-Один на один и дурак подерется, а ты попробуй подраться с двумя сразу. Что, слабо?
Мальчишки сняли с плеч ранцы, положили их под кустик, сняли куртки, бросили их сверху на ранцы. Славик стоял молча. Он знал, что эти двое от него не отстанут. Мальчишки грозно подходили всё ближе и ближе. Славик не отступал, только сжал крепко кулаки. Завязалась драка. Мальчишки дубасили друг друга кулаками. Шапки слетели с головы, от пиджаков отлетели пуговицы, волосы на голове поднялись дыбом. Но тут Артему под ногу попался большой гладкий камень. Он споткнулся об него и упал. Воспользовавшись моментом, Славик так врезал Игорю, что тот не удержался на ногах и тоже упал рядом. Артем схватил камень, что ему подвернулся под ногу, размахнулся, и со всей силы ударил Славика по голове. Удар пришёлся прямо в висок. Тот зашатался, повернулся к Артему, посмотрел на него, ни чего не понимая, и медленно повалился на землю. Из раны тонкой струйкой стекала кровь на свежую траву, окрашивая её в красный цвет. Игорь соскочил на ноги.
-Ты, что, обалдел? Что ты наделал? Ведь ты его убил! Вот теперь узнают, не жить нам! Подраться – это одно, но на счет убийства мы не договаривались.
-Я не хотел его убивать. Само вышло, даже не знаю, как это получилось. Что теперь делать? Давай его хоть с тропинки уберём в сторону. А сами домой пойдем той же дорогой, что сюда пришли. Только дай мне слово, что ты молчать будишь и ни кому об этом не скажешь.
-Конечно, не скажу. Я что, сам себе враг, что ли? Ведь, если я проговорюсь, то нам обоим не поздоровится.
Мальчики подхватили остывающее тело своего одноклассника за руки, и волоком оттащили его под небольшой куст рябины, стоящий по близости. А затем привели себя в порядок, надели куртки и ранцы, и отправились домой, как ни в чём не бывало.
 Вдруг до их слуха донесся одинокий, страшный крик ворона. Этот крик резанул по сердцу мальчикам. Артем оглянулся. На берёзе, что росла рядом с рябинкой, сидел ворон. И Артему показалось, что он видел всё, что произошло здесь, потому и кричит, словно всем сказать собирается о их ужасном поступке. Он погрозил ворону кулаком, в ответ тот резко и грозно прокричал.
 Дома они вели себя, как всегда. Ни чего не выдавало их причастности к убийству. Только были в этот вечер мальчишки уж больно послушными и тихими. Но их родители внимания на это не обратили, а про их ужасный поступок даже не подумали.
 Вечером пришла с работы мать Славика. Дома его не было. Ирина Максимовна решила, что он пошёл к соседке. Он часто там бывал, помогал Анюте делать уроки, потом играл с ней на компьютере. Ей мать купила компьютер, что бы девочка развивалась всесторонне. Анюта и Слава успешно осваивали его. Они пока только играли на нем, выполняли некоторые задания, которые им поручали в школе. Больше ни чего ещё не умели делать.
 Бабушка мальчика болела, её мучило давление, и она лежала в больнице. Ирина Максимовна подождала сына немного, и пошла сама к соседке. Позвонила у калитки, вышла на крыльцо Аня. Весь посёлок, где жил Слава, состоял из частных домов.
-Аня, мой сын у тебя?
-Нет его. Сегодня он не приходил ко мне.
-А ты не знаешь, где он может быть? Дело в том, что я пришла домой, а его нет. Куда он мог уйти? Разве к бабушке в больницу?
Она быстро взяла передачу, которую носила ей каждый день, и пошла в больницу. Но и там не было Славика. Не приходил он к ней, и после школы. Тогда мать завернула прямо из больницы в милицию, обратилась к дежурному за помощью. Но дежурный милиционер её выслушал, и сказал:
-Пишите заявление. Укажите, при каких обстоятельствах пропал ребёнок, когда вы обнаружили его исчезновение, не забудьте указать точные сведения о ребёнке, есть ли какие-то родимые пятна, другие особые приметы, короче, всё, что бы его отыскать поскорее. Он у вас не уходил из дома раньше?
-Нет. Ни когда я за ним такого не замечала.
-Возможно, в бега пустился. Многие мальчишки бегают, особенно если не благополучно дела обстоят в школе или дома. Они от проблем бегут.
-Мой мальчик не из тех, которые от проблем бегут. Он привык их преодолевать, но не бежать от них.
-Все родители говорят так, а выходит иначе.
-Так вы искать моего мальчика будите?
-Конечно, а зачем я просил вас заявление написать. Но и вы не сидите, сложа руки. Если он объявится, сообщите немедленно.
-Спасибо и на этом.
Ирина Максимовна вышла из отделения милиции. Голова её судорожно работала. Где искать, куда идти, она не знала. В городе у неё, кроме матери, не было родных, но знакомые были. Только к ним Славик не пойдёт. Надо искать его в другом месте. И тогда решила она побывать у его одноклассников, расспросить их, может, что новенькое узнает. Она посетила всех ребят, адреса которых знала. Но ребята утверждали все, как один, что видели его, когда из школы выходили. Он пошёл домой. Но куда он потом делся, ни кто не знает.
 До самого темна, обходила одноклассников сына мать Славика. Вернулась домой уставшая, разбитая. Не раздеваясь, прилегла она на кровать. Усталость взяла своё, она задремала. И приснился ей сон, словно не сон это, а явь: будто пришёл её сын домой, подошёл к матери, погладил её по голове и сказал:
-Не там ты, мамочка, меня ищешь. Лежу я рядом с домом, не далеко от тропинки, по которой я хожу домой.
 Ирина Максимовна соскочила с кровати. Жар бросился ей в голову. Что делать, куда бежать, на дворе ночь, темно. Надо ждать рассвета. Она еле дождалась того момента, когда тьма стала отступать, небо на восходе посветлело, а за окном четко стали видны дома, деревья, кусты. Она собралась и побежала на ту тропинку, про которую говорил сын во сне. По тропинке она шла медленно, оглядывая окрестность. Но было слишком рано, стоял вокруг полумрак, поэтому она не могла ни чего заметить. Она подошла почти к самой школе, постояла на тропинке, подумала, и медленно побрела обратно. Теперь она осматривала каждое дерево, каждый куст, что росли рядом с тропинкой. Так она прошла большую часть пути. Ноги её подкашивались от усталости. Она присела на пенёк, что торчал рядом с дорогой, задумалась.
 Вдруг до её сознания дошёл резкий крик ворона. Она подняла голову вверх. На соседней берёзке сидел огромный ворон. Рядом с берёзой рос куст рябины, и Ирине Максимовне показалось. Что птица смотрит на этот куст. Она поднялась, пошла в указанном направлении. За кустом что-то темнело. С тропинки не видно, что там такое. А когда женщина подошла ближе, она увидела своего сына. Женщина остолбенела, ей не хотелось верить глазам своим. Славик лежал под кустом на боку так, словно он утомился дорогой и решил отдохнуть. Мать стала осматривать ребёнка. Вид у него был такой, как будто мальчик с кем-то подрался; курточка его была расстёгнута, пиджак без пуговиц, рубашка не заправлена в брюки. Мать знала, что её сын очень аккуратный, следил за собой, никогда не ходил в грязной обуви, с оторванными пуговицами, с взлохмаченными волосами. Она наклонилась над ним, провела по волосам рукой, и тут только заметила рану на виске и запёкшую кровь на траве и земле. Женщина стала внимательно осматривать место, где лежал её сын. Она заметила едва заметную полосу примятой травы, ведущую от куста рябины к тропе. Мать мальчика пошла к тропе, не наступая на примятую траву, осмотрела тропинку, но ни чего подозрительного не нашла. По мобильному телефону она позвонила в милицию и сообщила, что нашла сына мёртвым. Дежурный попросил её, ни чего руками не трогать, ждать их на месте, они сейчас приедут. И действительно, прошло после звонка только десять минут, а они уж были на месте. Милиция тщательным образом осмотрела место происшествия, нашла камень, которым был убит мальчик, составила протокол осмотра, вызвала машину, на которой тело мальчика увезли в морг.
 А мать ещё долго сидела на месте преступления, опустошённая, убитая горем. Она думала о том, что зря противилась, когда муж её хотел забрать с собой и ребёнка. Может, тогда он был бы жив. Но, вдруг в голову ей пришла бредовая мысль: а не может быть такого, что её муж подкупил кого-нибудь, что бы убрать ребёнка? Вот его подкараулили на тропинке и убили. То, что муж её тут был не причастен, а одноклассники её сына могли совершить это злодейство, ей даже и в голову не приходило.
 Небо затянули тучи, заморосил мелкий дождь. Ирина Аркадьевна поднялась и пошла домой, надо готовиться к похоронам. Проститься с мальчиком пришёл весь класс во главе с учителем. Когда его опустили в могилу и стали засыпать землёй, раздался крик ворона. Он был протяжный и вместе с тем резкий. Артем и Игорь вздрогнули, услышав этот крик. Он им напомнил о событиях прошедших дней. Им стало жутко от этого крика. Они невольно сжались, сгорбились, и еле дождались окончания похоронной церемонии.
 После похорон с Артемом и Игорем стали происходить странные вещи. Вечером Артем долго не мог заснуть. Ему все мерещилась картина похорон и страшный крик ворона. Но, наконец, сон сомкнул его очи. И сейчас же возникла перед ним фигура Славика. Она была, как будто соткана из облаков, легкая и воздушная. Славик тихо ему сказал:
-Радуешься, что победил меня? Не радуйся, твои беды ещё впереди.                После этих слов, раздался крик ворона, и Артем проснулся. Его била дрожь, на лбу и на носу выступил пот. Он встал, включил свет, и снова лег в постель. Теперь он заснул со светом, но это ему не помогло. Снова перед глазами возник Славик. Только теперь он не стоял перед ним, а лежал под кустом не далеко от тропинки, на которой его оставили мальчишки. На соседнем дереве сидел все тот же знакомый ворон. Глаза его сверкали жёлтым огнём. Он повернул голову, и человеческим голосом проговорил:
-Справились с мальчиком, и спите спокойно! Разве так поступают ребята? Ведь вы настоящие убийцы.– В подтверждении своих слов, он резко каркнул. Артем вновь проснулся.
 Так продолжалось до самого утра. Встал Артем разбитый, не выспавшийся, но в школу он пошёл. Игорь встретил его на крыльце школы.
-Как дела?
-Нормально, - проговорил Артем вяло.
-А мне всю ночь снился Славик. Я плохо спал.
-Мне он тоже снился всю ночь. Но это ни чего, к этому можно привыкнуть.
-Слушай, а может, мы всё расскажем, тогда он нам перестанет сниться?
-Вряд ли. А если мы расскажем, неизвестно, что будит с нами. Молчи лучше.
Поговорили мальчики, и отправились в класс. На уроках они были рассеянными, вялыми. Где те дети, задорные, радостные, что были прежде. После уроков прошло их такое состояние, они повеселели. Домой уже шли прежние ребята. Вечером Артем заснул сразу же, как только лег в постель. Некоторое время он спал крепко, но ровно в полночь перед ним возникла фигура Славика.
-Мне жаль тебя стало, и я дал тебе немного поспать. Где же твоё геройство? Испугался моего пернатого товарища! А ведь он всё видел, что творилось на тропинке в день убийства. Он – немой свидетель, пока, но придёт время, он заговорит.
И голосом ворона он прокричал: - Убийца! Убийца! Убийца!
Артем соскочил в холодном поту. Ему мерещилось. Что из тёмных углов комнаты тянутся к нему руки Славика. Он, дрожа от страха, подбежал к выключателю, включил свет. Видение исчезло. Артем успокоился, прошёл на своё место и лёг. Он заснул. И снова ему приснился ворон на берёзе и Славик, лежащий под кустом рябины. Ворон смотрел пристально своими огненными глазами прямо на него и молчал некоторое время. А потом взмахнул крыльями, и каркнул, громко, протяжно. Эта продолжалось всю ночь, пока не зазвенел будильник. По дороге в школу Артем встретил Игоря. Они пошли вместе в школу.
-Ну, как у тебя дела? – спросил Игорь друга.
-Не важно. Снова во сне Славку видел.
-По тому ты такой хмурый и бледный, что не выспался? А мне он сегодня не приснился, я хорошо спал. Только утром мне показалось, что в моей комнате сидит на шкафу ворон и смотрит на меня, как будто сказать что-то хочет. Пришлось мне свет включать. Посмотрел, никого нет. Я снова заснул, свет не выключал.
Марина Аркадьевна заметила, что Артем ходит эти дни, как в воду опущенный. Да и Игорь, его закадычный друг, ни чуть не лучше. Она подошла к ним.
-Мальчики, мне с вами поговорить необходимо. После уроков останетесь. Я вас надолго не задержу.
После уроков Артем и Игорь остались в классе. Они догадывались, для чего их оставили, поэтому сели на первую парту вдвоём, и сидели молча. Марина Аркадьевна проводила ребят домой, пришла в класс и обратилась к мальчикам:
-Артём, Игорь, объясните мне, пожалуйста, что происходит с вами? Вы последнее время ходите, как в воду опущенные. Вам так жаль Славу, что вы переживаете? Но мне помнится, вы с ним постоянно дрались! Постойте. А уж не из-за вас погиб мальчик? И как мне это сразу в голову не пришло? Расскажите мне всё, что вам известно по этому поводу, вас сразу перестанет мучить совесть. Ведь она вас мучает, потому вы такие хмурые?
Друзья сидели перед учителем, низко опустив голову. Последние её слова сильно задели их за живое. Они расплакались. Марина Аркадьевна дала ребятам выплакаться, она их не торопила с ответом, только смотрела на них, строго и требовательно. Первым не выдержал её взгляда Игорь. Он всхлипнул в последний раз и заговорил:
-После уроков мы с Артемом пошли домой. Артем и говорит: - Славка теперь ходит по сосёнкам. Давай его там встретим и отдубасим, что бы не повадно было. Ну, я и согласился.
-А зачем вы постоянно с ним дрались?
-Он был не такой, как остальные. С ним даже драться было интересно.
-А разве вас не учили, что драться не хорошо. Вы ведь даже в спортивную секцию ходили, но не для того, что бы вы дрались, а что бы могли защищать слабого. Ну, конечно, если на вас нападут, дать могли бы отпор. Но на вас не нападали, почему тогда вы обижали мальчика? Да к тому же, двое на одного, разве это по правилам?
-Нет. Но нам очень хотелось с ним драться. Он ни когда не убегал от нас. Мы его даже хотели к себе в секцию пригласить, но он нам не верил, сказал, что подумает.
-Артём, а ты, почему молчишь? Тебе сказать не чего?
-А что мне говорить, Игорь всё расскажет.
-Ну, хорошо, продолжай, Игорь.
-Мы свернули с дороги, и пошли на тропинку, по которой ходил Славка. Его мы увидели сразу же. Как всегда, поболтали немного, затем начали драться. Тут Артем упал, ему врезал Славка, как следует. Пока он валялся на земле, Славка и мне наподдал так, что я на ногах не удержался, тоже свалился. В это время Артем ударил его камнем, он упал. Мы его под куст унесли, думали, очухается, встанет и пойдёт домой. А он не встал. Теперь он нам каждую ночь снится. А ещё ворон, который всё это видел.
-Так! Это вы виноваты в его смерти! Теперь как вы с этой виной жить станете? Вы-то живые, а Славика нет! И вам не совестно в глаза его матери смотреть? А ребятам? Как вы им смотрите в глаза, неужели вас не мучает совесть? Животного и то жаль убивать, а вы на своего товарища руку подняли! Ладно, давайте договоримся так; я, пока, не стану ни чего ни кому говорить, а вы обещайте мне, что сами расскажете всё своим родителям. Пусть они знают, какие у них растут сыновья, и сами примут решение, что с вами делать.
-Простите нас, Марина Аркадьевна, мы ведь не думали, что так выйдет, не собирались мы его убивать. Подерёмся, думали, и разойдёмся.
-Не у меня вам прощения просить надо, а у матери Славика. Как ей теперь жить на белом свете, зная, что её мальчик лежит в сырой земле, а его убийцы спокойно ходят в школу? Ладно, больше вас не задерживаю. Идите домой, и подумайте хорошенько над своим поступком.
Мальчики ушли. Вечером Артем сидел в своей комнате. Вдруг за окном промелькнула темная тень, раздался крик ворона. Артем побледнел, задрожал, соскочил со стула, на котором сидел, выбежал в зал. Мать с отцом смотрели телевизор.
-Что случилось, сынок?
-Мама, папа, простите меня, я убил Славика, нечаяно. Мы дрались, я его ударил камнем по голове.
Отец с матерью переглянулись. Они ни как не ожидали такого признания от сына.
-Иди, сынок спать, завтра поговорим.
-А можно, со мной папа ляжет? Мне одному страшно спать.
-Хорошо, пошли.
Отец с сыном легли на кровать. А когда мальчик уснул, отец вышел в зал, где его жена смотрела телевизор.
-Слушай, Татьяна, надо что-то срочно делать с ребёнком! Он уже стал какой-то не нормальный.
-Ты знаешь, когда вы ушли в его комнату, я много думала, и пришла к такому решению: надо немедленно мальчика показать специалисту, сводить его в больницу, к психологу. А потом, я думаю, надо перевести его в другую школу. Ты, как решаешь, согласен со мной или нет?
-Да, конечно. Это нельзя оставлять без внимания, иначе, мы потеряем ребёнка.
В эту ночь Артем спал вместе с отцом. Утром он не пришёл в класс, его мать повела в больницу. Игорь в эту ночь тоже плохо спал. Ему приснился снова Славик.
-А ты молодец, что нашёл силы сознаться в преступлении. Я таких ребят уважаю. Ты не бойся, я тебя простил. Ведь вы же не хотели меня убивать? Что поделаешь, раз так вышло! Спи спокойно, больше я к тебе не приду. - сказал мальчик.
Но Игорь спал не спокойно, он вертелся на постели, ему снились кошмары. Утром он отправился в школу, и очень удивился, когда ни по дороге, ни в классе он не встретил своего товарища. А на третий урок к ним в класс пришёл сотрудник детской комнаты милиции. Она представилась ребятам:
-Меня зовут Елена Семеновна. Мне необходимо побеседовать с вами. У вас в классе погиб мальчик совсем недавно. Вот мне бы хотелось у вас выяснить, как это произошло. Вы все хорошие ребята, и, я надеюсь, обманывать старших не станете. Не бойтесь, ни чего страшного с вами не произойдёт, но причину смерти выяснить необходимо.
Елена Семеновна долго с ребятами беседовала, говорила о том, что жить надо дружно в классе, очень не хорошо, если кого-то обижать станете. Приводила много примеров, когда дети не могли разрешить свои проблемы, и пускали в ход свои кулаки. Таких ребят ставят на учёт в детскую комнату милиции, ведут за ними наблюдения. А если дети не исправляются, когда им исполнится четырнадцать лет, могут такие ребята попасть в колонию на перевоспитание. Очень много говорила Елена Семеновна о преступности среди подростков, и какое наказание они получают за это. Дети внимательно слушали и молчали. Им было стыдно за то, что они вели себя не правильно со Славой.
А Артема положили в больницу на лечение. У него обнаружили большое расстройство нервной системы. Пока он лежал в больнице, родители его забрали документы из школы, а когда он выписался, уехали жить в другое место. Но перед отъездом они сходили к матери Славика, объяснили ей, что у мальчишек произошло в день убийства, попросили за сына прощения. Родители предлагали даже деньги, как помощь, но мать не взяла их.
-Бог вам судья, а денег ваших мне не надо. Мальчика всё равно не вернёшь. Видно, на роду ему было так написано. Я понимаю, что они ещё глупые дети, бестолковые, не понимали, что творят. На месте Славика мог оказаться любой из них. – Сказала она с горечью, и смахнула навернувшие на глаза слёзы.
-Спасибо, что не держите на нас зла. Пойдём мы тогда. - поблагодарили родители Артёма. Им было стыдно за своего сына перед этой святой женщиной.
-А на вас-то я, почему сердиться должна? Дети подрались не по вашей указке. Какой матери хочется, что бы её ребёнок рос непослушным драчуном.
Взрослые расстались по-хорошему. Родителям Артема было очень жалко мать Славика, но что поделаешь, прошлого вернуть не возможно. Они раскаивались в том, что не обращали особого внимания на сына, всё за работой не досуг глядеть было.
 Игорь перенёс трагедию лучше по сравнению со своим другом. Но ему запомнилось на долго, как Славик лежал под кустом рябины, а потом в гробу и резкий крик ворона. При звуке этого крика, он вздрагивал, а перед глазами невольно возникали события из своего детства.