Сад Художников Веджини

Артём Киракосов
САД ХУДОЖНИКОВ «ВЕДЖИНИ»


К вере, к Богу нельзя прийти, не веря в Человека, не видя в Нём Свет Свыше! Душа человеческая алеет всегда ярче, зарёю, чем где-либо, в таланте мастеров, лучших из лучших средь нас. К чему идём мы? А ведь это образ Сада, как Рая, и монастырь — прообраз и предтеча Его. Не как замкнутая субстанция, а основы, на которых вспитанные лучами золотой любви Иисуса, пустивши корни, взойдут стволы, заветвятся, распустятся цветы, появятся плоды...
Проводники, глашатаи и провозвестники Духа? — художники!
Мы очень давно-давно, в Возрождении, когда на Западе творили Рафаэль, Микеланджело, Леонардо, а на Востоке — Рублёв, Дионисий, Грек, были вместе: гении и Церковь, всегда знавшая, что в Красоте и есть cмысл, Её святой язык — отверстые двери, створки дороги по Раю, тому Саду всех садов, вечному блаженству.
Но «Изгнание из Рая» (самое известное — по Микеланджело) существует (живёт, терзая) в каждом из нас, кровоточащей раною порока, помимо желанья! Что такое Рай, Его Образ земной, в чём жительство, наглядность, ощутима плоть? Это Сад, ухоженный, одухотворённый, взделанный беспримерными умными добрыми зовами, порывами и приложением уникального благоухающего украсительства! Земля безлюдна и бездыханна без нашего плода и таланта, труда, взлётов и вдохновения (так даже падений да пусть). В Саду Художников «Веджини» представлены те, без которых трудно найти дорогу в божественное свеченье, чтобы сердце застучало наконец внутри не понарошку, а в настоящее. И самая краткая, прямая, верная из таких дорог — искусство! Творческий поиск и индивидуальный пластический язык наконец возвращаются и встречаются в Церкви. Эта задача когда-то, в конце XIX века, на Востоке, в России, была разрешена художниками подмосковного «Абрамцева», а на Западе — во французском Асси художниками «Нотр-Дам-де-Тут-Грас»; в XXI веке её разрешение ложится на нас; — сладим?
Иконы кисти Мераба Абрамишвили — утончённая и целомудренная лирика влюблённого и чистого помыслами дервиша Христа. Монументалист Александр Корноухов — созерцатель, пытливо вдумывающийся в оживший в его руках, лежавший миллиардами лет до того, сколок с соседней горной породы, подобранный им только вот из-под под ног с земли, заставляет его говорить, обращая речь Богу. Лазарь Гадаев, камень и бронза, скульптура — это попытка отыскать свободу от замкнутого круга, мера её: несение Креста — рок? Своими совершенно феерическими коллажами Сергей Параджанов будет фонтанировать, фантазировать, даже на гибельном самом краю, и нет ничего, что не могло бы стать предметом вдохновения и творения, и что же ещё заворожит так, как процесс рождения картины, словно истины, когда некогда будет и подумать о страхах запредельного, смерти, апокалиптического? Райские деревья, дающие укрытия нынешним без одежд Адаму и Евы мозаичиста-камерника Феликса Буха — воплощение  живого ощущения, что мы уже здесь и сейчас в Царствие Небесном... Произведения непомерно кратко пожившего Дмитрия Томаева из Гори, истинно народного художника, а не по званию, характеризуются столь глубинным укоренением в пластах и пластике крестьянской жизни, что думаешь: разве этот ваятель не Каменного века, а мой современник, соплеменник, с которым мы так вот запросто давеча говорили-ходили-пили? Холсты коренного тифлисца Бажбеука нам утверждают лучшее, самое совершенное, что удалось Господу на Земле — Женщину, живородящую суть, саму теплоту и соблазн всей жизни! Будем же вместе плакать и смеяться с легендарным волшебником и кукольником, основателем «Тбилисского театра марионеток», Резо Габриадзе...
 Сад Художников «Веджини» использует новые технологии: 3D сканирование и перспективный лёгкий, прочный, дешёвый композитный цветной стеклопластик, — современно быстро создавая подходящего масштаба, текстуры, фактуры, объёмов и форм колористические отливки уже готовых шедевров даровитых мастеров, трансформируя их; без этого художественного, технического и менеджерского хода было бы невозможно скорое и финансово по-рядовому доступное формирование производственно единого собрания столь различных дисциплин, персон и материалов, эпох и континентов. ArtPark — это цельный культурный, познавательный, экзистенциальный, экспериментальный образовательно-креативный пласт, неподражаемый ковёр истории, сотканный визионерством, личностями, авторством и новаторством искусствоведения и экспозиции. На его склонах в Саду Художников «Веджини» те, кто жили давно, встречаются с теми, кто только были недавно, вчера, и с теми, кто продолжают ещё работать сегодня... Несомненно, портретная галерея Сада Художников «Веджини» в контексте мировой культуры связана, в первую очередь, с благословенной пред очми Творца прекраснейшей Грузией, Кавказом. Художники — на едином поле, вступают в неизбежно смелый разговор (не побоимся — конкуренцию художественности) друг со другом, с общемировой классикой, с прошлым, настоящим и будущим. Начинается рассказ от самых первых безымянных образцов древностию в 50 тысяч лет, когда человек поднёс руку к стене в доисторической «Пещере Рук» «Куэва-де-Лас-Манос» аргентинской Патагонии и, используя свою ладонь, как трафарет, впервые окрасил стены своего жилища пигментом, а продолжается — и до сего дня, когда на наших глазах на склонах появляются работы молодых! Суть слагаемых предлагаемой по парку прогулки — помочь Человеку найти, обрести Себя, окрасить очернённую где-то по ходу веков свою душу внове светло...
Духовность, се отправная точка, пронзает всё делание творческого человека, артиста; нет разницы, когда и где творили таланты; мы показываем, что путь наш, космический \ человеческий — един, как никогда, в своих многотысячелетних устремлениях Ввысь; Сад Художников «Веджини» — актуальная площадка, сцена, школа, виющаяся тропа, не дидактически, но тончайше образами повествующая, как нам идти её, торную, возможно, всем нам Голгофскую, людям и народам, сейчас, не разлучясь с Отцом нашего Бытия, как бы ни полыхала война и беда рядом, под и над нами, за окном!
Затерянные в лесистых диких горах крепость «Веджини» и женский монастырь в честь Успения Пресвятой Божией Матери «Амаглеба», первые постройки которых датируются национальными легендами ещё до нашей эры — настоящие жемчужины Алазанской долины, царства традиционного виноделия, которые, благодаря, в том числе, и нашему ArtPark-у Сад Художников «Веджини» ещё предстоит общими усилиями подвижников выправить в ограненные сиянием алмазы благословенной Сакартвело.


репродукция: икона Мераб Абрамишвили «Тайная Вечеря», доска, левкас, темпера, вода, кисти, яичный желток

07 04 2024, Москва
Артём Киракосов, музейщик, реставратор 
Благовещение Господне Госпоже нашей Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии