Решил писать свою рецензию тоже в духе этой книги. Пусть и выглядит сумбурно, пусть! По Сеньке и шапка...
Роман (хотя роман ли это?! - изначально дневник в рамках беседы социальной сети ВКонтакте) "Сурковская пропаганда" результат работы двух человек - собственно автора текста барабанщика Романа Суркова и составителя басиста Алексея Устимова. Оба участники рок-группировки "Желтый дом". Интересная связка получается - басист и барабанщик! - эта пара составляет ритм-секцию в рок-группе. Само уже это подогревает интерес к книге... Теперь все участники нашей рок-группы, не только Тимур Таренович и Вадим Элефантов - писатели!
Произведение создано на основе постов Романа в ВК-беседе "Жёлтого дома", которые кропотливо отобранны и отредактированны Алексеем. Так сказать - доведены до ума, хотя сам составитель любит утверждать, что "ум - говно".
Это прямо как работа ювелира - после шлифовки и огранки из алмаза появляется бриллиант! Хотя, конечно, некоторые скажут - ну какой тут вам бриллиант из "алмаза" потока сознания Романа.
(А ведь мы, писатели - инженеры человеческих душ!)
Вообще данную работу надо рассматривать не только с литературоведческой позиции, а с психологической, психиатрической и психоаналитической точки зрения. Поиск той грани... Где гений, а где безумие?? Вспомним работу Чезаре Ламброзо "Гениальность и помешательство".
И каковы вообще критерии творчества? Как отделить талант от бездарности? Каковы критерии: признание? эстетика? что-то ещё?...
Кто раньше встал - того и тапки.
Кто первым одел белый халат - тот и доктор. Ну да, ну да...
Интро и оутро Алексея создают некий мессидж, концепцию понимания творчества Романа.
И я вижу в этом проблематику рационально и иррационального познания. Познания в широком смысле - и окружающего мира, и самого себя, как части этого мира, поиска тождества микро- и макрокосма. Проблема в том, что современное человечество слишком увлеклось рациональным, научным познанием мира (ratio по-латыни - "разум"), являющимся основой современного прогресса. Стремлением все разложить по полочкам, прийти к каким-то логическим объяснениям... Наконец, схватить Бога за бороду и призвать к ответу - ведь человек звучит гордо! Но все дальше углубляясь в суть предмета познания, мы теряем целостность. И даже уходим от главного. Возьмём, к примеру, познание, несомненно самого выдающего предмета познания (если можно так сказать) в обозримой нами Вселенной - человека, собственно homo sapiens. Ведь каждая наука, познавая этого самого homo sapiens'а, изучает его однобоко. Со своих позиций на него смотрит биология, социология, медицина... Для физиков - это физическое тело, набор взаимодействующих частиц; для химиков - набор веществ и реакций и т.д. В конце концов по выражению Мартина Лютера мы вместе с водой выплескиваем и самого ребенка - этого самого человека! А иррациональное познание, познание методами религии и искусства возвращает нас к целостности, к мистическому единству, к тому переживанию тайны, о котором говорил физик и скрипач Эйнштейн. А где-то между рациональностью науки и мистикой религии и искусства находится философия, которая является попыткой преодолеть ограничения этих двух методов познания.
Я вот даже не поленюсь и развернуто процитирую Эйнштейна, выступающего в данном случае в первую очередь как философ:
"Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты. Проникновение в тайну жизни, сопряженное со страхом, дало толчок для возникновения религии. Знать, что непостижимое действительно существует, проявляя себя через величайшую мудрость и самую совершенную красоту, которую наши ограниченные способности могут постичь только в самых примитивных формах, — это знание, это чувство и служит основой настоящей религиозности.“
Вернемся к роману. Конечно, читать его непросто, за раз больше нескольких страниц не осилишь. Взахлёб, нахрапом не получится. Но хочется возвращаться ещё и еще! Нужен, как писали Стругацкие, "квалифицированный читатель". Автор резко перескакивает с одного на другое, без всяких логических связок - режет по-живому, не жалея читателя.
Нелегко это читать, но не мрачно - автор "хохмит" - его частенько тянет на юмор и прямо-таки юношескую непосредственность.
"Квалифицированный читатель" выступает и в роли соавтора - он должен сам многое допонимать.
Книга закономерно воспринимается как поток сознания, в первую очередь напрашиваются аналогии с "Уллисом", написанным Джойсом более ста лет назад. Хотя и поток сознания как прием существовал уже в прозе 19 века.
Кто-то скажет вообще - шизофазия.
"Шизофазия - симптом психических расстройств, выражающийся в речевой разорванности — нарушении структуры речи, при которой, в отличие от речевой бессвязности (потока несвязанных слов), фразы строятся правильно, однако не несут никакой смысловой нагрузки, а содержание речи соответствует состоянию бреда"(Википедия). Так в чем отличие?
Искусство - это создание художественного образа. В "сурковской пропаганде" - - модернистский разрыв этого самого образа, некая словесная окрошка, да и окрошка эта нарезана неравномерно.
Книге присуща колкая и насыщенная эмоциональность. Самые неожиданные и причудливые, резкие эмоциональные пятна. Складывается впечатление монолога-исповеди, как-будто автор общается сам с собой, не обращая внимания на читателя.
И следует отметить поэтичность текста, близость к лирической форме поэзии. В отличии от прозы в традиционном понимании здесь отствует эпика - нет никакого развития сюжета, динамизм и развитие произведения выражается во внутренних переживаниях. Несомненно, творческая профессия Романа - барабанщик - даёт о себе знать, и текст произведения несёт акцентированную, синкопированную ритмику.
Для многих открытие, но и проза по-своему может быть ритмична, хотя и не так явно, как поэзия.
Что ещё хотелось бы отметить...
Хотелось бы ещё отметить, не углубляясь, фольклорную составляющую языка Романа.
Кроме "Улисса" Джойса у меня возникают параллели с литературным творчеством Кузи Уо, гитариста "Гражданской обороны". С дневниками Венички Ерофеева, и даже с методом воображаемой филологии Велимира Хлебникова. Как и гений русского футуризма Роман пробует слова и смыслы на язык...