Рецензия на книгу Сурковская пропаганда

Вадим Элефантов
Решил писать свою рецензию тоже в духе этой книги. Пусть и выглядит сумбурно, пусть! По Сеньке и шапка...

Роман (хотя роман ли это?!  - изначально  дневник в рамках  беседы социальной сети ВКонтакте) "Сурковская пропаганда" результат работы двух человек - собственно автора текста барабанщика  Романа Суркова и составителя басиста  Алексея Устимова. Оба участники рок-группировки "Желтый дом". Интересная связка получается - басист и барабанщик! - эта пара  составляет ритм-секцию в рок-группе.  Само уже это подогревает интерес к книге...  Теперь все участники нашей  рок-группы, не только Тимур Таренович и Вадим Элефантов -  писатели!

Произведение создано на основе постов Романа в ВК-беседе "Жёлтого дома",   которые кропотливо отобранны и отредактированны Алексеем. Так сказать - доведены до ума, хотя сам составитель любит утверждать, что "ум - говно".

Это прямо как работа ювелира - после шлифовки и огранки из алмаза появляется бриллиант! Хотя, конечно,  некоторые  скажут - ну какой тут вам бриллиант из "алмаза" потока сознания Романа.
(А ведь мы, писатели - инженеры человеческих душ!)
Вообще данную работу надо  рассматривать не только с литературоведческой позиции, а с  психологической, психиатрической и  психоаналитической точки зрения. Поиск той грани... Где гений, а где безумие?? Вспомним работу Чезаре Ламброзо "Гениальность  и помешательство".
И каковы вообще критерии творчества? Как отделить талант от бездарности? Каковы критерии: признание? эстетика? что-то ещё?...
Кто раньше встал - того и тапки.
Кто первым одел белый халат - тот и доктор. Ну да, ну да...


Интро и оутро Алексея  создают некий мессидж, концепцию понимания творчества Романа.
И я вижу в этом  проблематику рационально и иррационального познания. Познания в широком смысле - и окружающего мира, и самого себя, как части этого мира, поиска тождества микро- и макрокосма. Проблема  в том, что современное человечество слишком увлеклось рациональным, научным  познанием мира (ratio по-латыни - "разум"), являющимся основой современного прогресса. Стремлением все разложить по полочкам, прийти к каким-то логическим объяснениям... Наконец, схватить Бога за бороду и призвать к ответу - ведь человек звучит гордо! Но все дальше углубляясь в суть предмета познания, мы теряем целостность. И даже уходим от главного.  Возьмём, к примеру, познание, несомненно самого выдающего предмета познания   (если можно так сказать) в обозримой нами Вселенной  - человека, собственно homo sapiens.  Ведь каждая наука,  познавая этого самого homo sapiens'а, изучает его однобоко. Со своих позиций на него смотрит биология, социология, медицина... Для физиков - это физическое тело, набор взаимодействующих частиц; для химиков - набор веществ и реакций и т.д. В конце концов по выражению Мартина Лютера мы вместе с водой выплескиваем и самого ребенка -  этого самого человека! А иррациональное познание, познание методами религии и искусства возвращает нас к целостности, к мистическому единству, к тому переживанию тайны, о котором говорил физик и скрипач Эйнштейн. А где-то между рациональностью науки и мистикой религии и искусства находится философия, которая является попыткой преодолеть ограничения этих двух методов познания.
Я вот даже не поленюсь и развернуто  процитирую Эйнштейна, выступающего в данном случае в первую очередь как философ:
"Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты. Проникновение в тайну жизни, сопряженное со страхом, дало толчок для возникновения религии. Знать, что непостижимое действительно существует, проявляя себя через величайшую мудрость и самую совершенную красоту, которую наши ограниченные способности могут постичь только в самых примитивных формах, — это знание, это чувство и служит основой настоящей религиозности.“


Вернемся к роману. Конечно, читать его непросто, за раз больше нескольких страниц не осилишь.  Взахлёб, нахрапом  не получится. Но хочется возвращаться ещё и еще! Нужен, как писали Стругацкие, "квалифицированный читатель". Автор резко перескакивает с одного на другое, без всяких логических связок - режет по-живому, не жалея читателя.
Нелегко это  читать, но не мрачно -  автор "хохмит" - его частенько  тянет на юмор и прямо-таки юношескую непосредственность.
"Квалифицированный читатель" выступает и в роли соавтора - он должен сам многое допонимать.
Книга закономерно воспринимается как поток сознания, в первую очередь напрашиваются аналогии с "Уллисом", написанным Джойсом более ста лет назад.  Хотя и поток сознания как прием  существовал уже в прозе 19 века.
Кто-то скажет вообще - шизофазия.
"Шизофазия -  симптом психических расстройств, выражающийся в речевой разорванности — нарушении структуры речи, при которой, в отличие от речевой бессвязности (потока несвязанных слов), фразы строятся правильно, однако не несут никакой смысловой нагрузки, а содержание речи соответствует состоянию бреда"(Википедия). Так в чем отличие?
 Искусство - это создание художественного образа. В "сурковской пропаганде" - - модернистский разрыв этого самого образа, некая словесная  окрошка, да и окрошка эта  нарезана неравномерно.
Книге присуща колкая и насыщенная эмоциональность. Самые неожиданные и причудливые, резкие эмоциональные пятна. Складывается впечатление монолога-исповеди, как-будто автор общается сам с собой, не обращая внимания на читателя.

И следует отметить поэтичность текста, близость к лирической форме поэзии. В отличии от прозы в традиционном понимании здесь отствует эпика - нет никакого развития сюжета, динамизм и развитие произведения  выражается  во внутренних переживаниях.  Несомненно, творческая профессия Романа - барабанщик -  даёт о себе знать, и текст произведения несёт  акцентированную, синкопированную ритмику.
Для многих открытие, но и проза по-своему может быть ритмична, хотя и не так явно, как поэзия.
Что ещё хотелось бы отметить...
Хотелось бы ещё отметить, не углубляясь,  фольклорную составляющую языка Романа.


Кроме "Улисса" Джойса у меня возникают параллели с литературным творчеством Кузи Уо, гитариста "Гражданской обороны". С дневниками Венички Ерофеева, и даже с методом воображаемой филологии Велимира Хлебникова. Как и гений русского футуризма Роман пробует слова и смыслы на язык...