Метод тыка

Владимир Птица
МЕТОД ТЫКА

    Если бы пару месяцев назад Ефиму Васильичу, кузнецу нашему, сказали, что очень скоро он станет живописцем, Васильич просто посмеялся бы над "пророком"", вместе посмеялись бы. А нынче... Нет, своей профессии он не изменил, так же и кузнечит, однако...
    Его на пенсию гонят, а он -- ни в какую! Вычитал у кого-то, что, дескать, труд избавляет не только от нужды, но и от других неприятностей: агрессии, скуки и чего-то там ещё зловредного. Теперь старика из кузницы и бульдозером не вытолкать; хорошо ему там: ни серчать, ни скучать некогда -- работа,работа, работа... Да и живёт он неподалёку; в овражек только спуститься да на горочку взойти и вот она -- мрачная, под серым шифером халупа. Сколько в ней лемехов отклёпано, сколько зубьев к боронам оттянуто, сколько тяпок бабёнкам сделано!.. Да-да, и выпито немало -- как к кузнецу без бутылки! На холяву разве что прыщ вскочить может, да и тот не на всяком месте... Но Васильич на горькую не больно падок: стопочку примет, а то и вовсе отвергнет и молодцам отдаст; около кузнеца всегда публика отирается, разная: вон тот просто любопытствующий, а вот этот страждущий, сразу видно: глаза красны, кадык ходуном - с  бодуна товарищ. Ему кузнец и поднесёт, и "спасёт"" страдальца. У иных спасённых аж слёзы фонтаном от переизбытка чувств, обниматься лезут к спасителю.
    Живёт Ефим Васильич с Верой-Веронькой, жёнушкой своей любезной живёт. Сынки, -- двое их у стариков,-- далеко укатили от дома родительского, далеко и давно. Навещают, а как же, нечасто, правда... Прошлым летом внучат привезли. Дичатся ребятишки, носики морщат; говорят: "Баба, деда, у вас плохо пахнет. Вон там"" и показывают на козий хлев. Ну, чего их туда понесло!
    Меж собой деревенские называют кузнеца "Метод тыка"". Эта дразнилка досталась ему за в общем-то неоригинальный способ определять качество того или иного предмета, вещи: Васильичу достаточно оглядеть-ощупать "товар"", тыкнуть пальцем в некую точку на нём, и он тотчас скажет вам о степени его добротности. Так однажды он определил в каком месте мужикам следует колодезь рыть. И ему поверили. И вырыли колодезь. А водица-то какой вкуснющей оказалась в нём! "Чудеса! -- дивились люди. -- спецы с приборами ищут, с лозовыми хворостинками по болоту бродят, а Ефим за ухом поскрёб, указательным ткнул меж двух кочек, вынул, оглядел со всех сторон, (лизнул даже!), и твёрдо изрёк, приказал почти: "Тута копать!""
    В тот памятный майский вечер заготавливал Васильич сено для козы -- лужок в балке выкашивал. Так увлёкся, что и не заметил, как позади него на взлобке пристроился со своими причиндалами рыжебородый и патлатый художник. Только через час кузнец отметил: здесь он не один (рыжебородый выдал себя сдержанным покашливанием). Кузнец в приветствии воздел руку. Тот ответил. Теперь косарь нет-нет да и поглядывал в сторону рисовальщика --интересно же чего он там! Между ними было не больше десятка саженей, и расстояние это хоть и неспешно, но неуклонно сокращалось; рыжебородый должен был уже не только видеть мужичка, но и слышать вжиканье его косы. Васильич же явственно слышал бормотанье своего соседа. Тот поминутно вставал, отступал на шаг-другой, словно фехтовальщик, откинув в сторону правую руку, склонял голову, заглядывал то справа, то слева, снова наскакивал на холст и намурлыкивал при зтом что-то разухабисто- весёленькое. "С натурой сравнивает"" -- догадался Васильич.
    И вдруг художник ойкнул, бестолково заметался и, кого-то обругав, рванул в терновник. Мелькнул в кустах его оранжевый берет и
кусты мгновенно, словно в электропоезде двери, сомкнулись... "Налопался, чудак, чего-то непотребного, может тех же бургеров или сарделек... И какой-то гадостью запил. От нормальной пищи тоже в кусты бегают, но не с такой же скоростью!"" -- резюмировал кузнец.
    Художника всё не было. По всему видать, товарищ засел надолго. И Ефим Васильич решился поглядеть чего он там накалякал.
    На картине был изображён луг, на лугу то ли фигурка косца, то ли коряжинка какая, дальше сад и громадный старый тополь весь в грачиных гнёздах; и тополь и само небо вокруг него было полно птицами... И всё так небрежно, так оляповато... "Фи, я намалюю ничуть не хуже! -- подумалось кузнецу. -- А вот гнёзда ну прям как взаправдешние; особенно вон то, верхнее.""
    И он не вытерпел, ткнул таки указательным в грачиное гнёздышко, в "верхнее"", лучшее; не ткнул даже, коснулся чуть. Коснулся и... И  гнездышко тут же превратилось в некрасивую чёрную кляксу. Кузнец с испугом взирал то на свой безымянный, то на холст... Палец скоренько вытер о штаны и уже собрался ретироваться, как увидел: из кустов, прямо на него бодро скачет рыжебородый; будто языки пламени развеваются по ветру его патлы. Он в ярости. Чуть ли за грудки хватает косца:
--Вы чего тут хозяйничаете! Ну, народ! И на минуту нельзя отлучиться...
--Неправда! -- бурчит Васильич. -- Вас не было минут пятнадцать, как не больше...
--Да хоть и тридцать! Вам-то что до меня? Скажите лучше, милейший, вы зачем в холст пальцем тыкали?
--Как это зачем?! Тыкал, чтоб узнать: уж не настоящее ли оно, гнёздышко грачика -- слишком живо намалёвано... Вот тута было.  -- Показал где было -- на "кляксу"" показал.               
--Ну, настоящее?               
--Не-а, ненастоящее. Да не переживайте вы так, я сейчас всё исправлю!
И потянулся за кистью.
--Не прикасайтесь! -- Взвизгнул рыжебородый. -- Ни к чему не прикасайтесь!  Ничего не надо исправлять и вообще: идите себе, продолжайте вашу косьбу, и никогда больше...
    Художник не договорил. Его опять скрутило. Охнув, несчастный прытко понёсся к терновнику. Он ещё бежал, когда кузнец схватил маленькую плоскую кисть, макнул в чёрное и быстро подрисовал испорченное "методом тыка"" гнездо.
    Как ругался рыжебородый, того Ефим Васильевич не слышал, потому как шагал домой ходко и был уже почти у самой околицы.
Шагал и думу думал: или эта мазня и впрямь больших денег стоит, что он так затрясся над ней, или моя работа в кузне ни в хрен не ценится. Вот фигня-то!
    Нет, кузнечить мужик не бросил, хоть и огорчился, что платят так мало.
    А потом ему взбрело самому заняться живописью; вспомнил, как в детстве малевал. Съездил в город, накупил красок, холстов и засел за мольберт. И ведь получилось, даже лучше чем у рыжебородого вышло: у того словно пригоршнями краска на холст накидана, а у Васильича она лежит аккуратненько, гладенько, как на фотокарточке; деревенским очень нравится.
    А два дня тому его на колхозном рынке видели -- картины продавал. Свои. Пять штук. Подходили, интересовались, приценивались...
А вот купил ли кто какую, того не ведаю, и сам он никому не сказал -- сглазу испужался, что-ли?

                Владимир ХОТИН