Младенец при рождении потребовавший водки

Игорь Альмечитов
Младенец из «российской глубинки», при рождении потребовавший водки


Этот совсем короткий очерк является всего лишь историческим анекдотом. Хотя и анекдотом очень показательным и иносказательно описывающим едва ли не всю российскую (и, к большому сожалению для нашего «многострадального отечества» – её вневременную) действительность…

Князь Павел Дмитриевич Цицианов, почти три с половиной десятка лет служивший «верой и правдой государю и отечеству», участвовал едва ли не во всех военных кампаниях Российской империи (как, увы, и во многих усмирениях внутригосударственных бунтов), начиная с 70-х годов XVIII века и вплоть до своей гибели при осаде города Баку в начале 1806 года.

По историческим свидетельствам, князь Цицианов всегда был исключительно острым на язык и славился своими необычными рассказами, которые он часто с невозмутимым лицом выдавал за правду.

Одна из его историй, как нельзя более точно описывает нравы, бытовавшие на рубеже XVIII – XIX веков в «российской глубинке» (в противовес идиллическим представлениям некоторых «певцов русской деревни» о не менее «идиллическом крестьянском быте»).

Как-то князь Цицианов рассказал историю о том, что в одной из деревень, принадлежавших его семье, некая крестьянка разрешилась от долгого бремени сразу семилетним мальчишкой. Но, что ещё более удивительно, едва появившись на свет, первой фразой, которую произнёс «младенец», обращаясь к матери, было: «Дай мне водки!».

Увы, и такой – аллегорически и в том числе – была «русская деревня»… даже несмотря на то, что никакому «знатоку» России и её «несгибаемых скреп» не хотелось бы признавать подобного за своим народом. Или, как однажды в сердцах воскликнул персонаж нетленного и очень знакового для русскоязычной литературы произведения: «Правду не заглушишь!»