50. И зачем Люсе такие заботы?..

Надежда Попова 2
Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


Утром, провожая Стасика в группу, мама задержалась в дверях и спросила у Вероники Эдуардовны:

- Когда вы уже начнёте занятия по математике? Мы ведь и рабочие тетради давно закупили, а занятий всё нет. А Стасик уже выучил чётные и нечётные числа.

Стасик стоял рядом с мамой, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, и смотрел в центр группы, где мальчики играли с машинками.

- Стасик, назови нам чётные числа, - попросила мама.

Стасик не заставил себя долго ждать и с готовностью отбарабанил:

- Два, четыре, шесть, восемь, десять!

- Дальше пока не выучили, - объяснила мама, - пока только в пределах десяти. А теперь нечётные!

- Один, три, пять, семь, девять!

- Молодец! Ну, беги!

И Стасик радостно побежал к ребятам.

Действительно, по инициативе Вероники Эдуардовны и при одобрении части родителей ещё осенью закупили на всю группу рабочие тетради по арифметике для самых маленьких, но теперь воспитательница понимала, что они сильно поторопились.

- Понимаете, - попыталась она объяснить маме ситуацию, - сейчас пока такие занятия проводить рано. Группа в целом к ним совершенно не готова. Да и сам Стасик – он ведь до сих пор не может высидеть больше двух-трёх минут ни на одном занятии. Давайте отложим до следующего года, хорошо? А пока можно заниматься устно, в процессе игры…

- Устно мы с ним и без вас занимаемся. Вы же знаете, какие у Стасика результаты и как он любит математику! Ему уже пора решать примеры, хотя бы самые простые, например, 1+1, 1+2, 3-2, там в этих тетрадях как раз такие, отнимать, складывать яблоки, шарики, в клеточки только результат записывать.

- Да, вы правы, тетради очень хорошие, но, правда, заниматься по ним ещё рано. Дети ещё слишком маленькие.

- Понятно. Значит, из-за того, что одни дети отстают в развитии, нужно тормозить развитие остальных? Так получается? Мы специально поступали в ваш садик, потому что он гарантировал высокий уровень всех занятий и изучение ***ского языка. А теперь что пошло не так?..

Что не так? Слепая запись и инклюзия, вот что не так. А ещё – неумение/нежелание некоторых родителей объективно оценивать способности и возможности своего ребёнка.

Вот мама Стасика искренне считает, что у него феноменальные математические способности и что он очень любит математику. Её уверенность основана на том, что Стасик знает наизусть и барабанит без запинки счёт до ста, потом он выучил счёт десятками, потом сотнями, а вот теперь пошли в ход чётные и нечётные числа. Почему именно числа? Потому что родители дома занимались с ним именно этим.

А у Стасика если и есть что феноменальное, так это память. С первого-второго раза он запоминает ВСЁ. Вот буквально - всё. Как приятно родителям слушать и демонстрировать знакомым, как трёх-четырёхлетний Стасик выдаёт вышеозначенный счёт! И если он завтра будет декламировать таблицу умножения, никто не удивится.

Он легко запоминает в группе стихи, которые дают ему готовить к праздникам, а также все стихи, которые репетируют другие ребята, и может сходу заменить любого участника представления. Причём, стихи он читает отчётливо, выразительно, точно выдерживая интонацию и паузы. Это на русском и на ***ском языках, одинаково хорошо. Чисто произносит специфические звуки ***ского языка и то, пока ещё немногое, что знает, повторяет и рассказывает с большим удовольствием.

С таким же энтузиазмом он мог бы декламировать расписание пригородных электричек, если бы кому-нибудь пришло в голову зачитать ему его пару раз.

Также он запоминает большие куски стихов и сказок, которые читают в садике и дома, а также мультики и рекламу, которые часто смотрит. И всё это повторяет по просьбе и без, желающим и нежелающим это слушать, хоть и просто себе под нос, бегая с машинкой по группе.

Стасик вообще из породы «говорунов», рот у него практически не закрывается. Да, и всё это он запоминает на слух, потому что читать, естественно, ещё не умеет.

В отличие от скандально/печально известной девятилетней девочки, в чьей феноменальной памяти ещё никому не удалось убедиться, Стасик действительно обладает очень хорошей памятью, которую охотно демонстрирует и в наличии которой смогли убедиться все, кто хоть недолго общался со Стасиком.

Но запомнить – не значит осознать, понять и уметь применить. И если стихи, тексты детских книжек и мультиков он может с выражением воспроизвести, ответить на вопросы, обсудить со взрослым, то с арифметикой совсем не так.

К сожалению, мама Стасика, находясь в эйфории от большого количества заученных сыном наизусть чисел, упорно не видит, что понимания в этом – ноль, даже хотя бы в пределах одного-двух.

Постоянные читатели уже знакомы со всеми детьми, посещающими группу «Дюймовочка», те, кто не знаком, но заинтересовался, могут узнать обо всех её обитателях в других статьях цикла "Репортаж с горшком в руке".

Итак, если не считать ребятишек, у которых с развитием прямо совсем беда-беда, а именно Прохора, Зину, Егора, Тараса, то большинство уже нормально ориентируется в количестве лап, ушей, рогов и хвостов у животных; колёс у машины, самоката, велосипеда; знают, сколько лапок, крыльев, клювов у птиц. Соотносят количество рукавов, носков, ботинок, шапок, варежек с количеством у человека рук, ног, голов. И это не математические знания, а скорее, практические, житейские.

Хотя некоторые ребята знают, как выглядят цифры 1, 2, 3 и могут соотнести их с количеством каких-то предметов или своим возрастом.

Ия, например, хорошо знает цифру 1 – номер своей кроватки и точно назовёт предметы, имеющиеся в одном экземпляре.

Мирон, Ваня, Нина, Игорь, Влада, Саша легко ориентируются и оперируют в пределах трёх.

Костик удивил как-то, коротко и безэмоционально буркнув себе под нос, что у трёх девочек, изображённых на картинке, 5 косичек, и что «все цвета радуги» - это 7!

Женя хорошо знает счёт до четырёх, безошибочно узнаёт эти цифры в написанном и напечатанном виде, и её не собьёшь с толку коварными вопросами типа: достаточно ли трёх ложек на стол, где стоят четыре тарелки с супом, и если потерялась одна варежка, то сколько ручек замёрзнет?

Для Стасика же пока цифры и числа – просто набор слов, которые он легко запомнил в определённом порядке и которые у него не ассоциируются и не соотносятся ни с какими предметами. Воспитатели и няня стараются проговаривать с ним всё, что возможно, разъяснять, показывать, чтобы абстрактные цифры обрели в понимании Стасика практический смысл, хотя бы на уровне ручек-ножек-шапок-лапок-хвостов-колёсиков.

Почему-то родители этим вопросом никак не озабочены. Зато озабочены другим: не добившись занятий арифметикой от детского сада, дали задание няне Люсе учить Стасика решать примеры. Для этого купили – нет, не рабочую тетрадь с картинками и прописями для самых маленьких – а обычную школьную тетрадь в клеточку. Велели учить Стасика писать цифры и решать примеры.

- Не знаю, что делать, - делилась няня с воспитателями, - какие цифры в клеточках, он же двух минут на месте посидеть не может, усидчивости никакой. И карандаш держать ещё не научился. Зажмёт в кулаке и черкает по листу от края до края.

И вообще, зачем Люсе такие заботы? Она не педагог и, собственно, даже не няня, её брали изначально в качестве домработницы, а потом как-то плавно на её руки перешёл полностью и Стасик.

Правда, Стасика она любит, и он к ней очень привязался, мама даже ревнует. Поэтому, чтобы мама не была недовольна Стасиком, Люся взялась за обучение мальчика арифметике, понимая всю бесполезность этих занятий, по крайней мере, сейчас и в том виде, в каком требует мама.

И мама, конечно, была недовольна, и именно Люсей, хотя и видела искаляканные страницы в тетради, и сам Стасик радостно сообщал ей вечером, что они с Люсей «решали примеры!». Он просто не понимал само значение слов «решать примеры», но ему нравилось, когда они с Люсей садилась за большой обеденный стол, она раскладывала перед ним тетрадь, картинки, небольшие предметы, игрушки, двигала их, перекладывала, то прятала одну, то опять показывала – как будто играла с ним в «ку-ку»! – и это было очень весело!

Молодая и креативная Вероника Эдуардовна, чтобы хоть на время остудить математический пыл мамы Стасика, научила его считать до десяти на ***-ском языке.

Тут результат был налицо. И учитывая хорошую Стасикову дикцию и великолепное ***-ское произношение, результат блестящий. Мама тут же продемонстрировала его по видеосвязи живущим за границей родственникам, получила очередную порцию восхищения, уверений в незаурядных математических способностях сына и на время отстала от воспитателей с идеей групповых занятий арифметикой.

Впереди раскрывались такие возможности: научить Стасика считать до ста, потом десятками, потом сотнями, чётными-нечётными - теперь уже на ***-ском языке! Как удивятся знакомые и заграничные родственники, когда увидят, что их Стасик знает математику на двух языках! В его-то возрасте!..

                07.07.2022

Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», вы сможете узнать в следующих публикациях.