Великие маэстро. Дмитрий Шостакович

Людмила Каштанова
               
      Дмитрий Дмитриевич Шостакович  25 сентября 1906  — 9 августа 1975 — советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.
      Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974). Номинант на премию «Оскар» за музыку к фильму «Хованщина», а также дважды номинант на премию «Грэмми» за Концерт для фортепиано с оркестром №2 и Симфонию №4.
     Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, шести концертов, двух опер, оперетты, трёх балетов, многочисленных произведений камерной музыки, а также музыки для кинофильмов и театральных постановок.
В 1957—1974 годах — секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960—1968 годах — председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

         Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге в 1906 году. Его отец работал инженером и страстно любил музыку, мать была пианисткой. Она давала сыну первые уроки игры на фортепиано.
        В одиннадцать лет Дмитрий Шостакович начал заниматься в частной музыкальной школе. Преподаватели отмечали его исполнительский талант, прекрасную память и абсолютный слух.
  Через два года юный пианист поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а затем — на факультет композиции.  Попутно  работал в кинотеатре тапером. Во время сеансов он  подбирал для персонажей ведущие мелодии, выстраивал музыкальные эпизоды,  использовал лучшие из этих  фрагментов  в своих сочинениях.
 
       С 1923 года Шостакович работал над Первой симфонией. Произведение стало его дипломной работой, премьера прошла в 1926 году в Ленинграде. Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполнение было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало».
         Вскоре Первая симфония стала известна за пределами Советского Союза. В 1927-м Шостакович участвовал в I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Один из членов жюри конкурса, дирижер и композитор Бруно Вальтер, попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Ее исполнили в Германии и США. Через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.
       Она исполнена такого человеческого драматизма, что это даже странно представить, что 19-летний юноша прожил такую жизнь… Ее играли всюду. Не было такой страны, в которой симфония не прозвучала бы вскоре после того, как она появилась.

         В 1932 году Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Ее поставили под названием «Катерина Измайлова», премьера прошла в 1934 году. За два первых сезона оперу исполняли в Москве и Петербурге более 200 раз, а также играли в театрах Европы и Северной Америки.
        В 1936 году оперу «Катерина Измайлова» посмотрел Иосиф Сталин, и она ему не понравилась. В «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки», оперу объявили «антинародной». Вскоре большинство его композиций исчезли из репертуаров оркестров и театров. Шостакович отменил назначенную на осень премьеру Симфонии №4, но продолжал писать новые произведения.
         Спустя год прошла премьера Симфонии №5. Сталин назвал ее «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику», а критики — «образцом соцреализма» в симфонической музыке.

         В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Он работал профессором в Консерватории, служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Во время дежурств Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний — Ленинградскую или симфонию №7.  Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.
       «Не знаю, как сложится судьба этой вещи. – писал он. -  Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну"
         Впервые симфонию исполнил в марте 1942 года эвакуированный в Куйбышев оркестр Большого театра. Через несколько дней композицию сыграли в Колонном зале московского Дома союзов.

        В августе 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Концерт длился 80 минут; из зала Филармонии музыку транслировали по радио — ее слушали в квартирах, на улицах, на фронте.
        Когда оркестр вышел на эстраду, весь зал встал… В программе была только симфония. Трудно передать атмосферу, царившую в переполненном зале Ленинградской филармонии. В зале преобладали люди в военной форме. Многие бойцы и офицеры приехали на концерт прямо с передовых.
         Ленинградская симфония стала известна всему миру. В Нью-Йорке вышел номер журнала «Time» с Шостаковичем на обложке. На портрете композитор был в пожарной каске, подпись гласила: «Пожарный Шостакович среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы». В 1942–1943 годах Ленинградскую симфонию более 60 раз играли в разных концертных залах США.  Ему потом писали:  «..В прошлое воскресенье Ваша симфония впервые прозвучала по всей Америке…Ваша музыка рассказывает миру о великом и гордом народе, непобедимом народе, который борется и страдает для того, чтобы внести свой вклад в сокровищницу человеческого духа и свободы…»

       С этой поры началась, как её справедливо называли, «Эпоха Шостаковича», но не все так было гладко.  В 1948 году Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед Западом». Шостаковича уволили из Московской консерватории,  и  его музыка  была запрещена.
       Мстислав Ростропович писал тогда: «В 1948 году, придя в Консерваторию, мы увидели на доске объявлений приказ: «Шостакович Д. Д. более не является профессором по классу композиции в связи с несоответствием профессорской квалификации…» Такого унижения я никогда не испытывал».
      Но уже  через год запрет официально сняли и композитора отправили в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза. В 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге. Он вдохновлялся творчеством немецкого композитора: «Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно… Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много». После возвращения в Москву Шостакович стал писать новый музыкальный цикл — 24 прелюдии и фуги.
       В 1957 году Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, в 1960 году — Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 — первый секретарь). В эти годы  поэтесса  Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».
       В середине 60-х годов в советские оркестры и театры вернулись сочинения Дмитрия Шостаковича 20-х годов, в том числе опера «Катерина Измайлова». Композитор написал Симфонию №14 на стихи Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Кюхельбекера, цикл романсов на произведения Марины Цветаевой, сюиту на слова Микеланджело. В них Шостакович иногда использовал музыкальные цитаты из своих ранних партитур и мелодий других композиторов.
         Кроме балетов, опер и симфонических произведений Дмитрий Шостакович создавал музыку к кинокартинам — «Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет», и мультфильмам — «Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке».
       Режиссер Григорий Козинцев вспоминал:   «Говоря о музыке Шостаковича, я хотел сказать, что ее никак нельзя назвать музыкой для кино… Она существует сама по себе. Она может быть связана с чем-то. Это может быть внутренний мир автора, который говорит о чем-то, что навеяно на него какими-то явлениями жизни или искусства..».
        В последние годы жизни композитор тяжело болел. Дмитрий Шостакович умер в Москве в августе 1975 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

        Что касается семейного положения, то он был трижды женат.  Первая жена — Нина Васильевна Шостакович (урождённая Варзар, 1909—1954), астрофизик, училась у Абрама Иоффе, отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье. Умерла в Ереване после неудачной онкологической операции.  От этого брака  родились дочь и сын.
       Дочь — Галина Дмитриевна Шостакович (род. 1936), автор книги об отце.
       Сын — Максим Дмитриевич Шостакович (род. 1938), дирижёр, пианист. Заслуженный артист РСФСР (1978). Ученик А. В. Гаука и Г. Н. Рождественского.
       Вторая жена (1956—1959) — Маргарита Андреевна Кайнова, инструктор ЦК ВЛКСМ. Брак оказался непрочным. Жена пыталась привести творчество мужа в соответствие со своими представлениями о «правильной» музыке, и пара распалась, сохранив взаимное уважение.
     Третья жена (1962—1975) — Ирина Антоновна Супинская (Шостакович) (род. 1934). Дочь репрессированного этнографа Антона Казимировича Супинского (1896—1957). Редактор издательства «Советский композитор». Буквально через несколько дней после регистрации брака у Шостаковича был диагностирован боковой амиотрофический склероз, и Ирина Антоновна вынесла на себе все тяготы последних лет жизни композитора.


           Вот  далеко не полный творческий багаж  композитора:

15 симфоний, среди которых — наиболее известные Пятая, Седьмая («Ленинградская»), Восьмая, Одиннадцатая («1905 год»;
оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»);
балеты «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»;
оратория «Песнь о лесах»;
кантата «Казнь Степана Разина»;
концерты (по два) для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром;
камерная инструментальная музыка, в том числе 15 струнных квартетов, Фортепианный квинтет, Фортепианное трио № 2 (памяти Соллертинского);
 «24 прелюдии и фуги для фортепиано», «Семь танцев кукол», «Три фантастических танца» и др. фортепианные сочинения;
музыка к кинофильмам (всего 35), в том числе «Песня о встречном» (из музыки к фильму «Встречный»), «Романс» (из музыки к фильму «Овод»), к фильму «Гамлет»; музыка к драматическим спектаклям; оркестровый фрагмент «Интервидение» (1971, использовался на ЦТ СССР в заставке к передачам «Интервидения» с марта 1971 года) ;
оперетта «Москва, Черёмушки», по ней в 1962 снят фильм «Черёмушки» режиссера
Г.Рапопорта;

Для прослушивания, дорогой читатель, предлагаю такие его произведения:

Шостакович. Музыка из «Гамлета»
https://www.youtube.com/watch?v=AvQwcbt-ITI

Вальс №2
https://www.youtube.com/watch?v=sgMaykdYrF0

Вальс из фильма «Овод»
https://www.youtube.com/watch?v=_1jmbLPjaG8

Вальс из к\ф «Златые горы»
https://www.youtube.com/watch?v=alBAiX3BEdk

Танцы кукол
https://www.youtube.com/watch?v=4DTt6JNB1qI

Симфония №7  (фрагмент)
https://www.youtube.com/watch?v=9FKQUTxDtWg