Село Вщиж как природный и исторический заповедник

Константин Сычев 2
СЕЛО  ВЩИЖ  КАК  ПРИРОДНЫЙ  И  ИСТОРИЧЕСКИЙ  ЗАПОВЕДНИК

В пятидесяти километрах от Брянска вверх по Десне в красивом природном заповеднике располагается старинное село Вщиж.
С глубокой древности люди облюбовали это место как наиболее удобное для жизни. Здесь, по берегам Десны, среди живописных лугов и озёр раскинулись многочисленные курганы и холмы древних поселений. Ещё в начале XIX века на памятники Вщижа обратил внимание великий русский историк Н.М.Карамзин. Тогда немногочисленные путешественники имели возможность видеть 17 курганов, поросших дубовым лесом (1).
Археологические памятники Вщижа и окрестностей давно интересовали россиян. Ещё местная помещица В.М.Зиновьева-Фомина со своим супругом М.М.Фоминым производили раскопки на месте древнего города, обнаружив немало ценных предметов (2).
Но лишь в 40-е годы XX века археологи осуществили серьёзные профессиональные раскопки.
В урочище Белынец, несколько северо-восточнее села Вщиж, было раскопано 24 кургана эпохи бронзы, там же учёные обнаружили 2 поселения эпохи неолита и 3 поселения эпохи бронзы. А в 1 километре от села, к западу, близ озера Голосок, археологи обнаружили ещё один курганный могильник эпохи бронзы (3). Совсем рядом с селом, в 250 метрах к северо-западу, на Благовещенской горе, было обнаружено городище, обитатели которого проживали там в эпоху бронзы, в раннем железном веке, IX – X, XI – XII веках.
Во время раскопок на Благовещенской горе археологи выявили следы большого языческого капища и старинное кладбище.
Но самой главной достопримечательностью села является большое городище IX – XIII веков, оставшееся от древнерусского города Вщижа.
Название этого города по мнению старожилов происходит от местного слова «вщиж» («выщиж»), означавшего «выползок», «плод» колючего ореха чилима, произрастающего в местном озере Бечино, старинном русле Десны, расположенном к северу от реки неподалёку от села.
Однако изучение мной полного собрания русских летописей поставило точку в этом деле. В одной из летописей – Ермолинской – город называется «Вежище» (3а). А это слово произошло от другого – «вежа» (по-древнерусски – «крепость»)! Значит слово «вежищи» означает – «крепостца»! Постепенно звуки названия городка редуцировали, и в летописях появлялись разночтения – «Вжищи», «Вчиж», пока не дошло до позднего разговорного – «Вщиж».
Судя по раскопкам, древний город возник в конце X века на месте роменского поселения как один из ключевых пунктов княжеского полюдья. Так, в летописях под 988 годом говорится, что великий киевский князь Владимир Святославович повелел «ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне…» (4).
Вероятно, первоначально на самом высоком мысу правобережной террасы Десны была построена небольшая деревянная крепость, в которой пребывал великокняжеский гарнизон. Постепенно значение городка возрастает, он становится всё больше и рядом с крепостью-детинцем возникает посад  –  ремесленно-купеческое поселение.
Город Вщиж впервые упомянут в летописи под 1142 годом, «когда великий князь киевский Всеволод Олегович дал города Вщиж и Ормину на севере черниговской земли» (5) своим двоюродным братьям Давидовичам, один из которых, Владимир, стал основателем недолгой династии вщижских князей. Владимир Давидович был известен в истории как один их участников многих жестоких феодальных усобиц, разгоревшихся в XII веке на Руси. Он и погиб в 1151 году, сражаясь за князя Юрия Долгорукого против великого князя Изяслава Мстиславовича в битве на реке Руте (6).
Город Вщиж достался его сыну Владимиру, а потом – другому сыну Святославу (7).
Князь Святослав Владимирович был достойным продолжателем политики своего отца. Он участвовал во многих сражениях, описанных русскими летописями. Это был могучий воин. Во время раскопок на Вщижском городище в алтаре разрушенной монголами церкви был обнаружен склеп с останками этого князя, гигантский рост которого вызвал изумление очевидцев, участвовавших в раскопках (8).
Под 1157 – 1159 годами Святослав Владимирович упомянут в летописи как активный союзник своего дяди Изяслава Давидовича, которому он помогал войти в Киев и стать великим киевским князем (9).
В 1157 году вщижский князь даже ненадолго побывал на черниговском «столе» (10). В 1159 году князь Святослав Владимирович присутствовал при заключении мира между его дядей, великим киевским князем Изяславом, и коалицией князей, возглавляемых Святославом Олеговичем Черниговским, после которого «бысть веселие в них по 3 дни и дарове мнози…» (11).
В том же году, как сообщает летопись, вщижский князь Святослав женился во Вщиже на дочери суздальского князя Андрея Владимировича Боголюбского, одного из самых сильных и влиятельных князей тогдашней Руси, а затем подвергся осаде коалицией князей, возглавляемых Святославом Олеговичем Черниговским.
Судя по раскопкам, в культурном слое, относящемся к этому времени, обнаружено много следов пожарища и захоронений в городской черте, что говорит о жестокой осаде (12).
Но Святослав Вщижский выстоял. Летописец сообщает, что ему на помощь пошли полки дяди Изяслава Давидовича и сына Боголюбского Изяслава Андреевича с суздальскими и муромскими полками. Когда же враги узнали о подходе подкрепления к Святославу Владимировичу, они сняли осаду со Вщижа и ушли (13).
Под 1166 годом в летописи сообщается о смерти Святослава Владимировича во Вщиже (14). Судя по недавнему браку, он ещё был молод, но причина его смерти неизвестна.
Вщижское княжество после этого было разделено как выморочное между родственниками черниговского князя Святослава Олеговича – братьями Святославом и Ярославом Всеволодовичами (15).
В это время город Вщиж переживает эпоху наивысшего расцвета: в культурном слое того времени археологи находят много дорогих вещей. Завершается этот слой следами сильного пожара: город был подвергнут опустошению и сожжён монголо-татарами в марте 1238 года (16).
Вероятно, жизнь на месте древнего города Вщижа возобновилась вскоре после монгольского нашествия, но там возникло лишь небольшое село.
Литовские хроники упоминают под 1498 годом о «пожаловании» «рыболовов ущижских» литовскому дворянину Бокею. Литовцы называли поселение Вщиж, входившее в состав Великого княжества литовского, «королевским имением» (17). Видимо, поселение высоко ценилось в Литве и Польше, если принадлежало короне.
В русских же источниках село Вщиж впервые упоминается задолго после присоединения этих земель к Московской Руси – в жалованной грамоте 1680 года, выданной на имя Ивана Яковлевича Зиновьева, потомки которого вплоть до середины XIX века  владели селом.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона под ред. К.К.Арсеньева и проф. Ф.Ф.Петрушевского, т. 13, с. 461;
2. Археологическая карта России. Брянская область. М., 1993, с. 83;
3. Там же, сс. 80 - 82;  3а. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 23. Ермолинская летопись. Санктпетербург, 1910, с. 43: «Тоя же зимы идоша Олговичи на Святослава, обьступиша вежище его; он же бьяшеся с нiми крепко. Андреi, тесть его, посла ему в помощь сына Изяслава, такоже иде устрои его Изяславъ в помощь; и то слыша Ольговичи идоша прочь».;
4. ПСРЛ. Том 1. Лаврентьевская и Суздальская летопись по академическому списку. М., 1962, столбец 121;
5.ПСРЛ,Том 2,Ипатьевская летопись,М.,"Языки русской культуры",1998, столбец 312;
6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона...Том 12, с. 651;
7. Там же. Том 13, с. 462;
8. Там же;
9. ПСРЛ. Том 25. Московский летописный свод конца XV века. Языки славянской культуры. М., 2004, сс. 63, 65, 66;
10. ПСРЛ. Том 7. Летопись по Воскресенскому списку. Языки русской культуры. М., 2001, с. 65;
11. Там же, с. 68;
12. Археологическая карта России…, с. 85;
13. ПСРЛ. Том 9. Патриаршая или Никоновская летопись. Языки русской культуры. М., 2000, с. 216;
14. ПСРЛ. Том 28. Летописный свод 1497…, М. – Л., 1963, с. 36;
15. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона…Том 13, с. 462;
16. Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж. По следам древних культур: Древняя Русь. М., 1953;
17. В. Крашенинников.Взгляд через столетия, Тула. 1990, с. 41.

Журнал «Рыбалка и мы», № 1, 2010 г.