Брянские князья смоленского дома

Константин Сычев 2
Б  Р  Я  Н  С  К  И  Е   К  Н  Я  З  Ь  Я    С  М  О  Л  Е  Н  С  К  О  Г  О   Д  О  М  А

Князь Олег Романович впервые упоминается в летописи под 1274 годом, когда он ходил под водительством отца в поход на Литву (1).
Судя по тому, что князь Роман Михайлович послал своего сына вперёд навстречу татарам, Олег Романович уже обладал достаточным боевым опытом и мог не просто общаться с татарами самостоятельно, но и постоять за себя (2).
К тому же, безуспешно простояв возле литовского Новогродка, князь Роман послал Олега в гости к своему зятю Владимиру Васильевичу Волынскому, и тот послушно отправился во Владимир-Волынский – проведать свою сестру Ольгу (3).
Видимо, Олег Романович к тому времени добился ратной славы и умел преодолевать большие расстояния. Кроме того, Роман Брянский в летописном разговоре с зятем говорит об Олеге, как о наследнике: «А се в моё место сынъ мой Олегъ» (4).
Как наследник брянского князя Олег Романович, вероятно, ходил со своим отцом и на Смоленск в 1285 году (5).
После смерти отца (1290 г.), князь Олег недолго, около трёх лет, управлял Брянским княжеством. Проявив ещё с детских лет тягу к книгам и церковной службе, «…он постригся в монахи, приняв имя Василия, и был похоронен в основанном им Петропавловском монастыре в Брянске» (6).
По сведениям, изложенным в Любечском Синодике, Олег Романович оставил своему преемнику 120 тысяч человек (7), составлявших, по-видимому, тягловое мужское население княжества.
Он «скончался строгим подвижником» 20 октября 1307 года (8).
После ухода Олега Романовича в монастырь брянская знать отправилась в Смоленск за новым князем – мужем родной сестры князя Олега, Агафьи – Александром Глебовичем. Однако великий князь смоленский Фёдор Ростиславович сам «имел виды» на Брянск и объявил «наместником брянским» своего племянника Андрея Михайловича, который и упоминается в этом качестве в письме рижского архиепископа князю Фёдору (9). Однако князь Андрей не согласился с волей своего дяди и в Брянск не поехал, оставшись в своём уделе, вероятно, в Вязьме.
Князь Александр Глебович самовольно прибыл в Брянск и занял княжеский «стол» где-то около 1394 года. Скорее всего, он, наместник отца, Глеба Ростиславовича, был изгнан после его смерти дядей Фёдором из Смоленска.
Александр Глебович искал возможность вернуть себе Смоленск и в Брянске лишь отсиживался, собирая силы и денежные средства.
В 1297 году он добился своей цели и, воспользовавшись отсутствием своего дяди, «взя лестию подъ отцемъ княжение Смоленьское» (10).
С этого времени Александр Глебович Смоленска не покидал, оставаясь до самой смерти великим князем смоленским.
В 1298 году, как сообщает летописец, «князь Феодоръ Ярославскыи собрав воя многы, иде ратию къ Смоленьску на сыновца своего князя Александра и бися по многы дни у града, и не взя его, бе бо крепокъ велми, и взъратися къ Ярославлю» (11).
Не вынеся позора поражения, князь Фёдор Ростиславович вскоре скончался (12).
Великий же смоленский князь Александр Глебович ещё раз упомянут в летописи в связи с событиями под Дорогобужем.
В 1300 году он, желая покарать дорогобужцев за непокорность, «опступи, и воду отня. Князь же Андрей Вяземский прииде и поможе им, и убиша князя Александра сына, а самого брата раниша, а смолнян убиша двесте» (13).
После таких жестоких потерь князь Александр Глебович «мирно» правил в Смоленске и скончался в 1313 году (14).
После ухода князя Александра Смоленского из Брянска (1297) на брянский «стол» был посажен его сын Василий. Однако это вызвало недовольство дяди Василия Александровича – Святослава Глебовича Можайского, позавидовавшего племяннику, которому достался богатый брянский удел. В 1309 году Святослав Глебович вместе с карачевским князем Святославом-Пантелеем Мстиславовичем занял Брянск, а Василий Александрович бежал в Орду к хану Тохтэ за защитой (15).
Дальнейшие события летописец освещает так. «Въ ту зиму по Крещенiи, Пётръ митрополитъ Кiевьськiй и всея Русiи прiиде во Брянескъ, и въ то время князь Василей прiиде ратью Татарскою ко Брянску на князя Святослава: митрополитъ же Пётръ рече Святославу: «поделися, сыну, со княземъ Васильемъ княженiемъ или бежи изъ города». Святославъ же на мужество своё надеяся и на многу силу Брянску, рече: «Брянци мя, господине, не пустятъ, но хотятъ за мене головы своя положити», и не послуша слова отца своего митрополита, и поиде противу рати. Соступившемъ же ся имъ, и бысть сеча зла; Брянци же выдаша князя Святослава, коромольници суще, поврьгше стяги своя, бежаша; князь же Святославъ дворомъ  своимъ токмо много бився, и тако ту убiёнъ бысть априля 2. Пётръ же митрополитъ затворися тогда во церкви, и ту съхрани его Богъ от поганыхъ» (16).
Судя по тому, что митрополит Пётр пребывал в Брянске столь долго (с Крещения до занятия Брянска князем Василием), произошедшие события были значимыми для Руси. Вероятно, митрополит пытался поддержать Святослава Глебовича, креатуру Москвы, а когда пришли татары – спасти его от гибели.
Князь Василий Александрович, вернув себе Брянск, этим не ограничился и пошёл с татарами на Карачев, где расправился с союзником покойного Святослава Глебовича – князем Святославом-Пантелеем (17).
После этого Василий недолго правил Брянским уделом. По сообщению летописца, он скончался в 1314 году, едва пережив своего отца (18).

П   Р   И   М   Е   Ч   А   Н   И   Я

1. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.2. Ипатьевская летопись. Языки русской культуры. Москва. 1998 г., стлб. 871: «Менгутимерь же да ему рать и Ягурчина с ними воеводу, и заднепрескый князи все да ему в помочь, Романа Дьбряньского и сыном Олгомъ, и Глеба князя смоленьского, иныхъ князий много»;
2. Там же, стлб. 872: «…одинъ Олегъ, сын Романовъ, притяглъ. Пришёл бо бяше наперёд с татары»;
3. Там же, стлб. 873-874: «Тако же от Новагородъка приеха Олегъ въ Володимерь ко своей сестре»;
4. Там же, стлб. 874;
5. ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская и Суздальская летопись по академическому списку. Москва. 1962 г., издательство «Восточная литература», стлб. 482: «Романъ князь Брянскыи приходилъ ратью к Смоленску»;
6. В.В.Мавродин. Очерки истории Левобережной Украины. СПб. «Наука». 2002 г., с. 379;
7. Зотов Р.В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб. 1892 г.;
8. В.Крашенинников. Взгляд через столетия. Тула. Приокское книжное издательство. 1990 г., с. 60;
9. А.А.Горский. Брянское княжество в политической жизни Восточной Европы (конец XIII – начало XV в. В сборнике: Средневековая Русь. I. Российское Университетское издательство. Москва. 1996 г., с. 75;
10. ПСРЛ. Т. 6, вып. 1. Софийская первая летопись старшего извода. Москва. «Языки русской культуры», 2000 г., с. 364; см. также ПСРЛ. Т. 1, стлб. 528: «князь Александр Глебович взя лестию княженiе Смоленьское под отцемъ своимъ»;
11. ПСРЛ. Т. 6, вып. 1, с. 364;
12. ПСРЛ. Т. 1, стлб. 528: «…того же лета преставися князь Фёдоръ Ярославскыи»;
13. ПСРЛ. Т. 33. Холмогорская летопись. Двинский летописец. Ленинград. Издательство «Наука». 1977 г., с. 77;
14. ПСРЛ. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. Москва. «Языки русской культуры». Москва. 2000 г., с. 178: «Того же лета преставися князь Александръ Глебовичь Смоленскiй»;
15. Там же, с. 177: «Того же лета князь Святославъ Глебовичь выгна братанича своего князя Василiа изъ Брянска, и самъ сяде на княженiи въ Брянске. Того же лета князь Василей Брянскiй иде во Орду ко царю жаловатися на дядю своего, на князя Святослава Глебовичя»;
16. ПСРЛ. Т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. Москва. «Языки русской культуры» 2001 г., с. 185;
17. ПСРЛ. Т. 10., с. 178: «Того же лета князь Василей Брянскiй ходи съ Татары къ Карачеву, и уби князя Святослава Мстиславичя Карачевского» ;
18. Там же.

2010 г.