Мысли на заметку. 11 сентября 2020 года

Алексей Струмила
       [...].

       Я себе мысленно составлял рассказ об отце и сыне: о демократе и революционере, с одной стороны, и о консерваторе и «фаталисте» — с другой.
Отец (подобие Улицкой по мировоззрению, да ещё перемешанная с Быковым), а сын понимает, что они ничего не меняют и никогда не изменят, а проводят в жизнь действие объективных законов. «Я даже если бы считал, что устройство внешней, общественной жизни есть благо, с тобой, отец, не был бы согласен, потому как со своими взглядами вы ничего не устанавливаете, а вас просто несёт течением. Но я не согласен с тем, что построение общества — это цель нашего существования. Поэтому я с тобой не то что не согласен, а дважды не согласен. Я не согласен с задачами, которые вы ставите, я не согласен со способами, которыми вы собираетесь решать эти задачи. Объективные силы истории вас используют так или иначе. Вы станете либо рабочим материалом истории, либо создадите идеологему, которую толпа поднимет на знамя. Но вы безвредны, я думаю, потому что вы, объективно, работаете на усиление государства, а не на его ослабление. Вы исполняете совсем не ту роль, которую себе приписываете. Вашу же идеологему никто на флаг поднимать не будет. Реальных причин для этого нет.

       Вы тот же Ленин, только в наше время. Тот говорил, что человек может устроить справедливое, свободное, братское равноправное общество, и вы говорите. Его спрашивали как, он отвечал, что надо обладать передовым мировоззрением. И вы это же говорите. Где его взять? На Западе, отвечал Ленин, там, где лучше всего человечество развито. Вы то же самое утверждаете. Что там было на Западе передового? Тогда — марксизм и коммунизм. Теперь — демократия и капитализм. Это всё идеологемы: «трусы», которые висят на поднятой швабре.

       А я уверен, что можно и нужно освободиться от внешних по отношению ко мне законов, а развиваться по законам своего развития. И это развитие связано не с внешним благом, не с условиями пребывания на этом свете. Вот свобода! Вы не к свободе зовёте, а к другой форме зависимости: более изощрённой и более подавляющей».

       Думается, может, написать это в форме пьесы или сценария.