Юморина 2012 года - Год российской истории

Аркадий Кузнецов 2
Появляются ведущие - куклы Даша и Кеша.
Кеша: Здравствуйте, зрители! Этот год - очень даже особенный.
Даша: В нём много исторических дат.
Кеша: И поэтому мы посвятим "Юморину" Году российской истории.
Даша: Как говорят, 1150 лет назад было начало русской государственности.
Кеша: Стоп, стоп, стоп. Государственности Руси или России?
Даша: Дело неясное.
Кеша: Слишком времена были баснословные!
Даша: Но летопись донесла рассказ о призвании варягов в Новгород...
Кеша: А может быть, в Ладогу..
Даша: А кто были эти варяги - неизвестно даже историкам.
Выскочил из хаты Рюрик,
Ошалев, заголосил:
"Кто же я, норманн иль русич?
Или вовсе славянин?
Или кельт я? Братцы, дожил...
А норманнов вовсе нет?
Или, может быть, о Боже,
Я неведомый венед?"
Кеша: Вот что писал Алексей Константинович Толстой в "Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева":
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
Даша:
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
 Кеша:
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.
 Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
 Даша:
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!
 Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
Кеша:
Варягам стало жутко,
Но думают: «Что ж тут?
Попытка ведь не шутка —
Пойдем, коли зовут!»
Даша:
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят – земля богата,
Порядка ж вовсе нет.
Кеша:
«Ну, – думают, – команда!
Здесь ногу сломит черт,
Es ist ja eine Schande,
Wir mussen wieder fort».
 Но братец старший Рюрик
«Постой, – сказал другим, —
Fortgeh;n war;ungebiirlich,
Vielleicht ist;s nicht so schlimm.
 Хоть вшивая команда,
Почти одна лишь шваль;
Wir bringen;s schon zustande,
Versuchen wir einmal»
 Даша:
И стал княжить он сильно,
Княжил семнадцать лет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет!
Кеша: Свой взгляд на это дело имел и автор журнала "Сатирикон", написавший часть "Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом", касавшуюся русской истории, Иосиф Оршер.
Даша: Племя Русь в первый раз появилось в России в 862 г. Откуда оно появилось - никому не было известно.
Все в этом племени были беспаспортные и на расспросы летописцев давали уклончивые ответы.
- Мы происходим от Адама! - говорили одни. Летописцы накидывались на свои пергаменты, чтобы записать эти слова. Но тут подходили другие из племени Русь и не без лукавства замечали:
- Вас обманули, господа летописцы. Мы происходим от Евы.
И бедные летописцы тщетно ломали головы, стараясь угадать, какой из этих двух разноречивых ответов можно считать верным. Жили тогда славяне, следуя строго обычаям предков - в вечной ссоре и беспрерывной драке между собой.
Синяк под глазом или вывороченная скула, как у нынешних боксеров, считались почетными знаками и лучшим доказательством мужской красоты и отвага. Несмотря, однако, на отчаянную отвагу, славяне всем платили дань, не желая, по-видимому, отступать от предании седой старины.
Северные славяне платили дань варягам. Южные - хазарам. Восточные - половцам. Западные - немцам. Юго-восточные славяне платили и немцам и варягам. Иногда северные славяне тайком от южных славян приносили дань хазарам. Когда это обнаруживалось, южные славяне в долгу не оставались и, выбрав ночку потемнее, отправлялись тайком от северных славян к варягам и приносили им дань.
На этой почве у южных и северных славян весьма часто возникали войны, которые в большинстве случаев кончались вничью. Южные славяне возвращались к себе на юг, сообщая всем по дороге:
- Здорово мы отколотили северных славян. Больше не сунутся с данью к нашим хазарам.
Северные же славяне всем по дороге рассказывали:
- Ну и отдубасили мы южных славян! Будут знать, как платить дань нашим варягам.
В конце концов славяне всех стран света так перессорились между собой, что вмешательство иностранных держав стало необходимым. Славяне не стали ждать, пока чужеземцы придут в их страну, и сами позвали их к себе.
- Так-то почетнее будет! - сказали умные славяне. И отправили к чужеземцам послов.
Кеша:
Призвание варягов.
Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов. Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти. Брюк в то время еще не носили. Даже князья, управляя своими народами, оставались без брюк при исполнении своих княжеских обязанностей.
На плечи послы накинули по звериной шкуре. Взяли по котомке с хлебом и отправились к варягам. Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из Иловайского:
"Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
За знание истории варяги поставили послам пять, а потом приступили к деловому разговору.
- Зачем вам порядок? - спросили варяги. Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к этому вопросу они совершенно не были подготовлены.
- Да как же без порядка! - стали они мямлить. - Нужен порядок...
- Зачем же нужен?
- Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок? Варяги засмеялись.
- Ну хорошо, - сказали они, - порядок нужен для порядка. А земля ваша действительно велика? Послы оживились.
- Велика?! Ишь ты, чего захотели! Это только для красного словца говорится. Куренка, к примеру сказать, и того выпустить некуда. Сейчас его либо половчанин схватит, либо хазарин унесет, либо к вашей милости на сковородку попадет. Совсем безземельные...
- А земля ваша действительно обильна?
- Обильна ссорами.
Заметив, что слова эти произвели на варягов нехорошее впечатление, послы бросились в ноги и завопили:
- Ваши благородия! Не оставьте нас, сирот. Вы наши отцы, мы ваши дети. Приходите учить нас уму-разуму.
После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами.
Три брата - Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами пошли к славянам.
Рюрика приняли с удовольствием.
- Хоть и не Рюрикович, - говорили про него послы, - но его потомки будут Рюриковичами. Синеуса приняли благосклонно.
- Усы выкрасим, - решили послы, - и он сделается Черноусом.
Но насчет Трувора возникли прения.
- Пойдут от него Тру-воровичи, - говорили послы, - а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.
Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить. От Труворовичей и пошли на Руси интенданты, приказные, хожалые.
Даша: Вот так - с этим юбилеем. Как бы то ни было, после Рюрика правил Олег по прозвищу Вещий.
Кеша: Кто он был - тоже толком неизвестно, но все знают, благодаря стихам Пушкина, как он умер, и произошло это ровно 1100 лет назад.
Даша: Из "Истории" "Сатирикона":
О смерти Олега существует прекрасная легенда. Один кудесник предсказал, что князь умрет от своего любимого коня. Олег велел по-прежнему кормить коня, но больше на него не садился. По возвращении из похода князь спросил:
- А где мой любимый конь? Шталмейстеры смутились и ответили:
- И... и... издох!
Смущение показалось подозрительным Олегу.
- Хочу видеть его кости! - лукаво усмехнувшись, сказал князь. - Шкуру его я видел... на другом коне!
Шталмейстеры повели Олега на какой-то курган, с которого его принесли обратно мертвым. Последнее слово князя было:
- "Змея!"
Из этого историки делают заключение, что Олег умер от укуса змеи. Но опытные чиновники и киевские интенданты только улыбаются наивности историков и объясняют инцидент с конем несколько иначе...
Кеша: Немного иначе смотрел на это событие Владимир Высоцкий...
Как ныне сбирается вещий Олег
Щита прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек
И ну шепелявить чего-то.
«Эх, князь, — говорит ни с того ни с сего, —
Ведь примешь ты смерть от коня своего!»
Ну только собрался идти он на вы —
Отмщать неразумным хазарам,
Как вдруг прибежали седые волхвы,
К тому же разя перегаром.
И говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
«Да кто ж вы такие, откуда взялись?! —
Дружина взялась за нагайки. —
Напился, старик, так иди похмелись,
И неча рассказывать байки
И говорить ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!»
Ну, в общем, они не сносили голов —
Шутить не могите с князьями!
И долго дружина топтала волхвов
Своими гнедыми конями:
Ишь, говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
А вещий Олег свою линию гнул,
Да так, что никто и не пикнул.
Он только однажды волхвов помянул,
И то саркастически хмыкнул:
Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
«А вот он, мой конь, — на века опочил,
Один только череп остался!..»
Олег преспокойно стопу возложил —
И тут же на месте скончался:
Злая гадюка кусила его —
И принял он смерть от коня своего.…
Каждый волхвов покарать норовит,
А нет бы — послушаться, правда?
Олег бы послушал — ещё один щит
Прибил бы к вратам Цареграда.
Волхвы-то сказали с того и с сего,
Что примет он смерть от коня своего!

Даша: Да, тёмные были времена...
Кеша: А потом пришло Смутное время. Итак, по Алексею Толстому:
Пошел сумбур и драки:
Поляки и казаки,
Казаки и поляки
Нас паки бьют и паки;
Мы ж без царя как раки
Горюем на мели.
Прямые были страсти —
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без власти
Далёко не уйдешь.
Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать.

Даша: 1612 год - ровно 400 лет назад - было, как известно, освобождение Москвы Мининым и Пожарским...
Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
- Заложим жен и детей и выкупим отечество!
- Заложим! - загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
- Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
- Продадим дворы и спасем отечество!
- Продадим! - снова загудела толпа. - Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.
Кто покупал дворы - никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.
"Странно, - замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. - Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?"
Не будем объяснять иностранным историкам то, чего они но своему скудоумию понимать не могут, и вернемся к Минину.
- Теперь хватит, - заявил он своим гражданам. - Возьмите оружие и пойдем на поляков. Во главе рати стал Пожарский.
- А казаков под Москвой не будет? - спросил новый полководец.
Казаки были на стороне поляков.
- Не будет! - ответил Минин.
- Тогда я пойду!
Пожарский оказался храбрым полководцем и освободил Москву от поляков.
Большую помощь оказал ему при этом голод, любезно согласившийся поселиться в Москве на время осады. Поляки, питающие с малых лет отвращение к голоду, отдали Москву русским.
С тех пор голод не расставался с русским народом, поселившись у него на правах бывшего союзника и друга дома.

Кеша: 200-летие тех событий было отмечено новой Отечественной войной...
Даша: 1812 года.
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
Так писал Пушкин...
Кеша: И Алексей Константинович писал:
Царь Александер Первый
Настал ему взамен,
В нём слабы были нервы,
Но был он джентльмен.
Когда на нас в азарте
Стотысячную рать
Надвинул Бонапарте,
Он начал отступать.
Даша: Откроем наш учебник.
После мирной кончины Павла Первого на престол взошел Александр Первый. Это сильно обидело Наполеона.
- Я не могу допустить, - заявил он, - чтобы на одном земном шаре были два первых государя! Или я, или Александр.
Наполеон приказал французам одеться и пойти на Москву. Французы неохотно одевались. Застегивая пальто, они ворчали:
- Зачем нам Москва? Нам и дома хорошо. Сыты, одеты, обуты. Каждый из нас француженку на содержании имеет... Чего еще недостает?
Французы решительно сели. Видя, что дело плохо. Наполеон крикнул:
- Барабанщики, вперед!
Вышли барабанщики и забарабанили поход. Французы дрогнули и пустились в путь. Как Наполеон ни скрывал своего намерения напасть на Россию, но лишь только он перешел русскую границу, в Петербурге узнали об этом. Народ русский вскипел.
- Как! - гремели по России негодующие голоса. - Какие-то французишки смеют идти на нас войной. Да мы их шапками закидаем!
Шапки страшно вздорожали в один день. Все патриоты спешили накупить себе шапок для закидывания французов. Александр собрал двести тысяч солдат и разделил их поровну между генералами: грузином и немцем.
Но вышло разногласие между генералами. Пылкий грузин, защищенный при этом спереди большим грузинским носом, рвался вперед, а холодный немец приказывал отступать. Тогда Александр назначил главнокомандующим русского князя Кутузова.
Приехав в армию, Кутузов с изумлением заметил:
- Разве с такими молодцами можно отступать! Но приказал продолжать отступление.
"Но вот нашли большое поле!"
Поле это называлось село Бородино. Кутузов построил свою армию с таким расчетом, чтобы французы потерпели поражение. Наполеону не удалось так удачно построить своих французов.
Он, по обыкновению, конечно, если Иловайский не врет, устремил свои главные силы на то, чтобы прорвать наш центр, а нужно было сделать наоборот. Наполеону нужно было устремить свои главные силы на то, чтобы прорвать свой собственный центр. Прорвав себе центр. Наполеон должен был сесть на левое крыло и улететь в Париж.
Но император французов продолжал делать ошибку за ошибкой. Кутузов же ошибок делать не желал, а приказывал только стрелять. Это очень огорчало Наполеона.
- Некультурная нация! - жаловался он своим генералам. - Я их завоевать хочу, а они еще стреляют. Обратившись к маршалу Даву, Наполеон предложил:
- Ты бы их подавил немного.
Но Даву отрицательно покачал головой.
- Пробовал давить, ваше величество, да они не даются. Непонимающий народ.
После десятичасового рукопашного боя атаки прекратились, стреляли только из пушек. К вечеру, одержав победу, Кутузов отступил. Побежденные французы с горя заняли Москву.
Генерал-губернатором в Москве был в то время граф Растопчин.
Предвидя пожар Москвы, он не растерялся перед французами и до прихода их как прокламациями, так и личным примером воодушевлял жителей московских.
Однако в день вступления в Москву французов граф переменил свои взгляды и вместе со всеми прочими оставил Москву.
- Мы их выкурим! - сказал он многозначительно, покидая первопрестольную. - Огонь действительнее вилы-тройчатки...
И начались пожары. Французам стало жарко. Они сняли с себя платье и в дезабилье вышли на улицу. Не успели они сделать пять шагов, как стукнул мороз и уложил на месте добрую половину французов. Оставшиеся в живых еле добежали до своих квартир и, наскоро одевшись, попросили есть. Но увы! Тут оказалось, что русские, уезжая, забрали с собой весь хлеб.
Осталось одно сено, но не было между французами г-жи Нордман-Северовой, чтобы сварить им из сена бульон, курицу и компот. И половина оставшихся в живых французов в тот же день умерла мучительной голодной смертью.
- Бежать! - молнией пронеслось по всему французскому лагерю.
- Бежать! Бежать!
Тот, кто первый произнес это спасительное слово, был тут же произведен в маршалы великим и благородным Наполеоном.
Французы в бегстве выказали большую сметку. Впереди всех был Наполеон. Для скорости он бежал на лыжах. Остальные бежали пешком.
- Ишь, прыткие! - удивлялись наши мужички. - Как ловко бегут! Только пятки сверкают. Сейчас видно, что грамотные.
Наши войска преследовали французов по пятам и полегоньку поколачивали. У реки Березины казаки чуть-чуть не взяли в плен самого Наполеона. Один казак уже схватил было за фалды самого Наполеона. Но Наполеон навострил лыжи и ушел от казака.
Говорят, что спасением своим у реки Березины император обязан петуху. Было это так.
Когда казаки уже совсем было настигли французов у Березины, кто-то из французов увидел впереди петуха и закричал:
- Братцы, пища!
У не евших уже более месяца французов силы удесятерились, и они быстрее лани помчались за петухом. Расстояние между ними и казаками сразу увеличилось, и таким образом французы спаслись от плена. Вот почему у французов до нынешнего дня петухи пользуются большим почетом.
Кеша: Казалося, ну, ниже
Нельзя сидеть в дыре,
Ан глядь: уж мы в Париже,
С Louis le Desir;.
В то время очень сильно
Расцвёл России цвет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет.
Год, в котором французы бежали из России, в честь чудесного избавления от них назван Двенадцатым.
Даша: И нынешний год, представьте себе, тоже назван Двенадцатым! Надеюсь, никто не обиделся на наше видение российской истории - ведь к истории, как и ко всему, надо относиться с чувством юмора.
Кеша: Особенно первого апреля.
Даша: История продолжается.

(Ждите продолжения)