В женской гимназии

Вера Ким-Басова
"Сегодня, 10 апреля 2024 года, в нашей гимназии состоялся концерт Заслуженного коллектива народного творчества «Хор ветеранов войны и труда» им. В.Д. Чибисова, под руководством художественного руководителя Натальи Юрьевны Волковой!
Гимназистки 5-11 классов с большим удовольствием слушали песни о России, о военном времени, о доблестных защитниках нашей Родины.
В завершении ученицы поблагодарили ветеранов за прекрасное выступление, пожелали мира, здоровья, сил и вдохновения ещё много лет радовать нас своим творчеством!"

Да, это про наш концерт написали на странице ВК
МАОУ "Женская Гуманитарная Гимназия"

После выступления я сказала нашему конферансье:
"Людмила Ивановна, Вас надо уволить".
Она испуганно посмотрела на меня.
— Не успел концерт начаться, на первой песне
я уже в слезах. Еле подавила, привелась в порядок...

Людмила Ивановна поняла, что это была похвала.
Да, она проникновенно вводит зрителей в каждый
следующий номер. Но дело даже не в ней.
Атмосфера в гимназии была такова,
что каждая песня пронзала сознание.
Надеюсь, не только нас, поющих.

Я потом задержалась с девочками — подарить гимназии
свои книги, пожелать ученицам успехов, ну, и спросила,
как им концерт. Девушки очень поблагодарили.
Лица были искренними, проникновенными.
Некоторые сказали, что плакали.

Потом я попросила первоклашек-щебеташек
проводить меня до первого этажа — там у них непросто.

И проходя внизу мимо портрета на стене коридора,
я спросила у девочек: Это кто? "Не знаем", — был ответ.
— Хотите, я вам расскажу про него?
Его зовут Ваня, — показала я ... на достойного мужчину
зрелого возраста, явно не современника.

"Иван Андреевич Милютин" сразу, пожалуй, не зайдёт.
А потом, услышав знаменитую для череповчан фамилию,
девочки вспомнят его имя.
— Это он создал вашу гимназию!
Я рассказала, что его дочь Саша — Александра Ивановна —
служила в гимназии. Что потом она полюбила
нашего деловитого умного парня Степана Гришина,
вышла замуж за него и стала жить в одной из наших
деревень Воротишине, и — сделалась моей землячкой.
Сообщила, что её правнучка жива, ей 96 лет, и что я дружу
с ней, с Кирой Александровной.
— А вам сколько лет? — да, вопрос логичный.
Просто девочки, глядя на меня, явно не давали
мне 90 с лишком. Спасибо, девчата!

— Так она (праправнучка Ивана Андреевича)
должна быть Милютиной? Да?, — опять они спрашивают.
Этот вопрос мне тоже понравился.
Тем более что фамилию они уже назвали сами.

— Но ведь дочь его Саша — девочка.
Она вышла замуж, и сменила фамилию.
И её дочка Анна вышла замуж, правда,
тоже за Гришина, фамилию менять не пришлось.
Сын Анны Александр был, соответственно, Гришин.
Но его дочь Кира вышла замуж и стала Кудрявцевой.

А на один вопрос я гимназисточкам не ответила.
— А во сколько лет он умер? — показали они на Милютина.
Я сказала, что он умер в 1907 году.
Когда он родился ... там не могла вспомнить.
...А ведь в таком году, как и мой отец, даже
в том же месяце, только на сто лет раньше.
Апрель 1829 — июль 1907 — это даты жизни Ивана Милютина.
Каждый год 20 апреля Кира Александровна Кудрявцева
отмечает День Рожденья своего прапрадеда.

...Маленькие гимназистки приняли объяснения.
Мы вообще-то управились за пару минут
с такой мини-экскурсией. А вашему вниманию
я предлагаю, тоже краткую, но — добавку.

Женскую гимназию в Череповце предложил строить
голова города Иван Милютин 160 лет назад.
Сначала это было деревянное двухэтажное здание
в центре города рядом с Воскресенским проспектом.
Потом гимназия — первая в России в уездном городе —
каменела, расширялась.

В 1877 году городской голова И.А. Милютин просил
Александра II, чтобы супруга будущего императора
Александра III- Мария Федоровна — приняла это
учебное заведение под свою опеку. Так и случилось
Теперь гимназия стала называться Мариинской.

Интересный анализ контингента на 1908 год.
В гимназии в то время обучались 408 человек,
из них представительниц духовного сословия — 29;
дочерей дворян и чиновников — 103;
представительниц городских сословий — 151 человек;
крестьянского сословия — 124.
Итак, Мариинская женская гимназия была
всесословным учебным заведением.
Для иногородних было общежитие,
"интернат", как у нас называли в Сосновке.

Нуждающимся ученицам выделялись стипендии
из пожертвований частных лиц.
Этим и всяческим другим устройством в гимназии
занимался попечительский совет.
Членом попечительского совета и была дочь
Ивана Милютина, Александра Ивановна.

В 1904 году при гимназии открыли домовую церковь.

Первой начальницей гимназии была женщина по имени
Олимпиада. Нередицкая Олимпиада Григорьевна,
Мариинская гимназия существовала до 1917 года.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Инициатором воссоздания и первым директором
вот этой женской гуманитарной гимназии
была Наталия Леонидовна Рябова.
Ей удалось, сохранив традиции Мариинской
женской гимназии, создать новое учебное заведение,
отвечающее требованиям современности.

Девиз её:
"Гимназия это дом, где учат быть счастливыми"
Гимн гимназии "Журавлиная песня"
"Может быть пора угомониться,
Но я грешным делом, не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше, чем грустить по журавлю..."

ОПЯТЬ ПЕРВАЯ

МАОУ "ЖГГ" г.Череповца стала первой в новой России
государственной женской гимназией,
тем самым оказалась у истоков возрождения
традиций женского гимназического образования
в Российском государстве.
Она была создана в 1991 году на основании решения
постоянной комиссии Череповецкого городского
Совета народных депутатов от 24 апреля 1991 года.
Короче, в апреле 33 года назад.

МЕЧТАЙТЕ О БОЛЬШОМ, ДРУЗЬЯ, О ЖУРАВЛЕ!
И достигайте мечты с Божьей помощью!